Метида

Метида была одной из старейших Океанид и богиней титаном добрых советов, планирования, хитрости и мудрости. Она была советником Зевса во время Войны Титанов и вынашивала план, согласно которому Кронос был вынужден извергнуть своих съеденных детей. По странному повороту судьбы Зевс проглотил Метиду целиком, когда было раскрыто пророчество о том, что ей суждено родить сына, более могущественного, чем его отец. Впоследствии Метида родила дочь Афину в самом чреве бога и снабдила ее оружием и доспехами, прежде чем она возродилась из головы бога.

Следует отметить, что большинство поэтов и мифографов описывают Афину как «богиню без матери» и не упоминают Метиду. Сам Зевс в гомеровских поэмах назывался Метиета «Мудрый советник», и в этом смысле Метида, вероятно, рассматривалась как аспект бога, а не как отдельная фигура. В любом случае миф о Метиде подразумевает, что она была полностью подчинена богу.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ОКЕАНИДА МЕТИДА
РодителиОкеан и Тетис
Богиня чегоМудрый совет
ДомЧрево Зевса
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΜητιςMêtisMetisCounsel (mêtis)Советник

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Океан & Тетис (Hesiod Theogony 358,924; Apollodorus 1.6, 1.8; Hyginus Pref)

Дети

[1.1] Афина (от Зевса) (Hesiod Theogony 887, 924; Apollodorus 1.20)
[1.2] Порос (Plato Symposium 203)

СЛОВАРЬ

МЕТИДА Метис (Μήτις, «мысль»), в греческой мифологии океанида, дочь Океана и Тефиды (Hes. Theog. 359), мудрая богиня, первая супруга Зевса. Она помогла Зевсу вывести из утробы Кроноса проглоченных им своих детей — братьев и сестер Зевса; приготовила волшебное зелье, выпив которое, Кронос изрыгнул сначала камень, а потом и детей (Apollod. I 2, 1). Зевс, узнав от Геи и Урана, что его сын от М. лишит его власти, проглотил свою беременную супругу (после чего из головы Зевса родилась мудрая Афина). В мифе о М. и Зевсе отразились представления о мудрости как сочетании стихийного женского и мужского организующего начала; Афина уже не дочь непосредственно М., а преимущественно Зевса; в ней соединилась мудрость матери и отца.А. Т.-Г.

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Теогония. 346 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Так­же и пле­мя свя­щен­ное дев наро­ди­ла Тефия… Хри­се­ида [трое в длинном списке имен], потом Еври­но­ма и Метис… Это — лишь самые стар­шие доче­ри, что наро­ди­лись
От Оке­а­на с Тефи­ей».

 

Гесиод. Теогония. 886 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Сде­ла­лась пер­вою Зев­са супру­гой Мети­да-Пре­муд­рость;
Боль­ше все­го она зна­ет меж все­ми людь­ми и бога­ми.
Но лишь пора ей при­шла сине­окую деву-Афи­ну
На свет родить, как хит­ро и искус­но ей ум зату­ма­нил
890 Льсти­вою речью Кро­нид и себе ее в чре­во отпра­вил,
Сле­дуя хит­рым Зем­ли уго­во­рам и Неба-Ура­на.
Так они сде­лать его научи­ли, чтоб меж­ду бес­смерт­ных
Цар­ская власть не доста­лась дру­го­му кому вме­сто Зев­са.
Ибо пре­муд­рых детей пред­на­зна­че­но было родить ей —
Деву-Афи­ну спер­ва, сине­окую Три­то­ге­нею
Рав­ную силой и муд­рым сове­том отцу Гро­мо­верж­цу;
После ж Афи­ны еще пред­сто­я­ло родить ей и сына —
С серд­цем сверх­мощ­ным, вла­ды­ку богов и мужей земно­род­ных.
Рань­ше, одна­ко, себе ее в чре­во Кро­ни­он отпра­вил,
Дабы ему сооб­ща­ла она, что зло и что бла­го».

 

Гесиод. Теогония. 924 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Сам он родил из гла­вы сине­окую Три­то­ге­нею
[Схо­ли­аст (древ­ний ком­мен­та­тор) рас­ска­зы­ва­ет: «Как гово­рят, Мети­да обла­да­ла такой силой, что мог­ла пре­вра­щать­ся во что хоте­ла. Зевс обма­нул ее и, уго­во­рив сде­лать­ся малень­кою, про­гло­тил». Таким обра­зом, Мети­да — Пре­муд­рость — ока­за­лась внут­ри само­го Зев­са. Боги­ня была в это вре­мя бере­мен­на Афи­ною, кото­рая, таким обра­зом, тоже ока­за­лась во чре­ве Зев­са. После это­го Зевс родил ее из сво­ей голо­вы]»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 8. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 34) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«От тита­нов роди­лись потом­ки17: от Оке­а­на и Тефии — Оке­а­ниды: Асия, Стикс, Элек­тра, Дорида, Эври­но­ма, Амфи­т­ри­та, Мети­да».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 6. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 34) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Став взрос­лым, Зевс при­звал на помощь Мети­ду, дочь Оке­а­на, и она дала Кро­ну выпить зелье, кото­рое заста­ви­ло его изрыг­нуть вна­ча­ле камень, а затем и детей, кото­рых он про­гло­тил».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 20. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 34) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Зевс сошел­ся с Мети­дой, при­ни­мав­шей раз­лич­ные обра­зы, чтобы избе­жать его люб­ви. Когда она ока­за­лась бере­мен­ной, Зевс про­гло­тил ее преж­де, чем она роди­ла, ибо она обе­ща­ла, после того как вна­ча­ле родит деву, про­из­ве­сти на свет сына, кото­рый станет вла­сти­те­лем неба. Испу­гав­шись это­го, Зевс и пожрал ее39. Когда же насту­пи­ло вре­мя родов, Про­ме­тей уда­рил Зев­са по голо­ве топо­ром (неко­то­рые назы­ва­ют и Гефе­ста)40. Из голо­вы выско­чи­ла в пол­ном воору­же­нии Афи­на, и это про­изо­шло у реки Три­то­на».

 

Платон. Пир. 178 / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«По́рос [«путь», «сред­ство для дости­же­ния чего-либо»], сын Мети­ды [муд­рость].
[Платоновская «Метида», по-видимому, произошла от Тезиса изначального божества (Сотворение) космогонии Алкмана. Порос, сын обоих, был изначальным божеством, родственным Эросу Гесиода. В орфических теогониях двухполый дух-создатель по имени Фанес поглощается Зевсом, что является очевидным отголоском мифа о Метиде]»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 252-253):

 

«От Океана и Тефии – Океаниды, а именно:… Метида, Мениппа, Аргия»

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология