Иапет был одним из старших Титанов, сыновей Урана (Небо) и Геи ( Земля). Во главе с Кроносом Иапет и его братья устроили заговор против своего отца, когда он спустился, чтобы лечь с Матерью-Землей. Титаны крепко держали его, в то время как Кронос кастрировал его серпом. Позже Титаны были низложены Зевсом и брошены в яму Тартар. Согласно Пиндару и Эсхилу Титаны были в конечном итоге освобождены из ямы по милосердию Зевса.
Иапет и три его брата, вероятно, представляют четыре столпа космоса, описанные в ближневосточных космогониях, разделяющих небо и землю. Сам Иапета был бы опорой запада, и эту должность позже занял его сын Атлас. Когда позже Титаны были брошены в яму Тартар, которую Гесиод описывает как пустоту под основами космоса, где земля, море и небо имеют свои корни, их космологическая роль смещается с опор неба на носителей всего. Космос.
Япет, «пронзительный», вероятно, был также богом-титаном, символизирующим смертность и продолжительность жизни смертных, поскольку его сыновья Прометей и Эпиметей были создателями человечества и всех других смертных существ.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ТИТАН ИАПЕТ | |
Родители | Уран и Гея |
Жена | Климена |
Бог чего | Смертности |
Дом | Тартар |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Ιαπετος | Iapetos | Iapetus, Japetus | Wound, Pierce (with spear) (iaptô) | Ранить, пронзить (копьем) |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Уран & Гея (Hesiod Theogony 132, Apollodorus 1.8, Diodorus Siculus 5.66.1)
[1.2] Гея (Virgil Georgics 1.276)
[2.1] Тартар & Гея (указан как Гигант) (Hyginus Preface)
Дети
[1.1] Атлас, Прометей, Эпиметей, Менетий (от Климены) (Hesiod Theogony 371)
[1.2] Атлас, Прометей, Эпиметей, Менетий (от Асии) (Apollodorus 1.9)
[1.3] Атлас, Прометей, Эпиметей (от Климены) (Hyginus Preface)
[2.1] Буфага (Pausanias 8.27.15)
[3.1] Анхиала (Stephenus Byzantium s.v. Anchiale)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гомер. Илиада. Песнь 8. 479 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Если бы даже ты в гневе дошла до последних пределов
Суши и моря, туда, где Япет и Крон заточенный,
Сидя, ни ветром, ни светом высокоходящего солнца
Ввек насладиться не могут; кругом их Тартар глубокий!»
Гесиод. Теогония. 133 & 207. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«А потом, разделивши
Ложе [Гея, земля] с Ураном [Небо], на свет Океан породила глубокий,
Коя и Крия, еще — Гипериона и Иапета,
Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,
Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.
После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,
Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел…
Едва лишь на свет кто из них появился,
Каждого [Гекатонхейров, Циклопов, братье Титанов] в недрах Земли немедлительно прятал родитель [Уран],
Не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался.
С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша [Гея].
Злое пришло ей на ум и коварно-искусное дело.
Тотчас породу создавши седого железа, огромный
Сделала серп и его показала возлюбленным детям [Шести Титанам],
И, возбуждая в них смелость, сказала с печальной душою:
«Дети мои и отца нечестивого! Если хотите
Быть мне послушными, сможем отцу мы воздать за злодейство
Вашему: ибо он первый ужасные вещи замыслил».
Так говорила. Но, страхом объятые, дети молчали.
И ни один не ответил. Великий же Крон хитроумный,
Смелости полный, немедля ответствовал матери милой:
«Мать! С величайшей охотой за дело такое возьмусь я.
Мало меня огорчает отца злоимянного жребий
Нашего. Ибо он первый ужасные вещи замыслил».
Так он сказал. Взвеселилась душой исполинская Гея [Земля].
В место укромное сына запрятав, дала ему в руки
Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.
Ночь за собою ведя, появился Уран [Небо] и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
Детям, на свет порожденным Землею, названье Титанов
Дал в поношенье отец их, великий Уран-повелитель.
Руку, сказал он, простерли они к нечестивому делу
И совершили злодейство, и будет им кара за это».
[Гесиод в последних нескольких строках говорит, что все шесть братьев были вовлечены в засаду и кастрацию Урана: пятеро пытались удержать его, а шестой, Кронос, отрезал ему гениталии.]
Гесиод. Теогония. 507. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Океаниду прекраснолодыжную, деву Климену,
В дом свой увел Иапет и всходил с ней на общее ложе.
Та же ему родила крепкодушного сына Атланта,
Также Менетия, славой затмившего всех, Прометея
С хитрым, искусным умом и недальнего Эпиметея».
Пиндар. Олимпийские песни. 9. 54. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 32) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«Здесь начало
Ваших предков о медных щитах:
Род их —
От дочерей Япетова сына [То есть Девкалион, Пирра внуки Иапета] и от лучших из
Кроновых сынов»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 2 — 3. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов — Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, и после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемосину, Фебу, Диону, Тейю… Гея, негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар [Гекатонхейров, Циклопов], убедила титанов [Кея, Гипериона, Крия, Иапета, Крона] восстать против отца и дала кривой стальной меч Крону. Все титаны, за исключением Океана, напали на отца, и Крон, отрезав детородный орган Урана, бросил его в море… Свергнув отца, титаны вывели из Тартара брошенных туда братьев и передали власть Крону».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 8 — 9. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«От титанов родились потомки:… От Иапета и Асии, дочери Океана, — Атлант, который поддерживает небо своими плечами, Прометей, Эпиметей и Менетий18, которого Зевс поразил перуном во время борьбы с титанами и низверг в Тартар».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 66. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Было их шесть мужчин и пять женщин, которых один миф называет детьми Урана и Геи, а другой — одного из куретов и Титеи, от которой они и получили свое имя. Итак, [титанами-]мужчинами были Крон, Гиперион, Кой, а также Япет и Крий и последний — Океан, сестрами же их были Рея, Фемида и Мнемосина, а также Феба и Тефия. Каждый из них изобрел для людей то или иное благо, и за эти общечеловеческие благодеяния они и удостоились почестей и вечной памяти».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 67. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«А сыном Япета — Прометей».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 27. 15. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Итак, как я уже сказал выше, границами области Мегалополя и герейцев являются источники реки Буфага. Говорят, что название этой реки дано по имени героя Буфага (пожирателя быков) и что он был сыном Иапета [[либо Титана, либо царя с таким же именем] и Форнак. Имя этой Форнак встречается и в Лаконике. Говорят, что Артемида поразила своей стрелой Буфага на горе Фолое, дерзнувшего посягнуть на богиню».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 237):
«От Иапета и Климены – Атлант, Эпиметей, Прометей».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 237):
«От Земли и Тартара – Гиганты: Энкелад, Кой, †Элент, †Мофий, Астрей, Пелор, Паллант, Эмфит, Ройк, †Иэний, Агрий, … Эфиальт, Эврит, †Эффракоридон, Теомис, Феодамант, От, Тифон, Полибот, †Менефриар, †Абес, †Колофон, Иапет»
[В этом списке гигантов фигурируют несколько титанов — Иапет, Кой, Паллант]
Вергилий. Георгики. Книга 1. 276. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 65) (римский поэт 1 в. до н. э.):
«Разные дни приводит луна [Селена], не все деревенским
Благоприятны трудам. Ты пятого — бойся…
Земля [Гея] нечестивца
Кея в тот день родила, Япета, Тифея и оных [Гигантов]
Для сокрушенья небес вступивших в заговор братьев».
Валерий Флакк. Аргонавтика. 1. 563 (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. 69):
«К звездам стремитесь, мужи! И меня [Зевса] ведь дворец на Олимпе
Принял лишь после войны с Иапетом [Предводителем Титанов] жестоким и битвы
На Флегрейских полях [Против Гигантов]».
Стаций. Фиваида. Книга 10. 192. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 174) (римский эпос 1 в. н. э.):
«Не было знака дано, но небесный дворец самочинно [через Зевса]
вдруг возгремел, и сами сошлись в безветрии тучи,
и подоспели дожди. — Иапет стигийские цепи,
мнится, порвал».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 1. 378. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. ???) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Зевс говорит]
Только эгида одна у меня и осталась, и что же
Значит одна в сраженье с перуном и громом Тифона?
Как бы не посмеялся старец Кронос над нами,
Враг Иапет бы безмерный не поднял надменную выю»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 2. 298. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. ???) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Тифон хвастается своими намерениями, когда он захватит престол небесный]
Цепи я Иапета для Посейдона припрячу!
[т.е. он освободит Иапета от его цепей и заменит его Посейдоном в Тартаре]».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 36. 110. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. ???) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Да не смеются Титаны, глядя на битву Блаженных,
Дабы после того, как Кронова распря свершилась,
Вновь меж богов бессмертных не было междоусобья,
Да не увижу распри после битв с Напетом»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Вергилий. Георгики. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???-???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Валерий Флакк. Аргонавтика. (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. ???-???):
- Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
Список используемой литературы