Фотографии богини Афины

После почитания Греции и Рима образ Афины распространился по всему миру. До сих пор мастера создают шедевры с этой богиней. Это и скульптуры, которыми украшаются улицы, и различные вещи, и иллюстрация, где художники оживляли богиню, гравюры, которые с мастерством создавал каждый гравер. Каждая фотография богини Афины показывает разные её черты. Найти их можно в разных музеях – в Москве, других городах России, Британском музее (the British Museum).

Скульптуры и украшения в Москве

Государственный музей им. А. С. Пушкина стоит посетить не только ради экспонатов, но и ради внешнего вида самого здания. Прямо на фасаде музея разворачиваются картины из греческой мифологии, и Афина – в их центре.

Фото - рямо на фасаде музея разворачиваются картины из греческой мифологии, и Афина – в их центре.

В самом музее Пушкина хранятся следующие экспонаты, относящиеся к Афине.

Римская копия щита Афины Парфенос с изображением сражений. Оригинал – работа Фидия. Ок. 447-432 г. до н.э.

Фото Римская копия щита Афины Парфенос с изображением сражений. Оригинал – работа Фидия. Ок. 447-432 г. до н.э.

Путеал (ограждение водоёма). Рельеф на нём изображает рождение Паллады, копируя его со скульптурной группы на Парфеноне. Римская копия, I в.

Фотография Путеал (ограждение водоёма). Рельеф на нём изображает рождение Паллады, копируя его со скульптурной группы на Парфеноне. Римская копия, I в.

Скульптуры других городов России

Статуи Афины как одной из величайших богинь и покровительницы мудрости можно встретить во многих парках. Она украшает города, привлекает удачу и победу. Среди российских скульптур интерес привлекают в первую очередь те, что возвышаются в музее-заповеднике Петергофе.

Уникальна эта статуя тем, что она – копия Афины Джуcтиниaни, хранящейся в Ватикане. Та же в свою очередь была скопирована с Афины Парфенос, самой прекрасной и большой скульптуры Афины из Парфенона. Афина из Петродворца прекрасно передаёт величественность богини и её волю к победе. Найти эту скульптуру с фото богини Афины можно в саду Венеры.

Фотография - Уникальна эта статуя тем, что она – копия Афины Джуcтиниaни, хранящейся в Ватикане.

1280px-2019-08-02-3880-Saint_Petersburg

В самом Петербурге есть статуя Афины в Летнем саду. Скульптор — Томас Квеллинус из Копенгагена.

Фотография - В самом Петербурге есть статуя Афины в Летнем саду. Скульптор - Томас Квеллинус из Копенгагена.

Рельеф с Миневрой на Летнем дворце Петра I в Санкт-Петербурге.

Фотография - Рельеф с Миневрой на Летнем дворце Петра I в Санкт-Петербурге.

Статуя на Академии художеств в Санкт-Петербурге. Время создания – 2003 г. Статуя на фотографии богини Афины восстановлена по модели скульптора А. Р. Бока.

Статуя на Академии художеств в Санкт-Петербурге. Время создания – 2003 г. Статуя на фотографии богини Афины восстановлена по модели скульптора А. Р. Бока.

Афина Паллада на здании Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург.

Афина Паллада на здании Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург.

Фото богини Афины со щитом, на котором изображён Герб России. Александровская колонна в центре Дворцовой площади, Санкт-Петербург.

Фото богини Афины со щитом, на котором изображён Герб России. Александровская колонна в центре Дворцовой площади, Санкт-Петербург.

Две статуи Афины на Петровских воротах Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Фотография Две статуи Афины на Петровских воротах Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

eewewe

Статуя в Елагинском дворце на Елагинском острове, Санкт-Петербург.

Фотография Статуя в Елагинском дворце на Елагинском острове, Санкт-Петербург.

Величественная Афина на здании Этнографического музея Санкт-Петербурга.

Фотография - Величественная Афина на здании Этнографического музея Санкт-Петербурга.

Храм Парфенон в Афинах

Главный храм Афины, находящийся на холме Акрополе. Многие из его украшений находятся в Британском музее (British museum). В нём находилась самая большая статуя Афины из слоновой кости и золота работы Фидия. Статуя была утеряна, сам храм частично разрушен, частично перевезён в другие музеи, включая British museum, но по-прежнему вызывает восхищение. Построен в 5 в. до н.э.

Фотография Главный храм Афины, находящийся на холме Акрополе

В начале XIX века многие скульптуры были вывезены в Англию и помещены в коллекцию British museum. Хотя эти экспонаты по-прежнему предмет спора между двумя странами, они – одна из драгоценностей British museum. В British museum их перевезли агенты лорда Эджина, который вывозил из турецкой Греции предметы античного наследия.

Скульптуры в Германии

Статуи Афины украшают многие города, причём иногда они воссоздают целые мифологические сюжеты. Скульптуры на Дворцовом мосту в историческом районе Берлина – именно такие.

По древнегреческим легендам, Афина часто была помощницей царя Диомеда, который участвовал во многих сражениях и походах. Она вдохновляет его на битвы, даёт советы, посылает добрые знамения.

Скульптура немецкого мастера Альберта Вольфа, созданная в 1853 году и стоящая на Дворцовом мосту, показывает момент после битвы. Царь празднует победу, а его помощница Афина готова возложить на голову воина венок. Скульптура проникнута ощущением триумфа, а сам Диомед ещё только складывает меч после сражения, он разгорячён битвой и кажется, что скульптура вот-вот оживёт и тяжело задышит в усталости.

Фотография - Царь празднует победу, а его помощница Афина готова возложить на голову воина венок

На всё том же Дворцовом мосту есть ещё несколько скульптур разных авторов и годов создания. На некоторых изображена Ника – неизменная спутница Афины и богиня победы, которую скульптуры самой Афины часто держат на одной из ладоней. Но всё же большинство статуй посвящено целомудренной деве Афине и её помощи героям в их становлении на пути побед.

Серия скульптур, где Афина учит и сопровождает героя в его подвигах и сражениях – это не просто группа статуй, это целая история. Она начинается обучения совсем ещё молодого юноши-грека, мальчика, который тренируется в использовании копья. Затем он растёт, участвует в своём первом сражении, и всё это – под покровительством богини. Но, как и у многих воинов, этот путь не заканчивается мирной жизнью. Герой гибнет, отдавая свою жизнь во имя чего-то великого, и на этот раз Афина и Ника принимают его смерть на своих руках.

Богиня Афина обучает юного грека искусству метания копья и направляет его руку для более точного удара. Автор – немецкий скульптор Герман Шифельбайн. Датируется 1853 г.

Фотография - Богиня Афина обучает юного грека искусству метания копья и направляет его руку для более точного удара. Автор – немецкий скульптор Герман Шифельбайн. Датируется 1853 г.

Афина даёт воину оружие, готовя его к первому сражению. Heinrich Moller, 1846-1850 гг.

Фотография - Афина даёт воину оружие, готовя его к первому сражению. Heinrich Moller, 1846-1850 гг.

Афина Паллада провожает воина в сражение и вдохновляет его. Создатель – Альберт Вольф. 1853 г.

Фотография - Афина Паллада провожает воина в сражение и вдохновляет его. Создатель – Альберт Вольф. 1853 г.

Афина защищает воина во время сражения, прикрывая его щитом. Густав Блезер, скульптор из Германии. 1854 г.

Среди других скульптур нельзя не отметить следующие.

Парк Сан-Суси, Потсдам, Германия. Статуя Афины авторства Франсуа Гаспара.

Фотография - Парк Сан-Суси, Потсдам, Германия. Статуя Афины авторства Франсуа Гаспара.

Фотография - Парк Сан-Суси, Потсдам, Германия. Статуя Афины авторства Франсуа Гаспара.

В других странах

Фонтан у здания парламента в Вене, Австрия. Между 1893 и 1902 гг. Карл Кундманн, Джосеф Тотенхайн и Хьюго Хэрдльт. Скульптурная композиция состоит из Афины Паллады, статуй женщин как символа законодательных и исполнительных органов власти, а также фигур у основания, аллегорически представляющих четыре важнейшие реки Австрии.

Фотография - Фонтан у здания парламента в Вене, Австрия.

Фотография - Фонтан у здания парламента в Вене, Австрия.

Фотография - Фонтан у здания парламента в Вене, Австрия.

Палаццо Веккьо, Флоренция. 1552 г. Бенвенуто Челлини. Афина-девственница помещена в одну из них скульптурной группы «Персей с головой Медузы», т.к. именно она помогала герою в его подвиге.

Фотография - Палаццо Веккьо, Флоренция. 1552 г. Бенвенуто Челлини. Афина-девственница помещена в одну из них скульптурной группы «Персей с головой Медузы»

Фотография - Палаццо Веккьо, Флоренция. 1552 г. Бенвенуто Челлини. Афина-девственница помещена в одну из них скульптурной группы «Персей с головой Медузы»

Арка Победы со статуей Афины в Мадриде, Испания. Возведена в 1956 г., чтобы отметить победу националистов в Гражданской войне. Архитекторы — Паскуаль Браво и Модесто Лопес Отеро.

Фотография - Арка Победы со статуей Афины в Мадриде, Испания. Возведена в 1956 г., чтобы отметить победу националистов в Гражданской войне

Париж, Франция. Триумфальная арка в честь победы Наполеона под Аустерлицем. Сверху – скульптура Афины на колеснице с четвёркой лошадей.

Фотография - Париж, Франция. Триумфальная арка в честь победы Наполеона под Аустерлицем.

Вазопись с образами Афины

Античные вазы, кубки, амфоры – важное историческое наследие. И дело не только в красоте. Зачастую они расписаны детальными рисунками, которые изображает не просто богов или героев, но показывают целые сцены из мифов или истории Греции и Рима. В результате по этом изображениям можно многое узнать о прошлом.

В Лувре на краснофигурном килике художник изобразил популярный сюжет легенд – борьба богини с титанами. Сосуд датируется 6 в. до н. э. Рисунок богини Афины показывает, что на этот раз противником Афины выступает Энкелад, титан, сын Тартара и Геи. После того, как боги Олимпа почти одержали победу, Энкелад обратился в бегство. Но Минерва смогла поразить его. По одной версии, она бросила копьё, по другой – гигантский валун (из которого образовался остров Сицилия).

Фотография - В Лувре на краснофигурном килике художник изобразил популярный сюжет легенд – борьба богини с титанами.

Один из популярных сюжетов – рождение Афины. Её отец Зевс проглотил свою первую жену, которая тогда была беременна, потому что брат Афины должен был позже свергнуть Зевса. Но сама Минерва всё же появилась на свет – уже из головы громовержца, полностью вооружённая. Сначала Зевс ощутил головную боль, настолько невыносимую, что попросил своего сына Гефеста разрубить голову. Часто этот момент и показывают художники на вазах и других предметах. Минерва изображается маленькой фигуркой на голове Зевса.

Роспись с краснофигурной вазы из Древней Греции.

Фотография - Роспись с краснофигурной вазы из Древней Греции.

Чернофигурная древнегреческая ваза.

Фотография - Чернофигурная древнегреческая ваза с Афиной

Ещё один важный сюжет на вазах и других сосудах – помощь богини древнегреческим героям. Несмотря на силу и умения, без божественной поддержки им было тяжело одолеть врагов и чудовищ.

Геракл – пожалуй, герой, которому Минерва помогала больше всего с самого рождения. Гера по её уговорам дала младенцу Гераклу своё молоко. Поэтому говорят, что Гера – его вторая мать. Хотя потом Гера отвергла мальчика. Позже Минерва приносила ему оружие, давала советы и оказывала другую помощь во время совершения известных 12-и подвигов Геракла.

На краснофигурном килике (древнегреческий сосуд, широкая неглубокая чаша на небольшой ножке и с двумя ручками), найденном в древнем этрусском городе Вулчи, есть рисунки богини Афины, наливающей великому герою вино в чашу.

Фотография 0 На краснофигурном килике (древнегреческий сосуд, широкая неглубокая чаша на небольшой ножке и с двумя ручками)

Вазопись с изображением сражения Ахилла и Гектора во время Троянской войны. Гектор – троянский принц, предводитель воинов. Ахиллес – ахейский герой, любимец Афины.

По вине Гектора погиб друг Ахилла Патрокл. Сначала Ахиллес не хотел вмешиваться в войну. Но войска Гектора вторглись в лагерь греков. В попытке противостоять им Патрокл был сражён рукой Гектора. Доспехи его также стали добычей Гектора. В доспехах, выкованных Гефестом, Ахиллес вызвал Гектора на поединок. Прежде, чем быть убитым, Гектор был вынужден несколько раз оббежать Трою. Победив, Ахиллес вернул тело Гектора царю Приаму, взамен забрав у царя выкуп. Только тогда Гектор мог быть с почестями похоронен.

Фотография - Вазопись с изображением сражения Ахилла и Гектора во время Троянской войны. Гектор – троянский принц, предводитель воинов. Ахиллес – ахейский герой, любимец Афины.

Царь Кадм, основатель Фив. Вазопись с изображением царя и священного змея. По легенде, Кадм должен был основать Фивы там, где ляжет корова. На поле, куда царь Кадм пришёл, властвовал свящённый дракон Аполлона. Убив его, царь Кадм по велению Афины рассыпал клыки чудовища, из которых выросли воины, будущие соратники царя.

Фотографии - Царь Кадм, основатель Фив. Вазопись с изображением царя и священного змея.

Иллюстрации к мифам

До нашего времени дошли многие иллюстрации богини Афины, гравюры. Каждый мастер-гравер, живописец и художник видел богиню по-своему. Одни из часто встречающихся – поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Именно Одиссею, царю Итаки, богиня часто дарит своё покровительство, усмиряет море для помощи ему и оказывает поддержку в приключениях.

Но Афина помогала не только самому Одиссею, но и его семье. В частности – супруге Пенелопе, долгое время ожидавшей мужа из странствий. Иллюстрации богини Афины показывают, как богиня является во сне женщине и говорит с ней.

До нашего времени дошли многие иллюстрации богини Афины, гравюр

Иллюстрация суда Париса. Чтобы рассудить Афину, Афродиту и Геру, Зевс попросил троянского принца Париса выбрать ту, кому достанется яблоко раздора. Каждая просила Париса дать яблоко ей, суля награду.

Иллюстрация суда Париса. Чтобы рассудить Афину, Афродиту и Геру, Зевс попросил троянского принца Париса выбрать ту, кому достанется яблоко раздора

В 1930-х годах художник и живописец Уолтер Крейн проиллюстрировал для книги «История Греции» ещё один известный миф – на этот раз о ткачихе Арахне, дерзнувшей бросить вызов самой Афине.

Богиня покровительствовала ткачеству, учила ему людей, также сама создавала одежду для себя, других богов и героев. Она могла вступиться за мастерицу, с которой несправедливо обошлись, не заплатив за работу. Однако Арахна, даже будучи талантливой ткачихой, навлекла на себя гнев Афины хвастовством и словами о том, что даже Паллада не такая великая мастерица, как сама Арахна.

Арахна даже дерзнула объявить, что вызовет Афину на поединок. Сначала сама Паллада хотела её отговорить, явившись в образе старухи, но девушка настаивала на своём и была уверена в победе. В результате состязание в ткачестве состоялось.

Афина изобразила на полотне, как Посейдон уступает ей Аттику. Арахна же изобразила похождение Зевса, тем самым оскорбив богов. Разгневанная Афина уничтожила полотно, хотя и признала, что мастерство Арахны велико. Затем она ударила девушку прялкой в лоб. Не выдержав позора, Арахна хотела повеситься, но Афина не позволила ей этого. Вместо этого Паллада прокляла ткачиху, сказав, что та будет жить, но постоянно висеть и ткать. Та же участь ждёт и потомков Арахны. Именно так произошли пауки.

Рисунки богини Афины показывают момент, когда Афина проклинает Арахну. Живописец изображает, как она обращает девушку в паука.

Рисунки богини Афины показывают момент, когда Афина проклинает Арахну. Живописец изображает, как она обращает девушку в паука.

Гравюры разных серий изображали Афину. Почти всегда эти гравюры изображали богиню с совой. Например, гравюры Маркантонио Раймонди. Гравер изобразил Афину нежной. Гравер с мастерством показал её красоту. На гравюре этого гравёра есть все атрибуты богини, её облачение и вооружение.

Гравер изобразил Афину нежной

Гравюры Хендрика Голциуса. Ещё один талантливый гравер, обратившийся к мифологическим сюжетам. И снова гравер не забыл все символы Афины – щит, доспехи, шлем. Рядом гравер Хендрик Голциус поместил сову Минервы.

щё один талантливый гравер, обратившийся к мифологическим сюжетам. И снова гравер не забыл все символы Афины – щит, доспехи, шлем

На второй гравюре этого гравёра Афина изображена в двух видах – сидящая на переднем фоне и скачущая в боевой колеснице – на заднем.

На второй гравюре этого гравёра Афина изображена в двух видах – сидящая на переднем фоне и скачущая в боевой колеснице – на заднем.

С Афиной неразрывно была связана легенда про Герсу и Аглавру. Богиня попросила Герсу и её сестру Аглавру присмотреть за Эрихтонием. Однако любопытство напало на Аглавру и Герсу, они открыли ящик и увидели младенца со змеиными телами вместо ног.

С Афиной неразрывно была связана легенда про Герсу и Аглавру. Богиня попросила Герсу и её сестру Аглавру присмотреть за Эрихтонием. Однако любопытство напало на Аглавру и Герсу, они открыли ящик и увидели младенца со змеиными телами вместо ног.

Различные рисунки с богиней

В своих работах художники и иллюстраторы часто обращались не только к богине Афине как таковой, но и к её статуям. Многие были утрачены по тем или иным причинам, и хотя бы их облик старались сохранить. Афина Парфенос – одна из таких скульптур. Она стояла в главном храме девы-богини на вершине Акрополя в Афинах. Прекрасная статуя, облицованная мрамором и слоновой костью, возвышалась едва ли не до самого потолка.

Именно такой изображает её иллюстрация богини Афины из Европейской школы в 1880 году. Гравюры были изданы в Барселоне. Гравюры показывают богатое внутреннее убранство храма и то, как люди с почтением идут к статуе богини. А та взирает на гравюре неизвестного гравёра сверху вниз, будто живая.

Афина Парфенос – одна из таких скульптур

Иллюстрация (Арт) - Богиня Афина в Храме

Пергамский алтарь в Пергамском музее, Берлин

В 1910 году в Берлине на Музейном острове посреди реки Шпрее открылся Пергамский музей. Главным его назначением было хранение Пергамского алтаря, одного из величайших памятников эллинистического периода. Нашли его на территории древнего античного города Пергама (сейчас территория Турции). Алтарь покрыт множеством рельефных изображений, основная тематика – гигантомахия (битва богов и гигантов).

Алтарь был изготовлен из мрамора в первой половине II в. до н.э. Известны несколько имён мастеров, но невозможно определить, кто из них создавал ту или иную часть алтаря. Что интересно, скульпторы творили в разных стилях:

  • стиль классической школы Афин Фидия;
  • пергамский стиль, характерный именно для Пергама.

Несмотря на такие различия и разброс в стилях, мастера, судя по всему, работали слажено и стремились создать алтарь, который бы выглядел цельно, гармонично. И в итоге у них это получилось. Все элементы Пергамского алтаря складывается в итоге в одну великую картину.

Как богиня войны и победы, Афина не могла не участвовать в этом сражении. Поэтому ей посвящён один из двух наиболее известных рельефов алтаря (на другом изображён Зевс). Это рельеф «Битва Афины с Алкионеем». Алкионей был самым старым среди гигантов и родился непосредственно от Геи (земли). Хотя по легендам его смог одолеть Геракл после того, как по совету Афины поднял гиганта над землёй, лишив связи с матерью Геей, на рельефе сама богиня Афина побеждает Алкионея.

Несмотря на то, что рельеф был значительно повреждён, он всё равно передаёт красоту и величественность момента. Афина поразил Алкионея и повергла его на землю, удерживая одной рукой. Даже гимны Геи не смягчают богиню, а сам гигант не имеет сил от неё освободиться. Саму же Афину чествует покровительница победы Ника и готовится увенчать лавровым венком.

Фото - Афина поразил Алкионея и повергла его на землю, удерживая одной рукой

Рельефы с Афиной

«Меланхолическая Афина», рельеф из мрамора, 470-460 гг. до н. э. Новый музей Акрополя в Афинах.

Фото - «Меланхолическая Афина», рельеф из мрамора, 470-460 гг. до н. э. Новый музей Акрополя в Афинах.

Рельеф в Лувре, Париж.

Фото - Рельеф в Лувре, Париж.

Афина передаёт Пегаса Беллерофонту, чтобы тот мог сразиться с чудовищной химерой.

Фото - Афина передаёт Пегаса Беллерофонту, чтобы тот мог сразиться с чудовищной химерой.

Другие предметы с изображением богини и сцен из мифов о ней

Предметы с изображением Афины – не редкость среди сокровищ античности. Один из самых красивых – это так называемая чаша Миневры из Гильдесгеймского клада.

Клад был обнаружен в немецком городе Гильдесгейм, расположенном в Нижней Саксонии. Это действительно большое собрание различных сосудов из серебра – всего 69 изделий. У всех разное предназначение – для еды, питья, ритуалов или же просто украшения. Большинство было изготовлено в I веке до н. э. О том, как именно они попали на немецкие земли, существуют две теории:

  1. Все предметы предназначались для использования за столом римским императором, возможно, Публием Квинтилием Варой, который и правда организовывал военный поход на территории Германии.
  2. По другой теории, сосуды из клада были всего лишь военными трофеями и в качестве столовых предметов не применялись.

Находка действительно является большой ценностью для историков, к тому же, многие предметы очень красивы и содержат разнообразные детальные изображения. Чаша Миневры или чаша Афины считается едва ли не самой значимой в художественном плане.

Изображение на этой чаше очёнь объёмное и детально. Афина сидит на скале, в одной руке держит трость, в другой – щит. На скале рядом также видна маленькая фигурка совы – священной птицы богини.

Изображение на этой чаше очёнь объёмное и детально. Афина сидит на скале, в одной руке держит трость, в другой – щит. На скале рядом также видна маленькая фигурка совы – священной птицы богини.

 

Афина и Посейдон, спор за Аттику, в котором Посейдон проиграл. Камея из сардоникса и оникса. I в. до н. э. Автор – Пирготел. Национальный археологический музей Неаполя, Италия.

Афина и Посейдон, спор за Аттику, в котором Посейдон проиграл. Камея из сардоникса и оникса. I в. до н. э. Автор – Пирготел. Национальный археологический музей Неаполя, Италия.

Камея с Минервой в Британском музее (British Museum). British Museum находится в Лондоне, Англия. Один из крупнейших музеев. British Museum – второй по посещаемости после Лувра.

Камея с Минервой в Британском музее (British Museum). British Museum находится в Лондоне, Англия. Один из крупнейших музеев. British Museum – второй по посещаемости после Лувра.

Метопа (промежуток на фасаде здания) с храма Зевса в Олимпии. Изображены Геракл, Афина и Атлант, держащий небо. 60-е гг. V в. до н. э. Археологический музей в г. Олимпия на Пелопоннесе, Греция.

Фото - Метопа (промежуток на фасаде здания) с храма Зевса в Олимпии. Изображены Геракл, Афина и Атлант, держащий небо. 60-е гг. V в. до н. э. Археологический музей в г. Олимпия на Пелопоннесе, Греция.

 

Оцените статью
Античная мифология