Скульптуры богини Персефоны

Персефона — весьма влиятельная и уважаемая богиня пантеона Эллады. Неудивительно, что ей посвящали гимны, изображали её на предметах утвари — от амфор до фресок. И, разумеется, не обошли её вниманием и скульпторы. Причем скульптуры богини Персефоны создавались как в античные времена, так и в средневековье, а также значительно позже. Наверняка многим ценителям искусства и любителям мифологии было бы интересно узнать об этом побольше.

Наиболее распространенные мотивы

Безусловно, чаще всего скульпторы всей Европы вдохновлялись легендой о том, как Аид (он же Плутон) похитил Персефону, дочь Зевса и Деметры и унёс в свое мрачное подземелье.

Но иногда также можно увидеть работы, изображающие Персефону с Аидом уже после свадьбы — особенно часто такие скульптуры создавались во времена античности.

Изобразить прекрасную богиню плодородия брались лучшие мастера разных времен. В их число входят Бернини Лоренцо Джованни, Симон Трогер и многие другие скульпторы. И это не говоря о тех, чьи имена не дошли до нас из-за давности лет.

Россия

Санкт-Петербург

Персефона. Древний Рим, II в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Персефона. Древняя Греция, IV в. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Слепок с инталии: Сидящая Персефона (?)(вправо), перед ней корзина с плодами, два паука, два колоса, над ней — птица, слева ветвь

Западная Европа, первая половина — середина XIX в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Рельеф с Деметрой и Персефоной. Древняя Греция. последняя треть V в. до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Один из прекрасно сохранившихся барельефов хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Обнаружен он был во время раскопок в Керчи. Эксперты считают, что работа создана примерно в пятом веке до нашей эры. В левом углу изображена Деметра, восседающая на своем троне, а возле неё стоит дочь Кора (это второе имя Персефоны).

 

Стенка саркофага: Аид похищает Персефону

Древний Рим, третья четверть II в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Крышка саркофага Персефона
Немного более современной работой является эта крышка саркофага. Она была создана уже в нашу эпоху — ориентировочно в 150-175 годах. Шикарная работа, изобилующая многочисленными деталями, изображает классическую сцену — Аид похищает Персефону. Скульптор отошел от классической легенды, видимо, чтобы сделать работу более интересной и насыщенной. Ведь единственным свидетелем похищения Коры был Гелиос — бог солнца. Здесь же Аида пытаются остановить Афина, а также подруги Персефоны. В правом и левом углах расположены сфинксы, являющиеся одновременно символами мудрости и коварства. Сегодня крышка саркофага хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.

 

Неизвестный скульптор. XVIII в. Похищение Персефоны. Франция, XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Слепок с инталии: Сидящая Персефона (?)(вправо), перед ней — паук, колос, слева дерево. Западная Европа, первая половина — середина XIX в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Камея: бюст Прозерпины

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Неизвестный скульптор, сер. XVIII в.Похищение Прозерпины. Италия, середина XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Буазо, Луи-Симон. 1743-1809. Похищение Прозерпины Плутоном

Франция, конец XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Похищение Прозерпины. Италия, XVII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Инталия: похищение Прозерпины. Англия, около 1772 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Уэль, Жан-Пьер-Лоран. 1735-1813. Барельеф со сценой похищения Прозерпины, на саркофаге, обнаруженном в Раффадали, близ Агридженто. Франция, 1776-1779 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Пюже, Пьер Пауль (?). 1620-1694. Похищение Прозерпины. Франция, XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Очень удачной, хотя и довольно стандартной, можно назвать работу Пьера Пюже — скульптора из Франции. Тут обыгрывается классический сюжет — без дополнительных идей и видения автора. Просто Плутон похищает Прозерпину (да, именно так, француз вдохновлялся римской мифологией, а не эллинской).

Скульптура высечена из мрамора и имеет сравнительно небольшую высоту — 77 сантиметров. Точная дата создания неизвестна — скорее всего вторая половина семнадцатого века. Хранится эта статуя в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

 

Раковина с композицией «Похищение Прозерпины»

Италия, вторая половина XIX в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Кастор и Поллукс. Карло Альбачини (работал между 1769—1812 гг.).

Мрамор. По античному оригиналу.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами. Мрамор. 150—175 гг. н. э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Похищение Прозерпины

Здание Горного училища на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, Россия

Австрия

Вена

Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом.

Мрамор. Начало III в. н. э.

Музей истории искусств. Вена, Австрия

Чаша с аллегорией плодородия. Серебро, позолота. 2-я пол. I в. до н. э.

Музей истории искусств. Вена, Австрия

Боковая панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом.

Мрамор. Начало III в. н. э.

Вена, Музей истории искусств. Австрия

Зальцбург

Похищение Прозерпины

Мирабельгартен. Зальцбург, Австрия

Великобритания

Лондон

Рафаэлло Пери, вероятно, сделанный по модели Винченцо де Росси (1525-87), 1565-1570: Похищение Прозерпины.

Музей Виктории и Альберта, Лондон.Великобритания

Терракотовая группа из двух сидящих женщин, возможно, Деметры и Персефоны.

Британский музей, Лондон. Великобритания

Статуэтка Персефоны. Бронза

Британский музей, Лондон. Великобритания

Слева направо: Гелиос в колеснице, запряженной лошадью, Дионис, Деметра и ее дочь Персефона, и Геба.

Восточный фронтон — левая сторона Парфенона в Британском музее, Лондон, Великобритания

Персефона (?) Книд

Британский музей, Лондон. Великобритания

Глазго

Голова Персефоны. около 420 г.

Коллекция Баррелла, Глазго, Великобритания.

Германия

Байройт

Скульптура Похищение Прозерпины

Эрмитаж, Новый замок, Байройт, Германия

Берлин

Богиня, сидящая на троне (Персефона?). Паросский мрамор.

Ок. 480 г. до н. э. Государственные музеи.. Берлин, Германия

Скульптуры Персефоны в мире

Из мрамора изготовлена следующая скульптура. Её датируют 480 годом до нашей эры. Здесь изображена просто Персефона. На сегодняшний день находится это произведение искусства в Государственном музее Берлина.

 

Персефона, Крузе, Макс 1915

Парковое кладбище Нойкельн, административный округ Берлина, Германия

Шванталер-Церера и Прозерпина

Старая национальная галерея, Берлин, Германия

Персефона. Кристиан Фридрих Тик

Фридрихсвердерская церковь, Берлин, Германия

Вюрцбург

Похищение Персефоны. Иоганн Петер Вагнер

Вюрцбургские сады резиденции — Вюрцбург, Германия.

Гамбург

Похищение Прозерпины. Лоренцо Бернини, 1621-1622

Музей прикладного искусства и ремесел, Гамбург, Германия

Вечельде

Статуя “Похищение Персефоны”

Дворцовый сад. Вечельде, Нижняя Саксония, Германия

Ганновер

Скульптура «Плутон и Прозерпина».

Королевские сады Херренхаузен. Ганновер, Германия

Дортмунд

«Персефона» фон Бенно Элькан , 1908

Надгробие на Восточном кладбище, Дортмунд, Германия

Капут-Швиловзее

Мраморная группа ПохищениеПрозерпины

Замок Капут. Банкетный зал. Капут-Швиловзее, Германия

Мюнхен

Сидящая богиня. Персефона. Деталь. Паросский мрамор. Ок. 480 г. до н. э.

Мюнхен, Глиптотека. Германия

Рельеф. Похищение Прозерпины. Хольбек

Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия

Прозерпина. Доминик Ауличек

Сады дворца Нимфенбург, Мюнхен, Германия

Статуя богини Персефоны

Известным немецким мастером Симоном Трогером также была создана выдающаяся статуя богини Персефоны. Правда, он использовал не мрамор или другой камень, а слоновую кость и дерево. Тем не менее, результат превзошел все ожидания. Изготовлена скульптура во второй четверти восемнадцатого века. На сегодняшний день хранится в музее в Мюнхене. Точность пропорций, живость движений просто завораживают — видно, что мастер вложил душу в свою работу.

 

Потсдам

Плутон и Прозерпина (Персефона) -Глокен Фонтене Рондель

Сан-Суси, Потсдам, Германия

Георг Франц Эбенхех. Похищение Прозерпины

Сан-Суси, Потсдам, Германия

Греция

Афины

Деметра, Триптолем, Персефона. Мрамор. 440—430 до н. э.

Национальный археологический музей.Афины, Греция

Статуя Коры (Персефоны). Работа чердачной мастерской под влиянием школы Агоракрито. Около 420 года до н. э. Найден в Пирее.

Национальный археологический музей, Афины. Греция

Персефона

Эолийский региональный археологический музей, Афины, Греция

Ираклион

Деталь Персефоны / Исиды, группа статуй Персефоны (в образе Исиды) и Плутона (в образе Сераписа) из святилища египетских богов в Гортине, середина 2 века нашей эры,

Археологический музей Ираклиона, Греция

Элефсис

Копия Элевсинского рельефа около 440 года до нашей эры с изображением Деметры, Триптолема и Персефоны.

Археологический музей Элевсина. Греция

Обетный рельеф, изображающий Деметру, сидящую на троне, и Персефону, стоящую и держащую факелы. Первая четверть 5-го века до нашей эры.

Археологический музей Элевсина. Греция

Аид и Персефона. Обетный рельеф, мрамор.

Археологический музей Элевсина, Греция

Дельфы

Глиняная маска. Персефона (?) 5в до н.э.

Археологический музей, Дельфы, Греция

Дания

Копенгаген

Биссен. Орфей умоляет Плутона и Прозерпину вернуть ему Эвридику, 1831.

Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген. Дания

Израиль

Иерусалим

Мраморная статуя Персефоны, II век нашей эры

Музей Израиля, Иерусалим, Израиль

Испания

Мадрид

Похищение Прозерпины. Бронза

Национальный музей Прадо, Мадрид. Испания

Италия

Рим

Черпали вдохновение в древней легенде и мастера Средних Веков, а также Ренессанса. Перечислить всех, кто постарался передать свое видение эпоса в камне, просто невозможно. Но, пожалуй, самая известная статуя Персефоны создана именно Бернини Джованни.

Этот итальянский скульптор трудился над нею два года — с 1621 по 1622, используя для работы лучший мрамор. И стоит признать — он добился действительно выдающегося результата. Казалось бы, сюжет скульптуры Персефоны очень обычный, даже скучный — её похищение хитрым Аидом, богом подземного царства. Но достаточно однажды взглянуть на эту работу, чтобы запомнить на всю жизнь.

С первого взгляда может показаться, что здесь нет ничего особенного — просто Аид, уносящий свою будущую жену в мрачное царство. Разве что размер скульптуры впечатляет — 295 сантиметров.

Скульптура Аид, уносящий свою будущую жену в мрачное царство. Разве что размер скульптуры впечатляет - 295 сантиметров.

Но если присмотреться повнимательнее, тщательно изучить каждую деталь, то остается только восхищаться уровнем работы. Твердый, высококачественный мрамор прогибается будто живой, кажется, что это настоящие тела, которые волей скульптора были обращены в камень. Даже кусок ткани, использованный скульптором в качестве набедренной повязки Аида, кажется настоящим — складки удивительно реалистичны и сложно поверить, что они высечены из камня. И ещё сложнее представить, что на момент создания шедевра Джованни Бернини было всего 23 года!

Сегодня это великолепное произведение искусства хранится в Риме, в галерее Боргезе.

 

Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки.

Лунский мрамор. Середина II в. н. э.

Капитолийские музеи, Дворец консерваторов. Рим, Италия

Рождение Афродиты. Алтарь Афродиты (т. н. «Трон Лудовизи») — фронтальный рельеф. Мрамор. 460—450 гг. до н. э.

Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Рим, Италия

Рельеф с изображением сцены рождения Диониса.

Мрамор. Римская работа II в. по греческому образцу кон. IV в. до н. э.

Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента. Рим, Италия

Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.

Мрамор. Саркофаг: начало III в. н. э. Крышка: середина II в. н. э.

Капитолийские музеи, Дворец консерваторов. Рим, Италия

Агридженто

Бюст Персефоны, рубеж архаического и классического периодов, 500 и 480 до н. э.

Археологический музей в Агридженто.Италия

Байи

Персефона. Пентелийский мрамор. Начало I в. н. э.

Археологический музей Флегрейских полей.Байи, Италия

Венеция

Фронтальный рельеф саркофага со сценой похищения Прозерпины.

Мрамор. Римская работа II в. н. э.

Национальный археологический музей. Венеция, Италия

Генуя

Похищение Прозерпины

Галерея зеркал, Генуя, Италия

Катания

Фонтан Прозерпины. Джулио Москетти

Катания, Италия

Неаполь

Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии. Мрамор. Конец II в.

Размеры саркофага: длина 1,76 м / ширина в основании 0,54 м / высота 0,43 м (замеры Гаспаре Оливерио, 1910 г.).

Церковь Санта-Кьяра. Неаполь, Италия

Прозерпина Фарнезе

Археологический музей. Неаполь, Италия

Палермо

Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.

Плотный известняк из Менфи. 560—550 гг. до н. э.

Региональный археологический музей Антонио Салинаса. Палермо, Италия

Этрусская статуя Прозерпины.

Региональный археологический музей Палермо, Италия

Перуджа

Погребальная урна Марка Ульпия Флорида со сценой похищения Прозерпины.

Мрамор. Начало II в. н. э. Рим (?).

Национальный археологический музей Умбрии. Перуджа, Италия

Пиза

Саркофаг с о сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель).

Мрамор. 200—220 гг. н. э.

Кампосанто. Пиза, Италия

Салерно

Основание колонны с дионисийскими рельефами (передняя сторона). Сцена собрания богов. Мрамор. Эпоха Северов.

Кафедральный собор. Салерно, Италия

Сиракузы

Статуэтка Персефона-Афродита с патерой и священным ящиком в руках.

Археологический музей Сиракуз, Италия

Флоренция

Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель).

Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.

160—180 гг. н. э.

Галерея Уффици. Флоренция, Италия

США

Нью-Йорк

Деметра, Персефона и Триптолем. Фрагмент Великих Элевсинских мистерий. В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии. Мрамор, гипс. Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.

Метрополитен-музей. Нью-Йорк, США

Маррелс Инлет

Персефона (Вакханка) Маршалла Фредерикса

Брукгрин Гарденс, Маррелс Инлет, Калифорния, США

Цинциннати

Хайрам Пауэрс, Скульптура Прозерпины

Художественный музей, Цинциннати, США

Польша

Варшава

Голова Прозерпины. Бернини

Национальный музей. Варшава, Польша

Познань

Фонтан Прозерпины

Познань, Польша

Франция

Аррас

Похищение Персефоны Адриен Франсуа д’Юэз

узей изобразительных искусств в Аррасе, Франция

Париж

Саркофаг муз (фронтальная панель). Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э.

Париж, Лувр.Франция

Похищение Прозерпины Плутоном, в то время как один из ее компаньонов удерживает ее, 1699, Франсуа Жирардон

Музей французских монументов, Париж, Франция

Похищение Прозерпины. Франсуа Жирардон

Парк Версаль, Париж, Франция

Тулуза

Похищение Прозерпины. Рельеф

Музей Сен-Рэймон, Тулуза, Франция

Шантильи

Прозерпина собирает цветы за несколько минут до похищения, 1885 г

Музей Конде, Шантильи, Франция

Хорватия

Сплит

Персефона

Галерея Мештровича, Сплит, Хорватия

Швейцария

Женева

Персефона. Таранто. Полихромная терракота.

Музей искусства и истории, Женева. Швейцария

Швеция

Стокгольм

Похищение Прозерпины

Стокгольмский дворец, Стокгольм, Швеция

Лунд

Деметра, Персефона и Триптолем, рельеф из Элевсина около 440 года до нашей эры. Античный музей, Лунд. Швеция

 

Что и говорить — богиня Персефона, благодаря её неземной красоте и весьма печальной истории, вдохновила многих скульпторов разных эпох, начиная от Античности и заканчивая нашим временем.

Оцените статью
Античная мифология