Скульптуры Ареса

В Древней Греции было несколько богов войны, отвечающих за разные её стороны. Главными были Афина и Арес – дети Зевса, входящие в 12 богов Олимпа. Арес воплощал физическую сторону сражения, он был яростным воителем, который упивался боем. Аресу приносили жертвы перед тем, как отправиться в военный поход. В Риме он был известен под именем Марс. И римляне, и греки возводили в честь бога храмы, создавали статуи бога Марса. Сейчас они хранятся в различных музеях мира.

Россия

Санкт-Петербург

Бог Арес в Санкт Петербурге, а именно его бюст, хранится в Государственном Эрмитаже. Неизвестный скульптор из Рима скопировал его в II в. н.э. с античного оригинала. Последний в свою очередь создал Алкамен в 420-х гг. н.э, один из известнейших скульпторов Древней Греции. До наших дней бюст дошёл в полуразрушенном состоянии, и многие его части пришлось восстановить.

Скульптуры Ареса часто показывают его молодым, сильным воином, и эта работа – не исключение. Здесь он – суровый, немного мрачный, с тяжёлым взглядом. Исследователи отмечают, что в статуе прослеживаются черты искусства, царившего в эпоху римской императорской династии Антонинов. Например, это укрупненные черты лица. Типичным для Ареса можно назвать наличие шлема с гребнем. Гребень в свою очередь поддерживает сфинкс.

Скульптура Голова Ареса. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Голова Ареса. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Италия

Рим

Скульптура бога Ареса и другие изображения с ним нередко сопровождаются такими богами, как Венера (Афродита) и Эрос (Купидон). Афродита была возлюбленной или женой Марса, которая и родила крылатого бога любви Эроса. Статуя Арес Людовизи как раз украшена маленькой скульптурой резвящегося Купидона. Сам Арес тоже спокойно сидит в расслабленной позе, он не выглядит яростным воином.

Статуя была найдена в Риме, на месте храма на Марсовом поле, где когда-то почитался Марс.

Храм был вынесен за пределы города, чтобы вооружённое войско не пересекало его границы. Создание скульптуры относят к т.н. времени добрых императоров, когда правили друг за другом пять царей из династии Антонинов. Их эпоха отличалась стабильностью, а сам Рим процветал. Материалом послужил мрамор. Автором оригинала предположительно был Лисипп или Скопас.

Название скульптуры произошло от Лодовико Людовизи, кардинала, в коллекции которого хранилась скульптура. За её реставрацией следил Джованни Лоренцо Бернини, ведущий скульптор своей эпохи.

Скульптура Ареса Людовизи.Национальный музей.Рим, Италия

Арес Людовизи.Национальный музей.Рим, Италия

 

Статуя Адриана в образе Ареса. Мрамор. Время Адриана. Капитолийские музеи. Рим,Италия

Статуя Адриана в образе Ареса. Мрамор. Время Адриана. Капитолийские музеи. Рим, Италия

В Капитолийских музеях, а именно в Новом дворце хранится также огромная статуя Ареса во всём боевом облачении. Для её создания также использовали мрамор, один из самых популярных материалов у мастеров Древней Греции и Рима. Здесь от облика юноши не осталось и следа. Марс – зрелый мужчина, суровый и мускулистый. Древний скульптор тщательно проработал его доспех, украсив множеством деталей.

«Пирр», колоссальная статуя Марса. Мрамор. Конец I в. н. э.  Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий. Рим, Италия

«Пирр», колоссальная статуя Марса. Мрамор. Конец I в. н. э.  Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий. Рим, Италия

На следующем изображении, которое хранится в том же музее, римский бог Марс снова показан не один. Рядом с ним помещена Венера, римская богиня красоты и любви. Известны легенды о том, как эти бог и богиня встречались втайне от мужа Венеры, Вулкана, покровителя кузнечного ремесла (в греческой мифологии ему соответствовал Гефест).

Но если у греков этот сюжет часто обыгрывался с комичной стороны, то у римлян, напротив, он больше романтизировался. Арес и Венера изображались красивой парой, они становились олицетворением мира и спокойствия, т.к. Марс (война) покорялся силе любви в облике Венеры. Часто они представляли собой именно супругов, не любовников.

Эти скульптуры созданы из мрамора, при этом использовались портретные головы таких личностей, как Марк Аврелий и Фаустина Младшая. Для образца использовались греческие скульптуры «Арес Боргезе» (V в. до н. э.) и «Афродита, Капуанский тип» (IV в. до н. э.).

Скульптурная группа «Марс и Венера» с портретными головами Марка Аврелия и Фаустины Младшей. Мрамор. 147—149 гг. н. э. по греческим моделям «Арес Боргезе» (V в. до н. э.) и «Афродита, Капуанский тип» (IV в. до н. э.).  Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея. Рим, Италия

Скульптурная группа «Марс и Венера» с портретными головами Марка Аврелия и Фаустины Младшей. Мрамор. 147—149 гг. н. э. по греческим моделям «Арес Боргезе» (V в. до н. э.) и «Афродита, Капуанский тип» (IV в. до н. э.).  Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея. Рим, Италия

К Аресу обращались за помощью воины, отправлявшиеся на поле боя или в военный поход. Считалось, что он мог привлечь победу, помочь избежать гибели. Нередко описывается, как Арес сам участвует в сражении, а его клич повергает в ужас врагов. На рельефе из палаццо Канчеллерия в Риме показано, как император начинает свою военную компанию. Марс, по-видимому, находится среди её участников. Он изображён на одной из деталей рельефа из лунского мрамора.

 

Отправление императора на военную кампанию (profectio). Деталь: Марс. Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме. Лунский мрамор. 81—96 гг. н. э. Ватиканские музеи, Григорианский светский музей. Рим, Италия

Отправление императора на военную кампанию (profectio). Деталь: Марс. Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме. Лунский мрамор. 81—96 гг. н. э. Ватиканские музеи, Григорианский светский музей. Рим, Италия

 

Статуя Голова Ареса, тип «Арес Боргезе». Лунский мрамор. Римская копия эпохи Северов по бронзовой греческой статуе 420 г. до н. э. работы Алкамена. Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 68. Рим, Италия

Голова Ареса, тип «Арес Боргезе». Лунский мрамор. Римская копия эпохи Северов по бронзовой греческой статуе 420 г. до н. э. работы Алкамена. Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 68. Рим, Италия

 

Статуя Марс. Мраморный рельеф. Голова — II в. н. э. Бюст — XVI в. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Рим, Италия

Марс. Мраморный рельеф. Голова — II в. н. э. Бюст — XVI в. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Рим, Италия

 

Скульптура Скульптурная группа «Марс и Венера» с портретными головами. Мрамор. Римская копия ок. 170 г. н. э. греческого образца V—IV вв. до н. э. Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы. Рим, Италия

Скульптурная группа «Марс и Венера» с портретными головами. Мрамор. Римская копия ок. 170 г. н. э. греческого образца V—IV вв. до н. э. Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы. Рим, Италия

 

Статуя Марса из Тоди. Ватиканские музеи. Григорианский Этрусский музей. Рим, Италия

Статуя Марса из Тоди. Ватиканские музеи. Григорианский Этрусский музей. Рим, Италия

 

Пиза

Лунский мрамор. Римская копия начала эпохи Антонинов по греческой статуе V в. до н. э. Кампосанто, Пиза, Италия

Лунский мрамор. Римская копия начала эпохи Антонинов по греческой статуе V в. до н. э. Кампосанто, Пиза, Италия

 

Тиволи

Статуя Ареса, Вилла Адриана, Сэмюэл Магал. Тиволи, Италия

Статуя Ареса, Вилла Адриана, Сэмюэл Магал. Тиволи, Италия

Великобритания

Лондон

Скульптура Венера и Марс. Копия Антонио Кановы. Букингемский дворец. Лондон, Великобритания

Венера и Марс. Копия Антонио Кановы. Букингемский дворец. Лондон, Великобритания

 

Германия

Мюнхен

Скульптура Голова Ареса. Глиптотека. Мюнхен, Германия

Голова Ареса. Глиптотека. Мюнхен, Германия

 

Франция

Париж

Скульптура Арес Боргезе. Лувр, Париж. Франция

Арес Боргезе. Лувр, Париж. Франция

Ареса практически всегда показывали воином с оружием. Чаще всего это копьё, но иногда встречались и изображения меча. Что интересно, у римского Марса всё же всегда было копьё.

 

Скульптурная группа императорской пары в образе Марса и Венеры. Мрамор. 120—140 гг. (переработан в 170—175 гг.). Лувр. Париж, Франция

Скульптурная группа императорской пары в образе Марса и Венеры. Мрамор. 120—140 гг. (переработан в 170—175 гг.). Лувр. Париж, Франция

 

Испания

Мадрид

Скульптура Марс и Венера. Антони Канова. Музей Прадо. Мадрид. Испания

Марс и Венера. Антони Канова. Музей Прадо. Мадрид. Испания

Чехия

Прага

Статуя Марс и Амур. Прага, Чехия

Марс и Амур. Прага, Чехия

США

Кли́вленд

Рельеф Марса Ультора. Художественный музей. Кливленд. Огайо, США

Рельеф Марса Ультора. Художественный музей. Кливленд. Огайо, США

 

Арес, классическая скульптура. Андерсон-Алинари / Art Resource, Нью-Йорк, США

Арес, классическая скульптура. Андерсон-Алинари / Art Resource, Нью-Йорк, США

 

Турция

Скульптура Ареса. Греческий оригинал. Турция, Газиантеп, Шехиткамиль, Археологический музей.

Скульптура Ареса. Греческий оригинал. Турция, Газиантеп, Шехиткамиль, Археологический музей.

 

Оцените статью
Античная мифология