Богиня Мнемосина

Мнемосина была богиней титанидой  памяти и воспоминаний и изобретательницей языка и слов.

Будучи дочерью титана Урана (Неба), Мнемозина также была богиней времени. Она олицетворяла механическое запоминание, необходимое для сохранения исторических историй и мифических саг до появления письменности. В этой роли она была матерью муз, которые изначально были богинями-покровительницами поэтов устной традиции.

Наконец, Мнемосина была второстепенной богиней-оракулом, как и ее сестры титаниды. Она председательствовала в подземном оракуле Трофония в Беотии.

Титаниду Мнемосину иногда называли одной из трех Старших Муз, которые предшествовали девяти дочерям Зевса как богини музыки.

Страница справа — Мнемосина, 2 век н.э., Археологический музей Хатая.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ТИТАНИДА МНЕМОСИНА
РодителиУран и Гея
Богини чегоПамяти
ДомГора Олимп
СимволыГора Пиерия
Римское имяМонета
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΜνημοσυνηMnêmosynêMnemosyneMemoryПамять

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Уран & Гея (Hesiod Theogony 132, Pindar Paean 7, Apollodorus 1.8, Diodorus Siculus 5.66.1)
[1.2] Эфир (от Урана) & Гея (Hyginus Preface)

Дети

[1.1] Музы (от Зевса) (Hesiod Theogony 53, Homeric Hymn IV, Orphic Hymn 76 & 77, Pindar Isthmian Ode 6, Terpander Frag 4, Alcman Frag 8, Apollodorus 1.13, Antoninus Liberalis 9, Hyginus Preface, Cicero De Natura Deorum 3.21)
[1.2] Музы (от Зевса) (Pindar Paean 7, Terpander Frag 4, Aristotle Frag 842, Plato Theaetetus 191c)

СЛОВАРЬ

МНЕМОСИНА Мнемозина (Μνημμοσύνη); в греческой мифологии богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида (Hes. Theog. 135). Родила от Зевса муз — девять дочерей (915- 917). Согласно сообщению Павсания (IX 39, 8) в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты — забвения и М.- памяти (см. в ст. ЛЕТА). А. Е.-Г.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ НАПИСАНИЕ ИМЕНИ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΜνημοσυνηMnêmosynêMnemosyneMemoryПамять
ΜναμοσυναMnamosyneMnemosyneMemoryПамять
ΜναμοναMnamonaMnemeMemoryПамять
ΜνημηMnêmêMnemeMemoryПамять
ΜναμαMnamaMnemeMemoryПамять
ΜνημωMnêmôMnemeMemoryПамять

 

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МНЕМОЗИНЫ

Мнемозина, богиня памяти, г2 век нашей эры, Археологический музей Хатая
Мнемозина, богиня памяти, г2 век нашей эры, Археологический музей Хатая

Гесиод. Теогония. 132-138. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31-32) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«[Гея]…разделивши

Ложе с Ураном [Небом], на свет Океан породила глубокий,

Коя и Крия, еще – Гипериона и Иапета,

Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,

Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,

Крон хитроумный».

 

Пиндар. Отрывки. III. Пеаны. 52h. Пеан 7 в. [Палленянам?] в честь Делоса. 1. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 195):

 

«…Я молю Мнемосину [Мнемозину], дочь Неба [Урана], под добрым ее

покрывалом…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. I (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 5) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«…Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов – Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, и после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемосину, Фебу, Диону, Тейю».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 66 (2-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Было их [титанов и титанид] шесть мужчин и пять женщин, которых одно миф называет детьми Урана и Геи, а другое – одного из куретов и Титеи, от которой они и получили свое имя. Итак, [титанами-]мужчинами были Крон, Гиперион, Кой, а также Япет и Крий и последний – Океан, сестрами же их были Рея, Фемида и Мнемосина, а также Феба и Тефия. Каждый из них изобрел для людей то или иное благо, и за эти общечeловeчeскиe благодеяния они и удостоились почестей и вечной памяти».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня). С течением времени, говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии…установил число Муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне… Мимнерм [эпический поэт 7 в. до н. э.]… в введении говорит, что старшие Музы были дочерьми Урана (Неба), все же остальные, младшие, были дочерьми Зевса».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 3. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 2-3):

 

«От Эфира и Земли [родились] – [различные абстракции] … Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос [Кой], Сатурн [Кронос], Опс [Рея], Монета [Мнемозина], Диона…»

Символы Мнемозины и девяти муз, греческая мозаика из Элиды 1 век до н.э., Археологический музей Элиды
Символы Мнемозины и девяти муз, греческая мозаика из Элиды 1 век до н.э., Археологический музей Элиды

МНЕМОЗИНА – МАТЬ МУЗ

Гесиод. Теогония. 915-917. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Тотчас затем с Мнемосиной сошелся он [Зевс] пышноволосой.

Муз родила ему та, в золотых диадемах ходящих,

Девять счетом».

 

Гесиод. Теогония. 53-62. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 30) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«… В Пиерии

Их родила Мнемосина, царица высот Елевфера [около горы Олимп],

Чтоб улетали заботы и беды душа забывала.

Девять ночей сопрягался с богинею Зевс-промыслитель,

К ней вдалеке от богов восходя на священное ложе.

После ж того как исполнился год, времена обернулись,

Месяцы круг совершили и дней унеслося немало,

Единомысленных девять она дочерей народила,

С рвущейся к песням душой, с беззаботным и радостным духом,

Близ высочайшей вершины одетого снегом Олимпа».

 

Гомеровские гимны. III. К Гермесу. 424-430. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 146) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Смело сын Майи [Гермес, изобретатель лиры] по левую руку стоял Аполлона.

Первою между богинями он Мнемосину восславил,

Матерь божественных Муз: то она вдохновляла Гермеса».

 

Пиндар. Немейские песни. 7. <«Неоптолем»>. Согену Эгинскому. 12-16. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 138-139) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«И чей увенчается труд,

Тот станет для Муз истоком льющихся струн,

Которые – как мед для ума:

Ибо без песни

И великая сила пребывает во мраке.

Ведомо,

Что единое есть зерцало для лучших дел –

Милостью Мнемосины с яркою повязью

Найти в славных напевах слов

Мзду за тяготы свои».

 

Пиндар. Истмийские песни. 6. <«Теламон»>. Филакиду Эгинскому. 74 и далее. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 1761) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«…И ему поднесу я

Диркейскую святую струю,

Подпоясанными дочерьми Мнемосины [Памяти] в золотом

покрывале…»

 

Пиндар. Отрывки. III. 52f. Пеан 6. Дельфийцам на праздник Феоксений. 53-55. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 192-193):

 

«Девственные Музы, вам открыто все:

С матерью Мнемосиною и с владыкою черных

туч…»

 

Пиндар. Отрывки. III. Пеаны. 52h. Пеан 7 в. [Палленянам?] в честь Делоса. 1-15. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 195):

 

«…Я молю Мнемосину [Мнемозину], дочь Неба [Урана], под добрым ее

покрывалом…

И молю дочерей ее:

Дайте мне доброе умение!

Ибо слепы людские умы,

Если без повода геликонских дев

Ступают на путь в глубь мудрости земной».

 

Терпандр Лесбосский. Возлияние. (Источник: Поэты-лирики Древней Эллады и Рима / В переводах Я. Голосовкера. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. – С. 43) (греческая лирика 7 в. до н. э.):

 

«Льем вино – Музам в честь,

Дщерям Памяти [Мнемозины] – в честь,

И водителю Муз –

Сыну Лето – в честь».

 

Платон. Теэтет. 191c / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 251) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Сократ. Скажем теперь, что это дар матери Муз, Мнемосины…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. III (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«…От [Зевса и] Мнемосины [родились] – Музы, первая Каллиопа, затем Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Урания, Талия, Полимния».

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. IX. Эмафиды [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Зевс, совокупившись в Пиерии с Мнемосиной, породил Муз».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 27. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 7):

 

«От Юпитера [Зевса] и Монеты [Мнемозины] [родились] – Музы».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 114. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Как…[Юпитер (Зевс), притворившись] пастухом [обманул] – Мнемозину».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXI. 169-173. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 301) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Вспомни, что с Мнемосиной случилось. Ведь почивал он

С нею девять полных ночей в бессонье любовном,

К деторождению страсти полный ненасытимой!

Всеукрощающий бог, но иной, тебе лишь подобный

Крыльями, Эрос-малютка Кронида жалом уметил!»

 

МНЕМОЗИНА – БОГИНЯ ПАМЯТИ И ЯЗЫКА

Платон. Критий. 108b-d / Пер. С. С. Аверинцева. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 502-503) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Гермократ… Робкие мужи еще никогда не водружали трофеев, Критий, а потому тебе следует отважно приняться за свою речь и, призвав на помощь Пеона [Аполлона] и Муз, представить и воспеть добродетели древних граждан.

Критий… Что до твоих утешений и подбадриваний, то нужно им внять и призвать на помощь богов – тех, кого ты назвал, и других, особо же Мнемосину. Едва ли не самое важное в моей речи целиком зависит от этой богини. Ведь если я верно припомню и перескажу то, что было поведано жрецами и привезено сюда Солоном, я почти буду уверен, что наш театр сочтет меня сносно выполнившим свою задачу».

 

Платон. Теэтет. 191c-191e / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 251-252) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Сократ… Может ли тот, кто прежде чего-то не знал, научиться этому впоследствии?… Чтобы понять меня, вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного – из более чистого воска, у другого – из более грязного или у некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру… Скажем теперь, что это дар матери Муз, Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 67 (3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«[Что же касается] титанид, Мнемосина открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий, благодаря которому мы и обозначаем каждую из вещей при общении друг с другом, хотя некоторые считают это изобретением Гермеса. Приписывают этой богине все, что происходит у людей благодаря воспоминанию и запоминанию (μνήμον), откуда она и получила свое имя».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

[Часть ритуалов у оракула Трофония в Лебадии (Беотия):]

«Если какой либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, … Он переходит в руки жрецов, которые ведут его не прямо в пещеру прорицаний, а к источникам воды; правда, они находятся близко один от другого. Здесь он должен напиться из одного воды Леты (Забвения), чтобы он забыл о всех бывших у него до тех пор заботах и волнениях, а из другого он таким же образом опять пьет воду Мнемосины (Памяти), в силу чего он помнит все, что он видел, спускаясь в пещеру… Того, кто вернулся наверх из пещеры Трофония, жрецы опять берут в свои руки, сажают на так называемый Трон Мнемосины (Памяти), который стоит недалеко от святилища, и, посадив его там, спрашивают, что он видел и что слышал».

 

Орфический гимн LXXVII. Мнемосине (фимиам, ладан). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 257) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Я Мнемосину зову, делившую ложе с Зевесом,

Кличу владычицу, муз породившую звонкоголосых,

Память ее не подвластна забвенью, губящему разум,

Держит с душой съединенным она весь ум человека,

Множит тем самым великую силу благую рассудка.

Ты, о сладчайшая, бодрая вечно, способная тотчас

В памяти вызвать у нас, что когда-либо в душу запало,

Не преступив ничего, ты ум пробуждаешь во всяком.

Ныне, блаженная, память у мистов буди об обряде

Благосвященном, богиня, забывчивость прочь отгоняя!»

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга первая. 14. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 12) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«…Памятью своей даже в столетнем возрасте он [Аполлоний Тианский, языческий пророк 1 в. н. э.] превосходил Симонида и часто повторял хвалебную песнь Мнемосине, где говорилось, что все стирается временем, но само время пребывает благодаря памяти нестареющим и неуничтожимым».

 

КУЛЬТ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТА МНЕМОЗИНЫ

 

I. АФИНЫ, главный город Аттики (Южная Греция).

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. II. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут же [в святилище Диониса в Афинах] статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном…»

 

II. ТЕГЕЯ, город в Аркадии (Южная Греция).

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В храме Афины в Тегее:] Есть тут также статуи Муз и (их матери) Мнемосины».

 

III. ГЕЛИКОН, Горное святилище в Беотии (Центральная Греция)

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIX. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«…Первыми людьми, которые на Геликоне принесли жертвы Музам и нарекли эту гору священной горою Муз, были Эфиальт и От; они же основали и город Аскру… Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня). С течением времени, говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии, …установил число Муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне… Со своей стороны Мимнерм [эпический поэт 7 в. до н. э.], написавший стихотворение в элегическом размере…в введении говорит, что старшие Музы были дочерьми Урана (Неба), все же остальные, младшие, были дочерьми Зевса».

 

IV. ЛЕБАДИЯ, город в Беотии (Центральная Греция).

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

[Часть ритуалов у оракула Трофония в Лебадии (Беотия):]

«Если какой либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, … Он переходит в руки жрецов, которые ведут его не прямо в пещеру прорицаний, а к источникам воды; правда, они находятся близко один от другого. Здесь он должен напиться из одного воды Леты (Забвения), чтобы он забыл о всех бывших у него до тех пор заботах и волнениях, а из другого он таким же образом опять пьет воду Мнемосины (Памяти), в силу чего он помнит все, что он видел, спускаясь в пещеру… Того, кто вернулся наверх из пещеры [оракула] Трофония, жрецы опять берут в свои руки, сажают на так называемый Трон Мнемосины (Памяти), который стоит недалеко от святилища, и, посадив его там, спрашивают, что он видел и что слышал. Узнав все, они поручают его только тогда родственникам. Взяв его на руки, они несут его в помещение, где он прежде жил, в храм доброй Тихи [Фортуны] и доброго Демона [Агафона]. Подняв его на руки, они приносят его сюда, охваченного ужасом и в таком состоянии, что он не сознает самого себя и не узнает близких. Но впоследствии к нему вполне возвращается разум и даже прежняя способность смеяться».

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Греко римская мозаика Мнемосина и человек. Антиохия. 2-й — 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Символы девяти Муз. Элида. 1 век до н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология