Деметра

Деметра – богиня Олимпа, которая покровительствовала земледелию, зерну и хлебу. Благодаря ей человечество получало щедрые дары земли, которые поддерживали людей. Под её руководством совершался главный из мистических культов, который обещал открыть всем посвящённым путь в благословенной жизни после смерти, ждущей их в царстве Элизиума. Деметру изображали в виде зрелой женщины, часто на ней была корона, а в руке – снопами пшеницы, рог изобилия и факел.

Изображение справа — Плутос и Деметра, 4 век до нашей эры, Музей Дж. Пола Гетти.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ ДЕМЕТРА
РодителиКронос и Рея
Богиня чего:Зерно, хлеб, сельское хозяйство
ДомГора Олимп
СимволыСноп зерна, рог изобилия
Священные животныеЗмея, свинья
Священные растенияПшеница, мята, мак
СвитаПлутос, Геката, Триптолем, Иакх
Другие ИменаДео
Римское имяЦерера

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаРимское имя
ΔημητηρDêmêtêrDemeterCeres

МИФЫ

Среди самых известных мифов, описывающих Деметру, встречаются следующие.

  • Похищение её дочери Персефоны, совершённое Аидом, богом мёртвых. После этого Деметра перестала выполнять свои обязанности и бродила, горюя и ища дочь. В результате земля перестала плодоносить, наступил голод. Читать далее.
  • Воспитание Демофонта, юного сына царя Келея, правящего в городе Элевсин. Читать дальше.
  • Странствия Триптолема, героя, посланного богиней, чтобы он обучил человечество земледелию. Читать дальше.
  • Нападение на Деметру Посейдона, который насильно сошёлся с ней в образе коня. Читать дальше.
  • Наказание Эрисихтона, сына фессалийского царя. Богиня наслала на него неутолимый голод. Эрисихтон вырубил её священную рощу и выразил непочтение к богам, за что и был наказан. Испытывая муки голода, он съел все припасы и в итоге начала пожирать себя. Читать далее.

Подробности многих других мифов можно почитать на следующих страницах.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители
Кронос & Рэя (Гесиод. Теогония. 453, Псевдо-Аполлодор 1.4, Диодор Сицилийский 5.68.1, Псевдо-Гигин)

Дети
Смотрите Семья Деметры.

 

СЛОВАРЬ

Персефона и Деметра, 5 век до н.э., Национальный археологический музей, Афины
Персефона и Деметра, 5 век до н.э., Национальный археологический музей, Афины

Деметра (Δημήτηρ) в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано ее именем (букв. «земля-мать»; греч.δα, δη-γή, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия (Hes. Theog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Ее приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв свое имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нем восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид дает своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зернышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зернышко — символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).Д.- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Ее повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь — «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвященным. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Черной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.В римской мифологии Д. соответствует Церера.Лит.: Diеtеriсh A., Mutter Erde, 2 Aufl., Lpi.- В., 1913; Altheim F., Теrra mater, Giessen. 1931; Мeautis G., Les mystères d’Eleusis. P., 1938; Jung К. G., Кеrenуi К., Einführung in das Wesen der Mythologie. Gottkindmythos. Eleusinische Mysterien, Amst.- Lpz., 1941; Deichgräber K., Eleusinische Frömmigkeit und homerische Vorstellungswelt im homerischen Demeterhymnus, Mainz, [1950]; Uxkull W. von, Die Eleusinischen Mysterien. Versuch einer Rekonstruktion. Büdingen — Gettenbach, 1957. А. А. Тахо-Годи. Среди памятников античного изобразительного искусства: «Д. Книдская» (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Д., а также ее изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (т. н. склепы Д. в Большой Близнице и в Керчи).В средневековых книжных иллюстрациях Д. выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Д. часто изображается обнаженной; ее атрибуты — колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия. Воплощение образа Д. в европейском искусстве 16-17 вв. было связано с прославлением даров природы (рисунки Дж. Вазари и X. Голциуса, картины Я. Йорданса «Жертвоприношение Церере», П. П. Рубенса «Статуя Цереры» и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины «Вакх, Венера и Церера» Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.). Особенно широкое распространение получают статуи Д. в садовой пластике барокко.Наиболее значительные произведения европейской литературы, связанные с мифом о Д., созданы в поэзии (Ф. Шиллер, «Элевсинский праздник», А. Теннисон, «Д. и Персефона»). Среди опер — «Умиротворенная Д.» Н. Йоммелли.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Деметра и Триптолем 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Деметра и Персефона 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гестия и Деметра 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Деметра и Плутос 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Триптолем и Деметра 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Триптолем и Деметра 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Триптолем и Деметра 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Триптолем и Деметра 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Триптолем и Деметра 6 век до н.э.

Греко Римская скульптура — Деметра Церера

Греко Римская скульптура — Деметра Церера

Греко Римская скульптура — Деметра Церера

Греко Римская скульптура — Деметра Флора Маджоре

Греко Римская скульптура — Деметра Афинская

Греко Римская скульптура — Деметра Книдская

Греко Римская скульптура — Деметра Церера

Краснофигурная вазопись Геката и Иакх 5 век до н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология