Во времена античной Греции статуи бога Аполлона, как одного из самых важных божеств и дарителя света, встречались повсеместно. В его честь возводили роскошные храмы. К сожалению, с тех времён уцелело мало оригинальных статуй. Чаще всего в музеях выставляются мраморные копии, сделанные в Риме. Но и они достойны восхищения. Каждая статуя показывает мастерство своего творца, который дополнил её своими деталями.
Музеи Москвы
В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина хранится один из так называемых Аполлонов Савроктонов. С греческого этот эпитет переводится как «убийца ящериц».
Хотя может показаться, что это просто бытовая сцена, на самом деле рептилия в данном случае имеет символическое значение. Ящерица ещё с эпохи архаизма ассоциировалась с Аполлоном как хтоническим богом, пришедшим из дикой необузданной природы. Это силы смерти, ночи, а также неизведанных и опасных глубин сна.
Но со временем Феб стал восприниматься как более светлый бог, защитник и помощник людей. И эта статуя показывает, как он побеждают свою тёмную ипостась, отказывает от неё, теперь оставаясь лишь божеством солнца и света.
Автором оригинальной статуи был Пракситель, известный мастер, который привнёс в искусство скульптуры лирику и первым стал изображать красоту обнажённого тела. Он часто прибегал в своих работах к символизму. В музее выставлена копия его работы из мрамора ок. 370 г. до н.э.
Пушкинский музей. Аполлон, найденный в реке Тибр. Римская копия с греческого оригинала.
Музей Пушкина. Аполлон из Навкратиса.
Музей-усадьба Останкино.
Музеи других городов России
Галерея Гонзаго в Павловском дворце, Санкт-Петербург.
Музеи Греции, Италии, Ватикана
В Ватикане, в Музее Пио-Клементино хранится одна из самых известных и красивых статуй Аполлона – Аполлон Бельведерский. Это мраморная реплика с греческого бронзового оригинала Аполлона Бельведерского, созданного ок. 330 г. до н.э. мастером по имени Леохар. О нём известно немногое, но талант скульптора несомненен. Скульптор Леохар даже служил придворным скульптором Александра Македонского. Назван так по итальянскому слову «бельведер», обозначавшему надстройку, с которой любовались на окрестности.
По сравнению с оригиналом изменены некоторые детали. Например, в работу Леохара добавлен ствол дерева, чтобы поддерживать мраморную статую, тогда как в бронзовом варианте он был не нужен. Усложнена также причёска. Статуя была найдена без рук, их добавили в 1550 г.
Но в любом случае Аполлон Бельведерский – это эталон красоты и гармонии в академическом искусстве.
Сейчас скульптура бога Аполлона украшает октагональный внутренний дворик музея. Вместе с другими статуями Аполлон помещён в ниши по углам. По версии некоторых исследователей, Аполлона Бельведерского показали в момент, когда он только что убил змея Пифона, сторожившего вход в святилище в Дельфах.
Также в Пио-Клементино хранится одна из копий Аполлона Савроктона («убивающего ящерицу»). Оригинальная статуя бога Аполлона из бронзы была создана Праксителем, одним из самых известных скульпторов древности. В 360 г. до н.э. мастера в Риме повторили её уже в мраморе. Теперь Аполлон украшает галерею статуй музея.
Хотя это копия, по ней можно хорошо изучить стиль Праксителя, изгибы, характерные для его работы. Его Аполлон кажется расслабленным и даже вялым, по-своему чувственным и привлекательным. Но с другой стороны, в этом образе таится сила и готовность уничтожать. Автор показывает, что хоть это божество света, защитник людей, но он готов и к жестоким действиям, а его игривость может быть опасной.
Ещё один экспонат музея Пио-Клементино в Ватикане – Аполлон с кифарой.
Статуя «Аполлон и Дафна» в Галерее Боргезе в Риме показывают одну из самых печальных историй любви Аполлона. Воспылав страстью к нимфе по имени Дафна, дочери богини Геи, Аполлон везде преследовал её. Однако боги превратили её в лавр. Этот момент и запечатлён в мраморе. Автор скульптуры – Джованни Лоренцо Бернини – работал над ней с 1622 по 1625 гг.
Новый дворец, Капитолийский музей, Рим. Аполлон с лирой.
Капитолийский музей, Рим. Голова Аполлона из лунского мрамора. Копия 117–138 гг. с греческого оригинала, созданного Каламидом.
Аполлон Вейский из терракоты. Этрусская статуя 550-520 гг. до н.э. Национальный музей этрусского искусства в Риме.
Палаццо Альтемп, Рим.
Аполлон, играющий на кифаре (Кифаред). Национальный археологический музей Неаполя (Италия). Мраморная раскрашенная статуя.
Скульптуры в Лувре, Франция
Парижский Лувр хранит в себе огромное количество античных статуй. В залах этого музея можно найти скульптуры бога Аполлон самых разных эпох.
Победа Феба над змеем Пифоном – один из самых популярных мифов об этом боге. Это чудовище охраняло вход в Дельфийский оракул по приказу Геи и даже считалось её сыном. По некоторым версиям, сам Пифон до прихода Аполлона в Дельфы давал прорицания.
Но не всегда Пифона изображали в виде огромного чудовищного змея. Например, бронзовая статуя работы Праксителя показывает его как небольшую ящерицу, которая ползёт на дереве. Аполлон, стоявший рядом, готовится её убить. Но столь небольшое существо в данном случае не значит преуменьшение сил или значимости Пифона. Ящерица, как и другие земноводные (жабы, лягушки), обозначала дикие и древние силы природы. Аполлон противостоял им как бог-герой, но вместе с тем и был с ними неразрывно связан, так как истоки его образа тоже лежат за пределами цивилизации, в первозданной природе.
Бронзовый оригинал статуи был утрачен, однако в 350 г. до н.э. мастера в Риме изготовили мраморную копию. Прежде чем оказаться в Лувре, «Аполлон, убивающий ящерицу» долгое время украшал виллу Боргезе в Риме. Скульптура также называется Аполлон Зауроктон или Сауроктон, что в переводе и означает «уничтожающий ящерицу».
Аполлон-Феб, бронзовая статуя.
Аполлон из Пьомбино. Ок. 500 г. до н.э.
Аполлон, стоящий на побеждённом Пифоне.
Аполлон Мантуи или Аполлон Мантуанский
Аполлон (Эфеб) Кассельский, копия работы Фидия.
Музеи других стран Европы
Национальный музей Барджелло во Флоренции, Италия. Давид-Аполлон. Микеланджело Буонаротти, 1530 г.
Чатсуорт-хаус в Дербишире, Великобритания. Лето с юными Аполлоном и Артемидой.
Глиптотека в Мюнхене, Германия. Аполлон Тенейский, ок. 350 г. до н.э. Тип статуи – курос (скульптура в виде обнажённого юного атлета).
Мюнхенская глиптотека, Германия. Аполлон Барберини, I—II веков н. э. Предположительно копия статуи Афина Кифареда.
Пергамский музей на Музейном острове, Берлин, Германия. Аполлон Кифаред (с лирой).
Вена, Австрия. Музей истории искусств, Кунсткамера. Якоб Ауэр очень интересно и подробно изобразил момент превращения нимфы Дафны, преследуемой Аполлоном, в дерево.
Британский музей, Лондон. Аполлон с лирой и змеёй.
Музеи Америки
Музей искусств округа Лос-Анджелес. Ок. 1742 г. Скульптор – Лазарь Видеман. Титанида Лето со своими детьми, Аполлоном и Артемидой.