Геката была богиней магии, колдовства, ночи, луны, призраков и некромантии. Она была единственным ребенком Титанов Перса и Астерии, от которых получила власть над небом, землей и морем.
Геката помогала Деметре в поисках Персефоны, ведя ее через ночь с пылающими факелами. После воссоединения матери и дочери она стала пастором и спутницей Персефоны в Аиде.
Три мифа о метаморфозах описывают происхождение ее домашних животных: черная собачка и хорек (которых древние держали для охоты на паразитов). Этой собакой была троянская царица Гекуба, которая прыгнула в море после падения Трои и была преобразована богиней. Хорек был либо ведьмой Гейл, обращенной в наказание за недержание мочи, либо Галанфида, повитухой Алкмены, которая была преобразована разъяренной богиней Илифией, но усыновлена сочувствующей Гекатой.
Гекату обычно изображали на греческих вазах в виде женщины, держащей два факела. Иногда она была одета в девичью юбку до колен и охотничьи ботинки, как Артемида. В скульптуре Геката часто изображалась в тройном виде как богиня перекрестков.
Ее имя означает «работа издалека» от греческого слова hekatos. Мужская форма имени, Гекатос, была распространенным эпитетом бога Аполлона.
Гекату отождествляли с рядом других богинь, включая Артемиду, Селену, Деспойну, богиню моря Кратеиду, богиню таврических херсонцев в Скифии, колхийскую нимфу Персеиду, героиню Ифигению, фракийские богини Бендиду и Котис, эвбейскую нимфу Майру (созвездие пса), элевсинскую нимфу Дайру и беотийскую нимфу Геркину.
Изображение справа — Геката, 5 век до н.э., Метрополитен-музей.
- КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
- ГЕНЕАЛОГИЯ
- СЛОВАРЬ
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕКАТЫ
- I. ПЕРС И АСТЕРИЯ
- II. НЮКТА
- III. ДРУГОЕ
- ПОТОМСТВО ГЕКАТЫ
- I. БОГИНЯ-ДЕВА
- II. СЦИЛЛА
- III. КИРКА (ЦИРЦЕЯ) И МЕДЕЯ
- ГЕКАТА И ВОЙНА ТИТАНОВ
- ГЕКАТА И ВОЙНА ГИГАНТОВ
- ГЕКАТА И ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ
- ГЕКАТА И ГЕРМЕС
- ГЕКАТА И ГАЛИНФИАДА
- ГЕКАТА И ЧАРОДЕЙ КУНИЦА
- ГЕКАТА И ЦАРИЦА ГЕКУБА
- ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
БОГИНЯ ГЕКАТА | |
Родители | Перс и Астерия |
Богиня чего | Колдовство, магия, призраки |
Дом | Аид |
Символы | Два факела |
Священные животные | Черная собака, Куница |
Свита | Лампады, призраки |
Другие Имена | Бримо |
Римское имя | Тривия |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Ἑκατη Ἑκατα | Hekatê, Hekata | Hecate, Hecata | Worker from Afar | Работа издалека |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Перс & Астерия (Hesiod Theogony 404, Apollodorus 1.8)
[1.2] Перс (Homeric Hymn 2 to Demeter 24, Orphic Hymn 1, Lycophron 1174, Apollonius Rhodius 3.1036, Diodorus Siculus 4.45.1, Ovid Metamorphoses 7.74, Seneca Medea 812)
[2.1] Зевс & Астерия (Schol. on Apoll. Rhod. 3.467 ap Musaeus)
[3.1] Нюкта (Bacchylides Frag 1B, Scholiast on Apoll. Rhod. 3.467)
[4.1] Аристей (Schol. on Apoll. Rhod. 3.467 ap Pherecydes)
[5.1] Деметра (Orphic Frag, Scholiast on Apoll. Rhod. 3.467)
Дети
[1.1] Нет (она была девственной богиней) (Apollonius Rhodius 3.840, Lycophron 1174)
[2.1] Сцилла (от Форкия) (Apollonius Rhodius 4.827)
[3.1] Кирка, Медея, Эгиалей (от Ээта) (Diodorus Siculus 4.45.1)
СЛОВАРЬ
Геката (Εκάτη) в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой (Hes. Theog. 409-420). Г. — древнее хтоническое божество, которое после победы олимпийцев над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, в войне), охраняет детей и юношество (Hes. Theog. 421-452). Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Г. — богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий (Apoll. Rhod. Ill 842, 985, 1026- 1041; IV 246-251). Она помогает покинутым возлюбленным (Theocr. II). Г. — ночная «хтония» и небесная «урания», «неодолимая» — бродит среди могил и выводит призраки умерших (Hymn. Orph. I). В образе Г. тесно переплетаются хтонически-демонические черты доолимпийского божества, связывающего два мира — живой и мертвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене (Theocr. II 11-14) и Артемиде, что уводит происхождение Г. в пределы Малой Азии. Г. можно считать ночным коррелятом Артемиды; она тоже охотница, которую сопровождает свора собак, но ее охота — это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Г. близка Деметре — жизненной силе земли, Персефоне — олицетворению подземного мира, которую она помогает искать матери (Hymn. Hom. V 52-62). Римляне отождествляли Г. со своей богиней Тривией — «богиней трех дорог». Изображение Г. помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы (Soph. frg. 492). Образ Г. совмещает мир героической мифологии и архаический демонизм (поставленный на службу человеку, но часто губящий классический героизм, переводя его в план прямой зависимости от темных СИЛ). А. А. Тахо-Годи.
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕКАТЫ
I. ПЕРС И АСТЕРИЯ
Гесиод. Теогония. 410-411. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 37) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Ввел ее [Астерию] некогда Перс [Разрушитель] во дворец свой, назвавши супругой.
Эта, зачавши, родила Гекату…»
Гомеровские гимны. V. К Деметре. 23-24. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«…Персова дочерь,
Нежная духом Геката, с блестящей повязкою дева».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. II (2, 4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«От титанов родились потомки… от Перса и Астерии – Геката…»
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Третья книга. 1032. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 88) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«…И вознеси мольбы к Персеиде, богине Гекате…»
Ликофрон. Александра. 1175-1176. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«… Перса дочь,
Трехликая Бримо [Геката; «Бримо» (гневная) – ее эпитет; ее часто изображали с тремя головами]…»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава XLV (1-2). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«У Гелиоса было два сына – Ээт и Перс. Ээт стал царем Колхиды, а Перс – Тавриды, и оба они отличались свирепым нравом. У Перса была дочь Геката, дерзостью и беззаконием превосходившая даже своего отца».
Овидий. Метаморфозы. Книга седьмая. 74. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«К древним Медея пошла алтарям Персеиды Гекаты…»
Цицерон. О природе богов. Книга III. XVIII (46). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Но как же можешь, если считать богиней Латону [Лето], не считать таковой также и Гекату, которая родилась от Астерии, сестры Латоны?»
Сенека. Медея. 76-813. (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 27-28) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«Вижу Тривии [Гекаты] здесь проворных коней… Персеида [дочь Перса]…»
II. НЮКТА
НЮКТА («Ночь»), как мать Гекаты, вероятно, отождествлялась с Астерией («Звездной»).
Вакхилид. Отрывки. II. Гимны. 1b-31. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 275) (5 в. до н. э.):
«Геката, несущая светоч,
Дочь темнолонной Ночи…»
III. ДРУГОЕ
В схолии к «Аргонавтике» Аполлония Родосского (3. 467) говорится, что, согласно орфическим гимнам, Геката была дочерью Део (Деметры); согласно Вакхилиду – дочерью Нюкты (Ночи); согласно Мусею – дочерью Зевса и Астерии; согласно Ферекиду – дочерью Аристея. Ферекид четко отождествлял Аристея с титаном Астреем («Звездным»).
Большинство авторов описывают Гекату как дочь ночи в той или иной форме, будь то Астерия (Звездная), Астрей (Звездный) или Нюкта (Ночь).
ПОТОМСТВО ГЕКАТЫ
I. БОГИНЯ-ДЕВА
Гекату описывали как девственную богиню, подобную Артемиде. Ее часто изображали в девичьем платье до колен.
Ликофрон. Александра. 1175-1176. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«… Перса дочь,
Трехликая Бримо [Геката]…»
II. СЦИЛЛА
Иногда Гекату отождествляли с Кратейей (Кратеидой), матерью морского чудовища Сциллы. Ее также называли Skylakagetis, что также связывало ее с именем чудовища.
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Четвертая книга. 817-820. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 115) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«[Цирцея говорит своей племяннице Медее:]
Пусть они [аргонавты] не осмелятся плыть и у страшной пещеры
Злоумышленной Скиллы Авсонской, которую Форку [Форкию]
Встарь родила Ночная Геката, чье имя Кратейя
Между людей».
III. КИРКА (ЦИРЦЕЯ) И МЕДЕЯ
Диодор Сицилийский отождествлял Гекату с колхидскими нимфами [океанидами] Персеидой и Эйдией (матерью и женой цара Ээта), а также с богиней соседнего Таврического Херсонеса.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава XLV (1-4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«У Гелиоса [Солнца] было два сына – Ээт и Перс. Ээт стал царем Колхиды, а Перс – Тавриды (Херсонеса)… У Перса была дочь Геката… Геката вышла замуж за Ээта и родила от него двух дочерей – Кирку [Цирцею] и Медею, а также сына Эгиалея».
ГЕКАТА И ВОЙНА ТИТАНОВ
Геката была титанидой, которая стала союзницей Зевса.
Гесиод. Теогония. 411-428. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 37-38) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Эта [Астрея], зачавши, родила Гекату, – ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
…
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид [Зевс] и не отнял обратно,
Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает, –
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом».
Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации о Войне Титанов см. ТИТАНЫ.
ГЕКАТА И ВОЙНА ГИГАНТОВ
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VI (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 9) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«… Клития же, ударив факелом, убила Геката…»
Геката изображена на нескольких античных вазах, где она сражается с гигантом, вооружившись двумя факелами.
Для получения ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации о войне гигантов см. ГИГАНТЫ.
ГЕКАТА И ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ
Гомеровские гимны. V. К Деметре. 20-63. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 156) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Завопила пронзительным голосом дева [Персефона],
Милого клича отца, высочайшего Зевса-Кронида.
Но не услышал призыва ее ни один из бессмертных.
Слышала только из темной пещеры Персова [Персея] дочерь,
Нежная духом Геката, с блестящей повязкою дева.
Слышал и Гелиос-царь [Солнце], Гиперионов сын лучезарный,
Как призывала богиня Кронида-отца…
Девять скиталася дней непрерывно Део [Деметра] пречестная,
С факелом в каждой руке обходя всю широкую землю,
И не вкусила ни разу амвросии с нектаром сладким,
Кожи нетленной своей не омыла ни разу водою.
Но лишь десятая в небе забрезжила светлая Эос,
Встретилась скорбной богине Геката, державшая светоч, —
Вествуя матери, слово сказала и так взговорила:
«Пышнодарящая, добропогодная матерь Деметра!
Кто из небесных богов или смертных людей дерзновенно
Персефонею похитил и милый твой дух опечалил?
Голос ее я слыхала, однако не видела глазом,
Кто – похититель ее. По совести все говорю я…»
Так говорила Геката. И ей не ответила речью
Реи прекрасноволосая дочь, но вперед устремилась
С факелом в каждой руке, в сопутствии девы Гекаты.
К Гелию [Солнцу] обе пришли, пред конями его они стали,
И взговорила к богов и людей соглядатаю матерь…»
Гомеровские гимны. V. К Деметре. 438-440. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 164) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«[После того, как Персефона была возвращена из подземного мира к Деметре:]
Дева-Геката приблизилась к ним в покрывале блестящем;
Чистую дочерь Деметры в объятья она заключила.
С этой поры ей служанкой и спутницей стала царица».
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
[В следующем отрывке Геркина, охранная собака (eruô, kunos), возможно, Геката:]
«[город Лебадия в Беотии] от рощи Трофония он отделен (рекою Геркиной) Говорят, Геркина играла здесь вместе с Корой, дочерью Деметры; она держала в руках гуся (khên) и случайно его выпустила. Он влетел в глубокую пещеру и скрылся под камнем. Тогда Кора [Персефона], войдя туда, поймала птицу, скрывшуюся под камнем, и, говорят, из под того камня, который сдвинула Кора, потекла вода, и поэтому эту реку назвали Геркиной. На берегу реки есть храм Геркины, а в нем статуя девушки, держащей в руках гуся. В пещере же находятся истоки реки и статуи в виде стоящих прямо фигур с жезлами в руках, а вокруг жезлов обвились змеи. Всякий легко догадается, что это статуи Асклепия и Гигиеи (Здоровья); но они могут быть также статуями Трофония и Теркины, так как змеи считаются посвященными столько же Асклепию, сколько и Трофонию».
Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации о похищении Персефоны см. ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ
ГЕКАТА И ГЕРМЕС
Вероятно, Геката описывалась как супруга Гермеса-Хтония (подземного Гермеса) в культе фессалийских Фер и Элевсина. Оба бога были предводителями призраков мертвых и связывались с весенним возвращением Персефоны.
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXVIII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Героя же Элевсина, от которого город получил свое название [Элевсин]… считают сыном Гермеса и Дайры [Гекаты], дочери Океана…»
Проперций. Элегии. Книга вторая. 2. 11-12. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 57):
«… Такова, говорят, – Бримо [Геката], когда она у священных волн Бойбеиды [озера в Фессалии]
прильнула своим девственным телом к телу Меркурия [Гермеса]».
ГЕКАТА И ГАЛИНФИАДА
Антонин Либерал. Метаморфозы. XXIX. Галинфиада [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«У Прета в Фивах родилась дочь Галинфиада. Эта девушка была подругой в играх Алкмены, дочери Электриона. Когда же у Алкмены наступили роды Геракла, Мойры [Судьбы] и Илифия [богиня рождения], чтобы сделать приятное Гере, продлевали ее мучения. Они сидели вокруг нее, обхватив ее руками, Галинфиада же, боясь, как бы Алкмена не обезумела от тяжких мук, прибежала к Мойрам и Илифии и возвестила, что по воле Зевса у Алкмены родился мальчик, а оказываемые им почести отменены. При этом <известии> оцепенение напало на Мойр, и они тотчас отпустили руки, а Алкмена избавилась от мучений, и родился Геракл. Мойр же охватило горе, и за то, что, будучи смертной, Галинфиада обманула богов, они лишили ее женской природы, превратили ее в хитрую ласку и назначили ей жить в скрытных местах и вступать в неестественный союз: ибо потомство она зачинает через уши, а будучи беременной, изрыгает его горлом. Геката сжалилась над ней, претерпевшей такое превращение, и сделала ее своей священной прислужницей».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга XII. 5. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):
«… Жители Фив, хотя и греки, поклоняются кунице [Галинфиаде], и как я слышал, потому что она была нянькой Геракла, но даже если она не была нянькой, по крайней мере когда Алкмена была в тяжести и не могла разрешиться дитем, куница подбежала к ней, и освободила узы ее утробы, так что явился Геракл и сразу начал ползать».
ГЕКАТА И ЧАРОДЕЙ КУНИЦА
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга XV. 11. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] — дата обращения 13 июля 2021):
«Я слышал, что куница когда–то была человеком. Моего слуха также достигло то, что и звали его «Куницей»; и что был он торговец заговорами и чародей (pharmakis); был он в высшей степени невоздержан и страдал от безумных сексуальных желаний. Не избежал он моего внимания потому, что богиня Геката превратила его в злобное существо. Моя богиня, помилуй меня: басни и их изложение я оставлю другим».
ГЕКАТА И ЦАРИЦА ГЕКУБА
После падения Трои Одиссей взял в плен царицу Гекубу. Во время путешествия в Элладу она убила фракийского царя и местные жители забили ее камнями. Затем боги превратили ее в черную собаку, и она стала близким животным богини Гекаты. В этом мифе царица явно отождествлялась с Бендидой, фракийской Гекатой, в жертву которой приносили собак.
Ликофрон. Александра. 1175-1188. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«… Перса дочь,
Трехликая Бримо [Геката], тебя [Гекубу] охранницей
Возьмет, чтоб воем по ночам людей страшить [после того, как она превратится в собаку],
Которые не чтят несеньем факелов
И жертвами ее изображения –
Стримона, Фер владычицы, Зеринфии [Гекаты].
И кенотаф святой на мысе острова [Сицилии],
Пахине, возведет тебе хозяин твой [Одиссей]
Собственноручно, злые сны увидевши,
Чтоб упокоить у Гелора струй тебя.
У берегов тебе он [Одиссей] возлияния
Свершит, смягчив богини трехголовой [Гекаты] гнев.
Ведь сам он жертвоприношенье мрачное
Начнет Аиду, первым бросив камень свой».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 111. Гекуба. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):
«Когда Улисс [Одиссей] уводил в рабство Гекубу, … жену Приама,… она бросилась в море… и, как говорят, стала собакой; от чего получил свое название Киней [Собаки]».
Овидий. Метаморфозы. Книга тринадцатая. 404-575. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Пал Илион и Приам; у несчастной супруги Приама [Гекубы]
Отнято все; наконец, пропал даже вид человечий;
Воздух чужой начала устрашать новоявленным лаем.
Длинный где Геллеспонт замыкается узким проливом…
…
Есть, где Троя была, – напротив, – фригийская область,
Край бистонийских мужей. Полиместора пышное царство
Там находилось. Ему, Полидор, отец [Приам] тебя отдал
На воспитанье…
…
Только фортуна троян в прах пала, безбожный фракийский
Царь свой выхватил меч и вонзил его в горло питомцу.
…
Так и Гекуба, смешав в груди своей гнев и страданье,
Силы души не забыв, но забыв свои поздние годы,
Шла к Полиместору в дом, к виновнику злого убийства.
И побеседовать с ним попросила, как будто, мол, хочет
Злата остаток ему показать, предназначенный сыну.
…
Вот уж он схвачен толпой полонянок троянских; Гекуба
Ринулась; пальцы ему в вероломные очи вдавила
И вырывает глаза; от гнева становится сильной;
И погружает персты, в залитые кровью преступной,
Даже не очи – их нет! – но глазницы рукой выскребает.
Тут, разъярясь на урон, нанесенный владыке, фракийцы
Копья и камни кидать, нападенье ведя на троянку,
Начали было. Она же за кинутым камнем с ворчаньем
Бросилась вдруг и его захватить уж старалась зубами.
Молвить хотела, но лай раздался. Сохранилось то место –
Так и зовется оно [Киноссема, Собачий курган]. О старых несчастиях помня,
Долго, тоскуя, она в ситонийских полях завывала.
Участь ее – троянцев родных, и враждебных пеласгов,
И олимпийцев самих не могла не растрогать, и боги,
И между ними сама Громовержца сестра и супруга [Юнона, Гера],
Все отрицали, чтоб так по заслугам свершилось с Гекубой».
Овидий. Метаморфозы. Книга седьмая. 361-362. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Где над Корита отцом [Парисом] возвышается холмик печальный.
Также поля, устрашенные вдруг завыванием Меры…»
[Овидий связывает Гекубу или Гекату со звездой Сириус (из созвездия Большого Пса)
или Мерой (собакой, которая в других легендах не упоминается)]».
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
Краснофигурная вазопись Геката и великан Клитий 4 век до н.э. | Краснофигурная вазопись Геката и великан Клитий 5 век до н.э. | ||
Чернофигурная вазопись Геката с собакой и факелами 6 век до н.э. | |||
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Гесиод. Каталог женщин или Эои. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Гомеровские гимны. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эсхил. Просительницы. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
- Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
- Еврипид. Медея. (Источник: Еврипид. Трагедии. Т. 1 / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. – М.: Ладомир-Наука. 1999. – С. 46-49):
- Аристофан. Плутос. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
- Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
- Аристофан. Осы. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 1.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Ликофрон. Александра. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Орфические гимны. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
- Антонин Либерал. Метаморфозы. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
- Квинт Смирнский. После Гомера. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Овидий. Фасты. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Вергилий. Энеида. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Проперций. Элегии. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. ???-???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
- Сенека. Медея. (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Сенека. Эдип. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Сенека. Федра. Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Сенека. Троянки. (Источник: Луций Анней Сенека. Троянки / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Валерий Флакк. Аргонавтика. (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. ???-???):
- Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
- Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):
Список используемой литературы