Афродита

Афродита – это олимпийская богиня любви, красоты, удовольствия и деторождения. Афродиту представляли в виде красивой женщины, которую часто сопровождал крылатый бог Эрос (воплощение любви). Её атрибуты включали в себя голубку, яблоко, раковину морского гребешка и зеркало. В классической скульптуре и фресковой живописи она обычно изображалась обнажённой.

Изображение справа — Афродита верхом на гусе, 5 век до н.э., Британский музей.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ АФРОДИТА
РодителиЗевс и Диона
Родители (альтернативные)Уран (без матери)
Богиня чегоЛюбовь, красота, продолжение рода
ДомГора Олимп
СимволыЭрос (крылатое божество), раковина
Священные животныеГолубь, гусь
Священные растенияМирт, роза
СвитаЭрос, Эроты, Хариты, Пейто
Дрегие именаКиприда, Киферея
Римское имяВенера
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский
ΑφροδιτηAphroditêAphroditeVenus

 

МИФЫ

В числе известных мифов, рассказывающих о богине, входят:

  • Её рождение из морской пены. Читать дальше.
  • Её супружеская измена, которую Афродита совершила с богом Аресом. Читать дальше.
  • Её любовь к Адонису, красивому юноше с Кипра, который трагически погиб, растерзанный кабаном. Читать дальше.
  • Любовь Афродиты к Анхису, принцу-пастуху. Читать дальше.
  • Суд Париса, во время которого Афродита была награждена золотым яблоком в обмен на обещание того, что Парис получит в жёны Елену Троянскую. Читать дальше.
  • Троянская война, во время которой Афродита поддерживала своих любимцев, Ахиллеса и Энея, и сама была ранена в битве. Читать далее.
  • Миф о том, как Гиппомен соревновался в беге с Атлантой и победил благодаря помощи Афродиты и золотых яблок богини. Читать дальше.
  • Смерть Ипполита, который пал от руки богини, потому что презирал её культ. Читать далее.
  • История о статуе, созданной Пигмалионом, скульптором с Крита, талантливым и умелым. Мужчина влюбился в статую, подносил ей дары. В конце концов Афродита ответила на его молитвы и оживила статую. Читать дальше.
  • Миф о том, как Афродита преследовала Психею, деву, в которую влюбился Эрот, сын богини. Читать дальше.

На других страницах можно найти подробное изложение множества других мифов.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1] Родилась от окропления Урана, в морской пене. (Hesiod Theogony 188, Cicero De Natura Deorum 3.21, Apuleius 6.6, Nonnus Dionysiaca 1.86, et al)
[2] Зевс & Диона (Homer Iliad 5.370; Euripides Helen 1098; Apollodorus 1.13, Cicero De Natura Deorum 3.21, et al)
[3] Уран & Гемера (Cicero De Natura Deorum 3.21)

Дети

Смотрите «Семья Афродиты»

 

СЛОВАРЬ

Афродита "Венера Милосская", греческая мраморная статуя, 2 век до н.э., Лувр.
Афродита «Венера Милосская», греческая мраморная статуя, 2 век до н.э., Лувр.

Афродита (Άφροδίτη) в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы (Hom. Н. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189- 206), она родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология ее имени «пенорожденная» (от греч. ‘αφρός, «пена») и одного из ее прозвищ — Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это ее воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. ГОРЫ) и нимф (Hom. Н. V 338; Od. XVTTT 194: Hymn. Hom. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она — богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33).По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую свое место среди олимпийских богов. Эта классическая А. — дочь Зевса и Дионы, ее рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. — Киприда, «кипро рожденная»). Горы в золотых диадемах увенчивают ее золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространен и на острове Кифера) и возгораются желанием взять ее в жены. Мужем А. является Гефест — самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчесывает золотым гребнем кудри и принимает гостей — Геру и Афину (Apoll. Rhod. Ill 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» — спутники Ареса) и Гармония (Нее. Theog. 934-937). Первоначально Эрот — космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчеркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе (Apoll. Rhod. III 111-159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став ее постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Hom. П. III 399-412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след.). Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311-318). Однако Диомед преследует богиню и ранит ее в руку (V 334-343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его черным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где ее заключает в объятия мать Диона (V 370 след.). А. поднимают на смех Гера и Афина — ее постоянные противницы (V 418-425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции — сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Нее. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюбленной в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утонченной картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается все ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.В гомеровском эпосе А. принимает все более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест — законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобожденные Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты (VIII 266-366). Хотя появление классической А. все еще внушает ужас (Hom. П. III 398), она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная », « сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является ее пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нем заключается все» (XIV 215-221). Это древний фетиш, наделенный магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящен гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряженной воробушками, она мчится из зевсова дома к черной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворенность, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба — Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооруженной (Paus. III 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчеркивается общегосударственный смысл культа А.Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сииилия (от горы Эрике — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящен трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера — «рода Энеева мать» (Lucr. II) — постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1963, т. 72, в. 3, с. 141-45; Otto W. Г., Die Gutter Griechenlands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Garten, Heidelberg, 1954; Lullies R„ Die kauernde Aphrodite, Munch.- Pasing, 1954; Schilling H„ La religion romaine de Venus…, P., 1954; Simon E., Die Geburt der Aphrodite, В., 1959. А. Ф. Лосев. Античные скульптурные изображения А. многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. — полунагой или совершенно обнаженной. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.). К другой статуе Праксителя — «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в т. ч. «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов — рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См. также АДОНИС.Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Кар-раччи, Г. Реии, Доменикино, Д. Веласкес и др.), «туалет Венеры» (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашел воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени — картины « Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Беклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа — оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»), Среди произведений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа «Триумф А.».

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Арес и Афродита 4 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Арес и Афродита 6 век до н.э.

 

Апулийская вазопись Афродита и Зевс 4 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Рождение Афродиты 4 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Афродита верхом на гусе 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Афродита, Эрос, Гермес 4 век до н.э

Апулийская вазопись Афродита с голубем 4 век до н.э.

Вазопись Афродита и Адонис 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афродита, Эней, Парис 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афродита и Елена 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афродита, Парис, Менелай 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афродита и Адонис 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афродита верхом на лебеде 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Афродита Киприда 4 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Афродита и Гигант Мимон 6 век до н.э.

Апулийская вазопись Афродита и Пейто 4 век до н.э.

Вазопись Афродита с зеркалом 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афродита, Эней, Диомед 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Музы, Арес, Афродита 6 век до н.э.

Апулийская вазопись Афродита и Эрот 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афродита и Эрот 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афродита, Эростасия 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гедилогос, Потос, Афродита 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Колесница Афродиты и Эрота 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Афродита Эростасия 4 век до н.э.

Апулийская вазопись Эрос, Афродита, Влюбленные 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Посейдон, Тритон, Афрос. Чебба. 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Гера, Афина, Афродита. Антиох. 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Афродита и ихтиокентавры. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Афродита и ихтиокентавры. Булла Регия.

Греко римская мозаика Афродита и Эрот. Антиохия.

Греко римская мозаика Афродита, Арес, Эрот. Филиппополис.

Греко римская мозаика Афродита и Эрот. Филлипополис.

Греко римская мозаика Афродита и Эрот. Тунис

Греко римская мозаика Афродита и ихтиокентавры. Тунис

Греко римская мозаика Афродита и Эрот. Тубурбо Маджус. 4 век н.э.

Греко римская мозаика Грации, Афродита, Адонис. Мадава

Греко римская мозаика Кентавриды и Афродита. Elles. 4 век н.э.

Греко римская фреска Арес, Афродита, Эрос. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Рождение Афродиты. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Афродита, Арес, Эрос. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Афродита и Эней. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Афродита и Эрос. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Афродита, Эрос, Эроты. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римский рельеф Рождение Афродиты. Рим. 5 век до н.э.

Греко римский рельеф Афродита, Гермес, Эрот. 5 век до н.э.

Греко римский рельеф Гиганты и Афина. Афродизиас. 2-й век до н.э.

Греко римский рельеф Великаны и богини. Афродисиас. 2-й век до н.э.

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Прародительница

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Прародительница

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Милосская

Греко Римская скульптура — Афродита Книдская

Греко Римская скульптура — Афродита, Эрос, Пан

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Арлезианская

Греко Римская скульптура — Афродита (Капитолийский тип)

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Счастливая

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Капитолийская

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Таврическая

Греко Римская скульптура — Афродита Венера на корточках

Греко Римская скульптура — Афродита Венера на корточках

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Мазарини

Греко Римская скульптура — Афродита Венера на корточках

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Каллипига

Греко Римская скульптура — Афродита Родосская

Греко Римская скульптура — Афродита Венера на корточках

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Капитолийская

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Капуанская

Греко Римская скульптура — Афродита Венера Медицейская

 

Греко Римская скульптура — Венера Генетрикс

   

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология