Арес

Арес – олимпийский бог, которого считали покровителем войны, жажды битвы, отваги и гражданского порядка. В древнегреческом искусстве его изображали либо как зрелого воина с бородой, вооружённого и готового к битве, либо как безбородого юношу. Во втором случае Арес был обнажён, но тоже был во всеоружии – он держал копьё, а на голове носил шлем.

Изображение справа — Арес, 6 век до н.э., Художественный музей Вустера.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ АРЕС
РодителиЗевс и Гера
Бог чего:Война, мужество, жажда битвы
ДомГора Олимп
СимволыШлем
Священные животныеЗмей
СвитаДеймос, Фобос, Энио
Другие ИменаЭниалий
Римское имяМарс
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаРимское имя
ΑρηςArêsAresMars

 

МИФЫ

  • Арес был возлюбленным богини Афродиты, причём в этом романе она изменяла своему мужу, богу кузнечного ремесла Гефесту. Однако Гефест поймал пару при помощи золотой сети, которую повесил над ложем. Затем он пригласил других богов прийти в качестве свидетелей и увидеть измену. Это было невероятным унижением для Ареса и Афродиты. Читать дальше.
  • Когда Афродита влюбилась в прекрасного юношу Адониса, Арес был поглощён ревностью. Он превратился в кабана и напал на юношу, убив его. Читать дальше.
  • Арес превратил свою дочь Гармонию и её мужа Кадма, легендарного основателя Фив, в змей. После этого бог унёс обоих на Остров блаженных. Читать дальше.
  • Ещё одной жертвой Ареса был Галиррофий, сын Посейдона. Бог мстил Галиррофию за то, что тот обесчестил дочь Ареса Алкиппу. Ареса судили на холме Ареопаг в Афинах, где собрались по просьбе Посейдона все 12 олимпийских богов. Но они оправдали его, т.к. Арес защищал дочь. Читать дальше.
  • Арес захватил Сизифа, преступника, который смог захватить в плен бога смерти Танатоса, т.к. не хотел отправляться в царство мёртвых. Читать дальше.
  • У Ареса был сын Кикн, разбойник из Фессалии. Во время сражения между Кикном и Гераклом Арес пытался защитить сына. Геракл ранил бога, и тому пришлось бежать на Олимп. Читать дальше.
  • Дочерьми Ареса были девы-амазонки, участвовавшие во многих битвах. Везде в этих походах и сражениях бог покровительствовал им и помогал. Самая известная среди этих амазонок – Пентесилея, которая была участницей Троянской войны. Читать дальше.
  • Когда гиганты Алоады, невероятно сильные братья-близнецы, сыны или потомки Посейдона, осадили Олимп, Арес вышел на битву против них. Но Алоады победили его и заключили в бронзовом сосуде, где бог томился 13 месяцев. В конце концов его Ареса освободил его сводный брат Гермес. Мачеха Алоадов помогла найти место, где держали бога войны. Читать дальше.
  • Во время Троянской войны Арес сражался на стороне греков. Греческий герой Диомед смог ранить бога копьём в бок благодаря помощи Афины. Арес в итоге сбежал на Олимп, крича и страдая от боли. Читать дальше.

На следующих страницах вы найдёте другие мифы об Аресе в детальном пересказе.

СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ

Атрибуты Ареса были в первую очередь связаны с его сутью как бога войны. Главный среди них – это остроконечный шлем воина. Этот атрибут появлялся даже в сценах, где бог показан у себя дома или во время обыденных дел. Например, на пирах богов он носил шлем или держал его в руках. Среди других атрибутов бога нужно упомянуть щит, копьё, иногда использовался также меч в ножнах. Хотя его щит часто украшала какая-нибудь эмблема, это не было изображение чего-то особенного, присущего Аресу. Древние мастера просто брали стандартную эмблему, из тех, которые обычно использовались для таких целей.

Арес обычно был одет в одежду, типичную для греческого воина. Этот наряд включал тунику, нагрудник, шлем и наколенники. Часто нагрудник не добавляли, и тогда бог носил простую тунику. Иногда Ареса и вовсе изображали обнажённым, единственными предметами были щит и шлем. Часто возникают сложности при попытке определить, где в древнегреческом искусстве изображён бог Арес. Мало что выделяет его среди фигур других воинов. Читать дальше.

СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ

В первую очередь священным животным Ареса была змея. Также считали, что он связан с некоторыми видами птиц, в частности со стервятником и несколькими видами сов. Древние предсказатели считали, что эти животные – предвестники войны, смутного времени, несчастий. Читать больше.

В мифах самыми известными животными бога был Колхидский дракон, гигантский змей, которого Арес отправил охранять Золотое руно, и Исменийский дракон, ещё один огромный змей. Последний охранял священный источник бога около Фив. Читать дальше.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители
[1.1] Зевс & Гера (Гесиод. Теогония. 921, Гомер. Илиада. 5.699, Эсхил. Фрагменты. 282, Псевдо-Аполлодор 1.13, Павсаний 2.14.3, Псевдо-Гигин)
[1.2] Гера (нет отца) (Овидий. Фасты. 5.229)

Дети
Смотрите ниже Семья Ареса

Арес был сыном Зевса и Геры, царя и царицы богов, а также братом богинь Илифии и Гебы. Среди его сводных братьев и сестер были Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гермес, Дионис и Гефест.
У Ареса было трое детей от богини Афродиты по имени Деймос (Страх), Фобос (Ужас) и Гармония (Гармония). Дочь его дочери Гармонии Семела была матерью бога Диониса.
У Ареса также было множество смертных потомков. Многие из них унаследовали жестокий темперамент своего отца и в мифах часто играли роли злодеев. Читать дальше.

Ниже приведен рисунок, изображающий генеалогическое древо Ареса.

СЛОВАРЬ

Арес Арей (Άρης), в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады — богини войны честной и справедливой. Первоначально А. просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. П. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об А. свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (О. R. 190-215) называет А. «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнем. Древние хтонические черты А. отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях А. — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазонки). Спутницами А. были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копье, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила А. без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229-260). В олимпийской мифологии А. с большим трудом уживается с ее пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Hom. II. V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера А. — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюбленности. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (V 859-861); раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин (XXI 403-407). Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь А. его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (V 889-898). Но вместе с тем А. уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Hom. Od. VIII 264-366). О любви А. и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос (Schol. Apoll. Rhod. Ill 26), Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония (Hes. Theog. 934 след.). Орфический гимн (88-й) воспевает А. как олимпийское высокое божество (хотя 65-й гимн еще рисует его в свете полного аморализма).

Арес, греко-римская бронзовая статуя, Археологический музей Газиантепа
Арес, греко-римская бронзовая статуя, Археологический музей Газиантепа

Буйный и аморальный А. с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме А. отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der griechischen Religion, «Archiv für Religionswissenschaft», 1920-22, № 20-21; его же, Ares, там же, 1923-24, № 22. А. Ф. Лосев. Самые значительные из дошедших до нас античных статуй: «А. Боргезе» и «А. Лудовизи» (римские копии). А. изображался в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона и сокровищницы сифнийцев в Дельфах, произведения вазописи). Сюжет «А. и Афродита» нашел воплощение в нескольких помпейских фресках. В средневековых книжных иллюстрациях А. изображается как бог войны и как символ планеты Марс. В искусстве Возрождения и особенно барокко — главным образом благодаря влиянию Овидия — в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью А. и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П. П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена); иногда А. изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью. Другой сюжет — «А. и Афродита, застигнутые Гефестом» (произведения Я. Тинторетто, X. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и др.) не утратил популярности и в новое время (Л. Коринт «Марс в сетях Вулкана»). Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла А. («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство («Поединок Минервы и Марса» Ж. Л. Давида). Первые статуи А. созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А. В. Суворову статуя бога войны работы М. И. Козловского была воздвигнута в 1801 в Петербурге на Марсовом поле.В музыкально-драматическом искусстве 17-18 вв. мифы об А. послужили сюжетом для либретто ряда опер («Обманутый Марс» М. А. Циани; «Любовь Марса и Венеры» Г. Фингера; того же названия опера А. Кампра; «Умиротворенный Марс» А. Ариости).

 

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Гера, Арес, Иксион, Гермес 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Арес и Афродита 4 век до н.э.

Вазопись Сидящий Арес со щитом 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Арес и Афродита 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Арес, присевший на корточки, и Афина 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Арес и Гигантский Мимон 4 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Арес, Кикн, Геракл 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Арес, Кикн, Геракл 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Музы, Арес, Афродита 6 век до н.э.

Греко римская мозаика Афродита, Арес, Эрот. Филиппополис.

Греко римская мозаика Адонис и Арес в роли Кабана. Антиохия

Греко римская мозаика Галатея и Анаресиней. Антиохия. 4 век век н.э.

Греко римская фреска Арес, Афродита, Эрос. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Статуя Ареса-Марса. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Афродита, Арес, Эрос. Помпеи. 1 век н.э.

Греко Римская скульптура — Арес-Марс Боргезе

Греко Римская скульптура — Арес-Марс Боргезе

Греко Римская скульптура — Арес — Марс Людовизи

Греко Римская скульптура — Арес — Марс

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология