Эндимион

Эндимион был красивым принцем-пастухом, которого любила богиня Луны Селена. Когда Зевс предложил ему выбор судьбы, Эндимион выбрал бессмертие и юность в вечном сне. Его положили в пещеру на горе Латмос в Карии, где каждую ночь его посещала лунная возлюбленная.

В другом мифе, который противоречит первому, Эндимион был царем Элиды на греческой Пелопонессе, который основал царство с группой эолийских колонистов из Фессалии. Зевс даровал ему предвидение собственной смерти, и, когда пришло его время, он устроил конную конку в Олимпии и приказал своим сыновьям соревноваться за трон. Впоследствии Эндимион был погребен рядом со стартовыми воротами.

Элейские мифы о царе Эндимионе принадлежат греческой традиции. Истории о спящем царевиче горы Латмос в Анатолии, с другой стороны, были, по-видимому, греческим переводом рассказов о коренном карийском боге Луны — человеке — карийцы были негреческим народом, уроженцем этого региона Малой Азии. Поскольку греческое божество Луны было женщиной, история была несколько изменена.

НАСЛЕДНИКИ ЭЛЕЯ ЭНДИМИОНА

Из трех элейских сыновей Эндимиона Эпей выиграл гонку за трон и был коронован королем Элиды. Второй сын Пэон ушел с колонистами и поселился к северу от горы Олимп. Третий сын Этол был сослан за убийство Аписа и основал королевство Этолия на противоположной стороне Коринфского залива.
Во время правления царя Эпея лидийский иммигрант Пелоп захватил контроль над Пизой и стал господствовать над большей частью Пелопонесса. Эпей скончался бездетным и оставил трон своему приемному сыну и племяннику Элею — сыну дочери Эндимиона Эврикиды от бога Посейдона. Этот человек, в свою очередь, породил Авгия, знаменитого элейского царя, который обманул Геракла, лишив его награды за чистку конюшен. Двое внуков Авгия в конце концов повели войска из Элиды и соседнего острова Дулихион (ныне Закинф) на Троянскую войну.

ХРОНОЛОГИЯ МИФА

В хронологии мифа Эндимион был современником Салмонея, Сизифа и других сыновей Эола, которые фактически приходились ему дядями. Когда семья колонизировала Пелопонес, Эндимион заселил земли к северу от реки Алфей, а Салмоней — земли к югу.
Эндимион был правнуком Девкатлона, пережившего Великий потоп. Его отцом был Аэфлий, вероятно, одноименный фессалийский царь, племени горного хребта Пинд.
Его внук Авгий правил Элидой во времена Геракла, а его потомки — в основном праправнуки — возглавляли войска Элиды, Этолии и Аргоса во время Троянской войны. Самым известным из них был Диомед, прямой потомок по отцовской линии.

Изображение справа — Селена и спящий Эндимион, греко-римская мозаика, Национальный музей Бардо.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПРИНЦ ЭНДИМИОН
РодителиАэфлий, Калика
Царь чегоЭлиды
ЛюбимыйСеленой
ДомЭлида в Элиде или гора Латмос в Карии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΕνδυμιωνEndymiônEndymion

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Аэфлий & Калика (Hesiod Catalogues Frag 8, Apollodorus 1.56)
[1.2] Аэфлий (Pausanias 5.1.3)
[1.2] Аэтлий (Hyginus Fabulae 271)
[1.2] Зевс & Калика (Apollodorus 1.56)

Дети

[1.1] Этол (от Наяды или Ифианассы) (Apollodorus 1.56, Strabo 10.3.2)
[1.2] Этол, Пеон, Эпей, Eurykyda (by Asterodeia, Khromia or Hyperippe) (Pausanias 5.1.4)
[2.1] Менаи (от Селены) (Pausanias 5.1.4)
[3.1] Нарцис (от Селены) (Nonnus Dionysiaca 48.582)

СЛОВАРЬ

ЭНДИМИОН (Ένλυμίων) в греческой мифологии прекрасный юноша, сын Аэтлия и Калики (дочери Эола), заселивший эолийцами из Фессалии Элиду (Apollod. I 7, 5). Взятый Зевсом на небо Э. попытался овладеть Герой, за что Зевс обрек его на вечный сон в пещере карийской горы Латмос (Schol. Apoll. Rhod. IV 57; Schol. Theocr. Ill 49). По более распространенному варианту мифа, усыпить Э., сохранив ему вечную молодость, Зевса уговорила влюбленная в него Селена (Apollod. I 7, 5), родившая Э. впоследствии 50 дочерей (Paus. V 1, 5). Г. Ч. Гусейнов.

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Селена и Эндимион, 4 век до н.э., Художественный музей Далласа
Селена и Эндимион, 4 век до н.э., Художественный музей Далласа

Гесиод. Каталог Женщин. 8 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

Богоподобного Аэфлиоя могучая сила…
Деву Калику взяла, цветущею сделав супругой.
Эндимиона она родила, что любезен бессмертным,
…дал ему дар превеликий —
Ключником смерти и старости собственной оный да будет.

 

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 49 — 56 (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

Пирра родила Девкалиону детей, и первым был Эллин (рожденный, как говорят иные, от Зевса), затем Амфиктион, который воцарился в Аттике после Краная, и дочь Протогения, которая от Зевса родила Аэтлия…

От Эллина и нимфы Орсеиды родились Дор, Ксуф и Эол…

Эол же воцарился в области Фессалии и назвал живущих там эолийцами. Женившись на Энарете, дочери Деимаха, он произвел на свет семерых сыновей — Кретея, Сизифа, Афаманта, Салмонея, Деиона, Магнета, Периера и пять дочерей — Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду…

От Калики и Аэтлия родился сын Эндимион, который заселил Элиду, приведя эолийцев из Фессалии. Некоторые говорят, что он был сыном Зевса.

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 56 (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

От Калики и Аэтлия родился сын Эндимион, который заселил Элиду, приведя эолийцев из Фессалии. Некоторые говорят, что он был сыном Зевса. Так как он отличался необыкновенной красотой, в него влюбилась Селена. Зевс пообещал ему выполнить любое его желание, и Эндимион пожелал навеки уснуть, оставаясь бессмертным и вечно юным. (6) От Эндимиона и морской нимфы (или, как говорят некоторые, от Ифианассы) родился Этол, который убил Аписа, сына Форонея, и бежал в страну Куретиду; убив там приютивших его сыновей Фтии и Аполлона — Дора, Лаодока и Полипойта, он назвал землю по своему имени Этолией.

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Книга 4. 55 (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 16) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

Тут Титанида, богиня Луна, что в тот миг поднималась
С края земли, увидала беглянку и, радуясь в сердце
Радостью злой, про себя такое промолвила слово:
«Видно, не я лишь одна убегаю к пещере Латмийской
И не одна я томлюсь по прекрасному Эндимиону!
Правда, не раз повинуясь твоим заклинаньям коварным,
Я нисходила, воспомнив любовь, когда темною ночью
Зелья спокойно готовила ты, что тебе были милы.
То же безумье, что я, ты ныне в удел получила:

 

Гесиод. Фрагменты. Великие Эои. Фрагмент 11. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 170) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«В «Великих Элях» говорится, что Эндимион был вознесен Зевсом на
небо, где влюбился в Геру, введенный в заблуждение тучей, которая приняла
облик богини. Из-за этой страсти Эндимион был низвергнут и оказался
в аиде.
[Этот миф обычно рассказывают об Иксионе]»

 

Феокрит. Идиллия 3. 44. (Источник: Феокрит, Мосх, Бион. Идилии и эпиграммы. Перевод и комментарий М. Е. Грабарь-Пассек. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. – С. 111-117) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«[Деревенские песни о смертных, любимых богинями]
Адонис-пастух, свое стадо по высям гонявший.
Разве не смог он разжечь Киферею [Афодиту] до страстного пыла.
Так что от трупа его она оторваться не может?
Эндимиону завидую я, уснувшему крепко,
И к Язиону я чувствую зависть, моя дорогая,
Знавшему много такого, чему даже трудно поверить».

 

Феокрит. Идиллия 20. 34. (Источник: Феокрит, Мосх, Бион. Идилии и эпиграммы. Перевод и комментарий М. Е. Грабарь-Пассек. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. – С. 111-117) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«[Деревенские песни пастухо, любимых богинями]
Разве не знала она, что рассудка лишила Киприду [Афродиту]
Страсть к пастуху [Анхису], что сама с ним пасла во Фригии стада,
В дебрях его полюбив, по Адонису плакала в дебрях?
Эндимион кто такой? Не пастух ли? А вот и Селена
В пасшего стадо влюбилась. Олимп для него покидая,
В лес приходила на Латмий и с юношей сон разделяла».

 

Страбон. География. Книга 14. 1. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[На берегу Карии находится] Далее идет Лат­мий­ский залив, в кото­ром лежит Герак­лея, так назы­вае­мая «под Лат­мом» — горо­док с якор­ной сто­ян­кой. Преж­де он назы­вал­ся Лат­мом, оди­на­ко­во с воз­вы­шаю­щей­ся над ним горой, кото­рая, по мне­нию Гека­тея, отож­дествля­ет­ся с упо­ми­нае­мой Гоме­ром «фти­ров леси­стой горою»8 (ибо он гово­рит, что гора фти­ров лежит над Лат­мом); C неко­то­рые, одна­ко, утвер­жда­ют, что это — гора Грий, кото­рая тянет­ся при­бли­зи­тель­но парал­лель­но Лат­му от Милет­ской обла­сти на восток, через Карию до Евро­ма и Хал­ке­то­ров. Эта гора лежит над Герак­ле­ей, в виду ее. Неда­ле­ко от Грия, перей­дя реч­ку вбли­зи Лат­ма, пока­зы­ва­ют моги­лу Энди­ми­о­на в какой-то пеще­ре».

 

Страбон. География. Книга 10. 3. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«По сло­вам Эфо­ра, это­лий­цы были пле­ме­нем, кото­рое нико­гда не под­чи­ня­лось дру­гим народ­но­стям; стра­на их с неза­па­мят­ных вре­мен не под­вер­га­лась разо­ре­нию вслед­ст­вие ее труд­ной доступ­но­сти и воен­но­го искус­ства жите­лей. Затем Эфор добав­ля­ет, что всей стра­ной вла­де­ли пер­во­на­чаль­но куре­ты; после того как из Элиды при­был Этол, сын Энди­ми­о­на, и одо­лел их вой­ной, куре­там при­шлось отсту­пить в так назы­вае­мую теперь Акар­на­нию; это­лий­цы вер­ну­лись назад вме­сте с эпей­ца­ми и осно­ва­ли древ­ней­шие горо­да в Это­лии; спу­стя 10 поко­ле­ний Элиду коло­ни­зо­вал Оксил, сын Гемо­на, кото­рый пере­пра­вил­ся в Пело­пон­нес из Это­лии. В дока­за­тель­ство это­го Эфор при­во­дит над­пи­си: одну в Фер­мах в Это­лии (где у них с.441 суще­ст­ву­ет отцов­ский обы­чай выби­рать долж­ност­ных лиц); над­пись выре­за­на на цоко­ле ста­туи Это­ла:

Сей устро­и­тель зем­ли, у пучи­ны Алфея взро­щен­ный
И олим­пий­ских риста­ний неко­гда близ­кий сосед,
Энди­ми­о­нов Этол. Это­лий­цы ему посвя­ти­ли
Памят­ник сей, чтобы знак доб­ле­сти их лице­зреть…

Дру­гая над­пись нахо­дит­ся на рыноч­ной пло­ща­ди элей­цев, на ста­туе Окси­ла:

Сей автох­то­нов народ Этол поки­нув когда-то,
Слав­ной куре­тов [Защитники младенца Зевса] зем­лей гроз­ным копьем овла­дел».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 1. 3 — 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Те из элли­нов, кото­рые гово­рят, что Пело­пон­нес делит­ся на пять частей, а не на боль­шее чис­ло, долж­ны согла­сить­ся, что элей­цы и арка­дяне живут сов­мест­но на той зем­ле, кото­рая состав­ля­ет удел арка­дян, и что вто­рую часть Пело­пон­не­са зани­ма­ют ахей­цы, три же осталь­ные — доряне. Из этих пле­мен, кото­рые насе­ля­ют Пело­пон­нес, арка­дяне и ахей­цы явля­ют­ся искон­ны­ми оби­та­те­ля­ми (автох­то­на­ми). Послед­ние были изгна­ны доря­на­ми из сво­ей стра­ны, но не ушли из Пело­пон­не­са, а, в свою оче­редь изгнав ионян, зани­ма­ют область, в древ­но­сти назы­вав­шу­ю­ся Эги­а­лом («При­бре­жьем»), ныне же полу­чив­шую назва­ние по их име­ни Ахеи. Арка­дяне же с древ­но­сти вплоть до насто­я­ще­го вре­ме­ни неиз­мен­но зани­ма­ют всю стра­ну. Все осталь­ное насе­ле­ние — при­ш­лое. Так, нынеш­ние корин­фяне — самые послед­ние из жите­лей Пело­пон­не­са, и с того момен­та, как они полу­чи­ли себе эту область от рим­ско­го импе­ра­то­ра <Цеза­ря>, до мое­го вре­ме­ни про­шло все­го две­сти сем­на­дцать лет. Что каса­ет­ся дрио­пов и дорян, то пер­вые при­шли в Пело­пон­нес из-под Пар­на­са, а доряне — из-под Эты.

Отно­си­тель­но элей­цев мы зна­ем, что они пере­шли сюда из Калидо­на и дру­гих мест Это­лии. По моим разыс­ка­ни­ям, их древ­ней­шая исто­рия была тако­ва. Гово­рят, что пер­вым царем в этой стране был Аефлий, сын Зев­са и Прото­ге­неи, доче­ри Дев­ка­ли­о­на. У Аефлия был сын Энди­ми­он; пере­да­ют, что в это­го Энди­ми­о­на влю­би­лась Селе­на (Луна) и что от этой боги­ни у него роди­лось пять­де­сят доче­рей. Те, кото­рые пере­да­ют более прав­до­по­доб­ные сведе­ния, сооб­ща­ют, что Энди­ми­он женил­ся на смерт­ной жен­щине — по сло­вам одних, на Асте­ро­дии, по сло­вам дру­гих, на Хро­мии, доче­ри Ито­на, Амфи­к­ти­о­но­ва сына, по сло­вам третьих, на Гипе­рип­пе, доче­ри Арка­да; но все соглас­ны в том, что у него было три сына: Пэон, Эпей и Этол, и кро­ме них еще дочь Эври­кида.

Чтобы решить вопрос о вла­сти, Энди­ми­он устро­ил сво­им сыно­вьям состя­за­ние в беге в Олим­пии, победу одер­жал Эпей и полу­чил цар­скую власть, и те, кото­ры­ми он стал пра­вить, тогда ста­ли назы­вать­ся эпе­я­ми. Из его бра­тьев один <Этол>, гово­рят, остал­ся с ним <в этой стране>, а Пэон, огор­чен­ный пора­же­ни­ем, уда­лил­ся, насколь­ко он мог, даль­ше, и стра­на, лежав­шая по ту сто­ро­ну реки Аксия, была назва­на по его име­ни Пэо­ни­ей. Об обсто­я­тель­ствах смер­ти Энди­ми­о­на герак­леоты, живу­щие око­ло Миле­та, и элей­цы гово­рят раз­лич­но: элей­цы пока­зы­ва­ют у себя моги­лу и памят­ник Энди­ми­о­на, а герак­леоты гово­рят, что он уда­лил­ся на гору Латм <там они возда­ют ему поче­сти>, и на Лат­ме есть свя­ти­ли­ще Энди­ми­о­на. У Эпея, женив­ше­го­ся на Ана­к­си­рое, доче­ри Коро­на, была толь­ко дочь Гир­ми­на, муж­ско­го же потом­ства у него не было. 5. В цар­ст­во­ва­ние Эпея про­изо­шли еще вот какие собы­тия. Эно­май, сын Алк­си­о­на, или сын Аре­са, как про­сла­ви­ли его поэты и как об этом гла­сит пре­да­ние наро­дов, был царем так назы­вае­мой Писей­ской обла­сти. Когда Пелоп Лиди­ец на кораб­лях пере­пра­вил­ся сюда из Азии, Эно­май поте­рял власть. По смер­ти Эно­мая Пелоп захва­тил Писею и Олим­пию, отре­зав ее от стра­ны Эпея, кото­рая была сосед­ней с Писе­ей. Это­лу, кото­ро­му уда­лось стать царем после Эпея, вско­ре при­шлось бежать из Пело­пон­не­са, пото­му что сыно­вья Апида доби­лись его осуж­де­ния за убий­ство, прав­да, непреду­мыш­лен­ное: нае­хав колес­ни­цей на Апида, сына Ясо­на, из аркад­ско­го Пал­лан­тия, во вре­мя погре­баль­ных игр, справ­ляв­ших­ся в честь Аза­на, Этол при­чи­нил ему смерть. От име­ни Это­ла, сына Энди­ми­о­на, живу­щие вдоль реки Ахе­лоя были назва­ны это­лий­ца­ми, так как Этол бежал в эту стра­ну. Тогда власть над эпе­я­ми при­нял Элей, мате­рью кото­ро­го была Эври­кида, дочь Энди­ми­о­на, а отцом, если мож­но верить, — Посей­дон. И от име­ни Элея жите­ли этой стра­ны, пере­ме­нив свое ста­рое назва­ние, ста­ли назы­вать­ся элей­ца­ми, как назы­ва­ют­ся и теперь. Сыном Элея был Авгий; те, кто хотел дать Авгию боль­ше сла­вы, немно­го изме­нив имя Элея, гово­рят, что он был сыном Гелиоса».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 8. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Затем, спу­стя при­бли­зи­тель­но одно поко­ле­ние после Энди­ми­о­на, Пелоп устро­ил в честь Зев­са Олим­пий­ско­го состя­за­ния более бле­стя­щие, чем кто-либо до него. Когда же сыно­вья Пело­па разо­шлись из Элиды по все­му Пело­пон­не­су, Олим­пий­ские игры устро­ил Ами­та­он, сын Кре­фея, по отцов­ской линии пле­мян­ник Энди­ми­о­на. Гово­рят, что и Аефлий был сыном Эола, но назы­вал­ся сыном Зев­са, а после него эти состя­за­ния устро­и­ли сооб­ща Пелий и Нелей».

 

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 19. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Среди подношений, посвященных в Олимпии]
В сокро­вищ­ни­це мета­пон­тий­цев — она рас­по­ло­же­на рядом с сокро­вищ­ни­цей жите­лей Сели­нун­та — нахо­дит­ся изва­я­ние Энди­ми­о­на; и этот Энди­ми­он весь, кро­ме одеж­ды, сде­лан из сло­но­вой кости».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 20. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[На Олимпии, где проходят Олимпийские игры] На краю ста­ди­о­на, где совер­ша­ет­ся пуск участ­ни­ков пря­мо­го бега, по ска­за­ни­ям элей­цев, нахо­дит­ся моги­ла Энди­ми­о­на».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 10. 127. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 200) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«Подле пещеры священной — святилища нимф дивнокудрых,
где со своими коровами Эндимион почивает,
коего сверху увидев, спустилась на землю Селена,
неодолимым влечением к юноше в сердце зажегшись,
хоть и бессмертной была, но теперь лишь дубы сохраняют
память о ложе любовном. В лесу вытекает наружу
спящих коров молоко, и сегодня ещё доводилось
это явленье увидеть. Но ты бы сказал, присмотревшись,
что не молочный поток, а вода пред тобою струится
чуть беловатого цвета, и если приблизиться к оной,
станет заметно, что ложем ей служит сверкающий камень».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 10. 411. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 200) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«С неба Селена тем часом, на оной безумства взирая,
славного Эндимиона в страдающем вспомнила сердце»

 

Лукиан из Самосаты. Разговоры богов. (Перевод: С.С.Сребрный. По изданию: Лукиан. Сочинения, т. 1. Алетейя, 2001 г.) (Древнегреческий писатель. 125 г. н.э)

 

«Афродита. Что это, говорят, ты делаешь, Селена? Ты, достигнув пределов Карии, останавливаешь свою колесницу и смотришь вниз на Эндимиона, спящего под открытым небом, так как он охотник. А иногда ты посредине дороги даже спускаешься к нему на землю.

Селена. Спроси твоего сына, Афродита: он во всем этом виноват.

Афродита. Вот как! Да, он действительно большой бездельник. Подумай только, что он проделывал со мной, своей собственной матерью! То водил меня на Иду к троянцу Анхису, то на Ливан к тому, знаешь, ассирийскому юноше, любовь которого я, вдобавок, должна была разделять с Персефоной: он ведь и ее заставил в него влюбиться. Я много раз уже грозила Эроту, что если он не прекратит своих проделок, я поломаю его лук и колчан и обрежу ему крылья, — один раз даже я его отшлепала по заднице сандалией. А он — странное дело! — сразу начинает бояться меня и просит не наказывать, а в следующее мгновение уже забывает обо всем. Но, скажи мне, красив ли этот Эндимион? Ведь тогда это большое утешение в несчастии.

Селена. Мне он кажется необычайно красивым, Афродита. В особенности когда он, разостлав на скале свой плащ, спит, держа в левой руке дротики, выскальзывающие незаметно у него из руки, а правая, загнутая вверх около головы, красиво обрамляет лицо. Так лежит он, объятый сном, и дышит своим небесным дыханием. Тогда я бесшумно спускаюсь на землю, иду на цыпочках, чтобы не разбудить и не напугать его… Что следует дальше, ты сама знаешь, мне незачем тебе говорить. Одно знай: я погибаю от любви».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 271. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 301):

 

«Какие юноши были самыми красивыми.
Адонис, сын Кинира и Смирны, которого полюбила Венера [Афродита].
Эндимион, сын Этола, которого полюбила Луна [Селена].
Ганимед, сын Эрихтония, которого полюбил Юпитер [Зевс].
Гиакинф, сын Ойбала, которого полюбил Аполлон.
Нарцисс, сын реки Кефиса, который влюбился в себя самого».

 

Проперций. Элегии. Книга 2. 15. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 57) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Наг был Эндимион, когда Феба [Селеной] сестрой овладел он,
И, говорят, возлежал также с богиней нагой».

 

Сенека. Федра. 309. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Та, что темный мир озаряет светом [Селена],
Знала злую страсть [к Эндимиону]: о ночах забыла,
Отдала свою колесницу брату [Гелиосу].
Научился он управлять упряжкой
Темною и путь выбирать короче.
Стали ночи срок нарушать привычный,
Поздно стал всходить день, когда под тяжкой»

 

Сенека. Федра. 422. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Пусть ни один пастух [то есть Эндимион] не похваляется
Твоей любовью [Селены]».

