Артемида

Артемида – олимпийская богиня охоты, дикой природы и диких животных. Она была также богиней деторождения, а также защитницей девочек, которые не достигли брачного возраста. Её брат-близнец Аполлон точно так же был защитником маленьких мальчиков. Вместе оба бога были ещё и теми, кто приносит внезапную смерть и болезни. Целью Артемиды были женщины и девочки, целью Аполлона – мужчины и мальчики.

В древнем искусстве Артемиду обычно изображали девочкой или юной девушкой с охотничьим луком и колчаном со стрелами.

Изображение справа — Артемида, 5 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ АРТЕМИДА
РодителиЗевс и Лето
Богиня чегоОхота, диких животных, детей
ДомГора Олимп
СимволыЛук и стрелы
Священные животныеОлень, медведь
СвитаНимфы
Другие ИменаФеба
Римское имяДиана
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаРимское имя
ΑρτεμιςArtemisArtemisDiana

 

МИФЫ

  • В то время, как мать Артемиды Лето была беременна, женщину преследовала ревнивая богиня Гера. В конце концов, Лето нашла приют на плавучем острове Делос. Там она родила Артемиду. Артемида помогала затем Лето, выступая акушеркой, пока та не родила младшего брата Артемиды, брата-близнеца Аполлона. Читать дальше.
  • Каллисто была прислужницей Артемиды. Зевс соблазнил девушку, приняв образ её госпожи-богини. Когда Артемида узнала, что Каллисто беременна, она превратила девушку в медведя и изгнала, заставив жить в лесу. Читать дальше.
  • Спутником богини был прекрасны гигант Орион. Но в ревности её брат Аполлон обманом заставил Артемиду выстрелить из лука с расстояния и случайно убить Ориона. Горюя, Артемида поместила гиганта среди звёзд как созвездие Ориона. Читать дальше.
  • Когда гиганты Алоады попытались захватить Олимп, Артемида приняла форму лани и пробежала между ними. Алоады бросили копья в неё, промахнулись, но ударили друг в друга, погибнув. Читать дальше.
  • Охотник Актеон тайно следил за богиней, когда она купалась вместе со своими нимфами в источнике. Разгневавшись, Артемида превратила его в оленя, так что Актеона разорвали собственные гончие. Читать далее.
  • Артемида послала гигантского Калидонского вепря разорять земли царя Ойнейя за то, что тот пренебрёг богиней, когда совершал жертвоприношения богам. Читать дальше.
  • Когда греческий флот готовился к отправлению в Трою, царь Агамемнон оскорбил Артемиду, и она наслала безветренную погоду. Это мешало их отплытию. Чтобы умилостивить богиню, царь вынужден был принести в жертву собственную дочь Ифигению. Но Артемида унесла живую и невредимую девушку с алтаря, а на её место положила лань. Читать дальше.
  • Артемида была божественной союзницей троянцев во время Троянской войны. Во время столкновении групп богов, выступавших за противоположные стороны, Артемида противостояла Гере. Однако царица богов вырвала лук из её рук, ударила по голове и заставила в слезах сбежать на Олимп. Читать дальше.

Множество других мифов в подробностях изложены на страницах, которые вы найдёте дальше.

СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ

Главные атрибуты, по которым можно было узнать Артемиду – это её лук и стрелы. Но иногда она была вооружена колчаном, парой охотничьих копий, факелом, лирой и/или сосудом для воды.

Богиня была одета в девичье платье по колено или в женскую рубашку в пол (хитон). Также она носила плащ (хламиду или гиматий), головной убор (корону, тиару, повязку, колпак или шляпу из звериной шкуры), иногда – шкуру оленя, завязанную на плечах. Читать далее.

Ниже – некоторые примеры того, как атрибуты Артемиды изображались в древнегреческом искусстве.

img_artemis_attributes_bow

Лук и стрелы.

img_artemis_attributes_quiver

Колчан.

img_artemis_attributes_spears

Охотничьи копья.

img_artemis_attributes_torch

Факел.

img_artemis_attributes_lyre

Лира.

img_artemis_attributes_crown

Корона.

img_artemis_attributes_headband

Повязка на голову.

img_artemis_attributes_bonnet

Колпак.

img_artemis_attributes_cap

Шапка из звериных шкур.

img_artemis_attributes_pelt

Накидка из шкуры оленя.

СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ

Священным животным богини Артемиды был олень. Артемида управляла колесницей, в которую были запряжены двое оленей. Она часто изображалась во время охоты на оленя или же в моменты, когда держала это животное. Ещё один частый мотив – богиня, на плечах которой была повязана оленья шкура. Читать дальше.

Самой известной среди священных животных богини была Керинейская лань. Эту лань Геракл должен был поймать, чтобы исполнить один из своих 12-ти подвигов. Он долгое время преследовал животное, пока не утомил его, либо не смог подстрелить. Артемида упрекала героя за то, что он схватил лань, но Геракл ответил, что всего лишь выполняет приказ Еврисфея. Позже он отпустил Керинейскую лань, и та смогла вернуться к хозяйке. Читать больше.

Медведь в культе Артемиды тоже выступал как священный зверь. Образ медведя нередко появлялся в мифах про Артемиду. например, она превратила Каллисто в медведицу.

В список священных животных входят несколько водоплавающих и наземных птиц, например, куропатки, перепела, цесарки.

Священные деревья Артемиды – это кипарис и пальма. Читать дальше.

Ниже – примеры того, как священные животные Артемиды изображались в древнегреческом искусстве.

img_artemis_animals_stag

Олень.

img_artemis_animals_heron

Цапля.

img_artemis_animals_chariot

Колесница, которую тянет лань.

 

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1] Зевс & Лето (Hesiod Theogony 918, Hesiod Works & Days 770, Homer Iliad 1.9 & 21.495, Homer Odyssey 6.100 & 11.318, Homeric Hymn 27 to Artemis, Orphic Hymn 35, Pindar Nemean Ode 6 & 8, Pindar Processional Song on Delos, Callimachus Hymn to Artemis & Hymn to Delos, Apollodorus 1.21 & 3.46, Pausanias 8.9.1 & 8.53.1. Hyginus Fabulae 9 & 140, et al)
[2] Деметра (Aeschylus, Pausanias 8.37.3)

Дети

Нет (она была девственной богиней)

Артемида была дочерью Зевса, царя богов и титаниды Лето, а также сестрой близнецом бога Аполлона. Ее мать преследовала ревнивая жена Зевса Гера на протяжении всей беременности, и она была вынуждена скитаться по миру в поисках безопасного убежища. Она была первой из родившихся близнецов и, будучи не по годам развитым божественным ребенком, помогла своей матери с рождением младшего брата-близнеца. Читать далее.

Артемида была внучкой четырех старших титанов: Кроноса, Реи, Коя и Фебы. Она была сводной сестрой многих других олимпийских богов, включая Афину, Ареса, Гермеса, Диониса и Персефону.
Артемида была богиней-девственницей, но, в отличие от своей сестры Афины, ее часто изображали как девочку, а не как взрослую женщину.

Ниже приведен рисунок, изображающий генеалогическое древо Артемиды

СЛОВАРЬ

АРТЕМИДА (‘Αρτεμι – этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф – своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. III 81–97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота), она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270–300, 422–540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы A. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оп равдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. Ol. III 26–30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым – владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа охотница Бритомартис. Древнейшая А. – не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис – «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к критомикенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов – Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (πολμαστο). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. III 20–25).

Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя 1 век нашей эры, Лувр
Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя 1 век нашей эры, Лувр

Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. – девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она напол нила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращен в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. III 174–255). Она же убила свою спутницу нимфу – охотницу Каллисто, превращенную в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. III 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.0Eratosth. 32). А. Эфесская – покровительница амазонок (Callim. Hymn. III 237). Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А. луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57–58). В героической мифологии А. – участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. – враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. III 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid.Met. VI 155–301). В римской мифологии А. известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.
А. А. Тахо-Годи

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Аполлон, Артемида, Ниоба 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Аполлон, Геракл, Артемида 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Аполлон, Геракл, Артемида 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Артемида с луком и стрелами 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Артемида и Актеон 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Артемида с лебедем или цаплей 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Артемида Крылатая со Зверями 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Артемида с луком и стрелами 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Артемида и Актеон 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Артемида, Актеон, Лисса 5 век до н.э.

Вазопись Артемида с Оленьей Колесницей 4 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Мойры, Афина, Артемида 6 век до н.э.

Апулийская вазопись Пан, Аполлон, Артемида 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Алоады и Артемида 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Лето, Артемида, Аполлон 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Лето, Титий, Аполлон, Артемида 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Лето, Аполлон, Артемида 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Лето, Делос, Аполлон, Артемида 5 век до н.э.

Вазопись Марсий и Артемида 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Артемида охотится на оленей. 3-й век н.э.

Греко римская фреска Артемида и Актеон. Помпеи. 1 век н.э.

Греко Римская скульптура — Артемида или Диана Версальская

Греко Римская скульптура — Артемида Эфесская

Греко Римская скульптура — Артемида Диана Rospigliosi

Греко Римская скульптура — Артемида Диана

Греко Римская скульптура — Артемида Диана Габийская

Греко Римская скульптура — Артемида Диана

Греко Римская скульптура — Артемида Диана

Греко Римская скульптура — Артемида Диана

Греко Римская скульптура — Артемида Диана

Греко Римская скульптура — Артемида Диана

Греко Римская скульптура — Артемида Эфесская

Греко Римская скульптура — Артемида Эфесская

Греко Римская скульптура — Артемида Диана

  

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология