Дионис

Дионис – это олимпийский бог вина, растений, удовольствия, веселья, безумия и дикого неистовства. Его изображали либо как зрелого бородатого бога, либо как женоподобного юношу с длинными волосами. В число его атрибутов входили (жезл с наконечником из сосновой шишки), чаша для питья и венок из плюща. Обычно его сопровождала группа сатиров и менад (буйные поклонницы бога).

Изображение справа — Дионис верхом на пантере. Мозаика. Археологический музей Пеллы. Пела, Греция.

Содержание
  1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
  2. МИФЫ
  3. СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ
  4. СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
  5. ГЕНЕАЛОГИЯ
  6. СЛОВАРЬ
  7. I. ОБОБЩЕНИЕ МИФОВ О ДИОНИСЕ АПОЛЛОДОРОМ
  8. I. РОЖДЕНИЕ ДИОНИСА
  9. II. УХОД ЗА ДИОНИСОМ ИНО И НИМФ В НИСЕ
  10. III. ОТКРЫТИЕ ВИНОГРАДНОГО ВИНА
  11. IV. ГЕРА ВСЕЛЯЕТ В ДИОНИСА БЕЗУМИЕ И ОН БРОДИТ ПО ЕГИПТУ И СИРИИ
  12. V. ДИОНИС ВО ФРИГИИ ОБУЧАЕТСЯ У РЕИ-КИБЕЛЫ ОРГИЯМ
  13. VI. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АЗИИ И ИНДИИ, ОБУЧЕНИЕ ВИНОГРАДАРСТВУ И ВИНОДЕЛИЮ
  14. VII. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРАКИИ И УХОД В МОРЕ ИЗ-ЗА ЛИКУРГА
  15. VIII. ПУТЕШЕСТВУЕТ В ФИВЫ И НАКАЗЫВАЕТ БЕЗУМНОГО ПЕНТЕЯ
  16. IX. ПУТЕШЕСТВУЕТ В АФИНЫ И ОБУЧАЕТ ВИНОДЕЛИЮ ИКАРИЯ
  17. X. ПУТЕШЕСТВУЕТ ПО ЭГЕЙСКОМУ МОРЮ И НАКАЗЫВАЕТ ТИРРЕНСКИХ ПИРАТОВ
  18. XI. ПРИБЫВАЕТ НА НАКСОС И ЖЕНИТСЯ НА АРИАДНЕ
  19. XII. ДИОНИС ОТПРАВЛЯЕТСЯ В АРГОС И НАКАЗЫВАЕТ НЕПОЧТИТЕЛЬНЫХ АРГИВЯН
  20. XIII. ПРИЗНАН БОГОМ
  21. XIV. ЗАБИРАЕТ СВОЮ МАТЬ ИЗ АИДА И ВОСХОДИТ НА ОЛИМП
  22. ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
  23. II. ОБОБЩЕНИЕ МИФОВ О ДИОНИСЕ ЭСХИЛОМ
  24. III. ОБОБЩЕНИЕ МИФОВ О ДИОНИСЕ СЕНЕКОЙ
  25. IV. ОБОБЩЕНИЕ МИФОВ О ДИОНИСЕ НОННОМ ПАНОПОЛИТАНСКИМ
  26. ГИМНЫ К ДИОНИСУ
  27. I. ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ
  28. II. ОРФИЧЕСКИЕ ГИМНЫ
  29. III. ПСЕВДО-ГИМН ОВИДИЯ
  30. IV. ПСЕВДО-ГИМН СЕНЕКИ
  31. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ДИОНИСА
  32. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ДИОНИС
РодителиЗевс и Семела
ЖенаАриадна
Бог чегоВино, веселье, безумие
ДомГора Олимп
СимволыТирс (посох с сосновой шишкой)
Священные животныеПантера, бык, змея
Священные растенияВиноградная лоза, плющ, вьюнок
СвитаСилены, Сатиры, Менады
Другие ИменаБахус, Лиэй
Римское имяЛибер
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаРимское имя
ΔιονυσοςDionysosDionysusLiber, Bacchus

 

МИФЫ

  • Дионис – сын Зевса и царевны Семелы из Фив. Пока Семела была беременна, Гера, ревнивая жена Зевса, обманом уговорила Семелу попросить бога появиться в блеске всего своего величия. Зевса связывала клятва, и он был вынужден выполнить просьбу. Семела сгорела в огне его молний. Зевс извлёк их нерождённого сына из её тела, зашил в собственное бедро и так выносил ребёнка. Читать далее.
  • После того, как Диониса родился из бедра Зевса, Диониса сначала вверили сатиру Силену и нимфам с горы Ниса, что те воспитывали мальчика. Позже Диониса передали сестре Семелы, тёте Диониса Ино и мужу последней Афаманту. Гера пришла в ярость, узнав о том, где мальчик живёт, и свела Ино и Афаманта с ума. В этом состоянии они убили своих детей и себя. Читать дальше.
  • Фракийский царь Ликург напал на Диониса и его спутников, когда они проходили через земли этих правителей, и гнал их до моря. В качестве наказания Дионис наслал на Ликурга безумие. Из-за этого царь зарубил топором жену и сына, а себя покалечил. Читать дальше.
  • Пенфей, царь Фив, отказывался признавать Диониса богом, не приносил жертв в его честь и пытался захватить в плен. В качестве мести бог довёл дочерей Пенфея до неистового безумия, в котором они не понимали, кто перед ним. Девушки разорвали царя на части. Читать дальше.
  • Дионис учил героя Икария из Афин делать вино. Это был первый человек, получивший такие знания. Однако некоторые пастухи, попробовав вина и опьянев, подумали, что Икарий таким образом отравил их. Они убили мужчину. Скорбящий Диониса поместил Икария на небо, где тот стал созвездием Волопаса. То же самое произошло с дочерью мужчины Эригоной и их верной собакой по имени Мэра. Читать дальше.
  • Когда Дионис путешествовал среди островов Эгейского моря, его захватили в плен тирренские пираты. Они хотели продать бога в рабство. По велению бога корабль наполнили иллюзии в виде ползущих лиан и диких зверей. В ужасе люди прыгали за борт, где они были превращены в дельфинов. Читать дальше..
  • Дионис женился на критской царевне Ариадне. Ариадна помогала герою Тесею в убийстве чудовищного Минотавра. Но Тесей обманул её, не взяв в жёны, но оставив одну на острове Наксос. Там её нашёл Дионис и полюбил девушку. Читать дальше.
  • Дионис собрал армию и отправился в поход против Индии, в самые дальние уголки Азии. В его отряд входили сатиры, менады и различные полубоги. Читать дальше.
  • Однажды Дионис спустился в подземный мир, чтобы разыскать там свою мать Семелу. Он смог это сделать и привёл женщину на Олимп. Там Зевс сделал её богиней под новым именем Фиона. Читать дальше.

На других страницах сайта можно найти полное изложение разных мифов.

СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ

Главный символ Диониса, который выделяет его среди других богов – это тирс, посох или жезл из дерева с наконечником в виде сосновой шишки. Было ещё несколько атрибутов – чаша для питья (канфар), виноградные лозы с плодами и пантера.

Одеждой бога обычно была длинная рубашка (хитон) и плащ (гиматион). На голове он носил венок из ветвей плюща.

Ниже примеры того, как древние греки изображали различные атрибуты бога Диониса.

img_dionysos_attributes_thyrsos1

Посох с наконечником-шишкой (тирс).

img_dionysos_attributes_thyrsos2

Наконечник тирса.

img_dionysos_attributes_grapevine

Виноградные лозы.

img_dionysos_attributes_cup

Чаша для питья.

img_dionysos_attributes_wreath

Венок из веток и листьев плюща.

СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ

Священными животными Диониса считались пантера (леопард), тигр, бык и олень. Бог мог ездить верхом на пантере, либо пара этих зверей тянула колесницу Диониса.

Его священные растения – это в первую очередь виноградная лоза, плющ, вьюнок, сосна.

Ниже вы можете увидеть рисунки со священными животными бога. Это примеры древнегреческого искусства с такими мотивами. Дальше идут фото священных растений.

img_dionysos_animals_panther

Пантера.

Виноградная лоза.

Плющ.

Вьюнок.

Сосна.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1] Зевс & Семела (Hesiod Theogony 940, Homeric Hymn 1 & 7 & 26, Pindar Odes Pythian 3, Bacchylides Frag 19, Apollodorus 3.26, Pausanias 3.24.4, Diodorus Siculus 4.2.1, Hyginus Fabulae 179, Nonnus Dionysiaca, et al)
[2] Зевс & Диона (Scholiast on Pindar’s Pythian 3.177; Hesychius)
[3] Зевс & Селена (Бендида?) (Cicero De Natura Deorum 3.21-23)

Дети

Смотрите страницу Семья Диониса.

Дионис – сын Зевса, царя богов, и смертной царевны Семелы из Фив. Зевс был известен своими любовными похождениями. От его смертных и бессмертных любовниц рождались новые боги, герои, различные персонажи. О них сложено множество легенд в древнегреческой мифологии. Диониса – один из таких внебрачных детей. Этого бога называли дважды рождённым. Когда Семела вынашивала его, она по наущению Геры попросила Зевса явиться перед ней в его истинном, величественном облике божества. Семела не выдержала блеска Зевса и сгорела от его молний. Чтобы младенец вырос, Зевс зашил его в своё бедро и вынашивал таким образом.

Дедушками и бабушками Диониса были титаны Кронос (Крон) и Рея (родители Зевса), царь-основатель Фив Кадм и богиня Гармония (со стороны матери). Кронос был когда-то царём богов, когда Зевс в войне титанов не сверг его. Под покровительством Кроноса находилось земледелие, а также время. Рею же почитали как богиню земли, мать всех богов, ведь от неё родились боги-олимпийцы. Гармония же была богиней-покровительницей счастливого брака, согласия. Однако её потомки были несчастны. Также Диониса считали праправнуком Ареса (бога кровавой войны, вражды) и Афродиты (богиня, воплощающая любовь, вечную молодость, красоту), так как от союза этих богов родилась Гармония. Дионис был связан родственными узами и с Посейдоном, братом Зевса, соответственно, дядей юного бога.

В число сводных братьев и сестёр бога входили Гермес, Арес, Афродита, Афина, Персефона, Аполлон и Артемида.

Дионис женился на Ариадне, царевне с Крита, дочери царя Миноса, после того, как девушку оставил Тесей. Сыновья Диониса и Ариадны стали царями и принцами, управляющими землями Древней Греции, которые производили лучшее вино. Читать дальше.

Внизу график, изображающих семейное древо Диониса.

СЛОВАРЬ

Дионис-Вакх, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж
Дионис-Вакх, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж

Дионис (Διόνυσος) Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» еще в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.Существуют мифы о разных древних воплощениях Д., как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д.- сын Зевса и Деметры (Diod. Ill 62, 2-28). Согласно основному мифу, Д.- сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре (Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-559) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3). Д. нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Hom. VII). В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке (618, 920-923) и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д.- Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д.-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680-770). Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152). На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1).В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3). Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Д. (греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров — спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Д. были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе — феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.В эллинистическое время культ Д. сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 142-82; Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, [М.], 1912; Otto W. P., Dionysos. Mythos und Kultus, 2 Aufl.. Fr./M.. 1939; Jünger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos. Fr./M., 1943; Meautis G., Dionysos ou Ie pouvoir de fascination, в его кн.: Mythes inconnus de la Grèce antique. P., [1944], p.33-63; Jeanmaire Н., Dionysos. Histoire du culte de Bacchus, P., 1951. А. Ф. Лосев. Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Д. и сюжеты мифов о нем (любовь Д. к Ариадне и др.) в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространены были (особенно в вазописи) сцены шествия Д. и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Д. изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия «Д. в ладье» и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н. э.). В средневековых книжных иллюстрациях Д. изображался обычно как олицетворение осени — время сбора урожая (иногда только октября). В эпоху Возрождения тема Д. в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с 15 в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен). Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (см. встатье ДЕМЕТРА), особенно популярные в живописи барокко. В 15-18 вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Д. и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики — рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» А. Филарете (на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме), «Встреча Вакха и Ариадны» Донателло, статуи «Вакх» Микеланджело, Я. Сансовино и др. Д. занимает особое место среди других античных персонажей в садовой пластике барокко. Наиболее значительные произведения 18 — нач. 19 вв.- статуи «Вакх» И. Г. Даннекера и Б. Тор-вальдсена. Среди музыкальных произведений 19-20 вв. на сюжеты мифа: опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха» и его же опера «Д.», опера Ж. Массне «Вакх» и др.

I. ОБОБЩЕНИЕ МИФОВ О ДИОНИСЕ АПОЛЛОДОРОМ

Некоторые античные поэты и писатели пытались создать из мифов о Дионисе упорядоченное повествование. Однако эти попытки оказались довольно неудачными. В результате предания оказывались сборниками разрозненных, не связанных друг с другом мифов. Мифограф Аполлодор дал нам наиболее полное повествование на эту тему.

Сатир и Дионис, 5 век до н.э., Античное собрание
Сатир и Дионис, 5 век до н.э., Античное собрание

I. РОЖДЕНИЕ ДИОНИСА

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. IV (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Влюбившись в Семелу, Зевс тайно от Геры разделил с ней ложе. Когда Зевс пообещал ей, что сделает все, о чем она только его ни попросит, Семела, введенная в обман Герой, попросила его прийти к ней в том же самом виде, в каком он пришел свататься к Гере. Не имея возможности уже отказать Семеле, Зевс прибыл в ее брачный чертог на колеснице с молниями и громами и метнул перун. Семела, от страха упав замертво, родила шестимесячное дитя, а Зевс извлек дитя из огня и зашил его в свое бедро. После смерти Семелы остальные дочери Кадма распустили слух, будто Семела разделила ложе с каким-то смертным человеком и стала после этого лгать, будто бы ее любовником был сам Зевс, за что она и была убита перуном. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на своем бедре, и отдал дитя Гермесу».

МИФЫ о рождении Диониса см.:

(1) РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ ДИОНИСА-ЗАГРЕЯ (ОРФИЧЕСКИЙ МИФ)
(2) РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДИОНИСА-ВАКХА

 

II. УХОД ЗА ДИОНИСОМ ИНО И НИМФ В НИСЕ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. IV (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51-52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«…Зевс родил Диониса, распустив швы на своем бедре, и отдал дитя Гермесу. Последний отнес ребенка к Ино и Афаманту, попросив их, чтобы они воспитали дитя, как девочку.

Разгневанная этим Гера поразила Афаманта и Ино безумием…

Диониса же Зевс превратил в козленка, чтобы спасти его от гнева Геры. Гермес, взяв его на руки, отнес к нимфам, которые живут в Нисе, находящейся в Азии: позднее Зевс поместил этих нимф среди звезд, назвав их Гиадами».

МИФЫ о рождении и уходе за Дионисом см.:

(1) РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДИОНИСА-ВАКХА
(2) ГОРА НИСА – МЕСТО РОЖДЕНИЯ ДИОНИСА
(3) ГНЕВ ДИОНИСА: ЛИКУРГ (версия Илиады)

III. ОТКРЫТИЕ ВИНОГРАДНОГО ВИНА

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Дионис же нашел виноградную лозу».

В поздней античности это предание превратилось в любовную связь Диониса и юного Ампелоса – «виноградной лозы».

О МИФЕ об открытии Дионисом виноградной лозы см.:

(1) ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: АМПЕЛ (мальчик превратился в первую виноградную лозу)
(2) ДИОНИС И ОТКРЫТИЕ ВИНА

IV. ГЕРА ВСЕЛЯЕТ В ДИОНИСА БЕЗУМИЕ И ОН БРОДИТ ПО ЕГИПТУ И СИРИИ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«После того как Гера вселила в него безумие, он стал бродить по землям Египта и Сирии. Вначале ему оказал гостеприимство Протей, царь египтян…»

Вероятно, это предание возникло для того, чтобы объяснить связь между Дионисом, богом египтян Осирисом и финикийским богом вина.

МИФЫ о Дионисе в Египте и Сирии см.:

(1) СТРАНСТВИЯ ДИОНИСА ПО ЕГИПТУ И СИРИИ
(2) ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: БЕРОЯ (Ухаживание за богиней)
(3) ДИОНИС НА ВОСТОКЕ (ОБЩЕЕ)

V. ДИОНИС ВО ФРИГИИ ОБУЧАЕТСЯ У РЕИ-КИБЕЛЫ ОРГИЯМ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«… Затем он направился к Кибеле [Рее], находящейся во Фригии. Там исцеленный Реей, постигнув таинства и получив от Реи столу [одежду], он направился через Фракию к индам».

Эта история, несомненно, была придумана, чтобы объяснить связь между оргиастическим культом Диониса в Греции и культом фригийских богов Кибелы и Сабазия в Анатолии.

МИФ о Рее-Кибеле, наставляющей Диониса в оргиастических обрядах, см.:

(1) ДИОНИСА НАСТАВЛЯЕТ РЕЯ-КИБЕЛА
(2) ДИОНИС НА ВОСТОКЕ (ОБЩЕЕ)

VI. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АЗИИ И ИНДИИ, ОБУЧЕНИЕ ВИНОГРАДАРСТВУ И ВИНОДЕЛИЮ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Пройдя через Фракию и всю Индийскую землю и поставив там стелы, Дионис…»

Позже этот миф был расширен. В него были включены войны против индийцев и амазонок. В эту часть цикла вошла также история Диониса и фригийского царя Мидаса.

МИФЫ о Дионисе в Анатолии и Индии см.:

(1) БЛАГОСКЛОННОСТЬ ДИОНАСА: МИДАС (царь с золотым даром)
(2) ДИОНИС И СТОЛПЫ ИНДИИ
(3) ИНДИЙСКАЯ ВОЙНА ДИОНИСА
(4) АМАЗОННО-СКИФСКАЯ ВОЙНА ДИОНИСА

VII. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРАКИИ И УХОД В МОРЕ ИЗ-ЗА ЛИКУРГА

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52-53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Ликург же, сын Дриаса, который был царем эдонов, живущих по берегам реки Стримона, первым оскорбил Диониса, изгнав его из своей страны. Дионис нашел прибежище в море у Фетиды, дочери Нерея, вакханки же были захвачены в плен вместе со следовавшей за Дионисом толпой Сатиров. Но затем вакханки были внезапно освобождены, в Ликурга же Дионис вселил безумие. Став безумным, он убил топором своего сына Дриаса, полагая при этом, что подрезает виноградную лозу. После того как Ликург обрубил конечности убитого сына, к нему вернулся рассудок. Так как земля перестала приносить плоды, бог возвестил, что она лишь тогда станет плодоносной, когда будет умерщвлен Ликург. Выслушав это предсказание, эдоны отвели Ликурга к горе Пангею и там связали. По желанию Диониса он был там брошен на растерзание лошадям и погиб».

Это предание связано с оргиастическим фракийским культом Сабазия. У Гомера действие происходит в детстве Диониса; в других источниках он – взрослый бог, который перемещается из одной страны в другую.

МИФЫ о Дионисе и Ликурге:

(1) ГНЕВ ДИОНИСА: ЛИКУРГ
(2) ДИОНИС ИЩЕТ УБЕЖИЩА У ФЕТИДЫ
(3) ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ДИОНИСА С ДРУГИМИ БОГАМИ (Сабазий)

VIII. ПУТЕШЕСТВУЕТ В ФИВЫ И НАКАЗЫВАЕТ БЕЗУМНОГО ПЕНТЕЯ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Пройдя через Фракию и всю Индийскую землю и поставив там стелы, Дионис пришел в Фивы. Там он заставил женщин покинуть свои жилища и предаться вакхическому служению на склонах горы Киферона. Унаследовавший от Кадма царскую власть Пентей, которого Агава родила своему мужу Эхиону, хотел запретить эти вакхические неистовства

и отправился на Киферон, чтобы застигнуть там вакханок. Но его мать Агава в припадке неистового безумия приняла его за животное и растерзала на части».

Это предание сязано с учреждением дионисийских оргий на горе Киферон (Китерон) в Беотии.

МИФ о Дионисе и Пенфее см.:

(1) ОТВОЕВАНИЕ ДИОНИСОМ ГОРЫ КИФЕРОН
(2) ГНЕВ ДИОНИСА: ПЕНФЕЙ
(3) ГНЕВ ДИОНИСА: ДОЧЕРИ КАДМА

IX. ПУТЕШЕСТВУЕТ В АФИНЫ И ОБУЧАЕТ ВИНОДЕЛИЮ ИКАРИЯ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XIV (7). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 72) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«… В Аттику прибыли Деметра и Дионис. Деметру радушно принял в Элевсине Келей, Диониса же – Икарий, получивший от него побег виноградной лозы. Научившись от него виноделию, Икарий захотел раздать смертным благой дар божества и пришел к пастухам. Те попробовали напиток и, найдя его превосходным, напились, не смешивая его с водой, сверх меры, а затем, сочтя себя отравленными, убили Икария. Когда наступил день и они протрезвели, они похоронили убитого. Дочь его Эригона стала искать своего отца, и собака Икария, которую звали Мэра, привыкшая всюду следовать за хозяином, показала место, где был зарыт труп. Оплакав своего отца, Эригона повесилась от скорби».

МИФЫ о Дионисе, Икарии и Эригоне см.:

(1) БЛАГОСКЛОННОСТЬ ДИОНИСА: ИКАРИЙ И ЭРИГОНА
(2) ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: ЭРИГОНА

X. ПУТЕШЕСТВУЕТ ПО ЭГЕЙСКОМУ МОРЮ И НАКАЗЫВАЕТ ТИРРЕНСКИХ ПИРАТОВ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Желая переправиться с острова Икарии на остров Наксос, Дионис нанял триеру, принадлежавшую тирренским пиратам. Они приняли его на борт, но проплыли мимо Наксоса и взяли курс на Азию, желая продать его там в рабство. Но Дионис превратил мачты и весла в змей, наполнив корабль ветвями плюща и пением флейт. Пираты, охваченные безумием, попрыгали все в море и превратились в дельфинов».

Аполлодор размещает историй плавания Диониса по Эгейскому морю после Аргоса. Однако по обычной традиции Дионис прибывает в Аргос с островов с Ариадной и армией островитянок.

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. I (9). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 77) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«… Там [на острове Наксос] влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее и, доставив ее на остров Лемнос, сошелся с ней. От него она родила Тоанта, Стафила, Ойнопиона и Пепарета [которые стали царями разных островов в Эгейском море]».

МИФ о Дионисе и пиратах см.:

(1) ГНЕВ ДИОНИСА: ТИРРЕНСКИЕ ПИРАТЫ

XI. ПРИБЫВАЕТ НА НАКСОС И ЖЕНИТСЯ НА АРИАДНЕ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга E1. 9. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52-53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Но там влю­бив­ший­ся в Ари­ад­ну Дио­нис похи­тил ее [из Наксоса] и, доста­вив ее на ост­ров Лем­нос, сошел­ся с ней. От него она роди­ла Тоан­та, Ста­фи­ла, Ойно­пи­о­на и Пепа­ре­та». [которые стали царями различных островов Эгейского моря]

Аполлодор описывает свадьбу Диониса и Ариадны в разделе Тесея своей книги. История, однако, относится к хронологии саги о Дионисе. Кажется маловероятным, что она изначально была связана с Тесеем, поскольку в остальном ее история и дети принадлежат более раннему поколению мифов.

МИФЫ о Дионисе на Наксосе см.:

(1) ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: АРИАДНА
(2) БЛАГОСКЛОННОСТЬ ДИОНИСА: ГИАДЫ

XII. ДИОНИС ОТПРАВЛЯЕТСЯ В АРГОС И НАКАЗЫВАЕТ НЕПОЧТИТЕЛЬНЫХ АРГИВЯН

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Доказав фиванцам, что он действительно бог, Дионис прибыл в Аргос: так как там его тоже не стали почитать, он поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо».

В других версиях этого мифа аргивяне были наказаны за непочтительность своего царя – Прета, Акрисия или Персея. В местной аргосской легенде Персей сражался с Дионисом и его отрядом островитянок, и Ариадна была убита в сражении.

МИФЫ о Дионисе в Аргосе см.:

(1) ГНЕВ ДИОНИСА: ПРЕТИАДЫ
(2) ВОЙНА ДИОНИСА С ПЕРСЕЕМ И АРГИВЯНАМИ

XIII. ПРИЗНАН БОГОМ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Так люди признали в Дионисе бога и стали его почитать».

Признание божественности Диониса относится ко всем предыдущим повествованиям о его странствиях.

XIV. ЗАБИРАЕТ СВОЮ МАТЬ ИЗ АИДА И ВОСХОДИТ НА ОЛИМП

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Дионис же направился в Аид и вывел оттуда свою мать, назвав ее Тионой. Вместе с ней он поднялся на небо».

Этот миф имелся в аргосском культе. В нем повествуется, как Дионис спустился в аид через Алкинское озеро (болото). Возможно, экспедиция Диониса в подземный мир, включала, кроме возвращения его матери Семелы, также возвращение своей жены Ариадны, убитой Персеем во время аргосской войны. Смерть и воскресение были важной частью дионисийского культа.

История, связанная с Герой, в которой Дионис вернул Гефеста на Олимп, чтобы там Гефест освободил свою мать Геру и занял место среди двенадцати олимпийцев, странным образом у Аполлодора отсутствует. Этот миф был чрезвычайно популярен в росписи афинских ваз.

Для МИФОВ о путешествии Диониса в Подземное царство и его апофеозе:

(1) БОЖЕСТВЕННЫЙ АПОФЕОЗ ДИОНИСА(получает все почести как бог на земле)
(2) ПУТЕШЕСТВИЕ ДИОНИСА В ПОДЗЕМНЫЙ МИР (возвращает Семелу из Аида)
(3) ВОЗНЕСЕНИЕ ДИОНИСА И ГЕФЕСТА НА ОЛИМП

ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Несколько других историй отсутствуют у Аполлодора.

Другие МИФЫ о странствиях Диониса см.:

(1) БЛАГОСКЛОННОСТЬ ДИОНИСА: ОЙНЕЙ

 

II. ОБОБЩЕНИЕ МИФОВ О ДИОНИСЕ ЭСХИЛОМ

Фиванские легенды о Дионисе были предметом не менее пяти утраченных пьес Эсхила: «Семела или Водоносицы», «Кормилицы Диониса», «Вакханки», «Шерсточесальщицы», «Пенфей». Кроме того, по крайней мере в четырех других пьесах описываются встречи бога с фракийцами – это «Эдоняне», «Ликург», «Юноши» и «Бассариды».

 

III. ОБОБЩЕНИЕ МИФОВ О ДИОНИСЕ СЕНЕКОЙ

Гимн Сенеке Дионису в пьесе «Эдип» обобщает историю бога от рождения до вознесения на небо.

См. ПСЕВДО-ГИМН СЕНЕКИ.

IV. ОБОБЩЕНИЕ МИФОВ О ДИОНИСЕ НОННОМ ПАНОПОЛИТАНСКИМ

Греческий поэт 5 в. н. э. Нонн Панополитанский написал эпическую поэму «Деяния Диониса», в которой представлены рождение Диониса и его приключения. В центре поэмы находится война Диониса с индийцами. Сообщения Нонна отличаются от рассказов Аполлодора, в которых главное внимание уделяется историям Востока. Книги нонна эпоса можно найти здесь.

Силен, Дионис и Вакханка, 4 век до н.э., Лувр
Силен, Дионис и Вакханка, 4 век до н.э., Лувр

ГИМНЫ К ДИОНИСУ

I. ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ

Гомеровские гимны. VII. Дионис и разбойники. 1, 58-59. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 166-167) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«О Дионисе я вспомню, рожденном Семелою славной…

Славься, дитя светлоокой Семелы! Тому, кто захочет

Сладкую песню наладить, забыть о тебе невозможно».

 

Гомеровские гимны. XXVI. К Дионису. 1-12. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 172-173) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Шумного славить начну Диониса, венчанного хмелем,

Многохвалимого сына Кронида и славной Семелы.

Пышноволосые нимфы вскормили младенца, принявши

К груди своей от владыки-отца, и любовно в долинах

Нисы его воспитали. И, волей родителя-Зевса,

Рос он в душистой пещере, причисленный к сонму бессмертных.

После того как возрос он богинь попечением вечных,

Вдаль устремился по логам лесным Дионис многопетый,

Хмелем и лавром венчанный. Вослед ему нимфы спешили,

Он же их вел впереди. И гремел весь лес необъятный.

Так же вот радуйся с нами и ты, Дионис многогроздный!

Дай и на будущий год нам в веселии снова собраться!»

 

II. ОРФИЧЕСКИЕ ГИМНЫ

Орфический гимн XLV. Гимн Дионису Бассарею Триетерику. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 225) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О Дионис быколикий, блаженный, в огне порожденный,

Вакх Бассарей, гряди, многочтимый, гряди, многославный;

В радость тебе и кровь, и мечи, и святые менады,

Ты на Олимпе почиешь, о Вакх вдохновенный, гремящий.

Тирс твой подобен копью, о гневный, у всех ты в почете –

Чтут тебя боги и люди, что ширь населяют земную.

Ныне гряди, о плясун, о блаженный, всеобщая радость!»

 

Орфический гимн XXX. Дионису (фимиам, стиракта). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 210) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Я Диониса зову, оглашенного криками «эйа»!

Перворожденный (протогонос) и триждырожденный (тригонос), двусущий владыка,

Неизреченный, неистовый, тайный, двухвидный, двурогий,

В пышном плюще, быколикий, «эвой» восклицающий, бурный,

Мяса вкуситель кровавого, чистый, трехлетний, увитый

Лозами, полными гроздьев, – тебя Ферсефоны с Зевесом

Неизреченное ложе, о бог Евбулей, породило.

Вместе с пестуньями, что опоясаны дивно, внемли же

Гласу молитвы моей и повей, беспорочный и сладкий,

Ты, о блаженный, ко мне благосклонное сердце имея!»

 

Орфический гимн XLVI. Ликниту (фимиам с манной). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 226) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Этой молитвой зову Диониса Священной Корзины,

Доброго Вакха-нисейца, желанного, в пышном цветенье,

Детище милое нимф и венчанной светло Афродиты.

Пляшущей поступью ты сотрясаешь лесные дубравы,

С нимфами вместе ликуя, безумием сладким объятый,

Ты отведен был к святой Персефоне по воле Зевеса,

Ею был вскормлен, взращен любимым для сонма бессмертных.

Ныне явись, о блаженный, принять эти милые жертвы!»

 

Орфический гимн XLVII. Перикионию (фимиам, ароматы). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 227) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Перикиония Вакха, дарителя зелья хмельного,

Я призываю, того, кто, вращаясь средь домов Кадмейских,

Всюду могучим рывком всколыхнул потрясенную землю

В пору, как огненный свет с громовыми раскатами вихрем

Землю кругом обошел, – и опали оковы и путы.

Вакх, о блаженный, явись, и умом взвеселившись, и сердцем!»

 

Орфический гимн L. Лисию Ленею. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 230) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Сын Зевеса блаженный, внемли мне, о Вакх виноградный,

Отпрыск о двух матерях, многочтимое семя святое,

Много великих имущий имен, о бог-разрешитель,

Чистая, тайнорожденная поросль блаженных, кормилец,

Вакх в ликующих криках «эвой», плодов умножитель,

Недр потрясатель, о гроздьев давитель, могучая сила!

Видом изменчивый бог, о лекарство людское от скорби!

Ты, о священный цветок, не терпящая горя отрада

Смертного люда, о всеотпуститель прекраснокудрявый,

С тирсом бушующий Бромий, Эвой, разрешитель вседобрый!

Всюду, где хочешь, являешься ты – средь людей и бессмертных,

О плодоносный и сладкий, явись же и к таинствам нашим!»

 

Орфический гимн LII. Триетерику (фимиам, ароматы). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 232) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Вакх, призывают тебя, о неистовый, в прозвищах многих,

О быкорогий, Леней, огнеродный Нисей, разрешитель,

Ты, кто в бедре произрос, Ликнит, предводитель обрядов,

В митре, ночной, Евбулей, тирсодержец, что огнь выдыхает,

Неизречимый, оргийный, Зевесова тайная поросль,

Триждырожденный, о Эрикепайон, о ты, первородный,

Божий и сын, и отец, скиптродержец, толпы предводитель,

В плясках и песнях неистовый, шествий веселых вожатый,

Празднуешь ты средь пестуний вакхический праздник трехлетний,

Недр разыматель, о двух матерях, возжигающий .пламя,

Ты, о бродящий в горах, рогатый и в шкуре оленьей,

В гроздьях Пэан тирсоносец, вникающий в самое сердце,

Плющелюбив, многодевствен, о ты, Бассарей устроитель,

К мистам, блаженный, гряди, всегда благосклонности полный!»

 

Орфический гимн LIII. Амфиету (все благовония, кроме ладана, и возлияние молоком). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 232) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Я Диониса подземного кличу, зову Амфиета [Вакха],

Бодрствует он с прекраснокудрявыми нимфами вместе,

Спит же близ Ферсефонеи в ее священном чертоге,

Время трехлетнее Вакхово, время святое покоя.

Минут три года – и вновь поднимаешь веселые толпы,

Ты возвращаешься в гимнах – кормилицы вместе с тобою,

Дивно они подпоясаны, кружат, «эвой» выкликая,

В круговороте времен годовых. Теперь же, блаженный,

Зеленью пышный, плодами обильный, о Вакх рогоносный,

К нашим всебожьим обрядам явись с сияющим ликом,

В пышном богатстве плодов изобильных и благосвященных!»

 

III. ПСЕВДО-ГИМН ОВИДИЯ

Овидий. Метаморфозы. Книга четвертая. 11-17. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Беотийские вакханки призвали Вакха (Диониса):]

Ладан несут и зовут Лиэя, Бромия, Вакха [Диониса],

Отпрыск огня, что дважды рожден и двумя матерями,

И добавляют: Нисей, Тионей нестриженый, имя

Также дают и Леней, веселящих сеятель гроздьев,

Также Иакх, и Эван, и отец Элелей, и Никтелий,

Много имен и еще, которые некогда греки

Дали, о Либер [Дионис], тебе!»

 

IV. ПСЕВДО-ГИМН СЕНЕКИ

Сенека. Эдип. 401-509. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 80-82) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Хвалу воспойте Вакху [Дионису] всенародную.

Трепетным все увенчайте плющом разметенные кудри,

Тирсом вооружив нисейским нежные руки.

Вакх, низойди, светлый бог, неба краса,

К нам, что в Фивах твоих мольбы

Воссылают к тебе,

Простирая ладони ввысь.

Кротко к нам обратись ликом девическим,

Взглядом звездных очей злой разгони туман.

Алчность рока смири скорей

И Эреба угрозы.

Подобает тебе вплетать цветы вешние в кудри,

Стягивать их волну митрой тирийской

Или ягодоносным

Гибким побегом плюща венчаться,

Вольно по плечам распуская пряди

Или в узел их собирая снова.

Мачехи [Геры] когда опасаясь гневной,

Рос ты, Вакх, приняв подмененный образ,

Золотом волос подражая деве,

Платье подвязав пояском шафранным,

Женственные ты полюбил уборы,

Вольные плащей долгополых складки.

В золоченой ты колеснице ехал,

Длинной львов накрыв упряжных одеждой;

Видел это весь край земли восточный,

Кто из Ганга пьет, кто ломает прочный

Лед на Араксе.

Едет вслед за тобой Силен на осленке невзрачном,

Черен раздутый обвит плетеницей из лоз виноградных;

Шествием таинств обряд открывают беспутные мисты.

За тобой летит отряд бассарид,

В эдонской они пляске бьют стопой

В крутой ли Пангей, во фракийский ли Пинд.

Средь кадмейских ли жен менада [Агава] одна

Нечестивая вслед пошла за тобой,

Огигийский Иакх, небридой твоей

Священной себе опоясавши стан

И легкий тирс потрясая в руке,

И власы для тебя распустив по плечам

И безумной груди.

Лишь когда уже был растерзан Пенфей

И язвящий пыл покинул фиад,

Свой незнаемый грех узрели они.

Матери Вакха сестра владеет блистающим морем,

Кадма дочерь Ино с Нереидами в пляске кружится,

Властен и отрок-пришлец над волнами великого моря,

Вакха брат Палемон, божество не из самых ничтожных.

Когда шайкой [пиратов] похищен тирренской ты,

Отрок, был, вмиг Нерей успокоил зыбь,

В луг тотчас превратил голубой простор.

Вешней в нем зеленеет листвой платан

И любезная Фебу лавров сень.

Стаи болтливых птиц шумят в ветвях,

Вкруг весла проворный обвился плющ,

Реи вяжет лоза виноградная.

На носу зарычал идейский лев,

На корме улегся индийский тигр.

Вплавь пираты спасаются в ужасе,

Чтобы в новом обличье вынырнуть:

Все, что ниже локтей, отпадает у них,

С животом воедино срастается грудь,

Короткие руки висят с боков,

Под волну плывет кривая спина,

Пучину сечет луновидный хвост,

Гнутые мчатся вослед парусам уходящим дельфины.

Вез тебя, Вакх, лидийский Пактол драгоценной волною,

Что золотые несет мимо берега знойного струи.

Гетские стрелы с плеча, тетиву с побежденного лука

Сиял массагет, добавляющий кровь в молочные чаши;

Царство узнало тебя секиродержца Ликурга,

Край тебя узнал, где живут залаки,

И народы, что под свист Борея

Пашни меняют,

Также племена [скифы] вблизи студеных

Вод Меотиды.

На кого глядит с вершины неба

Эриманфских звезд двойная повозка.

Покорил ты, бог, кочевых гелонов,

У суровых дев [амазонок] отобрал оружье,

Фермодонтские вниз лицом дружины

Пали, пред тобой простираясь, –

Каждая тотчас, отложивши стрелы,

Стала менадой.

Обагрен был Киферон священный

Офионовым [Пенфея] убийством.

Претиады в лес устремились, Аргос

Вакха начал чтить на глазах Юноны [Геры].

Наксос, что лежит среди вод Эгейских,

Брошенную отдал царевну [Ариадну]

В жены тебе, возместив утрату

Лучшим супругом.

Пемза сухая

Излила напиток Никтелия [вино];

По траве ручьи потекли с журчаньем,

Сладостным земля напиталась соком –

Белоснежного молока струею

И лесбосским в смеси с душистым тмином.

Новобрачную провожают в небе:

Феб [Аполлон] распевает гимны,

По плечам распустивши кудри,

Потрясают факелом брачным

Два Купидона [Эроса].

Огненный дрот отложил Юпитер [Зевс],

Ненавистный ему, когда Вакх подходит.

Будут доколе нестись светила по древнему небу

И Океан обегать в кольцо заключенные земли,

И Луна [Селена] обретать утраченный свет в полнолунье,

И поутру предвещать восходы будет Денница [Люцифер, Венера],

Будет доколе чужда Медведица сини Нерея, –

Чтить сияющий лик мы Лиея [Диониса] прекрасного будем».

Дионис-Вакх, греко-римская мозаика из Дафны 4 век нашей эры, Музей школы дизайна Род-Айленда
Дионис-Вакх, греко-римская мозаика из Дафны 4 век нашей эры, Музей школы дизайна Род-Айленда

ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ДИОНИСА

Классическая литература содержит лишь несколько кратких описаний внешности богов.

Гомеровские гимны. VII. Дионис и разбойники. 3-6. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 166) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«[Дионис появился] На выступающем мысе, подобный весьма молодому

Юноше. Вкруг головы волновались прекрасные кудри,

Иссиня-черные. Плащ облекал многомощные плечи

Пурпурный».

 

Еврипид. Вакханки. 101-102. (Источник: Еврипид. Трагедии. Т. 2 / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. – М.: Ладомир-Наука. 1999. – С. 432):

«Рогоносного бога [Диониса] родил он [Зевс],

Из змей он венок ему сделал…»

 

Еврипид. Вакханки. 144-145. (Источник: Еврипид. Трагедии. Т. 2 / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. – М.: Ладомир-Наука. 1999. – С. 433-434):

«[В горах…] Прозвучало: «О Вакх, эвоэ!»

Млеком струится земля, и вином, и нектаром пчелиным.

Смол благовонных дымом курится.

Прянет тогда Дионис…

И вот уже носится вихрем:

Он нежные кудри

По ветру распустит.

Вот факел горящий в горах замелькал

На тирсе священном,

И с вакхической песнью слились

Призывные клики…»

 

Еврипид. Вакханки. 234-239. (Источник: Еврипид. Трагедии. Т. 2 / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. – М.: Ладомир-Наука. 1999. – С. 437):

«Да, говорят, какой-то чародей [Дионис]

Пожаловал из Лидии к нам в Фивы…

Вся в золотистых кудрях голова

И ароматных, сам с лица румяный,

И нега Афродиты у него

В глазах…»

 

Еврипид. Вакханки. 352-353. (Источник: Еврипид. Трагедии. Т. 2 / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. – М.: Ладомир-Наука. 1999. – С. 441):

«[Говорит Пенфей:] А вы, другие, выследите в Фивах

Лидийца женственного [Диониса]…»

 

Еврипид. Вакханки. 453-459. (Источник: Еврипид. Трагедии. Т. 2 / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. – М.: Ладомир-Наука. 1999. – С. 445):

«[Пенфей обращается к Дионису:]

Ишь красавец,

Как раз на женский вкус!

Конечно, локон нежный твой взращен,

Что вдоль щеки лежит, соблазна полный;

Не на припеке солнца, – в холодке

Ты кожу белую свою лелеял,

Когда красой Киприду уловлял…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[На четвертом поле ларца в Олимпии:] Далее Дионис, лежащий в пещере, с бородой; он держит золотую чашу; на нем надет хитон, спускающийся до самых пят; около него (различные) деревья: виноградные лозы, яблони и гранатовые деревья».

 

Филострат Старший. Картины. Книга I. 15. Ариадна (2). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«… Для тех, кто желает представить Диониса – на картине ли, в статуе ли, – он являет себя в тысяче внешних признаков, и если кто схватит и сумеет из них передать хоть самую малую часть, тот уже представил нам готовый образ бога. Например: вот грозди плюща; они являются венком и тем дают нам узнать Диониса, пускай вся работа сделана плохо; и рог на висках выдает нам Диониса в этой фигуре; пантера, которая незаметно появляется из-под длинной одежды Диониса, опять-таки служит символом бога».

 

Каллистрат. Описание статуй. 6. Статуя «Счастливого случая» в Сикионе. (2). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):

«[Из описания статуи мальчика работы Лисиппа, выставленной в Сикионе:] Больше всего был он похож на Диониса; прелести полон был его лоб и щеки его с румянцем, как юный цветок, были прекрасны, на глаза бросая отблеск нежной стыдливости».

 

Каллистрат. Описание статуй. 8. Дионис (2). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):

«[Описание статуи Диониса работы Праксителя:]

… Руки Праксителя создали вещи совсем как живые. Была священная роща и в ней Дионис стоял в образе зрелого юноши, столь нежного, что медь, казалось, сама превращалась в нежное тело. Настолько оно было мягко и пышно, что казалось созданным из другой какой-либо материи, не из меди; и хотя это была лишь медь, она покрывалась юным румянцем; будучи безжизненной, она хотела дать представленье о жизни; если ты к ней прикасался кончиком пальцев, она как будто сама уступала давлению. На самом деле, являясь массивной, медь искусством художника становится мягкой, уподобляясь нежному телу, но избегает, чтобы ее осязали рукою. Был Дионис цветущим, исполненным нежности; страсть от него истекала; таким нам представил его Эврипид в своих «Вакханках», рисуя нам его образ. Плющ венчал его голову, окружая ее. Как живой плющ, сгибалась медь в лозах и поддерживала кольца кудрей, спадавших со лба. Он полон был смеха, но что вызывало величайшее удивление, это то, что в мертвой материи были заметны проявления удовольствия, и медь решилась в. себе воплотить выражение сильных чувств. Его прикрывала шкура оленя, не та, что обычно Дионис носил на себе; медь превратилась в подобие шкуры. Он стоял, опираясь левой рукой на тирс и тирс обманывал чувства нашего зрения: он был сделан из меди, а казалось, что, превратившись в естественный свой материал, он источает блеск свежей зелени. Глаза у Диониса пылали огнем, в них можно было увидеть безумный восторг; это вдохновенное состояние стремилась выразить также и медь; казалось, сама она была охвачена божественным духом, как будто Пракситель сумел вложить в эту статую вдохновенный и бурный восторг.

[Сохранившиеся статуи этого типа включают «Версальского Вакха» в Лувре и Диониса в Мадриде]».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга третья. 553-556. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Ныне под власть подпадут безоружного мальчика Фивы [Диониса],

Кто на войне не бывал, не знаком ни с мечом, ни с боями,

Сила которого вся в волосах, пропитанных миррой,

В гибких венках, в багреце да в узорах одежд златотканных…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга третья. 607-669. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Тирренские пираты увидели:]

Мальчика [Диониса] брегом ведет, по наружности схожего с девой.

Тот же качался, вином или сном отягченный как будто,

И подвигался с трудом. На одежду смотрю, на осанку

И на лицо – ничего в нем не вижу, что было бы смертным.

[Позже на корабле:]

Весел уключины плющ оплетает, крученым изгибом

Вьется, уже с парусов повисают тяжелые кисти.

Бог [Вакх, Дионис] между тем, увенчав чело себе лозами в гроздьях,

Сам потрясает копьем, виноградной увитым листвою.

Тигры – вокруг божества: мерещатся призраки рысей,

Дикие тут же легли с пятнистою шкурой пантеры».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга четвертая. 17-20. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Юность твоя неистленна,

Отрок ты [Дионис] веки веков! Ты всех прекраснее зришься

В небе высоком! Когда предстаешь, не украшен рогами, –

Девичий лик у тебя».

 

Сенека. Геркулес в безумье. 472-475. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 128):

«Вакх не стыдится, распустивши волосы

И легкий тирс держа рукой изнеженной,

Брести нетвердым шагом, волоча покров

Широкий, варварским расшитый золотом».

 

Сенека. Эдип. 402-426. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 80) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Трепетным все увенчайте плющом разметенные кудри [Диониса],

Тирсом вооружив нисейским нежные руки.

Подобает тебе вплетать цветы вешние в кудри,

Стягивать их волну митрой тирийской

Или ягодоносным

Гибким побегом плюща венчаться,

Вольно по плечам распуская пряди

Или в узел их собирая снова.

Мачехи когда опасаясь гневной,

Рос ты, Вакх, приняв подмененный образ,

Золотом волос подражая деве,

Платье подвязав пояском шафранным,

Женственные ты полюбил уборы,

Вольные плащей долгополых складки.

В золоченой ты колеснице ехал,

Длинной львов накрыв упряжных одеждой;

Видел это весь край земли восточный…»

 

Сенека. Федра. 753-756. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 54) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«От тирсоносных к нам индов явившийся [Вакх, Дионис],

Вечный отрок, кудрей долгих не срезавший,

Виноградным копьем тигров пугающий.

Вакх с рогатым челом, митрой повязанным…»

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Гера 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест с крылатой колесницей 6 век до н.э.

Вазопись Гефест, Дионис, Менада 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Вазопись Гефест, Дионис, Сатир 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест и Дионис 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес и младенец Дионис 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис с Тирсом 5 век до н.э.

Вазопись Дионис, Силен, Менада 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис и Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис, Сатир, Менада 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Дионис, Сатир, Менада 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис и Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис и сатиры 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис с Колесницей Зверей 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис и гигант Эврит 6 век до н.э.

Вазопись Дионис и Ариадна 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис и Ариадна 5 век до н.э.

Вазопись Дионис, Ариадна, сатиры 6 век до н.э.

Апулийская вазопись Рождение Диониса 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Рождение Диониса 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Дионис, пираты в образе дельфинов 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис, Ариадна, Тесей 5 век до н.э.

Вазопись Дионис, Ариадна, Сыновья 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис, Гермес, Силен 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис, Ариадна, Эрос 4 век до н.э.

Апулийская вазопись Дионис, Ликург, Эриния 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Рождение Диониса, Зевсом 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Дионис и менады 5 век до н.э.

Вазопись Силен, Дионис, Менада 4 век до н.э.

Вазопись Силен и Дионис 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ком, Дионис, Ариадна 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Сатир и Дионис 5 век до н.э.

Греко римская мозаика Дионис верхом на пантере. Пелла. 4 век н.э.

Греко римская мозаика Дионис верхом на пантере. Делос. 2-й — 1-й до н.э.

Греко римская мозаика Дионис с тигровой колесницей. Гадруметум. 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Дионис верхом на льве. Тисдр. 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Дионис на колеснице кентавров. Ахолла

Греко римская мозаика Дионис с тигровой колесницей. Тисдр. 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Дионис и Сатир. Антиохия. 4 век н.э.

Греко римская мозаика Дионис и тирренские пираты. Утика

Греко римская мозаика Дионис и Геракл. Антиохия. 2 век н.э

Греко римская мозаика Дионис и Ликург. Неаполь

Греко римская мозаика Ликург и Амброзия. Делос. 2-й век до н.э.

Дионис, Акме, Икарий. Пафос. 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Дионис, Ариадна, Марон (Сирия). C3-й — 4-й н.э.

Греко римская мозаика Дионис и Леопард. (Лондон)

Греко римская мозаика Дионис и Пан. Филиппополис. 4 век н.э.

Греко римская мозаика Дионис и звери. Тисдр. 4 век н.э.

Греко римская мозаика Дионис и индийский воин. Рим

Греко римская мозаика Дионис и Ариадна. Волюбилис

Греко римская мозаика Младенец Дионис и Тигр. Тисдрус

Греко римская мозаика Портрет Диониса. Дафна. 4 век н.э.

Греко римская мозаика Дионис, Ариадна, Геракл. Филиппополис. 4 век н.э.

Греко римская фреска Дионис в виноградном плаще. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Дионис, Ариадна, Силен. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Дионис и Ариадна. Триполи

Греко римская фреска Силен и младенец Дионис. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римский рельеф Дионис, Сатир, Вакханка. Рим. 1 век н.э.

Греко Римская скульптура — Гермес с младенцем Дионисом

Греко Римская скульптура — Дионис Бахус

Греко Римская скульптура — Дионис Бахус

Греко Римская скульптура — Дионис Бахус

Греко Римская скульптура — Дионис Антино́й

Греко Римская скульптура — Дионис Бахус

Греко Римская скульптура — Дионис Бахус

Греко Римская скульптура — Дионис Сарданапал

Греко Римская скульптура — Дионис Сарданапал

Греко Римская скульптура — Силен

Греко Римская скульптура — Силен

   

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология