Грифон

Грифон был зверем с головой и крыльями орла и телом льва.

Племя этих существ охраняло богатые залежи золота в горах Скифии на северо-востоке Европы. Их одноглазые соседи, аримаспы, сражались с ними за это богатство.

Декоративные грифоны были популярны в древнегреческом искусстве, а затем в средневековых бестиариях и геральдике.

Изображение справа — Аполлон верхом на грифоне, 4 век до н.э., Художественно-исторический музей.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ГРИФОН
ФормаТело льва, голова и крылья орла
ДомГоры Скифии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Γρυψ Γρυπες ΓρυφοιGryps, Grypes, GryphoiGryps, Gryphis, GryphiGriffin, GriffinsГриффин, Грифоны

СЛОВАРЬ

ГРИФОНЫ Грифы (Γρύπες), в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; Г. — «собаки Зевса» — стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Г. (Herodot. IV 13). а. т. г.

Цитаты классической древнегреческой литературы

Эсхил. Прометей прикованный. 802. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 249) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

 

«[Прометей предупреждает блуждающую Ио]
Теперь о стра­хе о дру­гом ска­зать хочу.
Кус­ли­вых бой­ся гри­фов, Зев­са беше­ных
Собак, и бой­ся одно­гла­зых кон­ни­ков
Из рати ари­мас­пов, у Плу­то­но­ва
Пото­ка золо­то­го оби­таю­щих.
Ты к ним не при­бли­жай­ся».

 

 

Аристофан. Лягушки. 929 825. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.):

 

«Еври­пид:
Ска­манд­ры всё, и кре­по­сти, и на щитах зве­ня­щих
Орлы-гри­фо­ны, медь и блеск речей голо­во­но­гих»

Грифон и Аримасп, 4-го века до н.э., Музей изящных искусств Бостона
Грифон и Аримасп, 4-го века до н.э., Музей изящных искусств Бостона

Геродот. История. Книга 3. 116. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«На севе­ре же Евро­пы, по-види­мо­му, есть очень мно­го золота. Как его там добы­ва­ют, я так­же не могу опре­де­лен­но ска­зать. Соглас­но ска­за­нию, его похи­ща­ют у гри­фов одно­гла­зые люди — ари­мас­пы. Но я не верю, что от при­ро­ды вооб­ще суще­ст­ву­ют одно­гла­зые люди, а в осталь­ном есте­ство у них, как и у про­чих людей. Во вся­ком слу­чае, кажет­ся, что эти окра­и­ны ойку­ме­ны, окру­жаю­щие осталь­ные зем­ли, обла­да­ют про­дук­та­ми, кото­рые у нас счи­та­ют­ся весь­ма цен­ны­ми и ред­ки­ми».

 

Геродот. История. Книга 4. 13. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Впро­чем, Ари­стей, сын Каи­ст­ро­бия из Про­кон­не­са, в сво­ей эпи­че­ской поэ­ме сооб­ща­ет, как он, одер­жи­мый Фебом [Аполлоном], при­был к исседо­нам. По его рас­ска­зам, за исседо­на­ми оби­та­ют ари­мас­пы — одно­гла­зые люди; за ари­мас­па­ми — сте­ре­гу­щие золо­то гри­фы, а еще выше за ними — гипер­бо­реи на гра­ни­це с морем. Все эти наро­ды, кро­ме гипер­бо­ре­ев, посто­ян­но вою­ют с соседя­ми (при­чем пер­вы­ми нача­ли вой­ну ари­мас­пы). Ари­мас­пы изгна­ли исседо­нов из их стра­ны, затем исседо­ны вытес­ни­ли ски­фов, а ким­ме­рий­цы, оби­тав­шие у Южно­го моря, под напо­ром ски­фов поки­ну­ли свою роди­ну».

Грифон сражается с аримаспом, 5 века до н.э., Британский музей
Грифон сражается с аримаспом, 5 века до н.э., Британский музей

Геродот. История. Книга 4. 27. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Итак, об исседо­нах у нас есть еще сведе­ния. Выше исседо­нов, по их соб­ст­вен­ным рас­ска­зам, живут одно­гла­зые люди и сте­ре­гу­щие золо­то гри­фы. Ски­фы пере­да­ют об этом со слов исседо­нов, а мы, про­чие, узна­ем от ски­фов и зовем их по-скиф­ски ари­мас­па­ми: «ари­ма» у ски­фов зна­чит еди­ни­ца, а «спу» — глаз».

 

Геродот. История. Книга 4. 79. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Был у царя в горо­де бори­сфе­ни­тов боль­шой рос­кош­ный дво­рец57, обне­сен­ный сте­ною (о нем я толь­ко что упо­мя­нул). Кру­гом сто­я­ли бело­мра­мор­ные сфинк­сы и гри­фо­ны».

 

Геродот. История. Книга 4. 152. 4 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Самос­цы посвя­ти­ли богам деся­тую часть сво­ей при­бы­ли — 6 талан­тов — и веле­ли изгото­вить мед­ный сосуд вро­де арго­лий­ско­го кра­те­ра. Вокруг чаши по верх­не­му краю был слов­но венец из голов гри­фо­нов. Этот-то сосуд они при­нес­ли в дар в храм Геры, уста­но­вив его на под­пор­ках в виде трех огром­ных коле­но­пре­кло­нен­ных брон­зо­вых ста­туй в 7 лок­тей высотой».

 

Ктесий Книдский. Индика. (Текст приводится по изданию: Послания из вымышленного царства / Пер. с др.-греч., ст.-фр.; Пер. с лат., сост., вступ. ст. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — 224 с.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)

 

«В Индии также есть золото. Но его добывают не в реках, промывая песок, как, например, в реке Пактолос. Золото находится в многочисленных и высоких горах, на которых обитают грифы — четырехфутовые птицы размером с волков, с лапами и когтями, подобными львиным7. Все их тело и крылья покрыты черными перьями, лишь грудь красная. Из-за них золото трудно добывать, несмотря на то что его чрезвычайно много».

 

Страбон. География. Книга 8. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Вбли­зи устья реки [река Альфей в Элиде] нахо­дит­ся свя­щен­ная роща Арте­ми­ды Алфи­о­нии… В свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды Алфи­о­нии нахо­дят­ся весь­ма про­слав­лен­ные кар­ти­ны… Кле­ан­фа и «Арте­ми­да, уно­ся­ща­я­ся на гри­фе»».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Об этих гри­фах в сво­их повест­во­ва­ни­ях гово­рит Ари­стей из Про­кон­не­са, что они из-за золота сра­жа­ют­ся с ари­мас­па­ми, живу­щи­ми над исседо­на­ми; золо­то же, кото­рое бере­гут гри­фы, выхо­дит из самой зем­ли; что ари­мас­пы — все люди одно­гла­зые от само­го рож­де­ния, а что гри­фы — живот­ные, похо­жие на львов, что они име­ют кры­лья и клюв орла. Это­го доста­точ­но о гри­фах».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 2. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Слы­хал я и мно­гое дру­гое, буд­то гри­фы в таких же пят­нах, как и лео­пард»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 31. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Пра­си­ях есть храм Апол­ло­на. Рас­ска­зы­ва­ет­ся, что сюда при­хо­дят жерт­вен­ные начат­ки от гипер­бо­ре­ев, что гипер­бо­реи пере­да­ют их ари­мас­пам, ари­мас­пы — исседо­нам; от этих послед­них ски­фы достав­ля­ют их в Синоп, а затем через зем­ли элли­нов они достав­ля­ют­ся в Пра­сии, а затем уже афи­няне везут их на Делос».

Сундук с изображением грифона, 4 век н.э., Вилла Романа дель Казале
Сундук с изображением грифона, 4 век н.э., Вилла Романа дель Казале

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 4. 27. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Я слышал, что индийский зверь грифон — это четвероногое подобное льву; что у него невероятно крепкие когти, и что они напоминают львиные. Люди обычно сообщают, что он крылат и, что перья на спине чёрные, а те что спереди — красные, тогда как крылья ни то, ни другое, а белые. Ктесий сообщает, что шея у него пёстрая, с темно–синими перьями; что клюв у него как у орла, и также голова, в точности как художники изображают на картинах и в скульптурах. Глаза его, говорит Ктесий, подобны огню. Он строит своё логово в горах, и хотя невозможно поймать взрослого зверя, они добывают молодых. А народ Бактрии, который является соседом индов, говорит, что грифоны охраняют золото в их краях; они выкапывают золото и строят из него гнёзда, и что инды похищают то, что вывалилось из них. Инды однако отрицают, что те охраняют вышеупомянутое золото, так как грифоны не нуждаются в нем (и если они так говорят, то я думаю, что, скорее всего, они говорят правду) и что бактрийцы сами приходят добывать золото, а грифоны, опасаясь за своих птенцов, борются с захватчиками. Они также сражаются с другими зверями и побеждают их без труда, но будут избегать льва или слона. Соответственно туземцы, опасаясь силы этих животных, не выходят на поиски золота днём, но выступают в ночь, так как в это время меньше шансов быть обнаруженным. Ныне область где живут грифоны, и где копают золото является тоскливой пустыней. Искатели вышеупомянутого вещества, силами одна, а то и две тысячи человек, приходят вооружённые, приносят лопаты и мешки, и дождавшись безлунной ночи начинают копать. Если они ухитрятся ускользнуть от грифонов, то они достигают сразу две выгоды, ибо не только спасают свои жизни, то также доставляю домой свой груз, и когда те, кто специализируются в выплавке золота, усовершенствуют его, они приобретают огромные богатства, возместив опасности описанные выше. Если однако их ловят с поличным, они пропадают. И они возвращаются домой (так мне сказали) через три–четыре года».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 3. 48. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Что же до золота, добываемого грифонами, то существуют скалы, усеянные золотыми каплями, словно искрами, и золото это упомянутые твари высекают из камня силою клюва. Грифоны действительно обитают в Индии [сказал индийский мудрец Иарх, 1 г. н.э.] и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженною четверкой грифонов. Огромностью и мощью грифоны подобны львам и даже нападают на последних, ибо имеют преимущество в крыльях; превосходят они силою также слонов и драконов. А вот летать они — словно слабокрылые птицы — ие горазды, ибо нет у них подлинных крыльев, присущих птичьей породе, но имеются лишь алые перепонки, натянутые на лапах между пальцами: расправляя эти перепонки, они взлетают и бросаются с воздуха, так что неодолим для них только тигр, проворством сродный ветрам».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 6. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Что до индийских грифонов и эфиопских муравьев, то обличьем они несходны, однако повадками якобы похожи: по преданиям, те и другие стерегут золото и в обеих странах держатся близ золотоносных жил».

Декоративный грифон, 6 век до н.э., Государственное античное собрание
Декоративный грифон, 6 век до н.э., Государственное античное собрание

Плиний Старший. Естественая история. Книга 7. 10. (Перевод с латинского Б. А. Старостина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2010, вып. 1 (§§1—32) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«А рядом с теми [т.е. племенами Скифии], кото­рые оби­та­ют на севе­ре, неда­ле­ко от само­го исто­ка север­но­го вет­ра [Борей] и его опи­сан­ной пеще­ры, како­вое место назы­ва­ют ges clith­ron, живут ари­мас­пы, кото­рые, как мы ска­за­ли, отли­ча­лись одним гла­зом посе­редине лба. Рас­ска­зы­ва­ют, что они воз­ле руд­ни­ков посто­ян­но ведут вой­ну с гри­фа­ми, кры­ла­ты­ми чудо­ви­ща­ми, кото­рые выка­пы­ва­ют из шахт золо­то. О том, как зве­ри с уди­ви­тель­ным при­стра­сти­ем охра­ня­ют золо­то, а ари­мас­пы его похи­ща­ют, пишут мно­гие, но осо­бен­но ярко Геро­дот и Ари­стей из Про­кон­не­са [греческий поэт I в. до н. э.]».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 11. 235. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 240) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Гиперборейские грифоны порожденные другим миром и подобные крылатым птицам».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 48. 395. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 240) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Немесиде-богине сопутствуя в странствиях дальних,
Божеству, блюдущему правду и жизни дороги,
Птица возмездья летела над плечами богини,
Гриф исполинский, раскинув большие крыла и четыре
Когтя, сей возвеститель того, что богиня в пределах
Четырех по дорогам проходит миропорядка!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 48. 449. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 240) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Сразу своих пустила грифов огромных по следу,
И взлетела [Немесида] за ними в небо на быстрой повозке,
Путь завершивши, встала на вершине Сипила,
Каменных зраков напротив плачущей Танталиды [Ниобы]»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Аполлон верхом на грифоне 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Грифон декоративный 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гриффин и Аримаспы 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гриффин и Аримаспы 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гриффин и Аримаспы 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гриффин и Аримаспы 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Грифон декоративный

Греко римская мозаика Грифон декоративный. Коринф. 4 век до н.э.

Грифон с сундуком с сокровищами. Пьяцца Армерина. 4 век н.э.

Греко римская мозаика Орфей с животными. Филиппополис. 4 век н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис с Колесницей Зверей 5 век до н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Плиний Старший. Естественая история.  / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
  • Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология