Нимфы

Нимфы были женскими духами природного мира — второстепенными богинями лесов, рек, родников, лугов, гор и морей. Они были создателями дикой красоты природы, от выращивания деревьев, цветов и кустарников до выращивания диких животных и птиц и создания гротов, родников, ручьев и болот.

Нимфы также были спутницами богов. У Диониса были его дикие Менады и Вакханки, Артемиду сопровождал отряд нимф охотниц, Гекату — темные Лампады подземного мира, Посейдона — Нереиды, а богинь Олимпа — нимфы служанки.

Другие были кормилицами богов, в том числе идейские нимфы, которые кормили младенца Зевса, и нимфы нисады, которые заботились о Дионисе.

Нимфы изображались красивыми молодыми женщинами с атрибутами, соответствующими их жилищу.

Изображение справа — Нимфа, 4 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

НИМФЫ
Богини чегоПрироды
ДомЗемля, море, небо
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Νυμφη ΝυμφαιNymphê, NymphaiNympha, NymphaeGirl of Marriageable AgeДевушка брачного возраста

РОДИТЕЛИ

Разные. См. Каталог нимф.

ИМЕНА

Полный список см. в Каталоге нимф.

СЛОВАРЬ

НИМФЫ (Νύμφαι, «девы») в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил. Различают Н. рек, морей, источников (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев {дриады, гамадриады.) и их отдельных пород (мелиады — Н. ясеня).Иные из них смертны, как, например, гамадриады, которые неотделимы от дерева, в котором они обитают. Главными Н. считались водные, по античным лексикографам, слово «нимфа» означает «источник» (Suida, v. nymphç). Н.- очень древние божества. Самые древние Н.- мелиады, или мелийские Н., родившиеся из капель крови оскопленного Урана (Hes. Theog. 187). Океаниды — дочери Океана и Тефиды, нереиды — дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена водяных Н. большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии (каталог океанид у Hes. Theog. 346-360 и нереид, там же, 240-262). Некоторые Н. имеют вполне антропоморфный облик (напр., Калипсо). От браков Н. с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Н. обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей (Нот. II. XX 4-12). Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти (напр.. Мента — возлюбленная Аида). Они врачуют и исцеляют (Paus. VI 22, 7), предсказывают будущее (IX 3, 9). На месте дельфийского оракула был оракул Геи, а затем Дафны — одной из горных нимф (X 5, 5). Н. насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками (Soph. Antig. ИЗО). Святилища Н. находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Гомеровское описание пещеры нимф на Итаке (Hom. Od. XIII 102-112) получило символическое толкование как средоточие космических сил у философа Порфирия в трактате «О пещере нимф». Изображались в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.Лит.: Taxо-Годи А. А., Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф», в сб.: Вопросы классической филологии, [вып. в], М., 1976. с. 3-27, Fischer F., Nereiden und Okeaniden im Hesiods Theogonie, Halle, 1934 (Diss.); Ninck М., Die Bedeutung des Wassers im Kult und Leben der Alten, Lpz., 1921. А. А. Тахо-Годи.

КЛАССИФИКАЦИЯ НИМФ

Древнегреческие авторы описывали много видов нимф, но классификации были довольно расплывчатыми. Например, наяда, которая была нимфой-покровительницей местного источника, также могла выступать дриадой большого дерева, растущего у вод этого источника. Только в современных источниках они аккуратно рассортированы по группам.

НИМФЫ ПРЕСНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Океаниды были самыми старшими из нимф. Это дочери великой реки Океана, которая опоясывала всю землю. Океаниды заведовали источниками пресной воды и были ответственны за то, чтобы питать ими мир природы. По этой причине этих нимф часто описывали как кормилиц не только природы, но и самих богов. В число океанид входили наяды (нимфы родников и фонтанов), нефелы (дождевых облаков), ауры (свежих ветров), дриады (деревьев), эпимелиды (пастбищ) и леймениды (цветущих лугов). В современных источниках океанид часто по ошибке называют нимфами океана. Однако в древнегреческой мифологии их отец Океан был пресноводным потоком, который омывал землю, но не солёным океаном.

2. Наяды были нимфами-покровительницами источников воды на суше. В число таких источников входили родники, реки, ручьи, колодцы и фонтаны. Некоторые из них были дочерьми Океана, реки, омывающей землю, т.е. это были океаниды. Другие были рождены от местных речных богов. Иногда наяд отождествляли с дождевыми облаками (наяды нефелы), деревьями (наяды дриады) и цветущими лугами (наяды леймениды).

3. Гидриады – нимфы пресной воды, их имя произошло от греческого hydros, что переводится как «вода». По сути, это были те же наяды, описанные выше.

НИМФЫ ДЕРЕВЬЕВ И ЛЕСОВ

4. Дриады покровительствовали деревьям, лесам и рощам. Некоторые дриады были и водными нимфами наядами, которым довелось покровительствовать дереву, растущему у их родника или ручья. Другие были ореадами, горными нимфами, связанными с растущими высоко в горах елями и манновыми ясенями.

5. Гамадриады или гадриады — дриады, чья жизненная сила связана с силой какого-то конкретного дерева. Обычно такая связь существовала между гамадриадой и самым высоким деревом в священной роще. Некоторые из них были также наядами родников, в частности тех, что вытекали из-под корней дерева.

6. Мелии – нимфы горного ясеня (маннового ясеня) и медоносных пчёл. В их число входили гамадриады (нимфы деревьев), ореады (горные нимфы) и мелиссы (нимфы пчёл). Многие из мелий управляли местными источниками, поэтому их также можно отнести к наядам.

7. Мелиссы – нимфы медоносных пчёл. Обычно это мелии или ореады, нимфы ясеней и горных лесов.

8. Ореады были нимфами, обитающими в горах. Некоторые из них – это гамадриады высокогорных елей и ясеней, другие – духи скалистых гротов, наядами горных источников и эпимелидами горных пастбищ.

НИМФЫ ЛУГОВ И БОЛОТ

9. Эпимелиды – нимфы пастбищ, которые обеспечивали пропитанием стада крупного рогатого скота, коз и овец, пасущихся на землях эпимелид. Это также нимфы садов. Примечание: греческое слово melos означает одновременно плодовое дерево и овцу, из-за этого нимфы и получили две функции.

10. Леймениды – нимфы цветущих заливных лугов. Про них обычно писали, что это вид океанид или наяд. Спутниками весенней Персефоны из лейменид были океаниды.

11. Anthousai (Anthusae) – нимфы цветов. В их число входили океаниды, наяды, эпимелиды и леймениды.

НИМФЫ НЕБА И ЗВЕЗД

12. Нефелы – нимфы дождевых облаков. Их причисляли к океанидам.

13. Ауры – нимфы прохладных ветерков. Аур считали дочерьми либо Океана (мирового потока), либо Борея, северного ветра.

14. Геспериды – нимфы закатов. Они – дочери Геспера, вечерней звезды.

15. Астерии – нимфы звёзд. Большинство из них – дочери титана Атласа, в число которых входят плеяды и гиады. И плеяд, и гиад причисляли к ореадам, горным нимфам.

МОРСКИЕ НИМФЫ

16. Галии покровительствовали морю и побережью. Это духи глубин, волн, рыб, прибрежных пещер, песчаных и галечных пляжей, камней. Большинство из них – дочери морских богов. В их число входили пятьдесят нереид. Некоторые также были нарядами, которые направляли потоки пресной воды через море.

17. Нереиды – нимфы моря. Их причисляли к гелиям или морским нимфам.

НИМФЫ ПОДЗЕМНОГО МИРА

18. Лампады – нимфы из подземного мира, несущие факелы. Из них состояли свиты богинь Персефоны и Гекаты. Многие подземные нимфы описались как дочери рек, текущих в преисподней.

ДРУГИЕ НИМФЫ

19. Менады (также известны как вакханки, бассариды, фиады, мималлоны) – это необузданные нимфы из свиты бога Диониса. Эти женщины несли в руках тирсы и вступали в союзы с сатирами и силенами. Эта группа нимф состояла из дриад, наяд и ореад.

20. Нимфы, не принадлежавшие к определённому классу, были дочерьми различных богов. Например, Калипсо – дочь Атласа, Лампетия и Фаэтуса – дочери Гелиоса, отцом Бритомартиды был Зевс и т.д.

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВИДЫ НИМФ СО СЛОВ АНТИЧНЫХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ

Нимфа нисада, 4 век до н.э., Национальный археологический музей Таранто
Нимфа нисада, 4 век до н.э., Национальный археологический музей Таранто

Древние авторы изображали нимф разных видов. Упоминания о морских нимфах (нереидах и др.) сюда не включены.

I. ГОМЕР О НИМФАХ

Гомер разделяет нимф по средам их обитания: нимфы из источников, рек, рощ, с деревьев, лугов и горных вершин. Более поздние авторы называли их наядами, дриадами, лимнадами и орестиадами.

Гомер. Илиада. Песнь двадцатая. Битва богов. 8-9. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 333) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Самые нимфы явились, живущие в рощах прекрасных,

И в источниках светлых, и в злачноцветущих долинах».

 

Гомер. Одиссея. Песнь шестая. 122-124. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 486) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Кажется, девичий громкий вблизи мне послышался голос.

Или здесь нимфы, владелицы гор крутоглавых, душистых,

Влажных лугов и истоков речных потаенных, играют…»

 

Гомер. Одиссея. Песнь десятая. 350-351. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 535) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«…Все они [нимфы] дочери были потоков (krênai), и рощ (alsea), и священных

Рек (potamoi), в необъятное лоно глубокого моря бегущих».

Гомеровские гимны следуют гомеровскому соглашению.

 

Гомеровские гимны. IV. К Афродите. 97-99. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 91) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Или ты нимфа – из тех, что источники рек населяют,

Влажногустые леса и прекраснотенистые рощи?

Или из тех, что на этой горе обитают прекрасной?»

 

II. ГЕСИОД О НИМФАХ

В «Теогонии» Гесиод описывает нимф двух видов. Это океаниды, нимфы пресноводных источников, ручьев и лугов, а также мелии – нимфы горных деревьев. В «Перечне женщин или Эои» он выводит горных нимф ореад, очень похожих на мелий, и дочерей речных богов наяд.

 

Гесиод. Теогония. 364-367. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 36) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«…Всего их три тысячи, Океанид стройноногих.

Всюду рассеявшись, землю они обегают, а также

Бездны глубокие моря, богинь знаменитые дети.

Столько же есть на земле и бурливо текущих потоков…»

[Предположительно, «землю они обегают» означает заботу о растительности – деревьях, кустах, цветах.]

 

Гесиод. Теогония. 183-187. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«[Уран был кастрирован Кроносом:]

Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

Все их Земля приняла. А когда обернулися годы,

Мощных Эриний она родила и великих Гигантов

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем».

 

[Гесиод]. Каталог женщин или Эои. Потомки Инаха 39 (123). (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 93) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Горные нимфы-богини от них затем появились,

Племя сатиров никчемных и нерасторопных в работах…»

 

III. АЛКМАН О НИМФАХ

Поэт Алкман, большинство трудов которого не сохранилось, описывает три вида нимф: наяд, обитавших в пресной воде, лампад с их факелами из преисподней (они были связаны с мистериями Деметры), и носивших тирсы Фий (Фиад) из оргий Диониса. Последние, несомненно, были связаны с горными нимфами Гесиода ореадами – сестрами сатиров.

IV. СТРАБОН О НИМФАХ

Древнегреческий географ Страбон перечисляет различные виды нимф в свите бога Диониса. К ним относятся ленаи (винный пресс), фии (оргии), мималлоны (музыка) и наяды (вода).

 

Страбон. География. Книга X. III. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 445) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«…Служители… Диониса – силены, сатиры, вакханки, а также лены и фии, мималлоны, наиды, нимфы…»

 

V. ПАВСАНИЙ О НИМФАХ

Географ Павсаний описывает культ нимф на Пелопоннесе. Большинство этих культов относилось к наядам конкретных источников, гротов и городских фонтанов, но были известны и культы дриад.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. IV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«…Некоторых из них (нимф) они называют дриадами [нимфы деревьев] и эпимелиадами [нимфы лугов и пастбища], а иных из них наядами [нимфы водных источников]; и Гомер в своих песнях очень часто упоминает имя наяд».

 

VI. ОВИДИЙ И ВЕРГИЛИЙ О НИМФАХ

В знаменитых произведениях Овидия и Вергилия увековечены парные деревенские «наяды и дриады». В их стихах есть много отсылок к отдельным нимфам и группам нимф – например, к тем, которые населяют определенные горы и реки.

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 451-453. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Вот Филомела вошла, блистая роскошным нарядом,

Больше блистая красой. Обычно мы слышим: такие

В чаще глубоких лесов наяды с дриадами ходят…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга пятая. 539-540. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«…Орфна,

Между Авернских сестер [нимф Аида] превеликой известности ним­фа…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 15-16. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«А на земле – города, и люди, и рощи, и звери,

Реки [fluminibus] и нимфы [nymphs] на ней и разные сельские боги [numina ruris]».

 

VII. ДРУГИЕ КЛАССИКИ О НИМФАХ

Поздние авторы античной литературы использовали множество названий для описаний трех-четырех видов нимф: они обитали в лесах и на деревьях, в родниках и ручьях, на лугах и пастбищах.

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 11. Пан. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Описание греческой картины:]

Это касается всех нимф, то ты посмотри внимательней и различай их по видам: вот это наяды – капли воды брызгами падают с их волос; засохшая грязь у нимф стад [буколических нимф] нарисована на картине ничуть не хуже этой росы, а нимфы цветущих лугов [антусеи] подобны цветам гиацинта».

 

Стаций. Фиваида. Книга четвертая. 254-255. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 59) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«В ком из властительниц рощ [дриад], из богинь, посвященных потокам [наяд],

в ком из напей [нимф полян] не зажег он страсти великое пламя?»

 

VIII. НОНН О НИМФАХ

Нонн Панополитанский, поэт поздней античности, описал много видом нимф, но чаще всего он упоминает «наяд и дриад».

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIV. 206-212. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 150) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Горные нимфы [ореады] в длинных хитонах, неистовы духом,

Выступили в поход воителей благотирсных,

Сроки жизни двойные жили они в этом мире,

Долог век их земной… Средь них и горные девы

Были Эпимелиды, что зорко овец охраняли,

Те, кто оставил рощи и заросли дикие леса [алсеиды],

Meлии, вместе с древом на свет изошедшие девы…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIV. 8-9. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 146) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«…[Рея призывает на войну с индийским царем:]

Гласом единым взывает к лесам и водным потокам,

Всех наяд собирает, чащобы полчища дикой [гамадриад]».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXIV. 122-123. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 237) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«…И к местным гамадриадам [нимфам водных источников] и нимфам

Адриады [дриадам – нимфам деревьев] пристали…»

Нимфа Наяда, 5 век до н.э., Музей школы дизайна Род-Айленда
Нимфа Наяда, 5 век до н.э., Музей школы дизайна Род-Айленда

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НИМФ

I. ДОЧЕРИ ЗЕВСА

У Гомера, а иногда и у Гесиода нимфы были дочерями Зевса. Другой автор, Антонин Либерал, рассказывает, что нимфы обижаются, когда их описывают как дочерей местного речного бога, а не Зевса.

Гомер. Одиссея. Песнь девятая. 154. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 517) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«…Нимфы же, дочери Зевса эгидодержавца…»

 

Гесиод. Фрагменты. Фрагмент 304. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 187) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«…Нимф пышновласых, Зевеса эгидодержавного дщерей».

 

Алкей. Из гимнов богам. О других богах. 13 (343). (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод М. Гаспарова, Вяч. Иванова. – М.: Ладомир, 1999. – С. 343) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Нимфы! Молвит молва: Зевс – вам отец, грозный эгидою».

 

II. ДОЧЕРИ ОКЕАНА

Согласно Гесиоду, нимфы пресноводных водоемов были дочерями реки Океан, омывающей землю. Они отвечали за расцвет природы. Орфические гимны более подробно описывают их многообразные усилия.

Гесиод. Теогония. 362-366. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 36) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Это – лишь самые старшие дочери, что народились

От Океана с Тефией. Но есть и других еще много.

Ибо всего их три тысячи, Океанид стройноногих.

Всюду рассеявшись, землю они обегают, а также

Бездны глубокие моря, богинь знаменитые дети».

 

Гомеровские гимны. V. К Деметре. 5-6. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«В сонме подруг полногрудых, рожденных седым Океаном,

Дева играла на мягком лугу и цветы собирала [вместе с богинями Персефоной, Артемидой, Афродитой и Афиной]…»

 

Аристофан. Облака. 264 и далее. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 1.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

 

«Облака многочтимые [нефелы]!…

На Олимпе ль, на снежной, священной горе залегли вы семьею лучистой,

Или с нимфами в быстрый сплелись хоровод в темных кущах Отца Океана…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. II. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«От титанов родились потомки: от Океана и Тефии – Океаниды…»

 

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 13-15. / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 149) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«[Артемида обращается к своему отцу Зевсу:]

…Дай шестьдесят дочерей Океановых, резвых плясуний –

Каждой по девять годов, и каждая в детском хитоне;

Дай в прислужницы мне два десятка нимф амнисийских…»

 

Орфический гимн LI. Нимфам (фимиам, ароматы). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 231) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Дщери отца Океана, владыки великих чудовищ,

Нимфы, живущие в глубях земли под влажной дорогой!

Скрыты убежища ваши, о Вакха пестуньи, земные!

Вы, преблагие, растите плоды, луговые, святые!

Тропы извилисты ваши, пещеры и гроты вам любы,

Вы, ключевые, бегуньи бродячие, с поступью легкой,

В каплях росы и в цветах, то видны вы, то вновь невидимки,

Горных жилицы лощин, вы танцуете с Паном на склонах,

Яркие звезды, течете по скалам, поющие звонко.

Девы полей, и ручьев, лесные и горные девы,

Вы, благовонные, в белых одеждах, с дыханием нежным,

Вы, о пастушьи, подруги зверью, вы богаты плодами.

Нежным, вам люба прохлада, все кормите, все вы растите,

Гамадриады, игруньи, бродящие влажной дорогой,

Вы, о нисеянки буйные, вы, кто дарит исцеленье,

Вешние, радость несущие смертным с Деметрой и Вакхом,

Ныне грядите к священному действу, ликуя душою!

В пору, как всходят посевы, пролейте здоровье на всходы!»

 

III. ДОЧЕРИ ГЕИ

Согласно Гесиоду, мелии – нимфы горного ясеня – были дочерями Геи (Матери-Земли). Вероятно, они были кормилицами Зевса, о которых упоминают другие авторы. «Гиганты» (рожденные Землей), которых Гесиод называет братьями мелий, были, вероятно, куретами и сатирами, а не гигантами – врагами богов.

Гесиод. Теогония. 183-187. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«[Уран был кастрирован Кроносом:]…

Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

Все их Земля [Гея] приняла. А когда обернулися годы,

Мощных Эриний она родила и великих Гигантов

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем».

 

IV. ДОЧЕРИ ГЕКАТЕРИД

Ореады из произведений Гесиода – гамадриадные нимфы горных сосен, сестры куретов и сатиров. Вероятно, они были идентичны мелиями и гигантам, которых, согласно «Теогонии» (см. выше) родила Гея – несмотря на расхождения в генеалогии.

Страбон. География. Книга X. III. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Кроме этого, относительно этих демонов и их разнообразных имен можно обнаружить, что они назывались не только служителями богов, но и сами считались богами. Так, по словам Гесиода, [текст Гесиода, на который ссылается Страбон, неизвестен], например, у Гекатера и дочери Форонея было 5 дочерей:

От них же горные нимфы [ореады] – богини родились

И поколенье ничтожных, к труду неспособных сатиров,

И род куретов – богов, возлюбивших затеи и пляски».

 

V. ДОЧЕРИ СИЛЕНА

Дриады и сатиры часто описывались как дети или внуки рустического (деревенского) бога Силена. Вероятно, под ним у Гесиода подразумевается Гекатер (см. выше).

Проперций. Элегии. Книга вторая. 32. 37-38. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 115):

«Это видели и сёстры-Гамадриады,

и старцы Силены, и сам предводитель хоровода [Силен]…»

 

VI. ДОЧЕРИ ДРУГИХ РУСТИЧЕСКИХ (ДЕРЕВЕНСКИХ) БОГОВ

Многие отдельные дриады и ореады были описаны как дочери конкретных деревенских богов.

 

VII. ДОЧЕРИ РЕЧНЫХ БОГОВ

Юные наяды были дочерями речных богов и океанид (сестер). Семь из них были нимфами разных пресных водоемов – рек, ручьев, колодцев, фонтанов. В античной литературе есть множество таких упоминаний. См. отдельные страницы «Нимфа» и «Речной бог».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 493-499. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 16) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

 

«Пел он [Орфей] о том…,

Как были созданы горы и с шумом текущие реки [потамои]

С нимфами [наядами] вместе самими, и все живое родилось».

 

VIII. ДОЧЕРИ МОРСКИХ БОГОВ

Морские нимфы были дочерями морских богов включая дочерей Нерея, тритонид – дочерей Тритона, а также нимф – дочерей Протея и Форкия.

 

IX. ДОЧЕРИ ДРУГИХ БОГОВ

Дочери многих других богов также описывались как нимфы, в том числе дочери титана Атласа и бога солнца Гелиоса.

Нимфа Наяда, греко-римская мозаика, 1-2 в. н.э., Археологический музей Газиантепа.
Нимфа Наяда, греко-римская мозаика, 1-2 в. н.э., Археологический музей Газиантепа.

БЕССМЕРТНОСТЬ НИМФ

Некоторые из старших нимф, включая океанид и нереид, были бессмертными богинями. Многие из младших, особенно жившие на деревьях дриады, имели ограниченную, хотя и долгую продолжительность жизни.

Гесиод. Фрагменты. Фрагмент 304. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 187) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Плутарх, «Об исчезновении оракулов», II, с.415.

Гесиод полагает, что по истечении какого-то периода времени божества умирают. Так, наяда говорит у него о времени следующее:

Десятикратье трех пар на девять годов превосходит

Жизнь говорливой вороны, равна девяти поколеньям

Мужей цветущих, но четверть всего лишь от жизни оленя.

Ворон в три срока оленьих стареет – в девятую долю

Времени феникса – доли десятой для нас отведенной,

Нимф пышновласых, Зевеса эгидодержавного дщерей».

 

 

Гомеровские гимны. IV. К Афродите. 257-272. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 154-155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Горные нимфы с грудями высокими вскормят младенца…

Род их – особый; они не бессмертны, но также не смертны:

Долгое время живут…

С ними, как только родятся они, появляются на свет

Из многоплодной земли на высоких горах либо сосны,

Либо высокие дубы, прекрасные зеленью пышной.

Стройно стоят и высоко. Священною рощей бессмертных

Их называют. И люди рубить их железом не смеют.

Но наступает судьбою назначенный час умиранья –

И на корню засыхают деревья прекрасные, гибнет

И отмирает кора, опадают зеленые ветви.

В это же время и души тех нимф расстаются со светом».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В прежних своих книгах я уже сказал, что… нимфы живут очень долго, как передают о них поэты, но не вполне находятся вне пределов смерти».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XVII (43). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Если есть боги, то являются ли богинями также и нимфы? Если и нимфы, то также и паниски, и сатиры? Но эти не боги, значит, и нимфы не богини».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XX (52). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«…Если, как ты говорил, мы должны видеть в самой почве, по причине ее плодородия, богиню Цереру, то что это еще за другая богиня Теллус [Мать-земля]? Если это земля, то и море – бог… Стало быть, и реки [fluminibus, потамои] и источники [наяды] тоже боги?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIV. 206-209. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 150) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Горные нимфы [ореады] в длинных хитонах, неистовы духом,

Выступили в поход воителей благотирсных,

Сроки жизни двойные жили они в этом мире,

Долог век их земной…»

 

ЦВЕТА НИМФ

Древнейшие греческие поэты считали нимф просто красивыми женщинами. Но художники и поэты поздней античности наделяли их причудливо окрашенными волосами и кожей.

Анакреонт. 2 (12). Из гимна Дионису. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева, Я. Голосовкера, С. Лурье, Л. Мея, С. Ошерова, А. Парина, Г. Церетели, В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 360):

 

«…Синеокие нимфы

Сообща забавляются

На вершинах высоких гор…»

 

Орфический гимн LV. Афродите. 22. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 235) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«…Или у Дия в земле синеглазые нимфы фиады…»

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 11. Пан (3). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Описание греческой картины:]

Это касается всех нимф, то ты посмотри внимательней и различай их по видам: вот это наяды [нимфы воды] – капли воды брызгами падают с их волос; засохшая грязь у нимф стад [буколических нимф] нарисована на картине ничуть не хуже этой росы, а нимфы цветущих лугов [антусеи] подобны цветам гиацинта».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLII. 101-102. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 410) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Нимфа вод] Молвила так, и нырнула во влагу, сходную цветом

С телом ее…»

 

ГИМНЫ НИМФАМ

Орфический гимн LI. Нимфам (фимиам, ароматы). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 231) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Дщери отца Океана, владыки великих чудовищ,

Нимфы, живущие в глубях земли под влажной дорогой!

Скрыты убежища ваши, о Вакха [Диониса] пестуньи, земные!

Вы, преблагие, растите плоды, луговые, святые!

Тропы извилисты ваши, пещеры и гроты вам любы,

Вы, ключевые, бегуньи бродячие, с поступью легкой,

В каплях росы и в цветах, то видны вы, то вновь невидимки,

Горных жилицы лощин, вы танцуете с Паном на склонах,

Яркие звезды, течете по скалам, поющие звонко.

Девы полей, и ручьев, лесные и горные девы,

Вы, благовонные, в белых одеждах, с дыханием нежным,

Вы, о пастушьи, подруги зверью, вы богаты плодами.

Нежным, вам люба прохлада, все кормите, все вы растите,

Гамадриады, игруньи, бродящие влажной дорогой,

Вы, о нисеянки буйные, вы, кто дарит исцеленье,

Вешние, радость несущие смертным с Деметрой и Вакхом,

Ныне грядите к священному действу, ликуя душою!

В пору, как всходят посевы, пролейте здоровье на всходы!»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Вазопись Речной бог и нимфа наяда 4 век до н.э.

Апулийская вазопись Нереида верхом на дельфине 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Лежащая нимфа Нисада 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Нимфа с лозами и цветами 4 век до н.э.

Вазопись Наяда Исмена и Дракон 4 век до н.э

Греко римская мозаика Наяда Евфрата. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Наяда Евфрата. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Нереида, Эрос, Гиппокампы. Антиохия. 2-й — 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Нереида верхом на гиппокампе. Карфаген. 3-й век н.э.

Афинская краснофигурная вазопись, Нимфа Аура в море 5 век до н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология