Фотографии Деметры

https://lh5.googleusercontent.com/nX6kb6KXcxjOUhERDl8XGC1VwVpeefkv-4AgU1ZVULAXqOMBTakuHXjOeYfcGfi74tsekPULy28O1vadsFx5CN-1RPSJ9WRmhEgPzU4NYaFaMf4HH3tq1wzcHYRPJnC1std15zmv

Одна из естественных целей древнегреческой мифологии – осознанное понимание природных явлений и их толкование упрощенными идеологическими понятиями. Хронология научных исследований и поэтапно-временного анализа найденных артефактов культурного наследия греков обнаружил исторически точные совпадения некоторых природных явлений с легендарным переплетением божественно-смысловой фантазии древних.

Например, с покровительницей земледелия Деметрой, олицетворяющей плодородие, изобилие и законный брак, связаны эпические истории о природных катаклизмах и оседлой человеческой жизни.

Из V гомеровского гимна «К Деметре» известно, что она была первой из олимпийских небожителей, собственным примером обучившая смертных земледельческому ремеслу. Автор повествует о том, как женщина берет в руки плуги и бросает в землю зерно. На замечание смертных о гибели посевов богиня мило улыбается и присылает на поле дождь. А когда появляются первые всходы, она объясняет людям, как ухаживать за посевами и обрабатывать урожай в пищу.

Подтверждение изложенной на папирусе древнегреческого сказителя истории обучения можно увидеть по фотографиям картин известных художников.

Фото богини плодородия Деметры, наблюдающей за работой жнецов

«Фото богини плодородия Деметры, наблюдающей за работой жнецов». Картина известного во Франции престижного художника, эксцентричного испанца-экспрессиониста Рафаэля Забалета, одного из последователей Пабло Пикассо. Впервые полотно представлено частной коллекцией на XXX Веницианском биеннале в 1960 году.

Фото богини Деметры-покровительницы земледелия и плодородия

«Фото богини Деметры-покровительницы земледелия и плодородия». Холст французкого художника Жана-Франсуа Милле (барбизонская школа) 1964-65 года. Оригинал выставлен в художественном музее Бардо Туниса.

Фото Сбор урожая под покровительством Деметры

«Сбор урожая под покровительством Деметры». Репродукция картины нидерладского художника Яна Брейгеля Младшего, представителя фламандской династии.

Фото Аллегория земли – богиня Деметра

«Аллегория земли – богиня Деметра». Фрагмент картины Яна Брейгеля Младшего из частной коллекции.

Фото Жертвоприношение Деметре как просьба в ее благосклонности

«Жертвоприношение Деметре как просьба в ее благосклонности» Часть картины выдающегося художника в стиле фламандского барокко Якоба Йорданса. Оригинальный холст находится в музее Прадо, Мадрид, Испания.

Происхождение богини Деметры, ее родственники из небесного пантеона

Согласно мифологии, греческая богиня Деметра – дочь титанов-богов Реи и Кроноса. Юная богиня являлась одной из сестер могущественных и значимых в божественной плеяде личностей – бога подземного царства Аида, повелителя смертных и бессмертных Зевса и владыки морей Посейдона.

Между небесными родственниками сложились противоречивые отношения – Деметра, как и все ее братья и сестры, при рождении съедена собственным отцом Кроносом, который боялся захвата власти наследниками трона. Через время она была освобождена Зевсом, убившим отца и завладевшим его атрибутами власти.

Из древних папирусов известно, что Деметра считается одной из авторитетных личностей Олимпа, являясь покровительницей земледелия и плодородия. В эпоху тотального развития сельского хозяйства агрономические навыки были в почете. Поэтому богиню славили как благодетельницу и дарительницу агрокультурного продвижения. Ей молились об успехе в земельном возделывании, у нее просили хорошей всхожести семенам и плодородия пашням, а осенью благодарили за хороший урожай растительными жертвоприношениями.

Визуализируя божественный образ Деметры, греки представляли ее молодой женщиной или стареющей матроной. Практически в каждом памятнике древнего искусства представление о богине связано с ее символической атрибутикой – колосьями пшеницы и серпом. Более современные репродукции древних силуэтов божества также содержат присущий ей реквизит.

Фотографии богини плодородия Деметры с символикой

Авторство картины «Деметра. Лето»

Авторство картины «Деметра. Лето» принадлежит французскому живописцу Жану Антуан Ватто 1718 год. Оригинал находится в национальной галерее искусств Вашингтона в США.

Фото «Деметра» Картина финского художника Карла Андерса Экмана 19 век

«Деметра» Картина финского художника Карла Андерса Экмана 19 век. Холст выставлен в финской национальной галерее Хельсинки.

Фото Богиня плодородия Деметра в образе лета

«Богиня плодородия Деметра в образе лета» Фрагмент изображение фрески сицилийского художника 18 века Франческо Соцци.

Фотография «Деметра» в воображении французского художника портретиста Вертмюллера.

«Деметра» в воображении французского художника портретиста Вертмюллера.

Фотография «Деметра» глазами французского живописца 16 века Симона Вуэ.

«Деметра» глазами французского живописца 16 века Симона Вуэ.

Фотография «Деметра как аллегория земли»

«Деметра как аллегория земли». Авторство изображения принадлежит известному шведскому портретисту и художнику исторических сюжетов Георгу Энгельхарду Шредеру. Картина выставлена в национальном музее Стокгольма.

Фотография «Деметра (Церера)» Образ нарисован итальянским художником эпохи барокко Джованни Франческо Романелли в 1660 году по заказу кардинала Мазарини.

«Деметра (Церера)» Образ нарисован итальянским художником эпохи барокко Джованни Франческо Романелли в 1660 году по заказу кардинала Мазарини.

Далее в легенде Гомера рассказывается о жизни великой Деметры. Как одна из небожителей-богинь женского пола, она должна была выйти замуж за равного себе по происхождению. По преданию, Аида она откровенно ненавидела, к Посейдону относилась равнодушно, а небесному герою Зевсу симпатизировала. Именно от связи с последним Деметра родила дочь – прелестную и очаровательную Персефону, ставшую в древнегреческой мифологии олицетворением аллегории природного расцвета. В понимании греков юная дева стала ассоциироваться как проросшее зерно, дающее жизнь.

Взаимоотношения матери и дочери передаются в ипостаси невероятной духовной близости – богиня оберегает девочку от неприятностей, а дочь отвечает ей нежной любовью к природе и земным дарам. Материнская забота Деметры подробно описана в V эпическом гимне древнегреческого поэта-рапсода Гомера.

Незримая духовная связь матери и дочери словно пропитывает гармонию их образов, искусно переданных на художественных холстах современной культуры.

Фотографии богини плодородия Деметры с дочерью Персефоной

Фотографии богини плодородия Деметры с дочерью Персефоной

Фотографии богини плодородия Деметры с дочерью Персефоной

Фото богини плодородия Деметры и Персефоны. Полотна австрийского художника 18-19 века, специализирующегося на творениях салонного стиля, Ханца Заски. Картины находятся в частной коллекции.

Легенда о похищении Персефоны

Если взять за основу развития дальнейших мифологических событий V гимн античного Гомера – после достижения Персефоной совершеннолетия, Зевс отдает дочь в супруги своему брату Аиду. Предполагая отказ будущей тещи, эксцентричный и властный жених планирует похищение невесты во время ее прогулки с подружками.

История дерзкого поступка жителей Олимпа нашла свое отражение в европейском искусстве рационалистической эпохи Просвещения.

Фотография «Похищение Персефоны»

«Похищение Персефоны» Картина фламандского художника эпохи барокко 16 век – Яна Брейгеля Старшего из частной коллекции.

Фотография «Похищение Персефоны Аидом»

«Похищение Персефоны Аидом» Полотно кисти голландского живописца Рембрандта Хармен Ван Рейна. Оригинал находится в государственном музее Берлина.

Далее Гомер повествует о душевных страданиях скорбящей по утере ребенка Деметры, которая «искала дочь днями и ночами, зажигая факелы» (здесь есть версия современников о литературном подтверждении природного катаклизма, предшествующего засухе, например, извержения вулкана).

«И только через девять дней бог солнца Гелиос подсказал ей, где находится девушка» — древняя интерпретация истощения вулканического выброса в атмосферу, когда дым и пепел оседает, и через определенное время Солнце «показывает путь».

Фотография «Деметра оплакивает дочь»

«Деметра оплакивает дочь» Полотно руки английской последовательницы прерафаэлитов Эвелины де Морган из частной коллекции

Узнав о косвенном участии Зевса в похищении собственной дочери, богиня очень рассердилась и решила уйти из Олимпа, приняв облик смертной пожилой женщины. Она одевает траурную одежду и заявляет богам, что не будет беспокоиться о плодородии земель. Сложив с себя божественные обязанности, скорбящая о потере ребенка мать странствовала по земле, надеясь отыскать дочь.

Фотография «Разгневанная Деметра является к Зевсу»

«Разгневанная Деметра является к Зевсу» Работа французского портретиста времен Людовика XVI Антуана-Франсуа Колле.

Строки гомеровского гимна буквально пропитаны сочувствием к одиноко бродящей по свету матери-богини, оплакивающей потерю дочери. От горя, пронизывающего серце и душу Деметра практически забыла о своих божественных обязанностях. Она перестала давать благодействующую силу посевам. «На земле появилась засуха, люди стали умирать от голода, а жертвоприношения богам иссякли». По предположению историков, речь о гибели посевов является свидетельством влияния природных катаклизмов на дальнейшее человеческое существование.

Опальный Зевс пытается вернуть прежние благополучные времена, «чтобы предотвратить голод и возобновить жертвоприношения», он посылает к Деметре гонцов, однако все возвращаются безрезультатно.

Апофеозом «земельного» конфликта между богами становится договоренность о разделении времени посещения Персефоной матери и мужа. По велению Зевса, дочь Деметры должна быть с матерью две трети года, а одну треть жить с Аидом в его подземелье.

Фотография «Возвращение Персефоны к матери»

«Возвращение Персефоны к матери» Изображение кисти английского сторонника викторианского академизма Фредерика Лейтона. Картина находится в музее искусств Лидса, Великобритания.

С тех пор, как только Персефона приходит из подземелья к матери, Деметра возвращает силу земле, одаривает людей обильными пастбищами и плодородным урожаем. Пока дочь рядом, богиня довольна, а на земле царит весна и лето. Уход Персефоны к мужу знаменует начало осени, затем наступает зима – «Деметра одевает траурную одежду и впадает в унынье», земля превращается в умирающую пустошь и готовится к новому возрождению.

Так древние греки объяснили процесс перехода времен года.

Литературные произведения, затрагивающие темы личных переживаний божественных героев временной интерпретации, были созданы уже в более поздний период античной эпохи.

Несмотря на увековеченную почтенность, история о похищении Персефоны – самое простое восприятие смены времен года. Греческая интерпретация погодных условий завуалированно показывает горе матери, вынужденной наблюдать за ежегодной смертью ребенка. Поездка дочери в мир мертвых ассоциируется греками как смерть, независимо от того, что девушка жива. Судьба несчастной – быть многократно умершей и воскрешенной.

Таким образом, по верованию древних, современникам открывается тайна прихода весны как материального возрождения, крепость родственных душ как единое целое и ценность жизни как божьего дара.

Фотографии Деметры – это немые свидетели древнего славословия ее благодействующей силы, дарующей и забирающей жизнь. Древние греки в честь богини плодородия устраивали праздники, славившие доброту, щедрость и разрушительную силу великой матери. Сначала в мероприятиях участвовали только жители города Элевсина, чуть позднее земледельческий культ распространился за пределы страны.

 

Оцените статью
Античная мифология