Скульптуры бога Аида

Аид в древнегреческой мифологии является одним из самых важных, могущественных, но далеко не самых популярных богов пантеона. Это легко объяснить — столь мрачного бога старались поминать пореже, чтобы не привлекать его внимание. Так что и скульпторы, художники и прочие мастера сравнительно редко изображали его. К счастью, какое-то количество произведений искусства дошли до наших дней.

Россия

Санкт-Петербург

Стенка саркофага: Аид похищает Персефону

Древний Рим, третья четверть II в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.

Мрамор. 150—175 гг. н. э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Похищение Прозерпины Плутоном.

Симон Луи Буазо (1743—1809). Бронза патинированная. 1786 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

 

За что отвечал Аид

Аид, как и Зевс, Посейдон, а также другие первые олимпийские боги, являются детьми кровожадного титана Крона и его несчастный Реи. Он пожирал своих детей, и лишь Зевсу удалось избежать такой участи.

Окрепший молодой бог объявил войну отцу и одержал в ней победу, освободив братьев и сестер, съеденных ранее. С двумя самыми могущественными он разделил весь мир. В результате каждый получил свою сферу влияния:

  • Зевс — мир людей и Олимп,
  • Посейдону — все океаны и моя,
  • Аид — подземный мир мертвых.

Долгое время он почитался именно как бог мира, куда отправляются души мертвых. Конечно, Аида боялись, старались лишний раз не упоминать, не создавать скульптур (из-за этого многие произведения, которые сегодня можно увидеть, изготовлены не в эпоху Античности, а в Средние века и даже позже).

Факт! В Элладе существовал всего один храм Аида и располагался он в городе Элида.

Но со временем всё меняется. Так бог постепенно стал ещё и богом плодородия — в нем совместились черты самого Аида и Плутоса. После этого популярность значительно возросла, как и количество поклонников.

Австрия

Вена

Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом.

Мрамор. Начало III в. н. э.

Музей истории искусств. Вена, Австрия

Боковая панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом.

Мрамор. Начало III в. н. э.

Музей истории искусств. Вена, Австрия

Чаша с аллегорией плодородия.

Серебро, позолота. 2-я пол. I в. до н. э.

Музей истории искусств. Вена, Австрия

 

Аид и Плутон — чем они отличаются?

Древним грекам был хорошо известен бог Аид. Иногда его также называли Гадесом или даже использовали прозвища, чтобы лишний раз не поминать его всуе.

Но постепенно империя рушилась и однажды была завоевана римлянами. Они переняли у эллинов многое, включая красочную, интересную мифологию. Правда, почти все боги получили новые имена. Данная участь не миновала и Гадеса — его стали называть Плутоном, а в иногда использовали прозвища — Орк и Дит.

По сути же Аид и Плутон являются одним и тем же персонажем, но первый относится к греческой мифологии, а второй — к римской. Также стоит отметить, что у римлян Плутон оставался все-таки владыкой подземного царства — богом плодородия он так и не стал.

 

Венгрия

Будапешт

Плутон и Прозерпина

Исторический музей Будапешта, Венгрия

Германия

Вечельде

Статуя “Похищение Персефоны”

Дворцовый сад. Вечельде, Нижняя Саксония, Германия

 

Мюнхен

Скульптура Аид похищает Персефону (рельеф XIX века, музей Новая пинакотека, Мюнхен)

Аид похищает Персефону (рельеф XIX века, музей Новая пинакотека, Мюнхен)

 

С кем его изображали на скульптурах

Создание скульптур — одно из важнейших культурных занятий эллинов. Но, как говорилось выше, скульптуры бога Аида они, в отличие от многих других жителей Олимпа, ваяли довольно редко. Большинство скульптур, существующих сегодня, создано либо в поздней Элладе (когда Гадес также стал богом плодородия), либо в XVII-XIX веках.

Безусловно, чаще всего скульптура бога Аида изображает его вместе с супругой — Персефоной (Прозерпина у древних римлян), богиней плодородия. Именно история их знакомства стала для многих скульпторов, художников и поэтому источником вдохновения. Она и правда довольно интересна.

Любопытно! В качестве транспортного средства бог подземного царства использовал колесницу, запряженную четырьмя черными жеребцами.

Вообще Аид поднимался на поверхность крайне редко — обычно для проверки, чтобы в земле не было трещин, через которые солнце смогло бы осветить его подземные владения. Ну или, в исключительных случаях, чтобы забрать с собой душу умершего человека. Но однажды он вышел на землю и увидел прекрасную девушку. Влюбившись в неё с первого же взгляда, Гадес не удержался, схватил её и умчался в свои владения. Деметра — мать Персефоны — впала в отчаяние и совсем забросила свои обязанности. В результате на земле начались неурожаи, а за ними и страшный голод. Зевс (отец Персефоны) возмутился этим и потребовал, чтобы Аид вернул похищенную в мир живых. Но тот обманом сумел согласиться на это предложение на выгодных ему условиях — отныне Персефона должна была проводить полгода с мужем и полгода с матерью. Когда она выходила в мир живых, начиналась весна, деревья расцветали. Когда же богиня спускалась в мир мертвых, наступала осень, цветы увядали, деревья сбрасывали листья.

Так что, Гадеса часто изображают на картинах, мозаиках и скульптурах вместе с Персефоной — в момент её похищения или позже.

Ещё один верный спутник бога царства смерти — Цербер. Этот ужасный трехглавый пёс с драконом вместо хвоста и змеями вместо шерсти верно служит своему хозяину. Его главная функция — охрана врат подземного царства. Он не должен впускать живых (хотя несколько прецедентов, когда он не справился со своей обязанностью упоминается, например, он пропустил Орфея и Геракла). А вот души мертвых Цербер пропускает сразу, зато обратно никогда не выпускает. Неудивительно, что многие скульптуры — как древние, так и современные, изображают Аида вместе с ним.

 

Греция

Корфу

Аид и Дионис. 500 г до н.э.

Археологический музей Корфу, Греция

Элефсис

Элефсинский рельеф. Миф о Триптолеме.

Археологический музей Элевсина. Элефсис. Греция

Скульптура Гадес (рельеф, I век до н.э., Археологический музей Элевсина, Греция)

Гадес (рельеф, I век до н.э., Археологический музей Элевсина, Греция)

 

Немного о внешнем виде

Внешне Аид изображался как зрелый, крепкий мужчина, с густыми, длинными волосами, а иногда и с бородой. Внешне он часто похож на Зевса, своего младшего брата.

В руках статуя бога Плутона сжимает двузубец — грозное оружие. Некоторые специалисты считают, что два зуба символизируют жизнь и смерть, день и ночь, то есть, единство противоположностей.

Также в некоторых случаях на голове можно увидеть шлем (иногда его заменяют на шапку или капюшон). Это вовсе не простая вещь, а ценный артефакт. Бог или герой, надевший шлем, становится совершенно невидимым. Для совершения подвигов его использовали Персей, Гермес, Афина.

Со временем в арсенале Гадеса появился ещё один атрибут — Рог изобилия. Правда, изображать его стали уже в поздние века, близко к закату Эллады. К этому моменту бог стал отвечать не только за мир мертвых, но и за плодородие. Поэтому в его руках этот артефакт смотрится вполне уместно.

 

Италия

Венеция

Фронтальный рельеф саркофага со сценой похищения Прозерпины.

Мрамор. Римская работа II в. н. э.

Национальный археологический музей. Венеция,, Италия

Фронтальный рельеф саркофага со сценой похищения Прозерпины (деталь).

Мрамор. Римская работа II в. н. э.

Национальный археологический музей. Венеция, Италия

Неаполь

Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии. Мрамор. Конец II в.

Размеры саркофага: длина 1,76 м / ширина в основании 0,54 м / высота 0,43 м (замеры Гаспаре Оливерио, 1910 г.).

Церковь Санта-Кьяра. Неаполь, Италия

Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии. Сцена «Лаодамия встречает Протесилая, вернувшегося из Аида».

Фронтальная панель. Мрамор. Конец II в.

Церковь Санта-Кьяра. Неаполь, Италия

Остия

Саркофаг со сценами путешествия теней покойных супругов в царство мертвых.

Мрамор. II—III вв. н. э.

Остия, Археологический музей

Саркофаг-стригилато с эпитафией в tabula ansata. Мрамор. 170—300 гг. н. э.

Археологический музей. Остия, Италия

Детский саркофаг с двускатной крышкой и эпитафией в tabula ansata.

Мрамор. II—III вв. н. э.

Археологический музей. Остия, Италия

Перуджа

Погребальная урна Марка Ульпия Флорида со сценой похищения Прозерпины.

Мрамор. Начало II в. н. э. Рим (?).

Национальный археологический музей Умбрии. Перуджа, Италия

Саркофаг с о сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель).

Мрамор. 200—220 гг. н. э.

Кампосанто. Пиза, Италия

Рим

Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки.

Лунский мрамор. Середина II в. н. э.

Капитолийские музеи, Дворец консерваторов. Рим, Италия

Бюст Плутона. Мрамор мелкозернистый, прозрачный, плащ из черного античного мрамора. Римская копия.

Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Рим, Италия

 

Скульптура Похищение Персефоны, (Жиан Бернини, 1621-1622 года, галерея Боргезе, Рим).

Похищение Персефоны, (Жиан Бернини, 1621-1622 года, галерея Боргезе, Рим).

 

Солерно

Основание колонны с дионисийскими рельефами (передняя сторона). Сцена собрания богов. Мрамор. Эпоха Северов.

Кафедральный собор. Салерно, Италия

Флоренция

Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель).

Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.

160—180 гг. н. э.

Галерея Уффици. Флоренция, Италия

 

Сицилия

Статуя Голова Аида (IV-III век до н.э., Сицилия)

Голова Аида (IV-III век до н.э., Сицилия)

Крит

Ираклион

Аид с Цербером

Музей археологии Крита. Ираклион, Крит

Нидерланды

Роттердам

Прозерпина и Аид

Франсуа Жирардон

Музей Бойманса ван Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Турция

Анталия

Древнеримский саркофаг ( 2 век н. э. ): Спереди изображена дверь в Аид.

Археологический музей Анталии. Турция

Иераполис

Статуя Аида

Музей Иераполиса, Турция

 

Польша

Познань

Статуя Аид похищает Персефону (фонтан, Познань, Польша).

Аид похищает Персефону (фонтан, Познань, Польша).

 

Другие скульптуры

За что отвечал Аид

 

 

 

Оцените статью
Античная мифология