Картины бога Аида

С одной стороны бог Аид является одним из важнейших в древнегреческой мифологии. С другой — его жизнь и приключения описаны вовсе не так подробно, как у многих других персонажей легенд. И ещё большей редкостью являются картины бога Аиду. Многие историки объясняют это тем, что даже упоминать бога подземного царства мертвых считалось плохой приметой, а про то, чтобы рисовать его, и говорить нечего. Поэтому большинство изображений Аида относятся к поздним векам истории Эллады, зачастую к эпохе упадка. Его изображали на картинах, на мозаиках, глиняных горшках и других предметах.

Россия

Санкт-Петербург

Одиссей в Царстве мертвых.Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).

Настенная панель, 1845—1848 гг.

Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи. Санкт-Петербург, Россия

 

Кто такой Аид?

В первую очередь Аид — старший брат Зевса — является богом царства мертвых, располагавшемуся, по легендам греков, глубоко под землей. Он следил за порядком, присматривал за душами умерших, которым суждено было провести в его владениях вечность.

Но со временем мифология преобразовывалась. И внезапно Аид получил ещё и функцию бога плодородия, очевидно переняв её у весьма почитаемого Плутоса. После этого его популярность значительно возросла — Аида стали изображать значительно чаще, да и количество людей, проводящих обряды, приносящих жертвы, существенно увеличилось.

Австрия

Вена

Плутон в своей колеснице.

Художественный музей. Вена, Австрия

Великобритания

Кембридж

Похищение Прозерпины Плутоном. Кристоф Шварц, 1573

Музей Фицуильяма. Кембридж, Великобритания

Лондон

Похищение Прозерпины Плутоном. Антони Шунджанс

Чизик-Хаус, Лондон, Великобритания

 

Его другие имена

В основном в Древней Греции его называли Аидом. Но также он был известен под другим именем — Гадес. В некоторых случаях использовались иносказательные прозвища, вроде Полидегмона.

Факт! Нередко Аида называли «гостеприимным», ведь никому из смертных не суждено избежать визита к нему, а уж он рад принять всех гостей.

Когда в Элладу пришли римляне, они захватили эти плодородные земли, сделав частью своей империи. Переняли они у эллинов и культуру вместе с мифологией. Поэтому разница в эпосе двух народов весьма незначительна. Конечно, появился в Риме и бог подземного царства. Правда, теперь называли его уже не Гадесом или Аидом, а Плутоном — позже в честь бога назовут планету. Но по существовавшим суевериям его истинное имя старались не произносить, используя иносказания — Орк и Дит.

Венгрия

Будапешт

Эней в Аиде. Ян Старший Брейгель

Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия

Германия

Берлин

Риччи, Себастьяно (1659-1734) — Олимпийские боги — Плутон. ок1700

Государственные музеи Берлина. Картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия

Дрезден

Ян Брейгель Старший – Юнона в царстве Плутона. ок 1592

Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Мюнхен

Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Аид и Персефона во дворце с Орфеем и другими обитателями Загробного мира.

Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.

Мастер Загробного мира.

Глина. Ок. 500 г. до н. э.

Государственное античное собрание. Мюнхен, Германия

 

Как его изображали

В большинстве случаев владыку подземного царства мертвых изображали как зрелого мужчину — с бородой, длинными волосами. Высокий и крепкий, он походил на Зевса.

В руках он нередко держит двузубец — свое фирменное оружие, как трезубец Посейдона или молнии Зевса.

Кроме того, не одна картина бога Аида изображает его в шлеме или капюшоне. Это также не случайность — этот ценный артефакт он получил в подарок от циклопов, которых вместе с братьями освободил из заточения после того, как одержал победу над титанами. По легенде этот шлем делал невидимым того, кто надевал его.

На поздних изображениях можно увидеть с Рогом изобилия. Правда, это произошло уже к моменту, когда Аид взял на себя функции Плутоса — теперь этот артефакт в его руках смотрелся вполне логично.

Испания

Мадрид

Орфей и Эвридика в подземном царстве Аида.

Музей Прадо, Мадрид, Испания

Италия

Рим

Микеланджело Меризи да Караваджо – Юпитер, Нептун и Плутон

ок1597.

Вилла Лудовизи, Рим, Италия

Маттиас Стом – Орфей перед Плутоном и Прозерпиной

1615-24

Музеи Ватикана, Ватикан, Рим, Италия

Модена

Агостино Карраччи. Плутон

Музей Эстенсе, Модена, Италия

Апулия

Аид и Персефона в царстве мертвых (ваза, 330 г. до н.э, Апулия, Италия).

Аид и Персефона в царстве мертвых (ваза, 330 г. до н.э, Апулия, Италия).

 

С кем изображали Аида

Изучая картины, богу Аиду посвященные, несложно заметить, что на многих из них он изображен не один, а в обществе Персефоны — своей жены. С этим связана красивая легенда.

Однажды Аид поднялся на поверхность (что делал крайне нечасто) и увидел красивейшую девушку, собиравшую цветы. Это была Персефона — богиня плодородия. Гадес влюбился в неё всем сердцем и с первого взгляда. Не удержавшись от соблазна, он похитил её и унес в свое царство. Разозленный таким самоуправством Зевс по просьбе Деметры — матери Персефоны — потребовал от брата, чтобы тот вернул похищенную девушку на землю, ведь негоже такой красавице оставаться на всю жизнь под землей. Но Гадес не согласился. В результате им пришлось найти решение, которое устроило обе стороны. Полгода Персефона проводила с матерью, в мире живых — в это время всё вокруг цвело, росло, приносило плоды. А затем на полгода она уходила к мужу под землю — наступала осень, а за нею и зима.

Вообще история похищения Персефоны послужила источником вдохновения для многих художников и скульпторов.

Также довольно часто Гадеса изображают с Цербером — трехглавым псом, сторожившим вход в подземное царство. Это чудовище, порожденное Химерой и Тифоном, следило за тем, чтобы живые не могли войти в царство мертвых, а тени погибших — выбраться в мир живых.

Интересно! Если изучить мифологию Эллады, то окажется, что за всю историю границы царства мертвых живым удалось нарушить примерно полтора десятка раз.

Значительно реже Гадеса изображают в компании выдающихся грешников:

  • Сизифа,
  • данаид,
  • Тантала.

Все они за прегрешения, совершенные при жизни, получили соответствующее наказание после смерти.

США

Лос-Анджелес

Похищение Прозерпины Плутоном. Алессандро Аллори

Музей Гетти, Лос-Анджелес, США

Франция

Париж

Похищение Персефоны Аидом. Английская школа.

Библиотека декоративно-прикладного искусства, Париж, Франция

Перье, Франсуа (ок1594 Понталье — 1649 Париж) — Орфей перед Плутоном и Персефоной

Лувр, Париж, Франция

Похищение Прозерпины Плутоном. Рубенс

Малый дворец, Париж, Франция

 

Похищение Прозерпины. (Никколо дель Аббате. 1558. Лувр)

Похищение Прозерпины. (Никколо дель Аббате. 1558. Лувр)

Ла-Рошель

Страшный суд, также известный как три судьи ада, Минос, Аид и Радамант.

Гюстав Доре

Музей изобразительных искусств, Ла-Рошель, Франция

Безансон

Сцена ада: деталь, изображающая Аида и Персефону, правителей Подземного мира

Франсуа де Номе

Музей изящных искусств, Безансон, Франция

Греция

Афины

Аид бросает семена во вспаханную Деметрой землю.

Амфора краснофигурная. 430—420 гг. до н. э.

Национальный археологический музей. Афины, Греция

 

Амфиполь

Аид похищает Персефону (4 век до н.э., Амфиполь, Греция).

Аид похищает Персефону (4 век до н.э., Амфиполь, Греция).

 

США

Бостон

Похищение Прозерпины Плутоном. Паоло Веронезе

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Бостон, США

Принстон

Серия Античные боги, Плутон. Хендрик Гольциус. 1590

Принстонский университет, художественный музей, Принстон, США

Украина

Львов

Генрих Семирадский-Орфей в подземном царстве

Национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого, палац Лозинского, Львов

Частные коллекции

Орфей в Аиде, 1643 г. Фридрих Брентель

Частная коллекция

Похищение Персефоны Аидом. Неизвестный художник. 18 век

Частная коллекция

 

 

Другие картины Аида

Хоть изображений Гадеса и дошло до наших дней сравнительно немного, они позволяют составить впечатление о том, каким представляли его себе жители славной Эллады.

Кто такой Аид?

Похищение Прозерпины (Рембрандт, 1631 год)

Похищение Прозерпины (Рембрандт, 1631 год)

Похищение Персефоны (Уолтер Крейн, 1877 год)

Похищение Персефоны (Уолтер Крейн, 1877 год)

Оцените статью
Античная мифология