 

Сенека. Федра. 786. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Иль со звездных небес взор обратит к тебе [Селене]
То светило, кого старше аркадян род, —
И с упряжкой коней белых не справится.
[из любви к таким, как Эндимион]».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 2. 325. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Эндимион и Селена-рабыня постель приготовят»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 4. 192. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Богиня Гармония оплакивает свою помолвку со смертным]
Эригенейе на вид поставлю страсть к Ориону,
Да и Кефала припомню! А коль поплывем мы на запад
Сумрачный, то и Селена, пылавшая к Эндимиону
По-над кручею Латма, меня в страданьях утешит!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 4. 213. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Деву [Гармонию, дочь Афродиты] в пути по улицам града до гавани самой.
Только ее завидев на бреге морском, за пришельцем [ее женихом Кадмом]
Шествующую покорно с сердцем, сгорающим страстью,
Над Кипридою [Афродитой] стала браниться насмешница Мена:
«Ах Киприда, оружье против потомства подъемлешь,
Жало страсти терзает твое родимое чадо,
К собственному дитяте пощады не знаешь, какую
Деву смягчишь ты, когда и дочерь родную неволишь?
Горе-то мыкать, подружка, придется, дочерь Пафийки,
Матери молви: «Солнце смеется, луна укоряет!»
Ах, Гармония, беглянка злосчастная, Эндимиона
Мене оставь, за Кадмом-странником в море последуй!
Вынеси равную муку, терзаясь любовной заботой,
Помни, страдая: и я, Селена, истерзана страстью…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 5. 516. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Эос блестящая Ориона
Увела, что Селена похитила Эндимиона».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 7. 222. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Наяда сравнивает деву Семелу с Селеной]
О нет, то в водах простерта
Среброногая дева, плывущая вниз по теченью!
Нет, наверно, желая взойти на латмийское ложе
Эндимиона, вечно не спящего козопаса,
В аонийских ручьях омовенье свершает Селена!
Если для своего любимца пастыря водах
Моется, что ей в Асопе, текущим в поток Океана?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 13. 553. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Кавн не сложил еще песни в злосчастном любовном томленье…
Ей он не спел этой песни еще у пастыря стойла,
Он, блаженный, у камня соседнего этому месту
С дремлющим Эндимионом, к кому вожделела Селена».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 41. 339. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Как перстами своими Эндимион премудрый
Исчисляет Селены превращенья тройные».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 42. 266. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«После пой о Селене, безумной от Эндимиона».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 48. 582. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Возросли там и стебли с цветами, что имя Нарцисса
Славного красотою, носили, на плодном Латме
Оного породили Эндимион и Селена»

ХРОНОЛОГИЯ ЦАРЕЙ ЭЛИДЫ

ХРОНОЛОГИЯ МИФИЧЕСКИХ ЦАРЕЙ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ ПЕЛОПОННЕСА

ЭЛИДАПИСАВУПРАСДУЛИХИЙОЛЕН
1. Аэфлий1. Алксион1. Олен
2. Эндимион2. Эномай
3. Эпей

4. Этол

3. Пелоп
5. (Поликсен)

6. Элей *

4. Поликсен

5. Гелиос*

1. Форбант2. Алектор
7. Авгий **2. Актор3. Дексамен

4. Гиппоной****

8. Агасфен1. Амаринкей***3. Ктеат и

Эврит

1. Филей
9. Поликсен2. Диор4 Фалпий и

Антимах

 

2. Мегес

ЦАРСТВА

1. Писа (южная Элида); 2. Элида (центральная Элида); 3. Вупрас (северная Элида); 4. Дулихий (остров к западу от Элиды); 5. Олен (северная Элида и западная Ахайя).

ПРИМЕЧАНИЯ

* Элей и Гелиос – это одна и та же фигура. В одной традиции он представлен как сын Персея и наследник царя Пелопа, в другой он оказывается внуком царя Эндимиона. Иногда его путали с богом солнца Гелиосом.

** Авгий правил всей Элидой, включая местности Элиды, Писы, Вупраса и Дулихия. После его смерти царство было разделено на четыре отдельные части.

*** Амаринкей получил четвертую часть царства Авгия. Вероятно, ему достался Писатис.

**** Во время правления Гиппоноя Олен был захвачен царем Ойнеем (Энеем) из Этолии. Олен упомянут как этолийское владение в списке кораблей Гомера.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Апулийская вазопись Селена и Эндимион 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Селена и Эндимион. (Тунис).

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология