Метида была одной из старейших Океанид и богиней титаном добрых советов, планирования, хитрости и мудрости. Она была советником Зевса во время Войны Титанов и вынашивала план, согласно которому Кронос был вынужден извергнуть своих съеденных детей. По странному повороту судьбы Зевс проглотил Метиду целиком, когда было раскрыто пророчество о том, что ей суждено родить сына, более могущественного, чем его отец. Впоследствии Метида родила дочь Афину в самом чреве бога и снабдила ее оружием и доспехами, прежде чем она возродилась из головы бога.
Следует отметить, что большинство поэтов и мифографов описывают Афину как «богиню без матери» и не упоминают Метиду. Сам Зевс в гомеровских поэмах назывался Метиета «Мудрый советник», и в этом смысле Метида, вероятно, рассматривалась как аспект бога, а не как отдельная фигура. В любом случае миф о Метиде подразумевает, что она была полностью подчинена богу.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ОКЕАНИДА МЕТИДА | |
Родители | Океан и Тетис |
Богиня чего | Мудрый совет |
Дом | Чрево Зевса |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Μητις | Mêtis | Metis | Counsel (mêtis) | Советник |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Океан & Тетис (Hesiod Theogony 358,924; Apollodorus 1.6, 1.8; Hyginus Pref)
Дети
[1.1] Афина (от Зевса) (Hesiod Theogony 887, 924; Apollodorus 1.20)
[1.2] Порос (Plato Symposium 203)
СЛОВАРЬ
МЕТИДА Метис (Μήτις, «мысль»), в греческой мифологии океанида, дочь Океана и Тефиды (Hes. Theog. 359), мудрая богиня, первая супруга Зевса. Она помогла Зевсу вывести из утробы Кроноса проглоченных им своих детей — братьев и сестер Зевса; приготовила волшебное зелье, выпив которое, Кронос изрыгнул сначала камень, а потом и детей (Apollod. I 2, 1). Зевс, узнав от Геи и Урана, что его сын от М. лишит его власти, проглотил свою беременную супругу (после чего из головы Зевса родилась мудрая Афина). В мифе о М. и Зевсе отразились представления о мудрости как сочетании стихийного женского и мужского организующего начала; Афина уже не дочь непосредственно М., а преимущественно Зевса; в ней соединилась мудрость матери и отца.А. Т.-Г.
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гесиод. Теогония. 346 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Также и племя священное дев народила Тефия… Хрисеида [трое в длинном списке имен], потом Евринома и Метис… Это — лишь самые старшие дочери, что народились
От Океана с Тефией».
Гесиод. Теогония. 886 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Сделалась первою Зевса супругой Метида-Премудрость;
Больше всего она знает меж всеми людьми и богами.
Но лишь пора ей пришла синеокую деву-Афину
На свет родить, как хитро и искусно ей ум затуманил
890 Льстивою речью Кронид и себе ее в чрево отправил,
Следуя хитрым Земли уговорам и Неба-Урана.
Так они сделать его научили, чтоб между бессмертных
Царская власть не досталась другому кому вместо Зевса.
Ибо премудрых детей предназначено было родить ей —
Деву-Афину сперва, синеокую Тритогенею
Равную силой и мудрым советом отцу Громовержцу;
После ж Афины еще предстояло родить ей и сына —
С сердцем сверхмощным, владыку богов и мужей земнородных.
Раньше, однако, себе ее в чрево Кронион отправил,
Дабы ему сообщала она, что зло и что благо».
Гесиод. Теогония. 924 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Сам он родил из главы синеокую Тритогенею
[Схолиаст (древний комментатор) рассказывает: «Как говорят, Метида обладала такой силой, что могла превращаться во что хотела. Зевс обманул ее и, уговорив сделаться маленькою, проглотил». Таким образом, Метида — Премудрость — оказалась внутри самого Зевса. Богиня была в это время беременна Афиною, которая, таким образом, тоже оказалась во чреве Зевса. После этого Зевс родил ее из своей головы]»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 8. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 34) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«От титанов родились потомки17: от Океана и Тефии — Океаниды: Асия, Стикс, Электра, Дорида, Эвринома, Амфитрита, Метида».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 6. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 34) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Став взрослым, Зевс призвал на помощь Метиду, дочь Океана, и она дала Крону выпить зелье, которое заставило его изрыгнуть вначале камень, а затем и детей, которых он проглотил».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 20. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 34) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Зевс сошелся с Метидой, принимавшей различные образы, чтобы избежать его любви. Когда она оказалась беременной, Зевс проглотил ее прежде, чем она родила, ибо она обещала, после того как вначале родит деву, произвести на свет сына, который станет властителем неба. Испугавшись этого, Зевс и пожрал ее39. Когда же наступило время родов, Прометей ударил Зевса по голове топором (некоторые называют и Гефеста)40. Из головы выскочила в полном вооружении Афина, и это произошло у реки Тритона».
Платон. Пир. 178 / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«По́рос [«путь», «средство для достижения чего-либо»], сын Метиды [мудрость].
[Платоновская «Метида», по-видимому, произошла от Тезиса изначального божества (Сотворение) космогонии Алкмана. Порос, сын обоих, был изначальным божеством, родственным Эросу Гесиода. В орфических теогониях двухполый дух-создатель по имени Фанес поглощается Зевсом, что является очевидным отголоском мифа о Метиде]»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 252-253):
«От Океана и Тефии – Океаниды, а именно:… Метида, Мениппа, Аргия»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Платон. Пир. / Пер. С. К. Апта. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
Римские
Список используемой литературы