Афина

Афина – богиня Олимпа, покровительствовавшая мудрости, добрым советам, войне, защите городов, героических стремлений, ткачества, гончарного дела и множества других видов ремёсел. На изображениях Афина выглядит величественной женщиной, которая вооружена щитом и копьём. Одежда Афины – это длинная рубашка, шлем с гребнем, а также знаменитая эгида – украшенный змеями плащ, на который был помещён чудовищный лик Медузы Горгоны.

Изображение справа — Афина, 5 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ АФИНА
РодителиЗевс и Метида
Богиня чего:Мудрость, война, ткачество, ремесла
ДомГора Олимп
СимволыЭгида, горгонион
Священные животныеСова
Священные растенияОливковое дерево
СвитаНика
Другие ИменаПаллада, Тритогенея
Римское имяМинерва
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΑθηνηAthênêAthenaMinervaМинерва

 

МИФЫ

Следующие мифы входят в число наиболее известных историй про Афину. Они хорошо показывают суть богини.

  • Афина родилась из головы Зевса после того, как он проглотил свою первую жену Метиду, носящую их дитя. Он сделал это из-за страха, что сын Метиды свергнет отца. Но ребёнком оказалась Афина, которая появилась на свет взрослой и во всеоружии. Читать дальше.
  • Афина вступила в спор с Посейдоном за обладание Аттикой. Во время этого спора она создала первое оливковое дерево и выиграла спор. Посейдон же сотворил первую лошадь. Читать дальше.
  • Война с гигантами, во время которой она победила Энкелада и зарыла его под горой Этна. С гиганта Палланта она содрала кожу и сделала из неё эгиду. Читать далее.
  • Гефест попытался осквернить богиню, его семя пролилось на землю, из-за чего родился Эрихтоний. Афина приняла его как сына. Читать дальше.
  • Афина помогала герою Персею в сражении против Горгоны и Аргонавтам во время поиска Золотого руна. Читать дальше.
  • Помощь Гераклу в исполнении его 12 подвигов. Читать дальше.
  • Состязание с Арахной в ткачестве. Афина превратила девушку в паука. Читать дальше.
  • Афина ослепила Тиресия за то, что он увидел её нагой во время купания. Читать дальше.
  • Суд Париса, во время которого Афина соперничала с Герой и Афродитой за право обладать золотым яблоком. На этом яблоке была надпись «красивейшей». Богиня Эрида кинула его на стол во время свадьбы Пелея и Фетиды, ведь Эриду забыли пригласить на празднество. Читать далее.
  • Троянская война, во время которой Афина сражалась на стороне греков и помогала им. Однако она наслала на них шторм в наказание за то, что греки не смогли наказать Аякса Оилида (Аякса Малого) за осквернение святилища Афины в Трое. Читать дальше.

На следующих страницах вы сможете прочитать множество других мифов.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители
[1.1] Зевс & Метида (Гесиод. Теогония. 887, 924; Псевдо-Аполлодор 1.20)
[1.2] Рождена из головы Зевса (Гесиод. Теогония 887, 924; Псевдо-Аполлодор 1.20, другие)

Дети
Нет (Она была девственной богиней)

 

СЛОВАРЬ

Афина-Паллада, греко-римская мраморная статуя, 2 век н.э., Лувр
Афина-Паллада, греко-римская мраморная статуя, 2 век н.э., Лувр

АФИНА (Άθηνά) в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis, «мысль», «размышление») позднего происхождения — периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу (Hes. Theog. 886-900) и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвел на свет А., которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем (Apollod. I 3, 6). Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, А. получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение А. изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. А. является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Постепенно материнство Метиды принимает все более отвлеченный и даже символический характер, так что А. считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.А.- одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу (Hes. Theog. 896). Ей воздаются почести вслед за Зевсом (Horat. Carm. I 12, 17-20) и место ее — ближайшее к Зевсу (Plut. Conv. 2). Наряду с новыми функциями богини военной мощи, А. сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании ее как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают ее атрибуты — змея и сова. Гомер называет А. «совоокой» (glaycôpis), орфический гимн (XXXII 11) — «пестровидной змеей». А.-покровительница змей (Verg. Aen. II 225-227); в храме А. в Афинах, по сообщению Геродота (VIII 41), обитала огромная змея — страж акрополя, посвященная богине. Истоки мудрости А. в ее хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени — прообраз олимпийской А. Среди непременных атрибутов А.- эгида — щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей (Hom. Il. II 446- 449).Многочисленны сведения о космических чертах образа А. Ее рождение сопровождается золотым дождем (Pind. 01. VII 62-70), она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Eum. 827). Ее изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту (IV 180), А.- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась А. с дочерьми Кекропа — Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и ее ипостасях, Met. XI 5).Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она — убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может ее увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел ее омовение. Лишив юношу зрения, А. вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod. Ill 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал А. на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Hom. II. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. Ill 6, 8). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства А. Она — главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ ее существовал и в Трое (Hom. II. VI 311). А.- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Hom. II. VI 305).Огромная статуя А. Промахос («передовой боец») с копьем, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты А., наделенной гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам родоту (IV 180), А.- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась А. с дочерьми Кекропа — Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и ее ипостасях, Met. XI 5).Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она — убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может ее увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел ее омовение. Лишив юношу зрения, А. вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod. Ill 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал А. на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Hom. II. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. Ill 6, 8). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства А. Она — главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ ее существовал и в Трое (Hom. II. VI 311). А.- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Hom. II. VI 305).Огромная статуя А. Промахос («передовой боец») с копьем, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты А., наделенной гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам (Hom. Od. VII 109-110), рукодельницам (Paus. X 30, 1), строителю корабля аргонавтов (Apoll. Rhod. I 551), вообще рабочему люду (Hes. Opp. 429-431) и называется Эрганой («работницей») (Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников (Plat. Legg. XI 920d). А. помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста (Myth. Vat. I 1; II 63-64). Ее собственные изделия — подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона (Apoll. Rhod. I 721-768). А. приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона (Plut. De mus. 14). Одного ее прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью; Hom. Od. VI 229-237; XXIII 156-159). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой (XVIII 187-197).А. — богиня мудрости, Демокрит считал ее «разумностью» (phronçsis, В 2 Diels). Мудрость А. иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для нее характерна мудрость в государственных делах (Plat. Prot. 321d). Для поздней античности А. явилась принципом неделимости космического Ума (Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VII), тем самым ее качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась А.- Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).Хотя культ А. был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась А. в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини — покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи А., юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней — апофеоз А.-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввел состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались ее подвиги в гигантомахии.В Риме А. отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809-850; VI 647-710). На протяжении всей античности А. остается свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 53-133; Ermatinger E., Die Attische Autochthonensage bis auf Euripides. В.. 1897; Nilsson М. P., Die Anfänge der Göttin Athena, Kph., 1921; Wilamowitz — Moellendorff U., Athena, «Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften», 1921, Halbband 2, S. 950-65; Otto W. F., Die Götter Griechenlands… [3 Aufl.], Fr./M., 1947; Kerenyi K., Die Jungfrau und Mutter der griechischen Religion, Eine Studie über Pallas Athene, Z., 1952; Herington C. J., Athena Parthenos and Athena Polias. A study in the religion of Periclean Athens, Manchester, 1955; Brommer F.. Athene Parthenos, Bremen, 1957; Niemeyer Н. G., Promachos, Waldsassen, I960; Kauer S., Die Geburt der Athena. Würz. burg, 1959. А. Ф. Лосев. Образ А. нашел отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская хрисоэлефантинная статуя «А. Парфенос» Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 до н. э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям (напр., «А. Варвакион» в Афинах). Сохранился также ряд реплик другой статуи работы Фидия «А. Лемния»; к третьей «А. Промахос» восходит, возможно, «А. Медичи» в Лувре. До нас дошло около десяти реплик статуи А. из группы «А. и Марсий» Мирона. Широко известны также «А. из Веллетри» и «А. Джустиниани». Сохранились многочисленные статуэтки богини (напр., «А., выпускающая из рук сову»). Отдельные сцены мифов об А. нашли отражение в рельефной пластике храмов; например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение А. из головы Зевса, на западном фронтоне воплощен спор А. с Посейдоном за обладание землей Аттики. А. часто предстает в сценах гигантомахии (фронтон Гекатомпедона на Акрополе в Афинах, ок. 520 до н. э.; фриз Пергамского алтаря, ок. 180 до н. э.), в сценах с Гераклом (метопа храма Зевса в Олимпии, середина 5 в. до н. э.: богиня помогает герою поддерживать небесный свод) и др. Дошли отдельные рельефы (напр., «А., опирающаяся на копье» из афинского акрополя, ок. 460 до н. э.). В греческой вазописи были распространены сцены, посвященные рождению А., ее участию в гигантомахии и Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения А. на помпейских фресках.В эпоху Возрождения А. изображают в соответствии с античной художественной традицией — в панцире и шлеме — в произведениях аллегорического характера. В ряде сцен, в т. ч. в чрезвычайно популярных в 15-17 вв. многофигурных композициях «Парнас» (см. в ст. АПОЛЛОН), к которым примыкают сцены «Минерва среди муз» (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), А. предстает олицетворением мудрости. А. символизирует также триумф разума («Минерва побеждает невежество» Б. Спрангера, «Царство Минервы» А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, «Победа добродетели над грехом» А. Мантеньи), мира («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.). Выступает А. и как покровительница ткачества, и как олицетворение месяца марта (традиция, унаследованная от римлян) в изображениях времен года. Непосредственное обращение к мифам об А. в живописи происходит довольно редко, главным образом в сценах, связанных с такими персонажами, как Арахна, Геракл, Парис. Редки случаи воплощения ее образа в европ. пластике («Минерва» Я. Сансовино).В музыкально-драматическом искусстве мифы об А. послужили сюжетом для либретто немногих произведений 17-18 вв. (главным образом аллегорического характера), в числе которых оперы «Рождение А.» А. Драги; «Минерва» Р. Кайзера; «Паллада и Марс» М. Гримани; «Паллада торжествующая» Ф. Б. Конти; кантаты «Спор Паллады и Венеры» Л. Кальдары и «Паллада» П. В. Гульельми.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Чернофигурная вазопись Посейдон и Афина 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гера, Зевс, Ника, Афина 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гера, Зевс, Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гера на троне, Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афина, держащая шлем 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афина и Геракл 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афина, держащая шлем 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афина со стилусом 5 век до н.э.

Вазопись Афина в Дельфах 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афина 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Афина и Гигант Энкелад 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Афина и Гигант Энкелад 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Арес, присевший на корточки, и Афина 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Мойры, Афина, Артемида 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Колхидский дракон и Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Сова Афины 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Амфитрита, Афина, Тесей 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Горгонион, Персей, Афина 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Медуза, Персей, Афина 5 век до н.э.

Вазопись Персей и Афина 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гея, Афина, Эрихтоний 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гея, Афина, Эрихтоний 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гея, Афина, Эрихтоний 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гея, Афина, Эрихтоний 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Фемида, Зевс, Гермес, Афина 5 век до н.э.

Греко римский рельеф Гиганты и Афина. Афродизиас. 2-й век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр, Тесей, Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Марсий и Афина с флейтой 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Марсий, Афина, Силен 5 век до н.э.

Греко Римская скульптура — Деметра Афинская

Греко Римская скульптура — Афина Pacifique

Греко римский рельеф Энкелад, Афина, Гея. Пергамон. 2-й век до н.э.

Греко Римская скульптура — Афина Паллада

Греко Римская скульптура — Афина Парфенос

Греко Римская скульптура — Афина Фарнезе

Греко Римская скульптура — Афина Паллада

Греко Римская скульптура — Афина Варвакион

Греко Римская скульптура — Афина Парфенос

Греко Римская скульптура — Афина Веллетри

Греко Римская скульптура — Афина Джустиниани

Греко Римская скульптура — Афина Паллада

Греко Римская скульптура — Афина Паллада

Греко Римская скульптура — Афина Паллада

Греко Римская скульптура — Афина Паллада

Греко Римская скульптура — Афина Паллада

Греко Римская скульптура — Афина Паллада

Греко Римская скульптура — Афина Severan

Греко Римская скульптура — Афина Шершель-Остийская

ИСТОЧНИКИ

Греческие

 

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология