Гефест

Гефест – это олимпийский бог огня, кузнецов, ремесленников, обработки металла, каменной кладки и скульптуры. Его изображали в виде бородатого мужчины, который держал молоток и щипцы, т.е. инструменты кузнеца. Иногда он ехал верхом на осле.

Изображение справа — Гефест верхом на осле, 5 век до н.э., Художественный музей Толедо.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ГЕФЕСТ
РодителиГера (без отца)
ЖенаХарита Аглая, Афродита
Бог чего:Кузнецов, огня, металлообработки
ДомГора Олимп
СимволыМолоток и щипцы
Священные животныеОсел
СвитаЦиклопы, Каледоны, автоматоны
Римское имяВулкан
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ἩφαιστοςHêphaistosHephaestusVulcanos, VulcanВулкан

МИФЫ

Среди наиболее известных мифов, есть следующие:

  • Его падение с Олимпа, когда Гефеста отбросила прочь его мать Гера. Она сделала это сразу после рождения младенца, когда увидела безобразную внешность младенца. Читать дальше.
  • Миф о том, как Гера оказалась прикована к проклятому трону, и о последующем возвращении Гефеста. Читать дальше.
  • Измена его жены, богини Афродиты, которую Гефест поймал вместе с любовником, богом Аресом. Он сделал это при помощи золотой сети, которую повесил над ложем. Читать далее.
  • Создание по приказу Зевса Пандоры, которая была первой женщиной. Читать далее.
  • Попытка овладеть Афиной. Она привела к тому, что Гефест оплодотворил землю. Таким образом родился Эрихтоний. Читать далее.
  • Создание проклятого ожерелья богини Гармонии. Его проклятие навлекло на потомков Гармонии череду трагедий. Читать далее.
  • Троянская война, во время которой Гефест сражался против речного бога Скамандра. Для этого он использовал огонь. Читать дальше.
  • Изготовление доспехов для героя Ахиллеса. Гефест сделал их по просьбе Фетиды, матери Ахиллеса. Читать далее.
  • На последующих страницах можно найти детальные описания других мифов о боге Гефесте.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители
[1] Гера (нет отца) (Гесиод. Теогония. 927, Гимны Гомера 3.310, Псевдо-Аполлодор 1.19, Павсаний 1.20.3, Псевдо-Гигин)
[2] Зевс & Гера (Псевдо-Аполлодор 1.19, Цицерон. О природе богов. 3.22)
[3] Талос (Павсаний 8.53.5)

Дети
Смотрите страницу Семья Гефеста

СЛОВАРЬ

Гефест, Фетида и доспехи Ахилла, 5-го века до н.э., Музей изящных искусств Бостона
Гефест, Фетида и доспехи Ахилла, 5-го века до н.э., Музей изящных искусств Бостона

Гефест (Ήφαιστος) в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, — молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Все это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики — «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. — кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) дается грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремеслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей ее фетишистской нетронутости. Он — мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же — луна и все светила, сияющий, все пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. — и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесен с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Ученые записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957. A. Ф. Лосев. В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. АРЕС), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Гера 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест и сатиры 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест с крылатой колесницей 6 век до н.э.

Вазопись Гефест, Дионис, Менада 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Вазопись Гефест, Дионис, Сатир 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Гефест и Силен 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест и Дионис 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Фетида и Гефест 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Фетида и Гефест 5 век до н.э.

Греко римская фреска Гефест и Циклопы. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Гефест, Фетида, Харита. Помпеи. 1 век н.э.

Греко Римская скульптура — Гефест Вулкан

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология