Гермес

Гермес – олимпийский бог стад и отар, путешественников и гостеприимства, дорог и торговли, воровства и коварства, глашатаев и дипломатии, языка и письма, спортивных соревнований и гимназий, астрономии и астрологии. Он был вестником и личным посланником Зевса, царя богов, а также проводником мёртвых, который сопровождал души на пути в подземный мир.

Гермес изображался либо красивым безбородым юношей с атлетическим телосложением, либо пожилым мужчиной, с бородой. Он носил крылатые сандалии и держал жезл вестника.

Изображение справа — Гермес, 5 век до н.э., Метрополитен-музей.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ГЕРМЕС
РодителиЗевс и Майя
Бог чегоСтада, торговля, воровство, легкая атлетика, посыльные
ДомГора Олимп
СимволыКадуцей
Священные животныеБаран, заяц, ястреб
Священные растенияКрокус, земляничное дерево
Другие ИменаАргоубийца
Римское имяМеркурий
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаРимское имя
ἙρμηςHermêsHermesMercurius, Mercury

 

МИФЫ

  • Будучи новорожденным ребёнком, Гермес выбрался из своей колыбели, украл скот бога Аполлона и изготовил первую лиру из панциря черепахи. Зевса так развесили проделки юного бога, что он даровал Гермесу место среди двенадцати великих богов Олимпа. Читать дальше.
  • Гермес превратил пастуха Батта в камень за то, что Батт предал его, выболтав секрет о краже Гермесом скота Аполлона. Читать дальше.
  • Зевс послал Гермеса убить гиганта Аргуса Панопта, который обладал сотней глаз и потому никогда не спал. Пока часть его глаз отдыхала, другая продолжала наблюдать за всем вокруг. Гера приказала Аргусу сторожить любовницу Зевса Ио. Зевс, застигнутый Герой во время встречи с Ио, превратил девушку в белую тёлку, которую Гера выпросила себе в подарок. Читать далее.
  • Он помогал герою Персею, когда тот отправился убивать Медузу Горгону. Гермес был его проводником и передавал дары богов. Читать дальше.
  • Гермес соблазнил прекрасную царевну Хиону в ту же ночь, что и его сводный брат Аполлон. Читать дальше.
  • Он дал Одиссею волшебную траву, чтобы защитить героя от магии коварной колдуньи Кирки (Цирцеи). Читать дальше.

На последующих страницах можно найти полные тексты других мифов.

СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ

Самым уникальным атрибутом Гермеса, по которому его можно было сразу узнать, был жезл вестника (с греческого керикион, с латинского – кадцуей). Но иногда бог был вооружён коротким мечом. Гермес был также одет в рубашку длинной до колен (хитон) и короткий плащ (хламиду), обувь с крыльями и шляпу путника с широкими полями. Шляпу часто украшали крылья. Читать дальше.

Ещё один особый символ Гермеса – это гермы. Герма представляла собой дорожный указатель из камня. Он служил также небольшим придорожным святилищем, ведь Гермес покровительствовал путешественникам. Гермы также могли служить межевыми столбами. Самые примитивные гермы – это просто камни, стоящие вертикально. Более сложные представляли собой четырёхугольные статуи с изображением головы Гермеса на верхушке камня, фаллоса и символом кадуцея (жезла вестника). Читать дальше.

Ниже – примеры изображений с его символами в том виде, в котором они представлены в древнегреческом искусстве.

img_hermes_attributes_caduceus1

Жезл вестника.

img_hermes_attributes_caduceus2

Наконечник у жезла вестника.

img_hermes_attributes_sword

Короткий меч.

img_hermes_attributes_herma

Герма.

img_hermes_attributes_wingedboots

Крылатые сандалии

img_hermes_attributes_wingedcap

Шляпа с крыльями

img_hermes_attributes_petasos1

Шляпа путника (надетая на голову).

img_hermes_attributes_petasos2

Шляпа путешественника (перекинута через плечо).

СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ

Священные животные Гермеса – это баран и заяц. В древнем искусстве его изображали едущим на спине огромного барана. Так как Гермес был богом стад, прослеживается его связь с крупным рогатым скотом, овцами и козами. Его священными растениями считались крокусы и земляничное дерево.

Ниже вы можете увидеть священных животных Гермеса. Это фото предметов древнегреческого искусства, на которых были обнаружены такие рисунки. Следом идут фотографии священных растений.

img_hermes_animals_ram

Баран Гермеса.

img_hermes_animals_hare

Священный заяц Гермеса.

 

Цветы крокуса.

 

Земляничное дерево.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Зевс & Майя (Hesiod Theogony 938 & Astronomy Frag 1, Homeric Hymn 4 to Hermes, Homeric Hymn 17, Alcaeus Frag 308, Simonides Frag 555, Aeschylus Libation Bearers 683 & Frag 212, Apollodorus 3.112, Philostratus Elder 1.46, Ovid Fasti 5.79)
[1.2] Зевс
[2.1] Дионис & Афродита (Orphic Hymn 57)

Дети

Смотрите Семья Гермеса

Гермес был сыном Зевса, нимфы плеяды Майи и внуком титанов Кроноса и Реи, а также Атласа и нимфы Плейоны. Среди его сводных братьев и сестер были боги Аполлон, Артемида, Афина, Арес, Персефона и Дионис. Он был вторым самым молодым из двенадцати олимпийских богов и часто изображался безбородым юношей.
Гермес был отцом козлоногого бога Пана от нимфы Пенелопы. У него также было много смертных потомков. Читать далее.

Ниже приведен график, изображающий генеалогическое древо Гермеса

СЛОВАРЬ

Гермес (Έρμής) в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Г. — сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рожденный ею в Аркадии в пещере Киллены (Hymn. Hom. Ill I-5). Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. έρμα- груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d-229a), фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» — «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл — средоточие магической силы (Hom. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мертвых (Hom. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира — жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведет богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274-287). Г. — вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Hom. Ill 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле — матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону Г. вручает лиру, и с ее помощью герой строит стены города (III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы (II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки (Hom. Od. X 227-306); Г. спас бога Ареса от козней Алоадов. Т. охраняет героев во время странствий (Hom. Il. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла (XXIV 339-447), причем здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы (Hymn. Hom. Ill 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона дается в гомеровском «Гимне Гермесу» (III 68-94).

Гермес-Меркурий, греко-римская мраморная статуя 1 век н.э., Государственный Эрмитаж
Гермес-Меркурий, греко-римская мраморная статуя 1 век н.э., Государственный Эрмитаж

Г. обучил плутовству своего сына Автолика — деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея — результат наследственности, полученной от божественного предка (Hom. Od. XIX 394-398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов (Apollod. I 6, 2).Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой (Hes. Theog. 444), вторична (ср. ПАН-сын Г. — бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 413-502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания (Apollod. Ill 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения.Г. почитался на анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. В римской мифологии почитался под именем Меркурия — покровителя торговли.Лит.: Radermacher L., Der homerische Hermeshymnus. Erläutert und untersucht, W., 1931; Raingeard P., Hermes ptychagogue. Essai sur les origines du culte d’Hermes, P., 1985; Kerenyi К., Неmes der Seelen-Führer, Z., 1944; Brown 0. N.. Hermes — the thief, Madison, 1947; Moorsel G. v., The mysteries of Hermes Triemegistus, Utrecht, 1966. А. А. Тахо-Годи. Среди дошедших до нас произведений античной пластики: статуя «Г. с младенцем Дионисом» Праксителя. «Г.» Поликлета известен в нескольких репликах, «Отдыхающий Г.» Лисиппа — в римской копии; известны также т. н. «Г. Лудовизи», «Г. Фариезе», «Г. из Бельведера» и др.; в числе герм — пергамская копия произведения Алкамена; среди рельефов-«Г. и хариты». Под влиянием античных изображений Г. с ягненком на плечах в раннехристианском искусстве сформировался иконографический тип «доброго пастыря». В средневековых книжных иллюстрациях Г. изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты). Иногда Г. изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Г. — проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля «Г. вводит Психею на Олимп»), посланец богов (статуя «Меркурий» Джамболонья), миротворец (картина П. П. Рубенса «Примирение Марии Медичи со своим сыном») и др. Г. изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто «Меркурий и три грации»). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты: «Меркурий обезглавливает Аргоса» (Рубенс, Я. Иорданc, Веласкес, Рембрандт и др.), «похищение Меркурием стад Адмета» (Доменикино, К. Лоррен и др.) и др. В искусстве 18 — нач. 19 вв. образ Г. находит воплощение главным образом в пластике (Г. Р. Доннер, Ж. В. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.).

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Гера, Арес, Иксион, Гермес 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Афродита, Эрос, Гермес 4 век до н.э

Краснофигурная вазопись Гермес с кадуцеем 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес и младенец Дионис 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес и гигант Ипполит 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес с Оленем и Сатиром 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес, Аполлон, Геракл 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Гермес с кадуцеем 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес с кадуцеем 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес верхом на баране 5 век до н.э.

Вазопись Гермес с кадуцеем 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес Психопомп 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес с кадуцеем 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Фаллическая статуя Герм 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гермес и младенец Геракл 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Гермес Психостазия Мимон 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис, Гермес, Силен 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Музы, Аполлон, Гермес 6 век до н.э.

Апулийская вазопись Бендида, Аполлон, Гермес 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Аргос Панопта, Гермес 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Аргос Панопта, Гермес 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Аргус Паноптес, Гермес 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Цербер, Геракл, Гермес 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Цербер, Геракл, Гермес 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Харон и Гермес 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Харон и Гермес 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Харон и Гермес 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Фолос, Геракл, Гермес 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ирис и младенец Гермес 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Фемида, Зевс, Гермес, Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Эпиметей, Пандора, Гермес 5 век до н.э.

Вазопись Майя, младенец Гермес, Аполлон 6 век до н.э.

Греко римская фреска Гермес с Кадуцеем. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Портрет Гермеса. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римский рельеф Афродита, Гермес, Эрот. 5 век до н.э.

Греко Римская скульптура — Гермес с младенцем Дионисом

Греко Римская скульптура — Гермес Ришелье

Греко Римская скульптура — Гермес, завязывающий сандалию

Греко Римская скульптура — Гермес Бельведерский

Греко Римская скульптура — Гермес Loghion

Греко Римская скульптура — Гермес Antikythera

Греко Римская скульптура — Гермес Меркурий

Греко Римская скульптура — Гермес Фарнезе

Греко Римская скульптура — Гермес

Греко Римская скульптура — Гермес Trezeme

Греко Римская скульптура — Гермес Atalanta

Греко Римская скульптура — Гермес Ingenui

Греко Римская скульптура — Гермес Меркурий

Греко Римская скульптура — Гермафродит

   

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология