Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической группы: Скопаса, Праксителя, Лиссипа.
Скопас создал скульптуру бога Эрота в Мегарах. Пракситель изваял Эроса для Пария. В Феспиях находилась еще одна скульптура Эрота авторства Праксителя. Там же была статуя божества, созданная Лисиппом.
Многие скульптуры дожили до наших времен. Они хранятся в музеях России и других стран мира.
Россия
Москва
В России статуи Эроса находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва, ул. Волхонка, 12) и в Государственном Эрмитаже (СПб, Дворцовая пл.,2).
Это Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 4). Саркофаг выполнен из мрамора. Его возраст — около 210 г н.э.
Эрос не является центральной фигурой этого произведения. В самом центре одной из продольных сторон представлен сюжет из древнегреческого мифа.
Миф рассказывает о том, как герой Тесей бросил Ариадну на острове, где ее нашел Дионис. Эрот с факелом указывает божеству путь. Рядом с ним находятся козлоногий Пан и сатир.
Саркофаг находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Это Центральная часть рельефа стороны 1 саркофага с дионисийскими сценами. Она также находится в Москве.
Младенец-Купидон с факелом в руке обращается к величественному Дионису, и указывает ему на Ариадну.
Саркофаг с портретом умершей в медальоне, поддерживаемом летящими Викториями. Саркофаг выполнен из желтовато-белого мрамора. Сделан во 2 четверти 3 века.
Эроты изображены слева и справа. Купидон, изображенный слева, находится перед цилиндрическим алтарем с трагической маской. Юное божество играет на двойной флейте. Эрот, находящийся справа, держит на плече факел, а в руке — фонарь.
Саркофаг находится в Пушкинском музее, в Москве.
Санкт-Петербург
Скульптура, созданная Пьетро Тенерани в 1849 году, называется “Венера и Амур”. Она находится в Государственном Эрмитаже.
Скульптора привлек драматичный сюжет из древнего мифа. Афродита, узнав о том, что ее возлюбленный Адонис погиб на охоте, пошла искать его тело и занозила ногу.
Тенерани изобразил прекрасную Венеру, которая позволяет своему сыну Эроту вынуть занозу. Скульптура Бога Амура выполнена по всем законам эпохи романтизма. Это уже не пухлый младенец, а почти подросток. Он смотрит на мать с любовью и тревогой, а лицо Афродиты очень печально.
Эта работа Пьетро Стаджи была создана между 1790-1792 гг. Она называется “Прометей и первый человек”. Находится в государственном Эрмитаже.
Эрот не является центром композиции: он находится позади человека, который был вылеплен из грязи Прометеем. Эрот прикрывается щитом: наученный своим создателем, человек похитил с Олимпа огонь.
Это работа французского скульптора Франсуа Жозефа Бозио. Она была создана в 1808 г, и сейчас хранится в Государственном Эрмитаже.
Статуя Эроса (работа называется “Стреляющий Амур”) выполнена в стиле неоклассицизма. Скульптор изобразил Эрота красивым, изящным юношей.
Божество находится в стремительном движении. Он поворачивается на бегу, чтобы пустить стрелу в сердце какого-нибудь бога, героя, или простого смертного.
Композиция очень ясная, силуэт фигуры кажется строгим и четким. Гладко обработанная поверхность мрамора делает эту композицию очень близкой произведениям А.Кановы.
Это “Эрот”, римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа (4 в до н.э.). Находится в Государственном Эрмитаже.
Скульптор изобразил сильного, гибкого подростка лет 13-14. Эту статую Купидона характеризует любопытное сочетание линий и сил, которые по ним действуют. Силы нижней части фигуры направлены в сторону сильно выступающего левого бедра. Энергичная левая рука имеет обратное направление. Под влиянием упругости лука, ее движение способствует приданию резкого изгиба низу туловища. Движение груди и плеч противодействует данному повороту. Они наклонены вправо, а голова смотрит в сторону лука.
“Эрот Соранцо” — римская копия I в. н. э. греческого образца ок. 460 г. до н. э. или римское произведение классицистического стиля I в. н. э. Скульптура выполнена из мрамора. Хранится в Государственном Эрмитаже.
Считается, что этот Амур составлял одну группу с Венерой. Исследователи полагают, что Эрот (красивый статный юноша в полном расцвете сил) оборачивает голову именно к ней.
Вероятно, моделью послужил один из юношей-участников спортивных игры. Оригинал статуи принадлежит к 1 половине 5 в до н.э. Об этом свидетельствует плоская стилизация фигура и ее пропорции.
Другие статуи Эрота находятся в музеях Австрии (Вена), в Великобритании (Лондон), а также Германии (Берлин, Гамбург, Мюнхен, Ольденбург).
Эрот, натягивающий лук.
Мрамор. Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу 2-й пол. IV в. до н. э. скульптора Лисиппа.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Купающаяся Афродита и Эрот.
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу 2-й пол. III в. до н. э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Правая торцовая панель: Федра, жена Тесея и мачеха Ипполита, вручает служанке письмо к пасынку с признанием в любви.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Амур на дельфине.
Бронза. II—III вв. (?) Патина коричневая с зелеными пятнами.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.
Мрамор. 150—175 гг. н. э.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Эрот, натягивающий лук.
Мрамор. Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу 2-й пол. IV в. до н. э. скульптора Лисиппа.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф).
Мрамор.
III в. н. э.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Амур и Психея.
Паоло Андреа Трискорни (1757—1833). Мрамор. 1797—1798 гг
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Австрия
Вена
Детский саркофаг с изображением скачек на колесницах (фронтальная панель).
Мрамор. 130—140 гг. н. э.
Музей истории искусств. Вена, Австрия
Детский саркофаг с изображением скачек на колесницах (правая боковая панель). Всадник-купидон с пальмовой ветвью.
Мрамор. 130—140 гг. н. э..
Музей истории искусств. Вена, Австрия
Эрос и Психея. Теодор Фридл
Австрийская Галерея Бельведер. Вена, Австрия
Великобритания
Лондон
Бронзовая крышка зеркала: Афродита, сидящая на скале в сопровождении Эроса. Греческий c. 325–250 гг. До н. Э.
Британский музей, Лондон.Великобритания
Эрос и Гименей. Джордж Ренни. Амур зажигает факел Девственной плевы. Мрамор.
Музей Виктории и Альберта, Лондон. Великобритания
Эрос и Афродита. Джон Гибсон.
Мраморный музей Виктории и Альберта, Лондон. Великобритания
Эрос и Психея. Клод Мишель
Музей Виктории и Альберта, Лондон. Великобритания
Германия
Берлин
Эрос и Психея. Рейнхольд Бегас 1831-1911.
Старый музей, Берлин. Германия
Гамбург
Эрос и Тихе.
Гамбургский кунстхалле, Гамбург, Германия
Эрос и Психея. Гюстав Делой. 1890-95
Музей прикладного искусства и ремёсел. Гамбург, Германия
Эрос
Музей прикладного искусства и ремёсел. Гамбург, Германия
Мюнхен
Афродита и Гермес.
Табличка из Локри (Калабрия). Терракота. Ок. 475—450 гг. до н. э.
Государственное античное собрание. Мюнхен, Германия
Эрос из Мирны.
Государственное античное собрание. Мюнхен, Германия
Ольденбург
Эрос и Анакреон, 1823. Бертель Торвальдсен
Государственный Музей Ольденбурга, Германия
Эрос и Психея. Бертель Торвальдсен, 1823.
Государственный Музей Ольденбурга, Германия
Эрос.
Государственный Музей Ольденбурга, Германия