Асклепий – один из самых почитаемых богов Олимпа. В греческой мифологии он покровитель врачевания, сын Аполлона и Корониды. Тем, что он возвращал мёртвых к жизни целебной травой, Асклепий навлёк на себя гнев богов, и Зевс пронзил его молнией. Но свою славу врач не потерял, и его храмы, выполняющие роль лечебниц, располагались по всей Греции. Люди приходили туда за реальной помощью врачей-жрецов.
Иногда статуя Асклепия могла создаваться из золота и слоновой кости, как, например, утерянная работа в храме в Эпидавре. Ценность материалов подчёркивала значимость божества. Молились ему и в Риме, где бог получил имя Эскулап. Сейчас многие скульптуры находятся в музеях разных стран.
Россия
Российские музеи хранят немало изображений великого бога Асклепия. Часто статуи Асклепия показывали не одного персонажа, а целую группу. Греки делали такие композиции из-за того, что Асклепий был главой семейство богов врачевания.
Все из детей Эскулапа тем или иным образом были связаны с медициной, показывали ту или иную сторону целительства.
К тому же, хотя главный бог и обладал большим могуществом, всё же ему требовалась помощь. Поэтому к культу Асклепия со временем присоединялись со временем культы некоторых других божеств, которых стали в итоге считать его детьми.
Именно их и показывают различные композиции из статуй. Гораздо реже рядом с Эскулапом встречается бог-целитель и его отец Аполлон. Частым элементом на них была змея – важный атрибут медицины. В легендах именно это пресмыкающееся открывает Асклепию секрет воскрешения. С тех пор он возвращал ушедших в иной мир людей чудодейственной травой, за что в итоге его убил Зевс. Но после Эскулап стал уже богом.
Змея олицетворяла мудрость, бессмертие, перерождение (т.к. сбрасывала кожу), а также целебную силу яда.
Москва
Основная часть сохранившихся произведений искусства Древней Греции хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В первую очередь это скульптурная группа, состоящая из фигур Асклепия, Гигиеи и Гипноса-Эрота.
В античных источниках описываются подобные скульптуры и скульптурные группы разных веков. Они и могли послужить оригиналом, с которого сделали копию. Есть также предположение, что эта композиция – часть более большой. И там бог Асклепий уже показан в сопровождении всей семьи.
Эта скульптура Асклепия и его детей предположительно создана в I в. до н.э. Раньше она была раскрашена. Фигуры изображены крепкими, с чётко обрисованными мышцами. Асклепий опирается о плечо Гигиеи, между ними – ящик с медицинскими инструментами. Рядом с богиней спит крылатый ребёнок. По предположениям некоторых исследователей, это Телесфор, ещё один из детей Асклепия, навевающий целебный сон. Змея – один из основных атрибутов Эскулапа и Гигеи – обвивает руку девушки.
Асклепий, Гигиея и Эрот-Гипнос (либо Телесфор). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. I в. до н.э.
Скульптура Асклепия в Российском научном фонде Москвы.
Санкт-Петербург
В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится одиночная скульптура Асклепия. Время создания – I-II вв. Асклепий в этом случае показан в наиболее традиционном виде. Он производит впечатление монументальности, стабильности, надёжности, но при этом не лишён врачебной мягкости. С плеч Асклепия спадает плащ, который в нижней части тела окутывает ноги и придаёт устойчивость. Посох обвивает ровными кольцами змея.
Эта работа – реставрация, в которой были соединены скульптуры Асклепия разных веков. Тело – возможно копия оригинала V в. до н.э. Он был создан в Афинах, причём из бронзы, учениками скульптора Мирона.
Асклепий. Римская копия I-II вв. с греческих оригиналов V-IV вв. до н.э. Государственный Эрмитаж.
Асклепий. Римская копия I-II вв. Государственный Эрмитаж.
Другой экспонат в Эрмитаже показывает портрет бога. Асклепий здесь зрелый мужчина, его лицо проработано очень детально, на нём хорошо читаются эмоции.
Бюст Асклепия из мрамора. Копия с оригинала из Греции II в. до н. э. Автор оригинала – Пиромах. Государственный Эрмитаж.
Эскулап. Нач. XVIII в. Копия, автор оригинала — О. Маринали. Летний сад, Санкт-Петербург.
Челябинск
Фонтан с Гигиеей и Асклепием в Челябинске на территории Городской клинической больницы № 1.
Великобритания
Ливерпуль
В Морском музее Мерсисайд в Ливерпуле хранится римский диптих, где Асклепия сопровождают его дети Гигиея и Телесфор.
Диптих – парная гравюра, объединённая общей идеей.
Асклепий на гравюре сжимает свой главный атрибут – посох, по которому ползёт змея. Причём из-под змеи видно, что посох – необработанная палка с сучками. Таким образом греки подчёркивали связь с землёй, природой. Змея есть и у Гигиеи. Тяжёлые кольца змеи опутывают руку девушки. У Гигиеи нет традиционной чаши, но у пасти змеи она держит некий предмет, возможно, кормит её.
Асклепий, Гигиея и Телесфор на диптихе из Рима. Морской музей Мерсисайд, Ливерпуль, Великобритания.
Греция
Греция – настоящая сокровищница античной скульптуры, ведь именно там и создавались самые великие шедевры.
Афины
В Национальном археологическом музее Афин можно найти рельеф с божественным семейством Асклепия. Это фрагмент вотивного (принесённого в жертву) барельефа.
Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Ясо, Акесо и Ианискос. Фрагмент вотивного рельефа из пентелийского мрамор. Национальный археологический музей, Афины.
Часто встречаются изображения, где к Асклепию приходят люди за помощью и исцелением, приносят дары, обращаются к его семейству врачевателей. Например, в Национальном археологическом музее Афин есть барельеф, где Асклепий с его супругой Эпионой помогают человеку и его рабу, рядом стоит лошадь.
Барельеф с Асклепием, Эпионой, человеком, рабом и лошадью. Национальный археологический музей г. Афины.
Эпидавр
Именно в Эпидавре было построено самое известное святилище Асклепия, с которого по сути и началось распространение культа этого бога.
Именно на склонах горы у города его извлёк Аполлон из чрева матери Корониды или оставлен ею на склонах горы.
В музее Эпидавра у руин храма хранятся реликвии из святилища, в т.ч. статуя Асклепия с посохом, опутанным змеей. Сам древний город с расположенным рядом поселением рыбаков находится на северо-востоке полуострова Пелопоннес. Раньше в храме стояла статуя из золота и слоновой кости, но она была утрачена.
Скульптура Асклепия. Музей в Эпидавре.
Дания
Копенгаген
В Музее Торвальдсена можно найти рельеф, сделанный в 1872 г. по мотивам работы из мрамора Б. Торвальдсена (1808 г.).
Асклепий и Гигиея. Копия. Музей Торвальдсена, Копенгаген.
В Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене (Дания) хранится ещё одна статуя Асклепия в достаточно традиционном виде. Его посох – необработанная ветка дерева, по ней ползёт змея. Сам посох достаточно длинный, чтобы поддерживать врача в путешествиях.
Асклепий. Музей Новая глиптотека Карлсберга. Копенгаген, Дания
Италия
Множество статуй находится в Италии, ведь именно это одно из мест, где культ Асклепия был широко распространён.
Рим
Часто люди приносили в дар изображение исцелённого органа. Такие подношения назывались вотивными предметами. В Музее римской культуры в Риме хранится вотивный рельеф с двумя ушами. Его пожертвовал Куций Галл в благодарность за избавление от глухоты.
Вотивный рельеф, жертва Куция Галла. Эпоха империи. Копия (оригинал в Национальном археологическом музее Афин). CIL III 7266 = ILS 3853. Музей Римской культуры в Риме.
Музей Пио-Клементино во дворце Бельведер в Ватикане хранит скульптурную композицию, изображающую Асклепия и Гигиею. Это римская копия II в. н. э., оригинал относится к поздней эллинской эпохе.
Гигиея здесь показана именно как помощница отца. Интересно, что по сути в скульптуре нашли отражения атрибуты обоих богов. Они как бы слиты в один. В руках Асклепий держит свой посох, который обивает змея. Но голова змеи склоняется также над чашей, которую держит Гигея. В результате змея и чаша образуют сосуд Гигиеи, который стал эмблемой аптечного дела.
Асклепий и Гигиея. Римская копия из мрамора. Музей Пио-Клементино в Ватикане.
В Палаццо Альтемпс Римского национального музея в Риме находится мраморная копия статуи Асклепия из зернистого прозрачного мрамора. Во время реставрации дополнена частями из каррарского мрамора.
Статуя Асклепия. Мрамор средней зернистости, прозрачный, в реставрированных частях каррарский мрамор. Римская копия. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.Рим, Италия
Асклепий и его сын Телесфор (воплощал целебный сон) изображены в статуе из Рима, которая сейчас находится в римской Галерее Боргезе. Датируется II в.
Римская статуя Асклепия и Телесфора. II век. Галерея Боргезе. Рим, Италия
Сиракузы
Огромная голова Асклепия из мрамора I в. до н.э. хранится в Археологическом музее Паоло Орси на о. Сицилия в г. Сиракузы.
Бюст Асклепия. Археологический музей Паоло Орси в Сиракузах, Сицилия.
Другая колоссальная голова Асклепия в музее Паоло Орси в Сиракузах выполнена из лунского мрамора. Это римская копия I-II вв. н.э. с греческого оригинала II в. до н.э. Тип Мунихия (так называлась укрепленная часть Афинского порта, где была найдена другая похожая работа).
Колоссальная статуя Асклепия. Лунский мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. греческого образца II в. до н. э. (тип Мунихия). Региональный археологический музей «Паоло Орси».Сиракузы, Италия
Флоренция
Асклепий воскрешает Ипполита. Сады Боболи, Флоренция, Италия
Кипр
Окружной археологический музей в Пафосе на Кипре хранит статую Асклепия из мрамора. Она была создана примерно в конце II в. — начале III в. н.э.
Асклепий. Мрамор. Конец II — начало III вв. н. э. Пафос, Окружной археологический музей.Кипр.
Тунис
Статуя Эскулапа из мрамора есть в Тунисе, в Национальном музее Бардо, собрании античных произведений искусства в пригороде Туниса.
Статуя Эскулапа. Мрамор. Национальный музей Бардо.Тунис
Франция
Париж
В Парижском Лувре есть статуя Асклепия-Тимофея II в. н.э. Римская копия из мрамора.
Асклепий-Тимофей. Асклепий , бог медицины. Мрамор, римская копия (II век нашей эры). Лувр, Париж, Франция