Грифон был зверем с головой и крыльями орла и телом льва.
Племя этих существ охраняло богатые залежи золота в горах Скифии на северо-востоке Европы. Их одноглазые соседи, аримаспы, сражались с ними за это богатство.
Декоративные грифоны были популярны в древнегреческом искусстве, а затем в средневековых бестиариях и геральдике.
Изображение справа — Аполлон верхом на грифоне, 4 век до н.э., Художественно-исторический музей.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ГРИФОН | |
Форма | Тело льва, голова и крылья орла |
Дом | Горы Скифии |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Γρυψ Γρυπες Γρυφοι | Gryps, Grypes, Gryphoi | Gryps, Gryphis, Gryphi | Griffin, Griffins | Гриффин, Грифоны |
СЛОВАРЬ
ГРИФОНЫ Грифы (Γρύπες), в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; Г. — «собаки Зевса» — стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Г. (Herodot. IV 13). а. т. г.
Цитаты классической древнегреческой литературы
Эсхил. Прометей прикованный. 802. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 249) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
«[Прометей предупреждает блуждающую Ио]
Теперь о страхе о другом сказать хочу.
Кусливых бойся грифов, Зевса бешеных
Собак, и бойся одноглазых конников
Из рати аримаспов, у Плутонова
Потока золотого обитающих.
Ты к ним не приближайся».
Аристофан. Лягушки. 929 825. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.):
«Еврипид:
Скамандры всё, и крепости, и на щитах звенящих
Орлы-грифоны, медь и блеск речей головоногих»

Геродот. История. Книга 3. 116. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«На севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди — аримаспы. Но я не верю, что от природы вообще существуют одноглазые люди, а в остальном естество у них, как и у прочих людей. Во всяком случае, кажется, что эти окраины ойкумены, окружающие остальные земли, обладают продуктами, которые у нас считаются весьма ценными и редкими».
Геродот. История. Книга 4. 13. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом [Аполлоном], прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину».

Геродот. История. Книга 4. 27. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Итак, об исседонах у нас есть еще сведения. Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по-скифски аримаспами: «арима» у скифов значит единица, а «спу» — глаз».
Геродот. История. Книга 4. 79. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Был у царя в городе борисфенитов большой роскошный дворец57, обнесенный стеною (о нем я только что упомянул). Кругом стояли беломраморные сфинксы и грифоны».
Геродот. История. Книга 4. 152. 4 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Самосцы посвятили богам десятую часть своей прибыли — 6 талантов — и велели изготовить медный сосуд вроде арголийского кратера. Вокруг чаши по верхнему краю был словно венец из голов грифонов. Этот-то сосуд они принесли в дар в храм Геры, установив его на подпорках в виде трех огромных коленопреклоненных бронзовых статуй в 7 локтей высотой».
Ктесий Книдский. Индика. (Текст приводится по изданию: Послания из вымышленного царства / Пер. с др.-греч., ст.-фр.; Пер. с лат., сост., вступ. ст. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — 224 с.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)
«В Индии также есть золото. Но его добывают не в реках, промывая песок, как, например, в реке Пактолос. Золото находится в многочисленных и высоких горах, на которых обитают грифы — четырехфутовые птицы размером с волков, с лапами и когтями, подобными львиным7. Все их тело и крылья покрыты черными перьями, лишь грудь красная. Из-за них золото трудно добывать, несмотря на то что его чрезвычайно много».
Страбон. География. Книга 8. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Вблизи устья реки [река Альфей в Элиде] находится священная роща Артемиды Алфионии… В святилище Артемиды Алфионии находятся весьма прославленные картины… Клеанфа и «Артемида, уносящаяся на грифе»».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Об этих грифах в своих повествованиях говорит Аристей из Проконнеса, что они из-за золота сражаются с аримаспами, живущими над исседонами; золото же, которое берегут грифы, выходит из самой земли; что аримаспы — все люди одноглазые от самого рождения, а что грифы — животные, похожие на львов, что они имеют крылья и клюв орла. Этого достаточно о грифах».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 2. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Слыхал я и многое другое, будто грифы в таких же пятнах, как и леопард»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 31. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Прасиях есть храм Аполлона. Рассказывается, что сюда приходят жертвенные начатки от гипербореев, что гипербореи передают их аримаспам, аримаспы — исседонам; от этих последних скифы доставляют их в Синоп, а затем через земли эллинов они доставляются в Прасии, а затем уже афиняне везут их на Делос».

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 4. 27. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Я слышал, что индийский зверь грифон — это четвероногое подобное льву; что у него невероятно крепкие когти, и что они напоминают львиные. Люди обычно сообщают, что он крылат и, что перья на спине чёрные, а те что спереди — красные, тогда как крылья ни то, ни другое, а белые. Ктесий сообщает, что шея у него пёстрая, с темно–синими перьями; что клюв у него как у орла, и также голова, в точности как художники изображают на картинах и в скульптурах. Глаза его, говорит Ктесий, подобны огню. Он строит своё логово в горах, и хотя невозможно поймать взрослого зверя, они добывают молодых. А народ Бактрии, который является соседом индов, говорит, что грифоны охраняют золото в их краях; они выкапывают золото и строят из него гнёзда, и что инды похищают то, что вывалилось из них. Инды однако отрицают, что те охраняют вышеупомянутое золото, так как грифоны не нуждаются в нем (и если они так говорят, то я думаю, что, скорее всего, они говорят правду) и что бактрийцы сами приходят добывать золото, а грифоны, опасаясь за своих птенцов, борются с захватчиками. Они также сражаются с другими зверями и побеждают их без труда, но будут избегать льва или слона. Соответственно туземцы, опасаясь силы этих животных, не выходят на поиски золота днём, но выступают в ночь, так как в это время меньше шансов быть обнаруженным. Ныне область где живут грифоны, и где копают золото является тоскливой пустыней. Искатели вышеупомянутого вещества, силами одна, а то и две тысячи человек, приходят вооружённые, приносят лопаты и мешки, и дождавшись безлунной ночи начинают копать. Если они ухитрятся ускользнуть от грифонов, то они достигают сразу две выгоды, ибо не только спасают свои жизни, то также доставляю домой свой груз, и когда те, кто специализируются в выплавке золота, усовершенствуют его, они приобретают огромные богатства, возместив опасности описанные выше. Если однако их ловят с поличным, они пропадают. И они возвращаются домой (так мне сказали) через три–четыре года».
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 3. 48. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Что же до золота, добываемого грифонами, то существуют скалы, усеянные золотыми каплями, словно искрами, и золото это упомянутые твари высекают из камня силою клюва. Грифоны действительно обитают в Индии [сказал индийский мудрец Иарх, 1 г. н.э.] и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженною четверкой грифонов. Огромностью и мощью грифоны подобны львам и даже нападают на последних, ибо имеют преимущество в крыльях; превосходят они силою также слонов и драконов. А вот летать они — словно слабокрылые птицы — ие горазды, ибо нет у них подлинных крыльев, присущих птичьей породе, но имеются лишь алые перепонки, натянутые на лапах между пальцами: расправляя эти перепонки, они взлетают и бросаются с воздуха, так что неодолим для них только тигр, проворством сродный ветрам».
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 6. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Что до индийских грифонов и эфиопских муравьев, то обличьем они несходны, однако повадками якобы похожи: по преданиям, те и другие стерегут золото и в обеих странах держатся близ золотоносных жил».

Плиний Старший. Естественая история. Книга 7. 10. (Перевод с латинского Б. А. Старостина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2010, вып. 1 (§§1—32) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«А рядом с теми [т.е. племенами Скифии], которые обитают на севере, недалеко от самого истока северного ветра [Борей] и его описанной пещеры, каковое место называют ges clithron, живут аримаспы, которые, как мы сказали, отличались одним глазом посередине лба. Рассказывают, что они возле рудников постоянно ведут войну с грифами, крылатыми чудовищами, которые выкапывают из шахт золото. О том, как звери с удивительным пристрастием охраняют золото, а аримаспы его похищают, пишут многие, но особенно ярко Геродот и Аристей из Проконнеса [греческий поэт I в. до н. э.]».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 11. 235. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 240) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Гиперборейские грифоны порожденные другим миром и подобные крылатым птицам».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 48. 395. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 240) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Немесиде-богине сопутствуя в странствиях дальних,
Божеству, блюдущему правду и жизни дороги,
Птица возмездья летела над плечами богини,
Гриф исполинский, раскинув большие крыла и четыре
Когтя, сей возвеститель того, что богиня в пределах
Четырех по дорогам проходит миропорядка!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 48. 449. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 240) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Сразу своих пустила грифов огромных по следу,
И взлетела [Немесида] за ними в небо на быстрой повозке,
Путь завершивши, встала на вершине Сипила,
Каменных зраков напротив плачущей Танталиды [Ниобы]»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Эсхил. Прометей прикованный. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
- Аристофан. Лягушки. / Перевод Адр. Пиотровского. (Источник: Аристофан. Комедии. Фрагменты. – М.: Ладомир, Наука, 2008.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Ктесий Книдский. (Источник: Полное собрание фрагментов. Персика. Книги VII — XI. Автор: Nichols A. Автор: Ктесий Книдский Составитель: Агностик Составитель: Исихаст I.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
- Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):
Список используемой литературы