Картины богини Афины

Картины богине Афине посвящали художники разных эпох и стран. Есть и современные творцы, и живописцы прошлых эпох. Они воссоздавали разные образы Афины, дочери Зевса, но во всех ощущается величие Афины.

Музеи Москвы

Больше всего предметов искусства с дочерью Зевса в Москве можно найти, пожалуй, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В первую очередь это изображение богини Афины П. Веронезе, написанная примерно в 1560 г.

Изображение богини Афины П. Веронезе, написанная примерно в 1560 г

Третьяковская галерея. Парфенон, главный храм Афины. Художник – В.Д. Поленов. 1881-1882 гг.

Картина, Третьяковская галерея. Парфенон, главный храм Афины. Художник – В.Д. Поленов. 1881-1882 гг.

Музеи России

Первое место после Москвы, где стоит искать картины богини Афины – это, конечно же, Санкт-Петербург. В Государственном Эрмитаже собраны сотни полотен, воскрешающих сцены с участием Афины и героев.

Первый из самых популярных сюжетов – Троянская война. Афина, как и многие другие боги, принимала в ней активное участие. Именно она ранила Ареса и Афродиту, помогала грекам. Противостояние Афины и Ареса изображено на многих картинах. Хотя они были богами войны, а также братом и сестрой, Арес (или Марс в греческой мифологии) воплощал кровавую войну без цели, а Афина – справедливую, ради восстановления мира.

Героям, дерзнувшим выступить против Ареса, Афина тоже оказывала свою поддержку. Такой помощи удостоился Геракл. По мотивам этого мифа художник Виктор Вольфут Младший создал своё полотно «Геркулес и Афина, изгоняющие Марса». Это изображение богини Афины – живописная разработка рисунка П. П. Рубенса. Когда работа только поступила в Эрмитаж в 1946 г., ей даже приписали авторство самого Рубенса, но, спустя более чем 20 лет, по некоторым особенностям (в частности, цветам) специалисты смогли определить, кто создатель картины богини Афины.

Картина Виктор Вольфут Младший «Геркулес и Афина, изгоняющие Марса»

Якопо Амигони. Петр I с Минервой. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Картина Якопо Амигони. Петр I с Минервой. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге хранит две интересные картины богине Афине с историческими личностями в образе Афины.

Императрица Екатерина II в облике Минервы. Стефано Торелли, 1770 г.

Картина, изображение Императрица Екатерина II в облике Минервы. Стефано Торелли, 1770 г.

Портрет княгини З.А. Волконской в образе Афины. Ф.А. Бруни.

Портрет княгини З.А. Волконской в образе Афины. Ф.А. Бруни.

Картинные галереи и музеи Греции и Италии

Галерея Уффици во Флоренции, Италия – одна из старейших музеев Европы. Там можно найти картину Афины Сандро Боттичелли, одного из самых известных и значимых художников эпохи Возрождения. В 1483 году это полотно заказал у него не менее известный деятель искусства, глава Флорентийской Республики в эпоху Возрождения Лоренцо Медичи. Изображение богини Афины должно было быть принесено в дар его племяннику по случаю свадьбы.

Полотно – это изображение Афины Паллады с кентавром. Именно Афина здесь – центральный персонаж. Кентавр, который будто олицетворяет животную силу, обычно неподконтрольную, преклоняется перед мудростью Афины, дочери Зевса, показывает свою слабость.

Изображение Афины Паллады с кентавром

В галерее Уффици Афина представлена на ещё одной весьма интересной по истории и композиции картине. Это «Кузница Гефеста» Джорджо Вазари. Этот итальянский живописец не только подарил миру множество шедевров, но также положил начало современной науке искусствознания.

Первое, что обращает на себя внимание – это композиция картины богини Афины. Она будто имеет в себе несколько слоёв, каждый из которых увлекает зрителя всё глубже в разыгрывающуюся перед ним сцену. В результате создаётся мощный эффект объёма, а рассматривать полотно и подмечать новые детали можно очень долго.

Изображение богини Афины очень живое, динамичное. Каждый на ней занят своим делом. Гефест как раз выковывает щит с изображением на нём, но тут его отвлекает сама Афина, показывая, очевидно, эскиз для нового доспеха. Помощники кузнеца тем временем подносят шлем Афины – очевидно, что это уже не первое посещение Афины, дочери Зевса.

На заднем фоне картины также не прекращается работа. Многочисленные кузнецы куют все новые и новые доспехи и другие предметы. И они, и главные действующие лица обнажены, а сами фигуры застыли в изогнутых позах. Это особенность присуща маньеризму, течению, к которому принадлежал Вазари. Его не раз критиковали за неправильную анатомию, но в итоге это стало характерной особенностью творчество.

Что интересно, Вазари поместил на картину и себя – в образе Гефеста, сидящего обнажённым у щита. У молота с наковальней можно также найти Бенвенуто Челлини – современника Вазари, скульптора и художника.

В картине есть скрытые намёки на события, свидетелем которых был Вазари на тот момент. В 1564 г. судили покровителей художника, Козимо и Франческо из рода Медичи. Именно поэтому для щита художник выбрал Овна и Козерога. Овен был знаком зодиака Франческо I, а Козерог — Козимо I. В отличие от многих картин, которые часто перевозили с места на место, эта обрела свой дом в галере Уффици довольно быстро – в 1589 г.

Картина Гефест, сидящего обнажённым у щита

 

На территории Рима можно найти галерею Боргезе, коллекцию в которой собрали члены княжеского семейства Боргезе. На территории их виллы она и расположена. Среди множества полотен – «Одевающаяся Минерва» Лавинии Фонтаны, талантливой художницы болонской школы и первой женщины, которая была избрана в римскую Академию.

Её изображение богини Афины наполнено нежностью и расслабленностью. Здесь дочь Зевса всё же предстаёт в своей более женственной ипостаси, чем обычно. Но всё же видно, что этот отдых – ненадолго. Дочь Зевса уже облачается в привычный наряд, доспехи Афины, щит и копьё вот-вот займут своё место, а богиня, очевидно, готова снова ринуться в бой. Изображение богини Афины преисполнено торжественности благодаря богатому интерьеру в золотых и багровых тонах, что также хорошо оттеняют белизну кожи Афины и подчёркивают уверенную, статную фигуру.

Картина Одевающаяся Минерва

Лувр

Франция известная своими картинными галереями и музеями. Дворцы и другие достопримечательности хранят в себе множество полотен, в том числе с мифологическими темами, которые привлекали художников разных эпох и стилей. При упоминании Франции сразу приходит на ум известнейший музей Лувр, и это не зря.

Афина по праву считалась одной из сильнейших богинь. Дочери Зевса были доступна сила и храбрость, которая позволяла побеждать даже других богов – например, во время Троянской войны. Даже сам бог войны Арес (Марс в греческой мифологии) не смог противостоять силе Афины.

Именно эту мощь Афины как дочери Зевса показывает на своей картине французский живописец Давид Жак Луи. Арес уже повержен Миневрой-Афиной, к нему спешит на помощь Афродита, богиня любви и жена Ареса. Но бой уже завершён, и Афина празднует победу. Картины этого художника – дань античной гражданственности, которую он принял за образец. Поэтому на полотнах всегда чётко соблюдается композиция и ритм.

Давид Жак Луи. Арес уже повержен Миневрой-Афиной

А вот изображение богини Афины Жака де Стелла, французского исторического живописца, написанное между 1640 и 1645 годами, показывает дочь Зевса совсем с другой стороны. Теперь это не воительница, но богиня, покровительствующая искусствам. По легендам, Афина передала эти знания людям, а после вдохновляла и направляла мастеров. На полотне Жака де Стелла дочь Зевса беседует с музами, богинями, ещё более тесно связанными с различного рода искусствами. Это очень мирная сцена, пронизанная спокойствием и отдыхом Афины в тени деревьев.

На полотне Жака де Стелла дочь Зевса беседует с музами, богинями, ещё более тесно связанными с различного рода искусствами.

Ещё одно изображение богини Афины было написано Фра Бартоломео, флорентийским художником, в 1490 году. Она немало отличается от обычной античной Афины. В первую очередь на облик Афины наложило отпечаток то, что изображения женщин, в том числе картины богине Афине, в то время стали писать с обычных городских и деревенских женщин, а значит, и образы героев воссоздают обычную жительницу тех времён – немного сутулую, бледную, с отпечатком усталости на лице. Афина не выглядит воинственной дочерью Зевса, хотя и облачена в доспехи.

В образе Афины есть ещё несколько интересных деталей. В первую очередь это необычный шлем – не с гребнем, как часто бывает у античных скульптур, и не с изображениями сфинксов или пегасов. Здесь его украшает сова с распростёртыми крыльями – известный символ Афины. Ноги Афины прикрыты прозрачной юбкой, прозрачен также и щит Афины – он словно сделан из стекла, и пусть привычная голова Горгоны на месте, кажется, защитить щит от врагов не сможет, он больше украшение.

Афина

Гро Антуан, 1827 г. Аллегория мудрости, истины и времени в сопровождении Афины.

Гро Антуан, 1827 г. Аллегория мудрости, истины и времени в сопровождении Афины.

Версальский дворец

Версальский дворец, бывшая резиденция королей Франции в одноименном городе Версале, а сейчас одно из прекраснейших туристических мест страны, в своём музее тоже содержит немало мифологических картин.

Миф о рождении Афины из головы Зевса, ранее часто изображавшийся на вазах и сосудах древними греками, нашёл своё воплощение в работе Рене-Антуана Уасса, французского живописца эпохи рококо.

По легенде, Зевс проглотил свою первую жену Метиду, беременную Афиной, чтобы в будущем ещё один ребёнок, сын Метиды, не сверг Зевса. Однако рождению Афины это не помешало. Из головы Зевса, облачённая в сияющие доспехи, она появилась, сразу же готовая к бою.

Именно этот момент рождения Афины и изобразил живописец. Зевс, утомлённый болью, лежит рядом со своим сыном Гефестом, богом кузнечного ремесла. Чтобы облегчить боль Зевса, Гефест только что ударил его по голове топором, отчего Афина и смогла выйти из тела Зевса. Остальные боги встречают явление Афины восхищением и удивлением.

Момент рождения Афины и изобразил живописец. Зевс, утомлённый болью, лежит рядом со своим сыном Гефестом

Другое изображение богини Афины, также принадлежащее кисти Рене-Антуана Уасса, посвящено уже легенде о владычестве над Аттикой и наименовании Афин. Она была написана в 1689-1706 гг. Когда пришло время решать, кто же будет покровителем этих земель, в спор вступили Афина и Посейдон, оба в равной степени достойные и могущественные.

На картине изображено, как Посейдон, соревнуясь с дочерью Зевса, ударил трезубцем в землю, и из трещины появился прекрасный конь. Афина же в свою очередь воткнула в почву копьё, проросшее пышной маслиной. Остальные боги под предводительском Зевса всё это время наблюдают за поединком, решая, какой из даров будет полезнее Аттике. Решение было принято в пользу Афины, ведь оливковое дерево относится к вечноцветущим и приносит богатые плоды для достойных.

Изображение богини Афины, также принадлежащее кисти Рене-Антуана Уасса, посвящено уже легенде о владычестве над Аттикой и наименовании Афин

Третья работа художника Рене-Антуана Уасса из представленных в Версале посвящена образу Афины как покровительнице и учительнице искусств. Обучившись ремёслам и различным видам искусства, она передала эти знания и людям. Среди занятий были как и вполне женские вроде ткачества, так и более мужские – изготовление скульптур. Считалось, что дочь Зевса даже сама вырезала статую Афины.

 

На полотне дочь Зевса отложила копьё и щит, которые обычно в любых сценах держит в руках, и взяла вместо них инструменты, чтобы показать людям, как работать со скульптурой. Дочь Зевса стала наставницей для мастеров.

Афина Дочь Зевса стала наставницей для мастеров.

На следующей картине Рене-Антуан Уасс снова возвращается к тематике Афины, которая не терпит соперничества. На этот раз изображается легенда об Арахне, искусной ткачихе, которая решила, что она может бросить вызов таланту самой Афины. Хоть её мастерство и вправду не уступало способностям Афины, Арахна выткала полотно, которое оскорбляло богов, и в результате была наказана. На полотне показано, как Афина в гневе готовится ударить девушку прялкой и превратить в паука.

Изображается легенда об Арахне, искусной ткачихе, которая решила, что она может бросить вызов таланту самой Афины

Музей изящных искусств в Руане

В этом музее, расположенном в Верхней Нормандии, Франция, хранится картина Жозефа Бенуа Сюве. В 1771 г. художник обратился к одной из известнейших сцен из мифологии – столкновение Афины и Ареса на поли брани во время Троянской войне. Богине удалось ранить другого сына Зевса, которого не спасло даже заступничество жены, богини любви Афродиты, и крылатого бога-мальчика Эроса.

Картина Жозефа Бенуа Сюве. В 1771 г. – столкновение Афины и Ареса на поли брани во время Троянской войне

Германия и Австрия

Интересный экспонат содержит Берлинская картинная галерея, расположенная в районе Тиргартен, Берлин. На ней не просто изображен один из мифов о дочери Зевса и её помощи героям, детям богов и людей, но и зашифрованы исторические события той эпохи.

На картине Кристиана Бернхарда Роде 1789 года изображено, как Афина вручает герою Персею зеркальный щит для убийства Медузы Горгоны. Согласно легенде, Персей был воспитан в храме дочери Зевса, а позже получил от неё оружие. Афина даже направляла руку героя, чтобы он не промахнулся, ведь возможности взглянуть на Медузу у него не было.

Однако в образе Персея художник изобразил реальную историческую личность – Фридриха II, короля Пруссии, также известного как Фридрих Великий. Сама же картина – это аллегория начала Семилетней войны, одной из крупнейших конфликтов Нового времени. Она охватила не только Европу, но и множество других территорий. А главное – война положила начало череде неудач в жизни Фридриха Великого, когда каждое столкновение оканчивалось поражением.

1024px-Rode_Friedrich_der_Große_als_Perseus

В Музее истории города Вены, расположенном в столице Австрии, хранится одно из самых необычных и сильны полотен с изображением Афины. Это «Афина Паллада» Густава Климта, представителя венского модерна, чьи работы до сих пор вызывают восхищение и споры.

История посвящения картины богине Афине началось в 1889 году с выставки в Вене. Её организовывали члены Венского сецессиона, объединения художников с прогрессивными взглядами, которые отделились от консервативных по их мнению художников, чьи таланты ставились в пример. Изначально это направление возникло в Германии, а затем оно завоевало и Австрию. Именно символом движения сецессиона и стала дочь Зевса Афина, которую Климт изобразил на своей картине.

Именно поэтому Афина отличается от других женских персонажей Климта – изящных красавец, не лишённых привлекательной сексуальности и при этом романтичности. Афина же, можно сказать, асексуальна. Она воинственна, властна, непокорна. Сами глаза Афины горят живым огнём, а пылающие золотом доспехи Афины дополняют образ. Не зря богиню на картине назвали «демоном сецессиона»она правда воплощала саму борьбу художников за их право творить без ограничений.

Густав Климт не зря выбрал именно образ Афины среди всех богинь-воительниц. Она правда несёт в себе многие мужские черты, такие как сильная воля и уверенность. К тому же, даже в легендах Афина часто превращается в мужчин и юношей, чтобы показаться смертным героям. Это ещё раз показывает, насколько сильна мужская часть Афины.

Бартоломеус Шпрангер, Аполлон, Афина и музы. Ок. 1600 г. Художественно-исторический музей, Вена, Австрия. Афина с одной из муз прогуливается сзади, над ней парит сова – вечный спутник Афины и аллегория мудрости. Справа также упражняется в музыке брат Афины – Аполлон.

Картина Бартоломеус Шпрангер, Аполлон, Афина и музы. Ок. 1600 г.

Картина Иоахима фон Зандрарта I в Музее истории искусства в Вене, Австрия, ещё раз обращает зрителей к образу Афины как защитницы, покровительницы наук и искусств, где она не потерпит несведущих обидчиков. Однако на этот раз Афина объединилась с другим богом – Сатурном или Кроносом, одним из древнейших божеств, сфера которого – крестьянство, земледелие, а также само время.

Искусство и наука изображены в виде совсем маленьких детей, что подчёркивает их невинность, чистоту, а также беззащитность перед людскими пороками. Позади них – зависть и ложь, которые и совершают нападение. Однако жуткие человеческие фигуры и рычащая собака не могут добраться до детей благодаря защите Афины и Кроноса.

Афина, Картина Иоахима фон Зандрарта I в Музее истории искусства в Вене

Другие города Европы

Питер Пауль Рубенс, великий фламандский художник, не раз обращался к образу Минервы-Афины. Но картина, написанная им в 1629-1630 гг. и сейчас хранящаяся в Лондонской национальной галерее, Англия, стала одной из самых выдающихся. В том числе благодаря тому, что сыграла немаловажную роль в истории.

Дело в том, что Рубенс обладал не только талантом художника, но также и даром дипломата. В 1629-1630 гг. он отправился на дипломатическую миссию, которую доверил ему Филипп IV Испанский, король Испании. Художник должен был приехать ко двору Карла I Английского и обеспечить подписание мирного договора между Испанией и Англией.

Для Рубенса как творческого и образованного человека имели огромное значение мир и процветание, среди которых могли бы создавать свои картины он и другие художники. Карл I в свою очередь тоже высоко ценил искусство и мастерство исполнения, а потому художник решил обратиться к королю не только словами, но также и через картину, своё детище.

Каждый элемент на полотне имеет свой смысл и подчёркивает, насколько мир дороже войны. Он передан через обнажённую фигуру молодой женщины, которая дарит свои плоды, результаты мирной жизни, богу богатства Плутосу, преумножая благосостояние. Дети на картине тоже обозначают хрупкость и значимость спокойствия, но именно в нём возможно существование столь чистых душ. И девочки, и мальчик были списаны с детей хозяина дома, где Рубенс на тот момент был гостем.

В какой-то мере главное действо разворачивается не на переднем плане, а на заднем. Там в вечном противостоянии схлестнулись Афина и её брат Арес. Образ Афины обозначает защиту мира, справедливости, ведь только такой войне она покровительствовала. Арес – символ бессмысленных войн, кровопролития. Здесь же Афина показана именно хранительницей процветания и спокойствия. Художник показывает – никакие столкновения не должны беспокоить жизнь с её благоденствием, которые символизирует обилие плодов и ярких красок.

Рубенс настолько мастерски воплотил свой замысел, что его посыл не мог не быть услышан. В 1630 году договор был подписан.

Рубенс настолько мастерски воплотил свой замысел, что его посыл не мог не быть услышан. В 1630 году договор был подписан.

 

Бартоломеус Шпрангер, фламандский художник. 1585. Картинная галерея, Прага, Чехия. Афина с Гермесом, фреска.

Бартоломеус Шпрангер, фламандский художник. 1585. Картинная галерея, Прага, Чехия. Афина с Гермесом, фреска.

В художественном музее Бойманса-ван Бёнингена (по именам людей, пожертвовавших в коллекцию музея экспонаты) в Роттердаме, Нидерланды, можно найти картину известного фламандского художника П. П. Рубенса. Он также обращался к тематике Троянской войны. Хотя Афина на полотне играет второстепенную роль, она также важный участник действа.

Картина изображает победу Ахиллеса над Гектором. Сначала греческий воин Ахиллес не хотел вступать в сражения, но, когда убили его друга Патрокла, он вызвал на поединок убийцу друга, троянца Гектора. Закованный в лучшие доспехи, выкованные самим богом Гефестом, Ахиллес сначала гнался за Гектором вокруг всей Трои, а затем убил, отомстив за Патрокла. Афина всё это время помогала ему, а на картине Рубенса она реет над сражающимися.

Картина изображает победу Ахиллеса над Гектором

Рейксмюзеум (Амстердам, Нидерланды) – один из двадцати самых посещаемых музеев мира. Среди его картин – полотно итальянского художника-маньериста Пеллегрино Тибальди. Несмотря на мирную, казалось бы, сцену, картина всё же весьма необычна.

Афина здесь изображена вместе с ещё одной богиней, Афродитой, покровительницей любви и страсти. Но часто в легендах и на картинах этих двух дев изображают в противостоянии. Самое известное их столкновение произошло во время осады Трои, там Афина смогла ранить и саму Афродиту, и её супруга, бога Ареса. Поэтому возможно, что мирная сцена, которой посвящено творение Тибальди, не будет длиться долго.

Картина Рейксмюзеум (Амстердам, Нидерланды). Афина здесь изображена вместе с ещё одной богиней, Афродитой

Ещё одна картина в Рейксмюзеум – это портрет Маргариты Трип в образе Минервы и ее сестры кисти Фердинанда Боля.

Ещё одна картина в Рейксмюзеум – это портрет Маргариты Трип в образе Минервы и ее сестры кисти Фердинанда Боля.

Картина Якоба Йорданса, фламандского художника и одного из главных творцов фламандского барроко, написанная в 1638 году и находящаяся теперь в Музее Прадо, Мадрид, Испания, обращается к легенде об основателе Фив, царе Кадме.

Картина показывает именно миф об основании Фив. Дельфийский Оракул подсказал будущему царю поставить Фивы там, где ляжет корова. Так Кадм дошёл до области Беотии в Центральной Греции. Но он не смог сразу основать город, так как то место, а точнее священный источник рядом, охранял огромный змей, священный дракон бога Ареса.

Прежде, чем Кадм смог убить дракона камнем, тот растерзал всех его спутников. Чтобы помочь царю снова обрести поддержку, Афина посоветовала ему посеять клыки дракона в землю. Из них, прямо из почвы, появилось множество воинов, тут же бросившихся друг на друга. В конце концов остались только пятеро самых сильных и достойных. Они и стали новыми спутниками царя, а также, по легенде, дали начало знатнейшим родам Фив.

Именно на это сражение и смотрит Кадм, изображённый на картине. У его ног лежит поверженный дракон, а Афина даёт указания будущему основателю Фив.

694789@2x

Американские собрания

Картинные галереи и музеи в США тоже не могут не привлекать внимание. Большие собрания и совсем маленькие частные коллекции – во всех найдётся своя жемчужина. Лейденская коллекция в Нью-Йорке – одна из таких.

Её основал Томас Капланамериканский предприниматель, коллекционер и большой любитель искусства. На создание собственной галереи Каплана вдохновила тёща – дочь иммигрантов. Дафна Реканати-Каплан, жена коллекционера, принимала активное участие в создании коллекции, подборе картин, организации выставок. Сейчас коллекция насчитывает около 250 разливных полотен.

Среди них – картины богини Афины Рембрандта Харменса ван Рейна, известнейшего художника из Голландии, представителя голландской живописи в момент её наивысшего расцвета. Он мастерски работал со светом и тенью, создавая реалистичные и живые сцены.

Картина с образом Афины, написанная в 1635 г., сильно отличается от иных изображений Минервы. Художник отошёл от классического образа богини Древней Греции, который так узнаваем на других полотнах. Здесь Рембрандт постарался свести воедино образ прекрасной женщины, вполне реальной, и богини, величественной и недосягаемой. У него это получилось в совершенстве.

Эта картина появилась в переходный для Рембрандта период. Во-первых, сама «Минерва» была последней и кульминационной работой в серии исторических картин, посвящённых римским богиням и прославленным женщинам прошлого. Также в год её создания художник наконец создал собственную мастерскую в Амстердаме.

Минерва, изображённая на полотне, величественно восседает за столом в наполненной светом комнате. За секунду до изображённой сцены она ещё читала огромный древний фолиант, но сейчас отвлеклась и смотрит куда-то за пределы картины богини Афины, вдаль, в неизвестность, задумчивая и при этом вдохновлённая. Она облачена роскошные одеяния, которые, тем не менее, почти не имеют отношения к Древней Греции, кроме традиционного лаврового венка, символа победы. Роскошные волосы свободно рассыпаны по плечам.

Рембрандт идеально показал на картине двойственную натуру Афины – это одновременно воительница, никогда не расстающаяся с оружием, но также и покровительница искусств, наук. Но всё же здесь она отвернулась от привычных шлема, копья и щита с головой Медузы Горгоны. Они расположены чуть в тени на заднем фоне. Лик же Афины обращён к наукам, просвещению.

Рембрандт идеально показал на картине двойственную натуру Афины

Метрополитен-Музей, Нью-Йорк. Брайтон Ривьер, Афина Паллада и пастушьи собаки. Брайтон Ривер известен своими разнообразными картинами, где главные герои – именно псы самых разных пород. Но обычно это картины повседневности, здесь же за работой помощников пастуха наблюдает сама Афина.

Метрополитен-Музей, Нью-Йорк. Брайтон Ривьер, Афина Паллада и пастушьи собаки

Картины Акрополя и Афины

Музейные коллекции часто содержат не только полотна с изображением Афины как богини. Часто на них воссоздаются её древние храмы и скульптуры. Художники трудятся над реконструкциями для исторических целей или же просто обращаются к образам древности.

Один из таких образов – Акрополь, холм в Афинах с целым комплексом великолепных храмов и дворцов. Именно там находился главный храм Афины, Парфенон. Невероятную красоту этого места в древности, залитую лучами восходящего солнца, изобразил на своей картине Лео фон Кленце, немецкий архитектор и художник.

Его реставрация, созданная в 1846 году, в деталях показывает убранство Акрополя. Над храмами возвышается статуя Афины Промахос – богини-воительницы, готовой разит копьём врагов Греции. Статуя была изготовлена из бронзы известным мастером Фидием, но не сохранилась.

Картина Над храмами возвышается статуя Афины Промахос – богини-воительницы

Противостояние Афины и Марса

Интересно в картинах художников разных эпох интерпретируются образы двух богов войны – Афины и Ареса. В Древней Греции не зря именно два божества отвечали за сражение и удачу в них. Фактически, они представляли два типа войны:

  1. Для Ареса в сражении был главным сам бой, кровопролитие, удовлетворение собственной жестокости. Он представлял войну ради войны.
  2. Афина же сражалась всегда ради справедливости. Её война должна была защищать людей, родину, порядок и мир.

Поэтому на полотнах часто встречается сюжет, как Афина не просто сражается с Аресом (как, например, во время Троянской войны). Миневра буквально прогоняет своего брата Марса от процветания и мира, не давая ему разрушить всё это бессмысленной войной. Её цель – не сражения. Афина покровительствует лишь войнам, которые должны восстановить порядок, нарушенный несправедливостью. Ради этого Афина готова бороться с любыми врагами, даже собственными божественными родственниками.

Именно к такому сюжету обратился Паоло Веронезе, один из известнейших живописцев венецианской школы. На его полотне Миневра гонит прочь Марса, защищая Мир и Процветание в виде двух хрупких девушек, которых буйный Арес легко смог бы ранить.

Картина Паоло Веронезе, Миневра гонит прочь Марса, защищая Мир и Процветание в виде двух хрупких девушек, которых буйный Арес легко смог бы ранить.

Полотна, посвящённые Афине как повелительнице искусств

При всей воинственности Афине не были чужды и вполне женские занятия – ремёсла, рукоделие, искусство. По некоторым версиям, Афина сама изобрела их и после передала знания людям, обучив их. По другим – она сама была ученицей у разных богов, например, секреты ткачества поведал ей Эрот. Ремёслам же она обучалась вместе с Гефестом у одноглазых великанов циклопов.

В любом случае богиня создавала сама множество вещей, например, одежду и скульптуры, и помогала в этом деле другим. Это нашло отражение и на картинах.

Ханс Йорданс III, фламандский художник, изобразил именно эту сторону Афины. Она пришла к музам, богиням искусства, но не для сражений. Это мирная сцена, разыгрывающаяся под прохладной сенью деревьев. Сверху резвятся купидоны. У ног самой Афины сидит её постоянный спутник – сова, символ мудрости.

Картина Ханс Йорданс III, Афина ришла к музам, богиням искусства, но не для сражений

Глейр Марк Габриэль Шарль. Афина и грации, богини красоты, изящности.

Глейр Марк Габриэль Шарль. Афина и грации, богини красоты, изящности.

Джордано Лука. Афина – покровительница искусства и науки.

Джордано Лука. Афина – покровительница искусства и науки.

Hendrick van Balen. Афина среди муз с музыкальными инструментами.

Hendrick van Balen. Афина среди муз с музыкальными инструментами.

Рене-Антуан Уасс. Музы показывают Афине источник, который сотворил Пегас на горе Геликон. Вода из этого источника приносила поэтам вдохновение.

Рене-Антуан Уасс. Музы показывают Афине источник, который сотворил Пегас на горе Геликон. Вода из этого источника приносила поэтам вдохновение.

Hans Rottenhammer, Афина, окружённая музами.

 

Картина Hans Rottenhammer, Афина, окружённая музами.

Joos de Momper the Younger, Афина и музы на горе Геликон.

Картина Joos de Momper the Younger, Афина и музы на горе Геликон.

Другие картины богини

Подготовительный картон авторства американского художника и иллюстратора И. Веддера, по которому позже делали мозаику в Библиотеке конгресса в Вашингтоне. 1896 г.

Иллюстрация И. Веддера, по которому позже делали мозаику в Библиотеке конгресса в Вашингтоне. 1896 г.

Хендрик Ван Бален (фламандский художник), Суд Париса, 1600 г. По легенде, между тремя богинями – Афродитой, Афиной и Герой – разгорелся спор за яблоко раздора, брошенное богиней раздора Эридой. На блоке была надпись «прекраснейшая». Рассудить их должен был Парис, сын троянского царя.

Изображение богини Афины интересна тем, что тут показана её двойственная природа. С одной стороны, она прекрасная обнажённая дева, чью красоту может созерцать зритель. С другой – она не снимает шлем и держит щит и копьё, не отказываясь от своей воинственной ипостаси. Также у её ног сидит сова – символ мудрости и священная птица богини.

Картина Афины Хендрик Ван Бален

Парис Бордоне, итальянский художник, обратился в своей работе «Афина отвергает ухаживания Гефеста» к ещё одному сюжету. Он касается рождения Эрихтония, мифического царя Афин со змеями между ног.

Согласно мифу, однажды Афина пришла к богу огня и кузнецкого мастерства Гефесту. Однако Гефест вместо помощи воспылал страстью и стал преследовать богиню. Афина, будучи целомудренной девой, отказала ему. Семя Гефеста в результате попало на её ногу, и богиня вытерла его шерстяной накидкой и бросила на землю. По другой версии, семя сразу оказалось в земле. Несмотря на это, сила божеств оказалась такой сильной, что Эрихтоний появился на свет.

Картина Парис Бордоне, Афина отвергает ухаживания Гефеста

Дюбуа Франсуа, французский художник. Миневра. В руке богиня держит символ победы – венок из листьев оливы, священного дерева Афины.

Картина Дюбуа Франсуа, французский художник. Миневра

Анн-Луи Жироде-Триозон, французский исторический живописец, изобразил Афину с двумя её братьями-богами – богом света и солнца Аполлоном и божеством торговли, вестником Гермесом. Это одна из картин, где Афина вовсе не рвётся в бой. Трое персонажей просто мирно беседуют на фоне небес.

Анн-Луи Жироде-Триозон, изобразил Афину с двумя её братьями Аполлоном и Гермесом

Бенвенуто Тизи (известен по прозвищу Гарофало по гвоздике на гербе), 1512 г. Спор Афины и Посейдона за Аттику.

Бенвенуто Тизи (известен по прозвищу Гарофало по гвоздике на гербе), 1512 г. Спор Афины и Посейдона за Аттику.

Георг Энгельхард Шрёдер (шведский художник). Афина и Пегас. Именно Афина поймала крылатого коня после того, как тот появился из крови Медузы Горгоны. Она же приручила его и отвела к музам на Парнасе. Когда Пегас понадобился Беллерофонту для сражения с химерой, Афина снова явилась за конём и передала его герою.

Картина Георг Энгельхард Шрёдер (шведский художник). Афина и Пегас

П.П. Рубенс стал одним из художников, которые изображали в виде богов реальных людей. Так, Афина на его полотне – на самом деле Мария Медичи, королева Франции. Именно поэтому она предстаёт скорее не воинственной богиней, но монархом, цель которого – хранить свою державу и преумножать её богатства.

На голову Марии-Афины купидоны надевают венок из лавровых листьев – символ победы. Причём крылья этих божков не птичьи, они взяты от бабочек и символизируют бессмертие. В руках богини – фигурка Ники, богини победы, и королевский скипетр. Весь образ дышит величественностью, спокойствием и уверенностью.

Карина П.П. Рубенс, Афина

Пауль Трогер, австрийский живописец и график. Изобразил Афину в самый разгар боя, когда она устремляется на врагов, подняв копьё.

Пауль Трогер, австрийский живописец и график. Изобразил Афину в самый разгар боя, когда она устремляется на врагов, подняв копьё.

Уасс Рене-Антуан, 1688 г. Афина даёт Персею зеркальный щит, готовя его к поединку с Медузой Горгоной.

Уасс Рене-Антуан, 1688 г. Афина даёт Персею зеркальный щит, готовя его к поединку с Медузой Горгоной.

Уасс Рене-Антуан. Миневра, управляющая конями среди моря.

Уасс Рене-Антуан. Миневра, управляющая конями среди моря.

Блондель Мерри-Жозеф, Спор Афины и Посейдона на владычество над Аттикой.

Блондель Мерри-Жозеф, Спор Афины и Посейдона на владычество над Аттикой.

Arnold Houbraken. Афина навещает бога солнца Аполлона на горе Парнас.

Arnold Houbraken. Афина навещает бога солнца Аполлона на горе Парнас.

Noel Halle, Спор Афины и Посейдона за Аттику.

Noel Halle, Спор Афины и Посейдона за Аттику.

Франц фон Штук. Скульптор и художник из Германии. Его картины отличаются необычным сочетанием академического натурализма и модерна. Влияние Ницше привело к тому, что живописец часто использовал в своих работах аллегории и фантастические мотивы. Афина его работы проникнута благородством и достоинством, при этом её лицо отличается живостью и реалистичностью, а также мягкостью черт и зрелостью.

Картина Франц фон Штук, Афина

Александр Иванович Рекуненко – один из интереснейших художников России. Его стезя – мистериальное искусство, эзотерика. В творчестве основывался на учении Махатм, Библии, мифологии Греции и Востока. Не смог он обойти вниманием и богиню Афину, как одну из главных наставниц человечества.

В своей работе Рекуненко отошёл от привычного образа Паллады и присоединил к нему также элементы восточных учений. Афина стоит на фоне Эгейского моря, на ней нет и следа доспехов, только целомудренное бело платье с украшениями. В руках – оливковая ветвь из золота, символ победы и мира. Радуга над головой имеет несколько значений – это и знак принадлежности к жителям Олимпа, и божественный источник сил, антахкарана из индийской философии. Богиня использует его, чтобы обустраивать мир.

Афина на полотне – это богиня-мать, великая дарительница жизни. Она направляет души людей, которые хотят развиваться и расти, помогает им обрести знания. А её надёжность и непоколебимость символизирует кладка из камней на заднем фоне. Афина – это та, которую зовут «Наимудрейшая».

Картина Александр Иванович Рекуненко, Афина

Ауэр Роберт, художник из Австрии. Его отличительная черта – плоскостные картины в стиле мозаики из различных цветовых пятен, за счёт чего они привлекают взгляд, буквально играют красками и переливами.

Ауэр Роберт, Картина Афины

Художники, которые работали в жанрах мифологии, постоянно обращались к образу Афины. Посвящал картины богине Афине и Говард Дэвид Джонсон, американского иллюстратора и живописца. Афине посвящены два полотна, причём первый пронизан нежностью и вдохновением, спокойствием, второй же – боевым духом Афины, которая готовится защищать справедливость и мир.

Посвящал картины богине Афине и Говард Дэвид Джонсон

Различные рисунки и арты с богиней Афиной

Афина в гневе разрывает полотно Арахны, которая дерзнула соревноваться с богиней в ткачестве.

Изображение, Афина в гневе разрывает полотно Арахны, которая дерзнула соревноваться с богиней в ткачестве.

Майкл Паркес, современный американский художник. Основал течение магического реализма, известен своими картинами на фантастическую и фэнтези тематику. Афина – одна из них. Здесь богиня предстаёт немного в сюрреалистическом образе и окружении, привычные символы, которые дополняют, тоже изменяются и выглядят необычно.

Картина Майкл Паркес, Афина

Уаетс Нэвел, иллюстратор из Америки. Афина.

Уаетс Нэвел, иллюстратор из Америки. Афина.

Иллюстрация Кинкуо Крафт, одной из самых уважаемых фэнтези-художниц в стиле ренессанса. Её Афина действительно будто вышла из сказки. Она нежная, волшебная, совсем не похожая по образу на воительницу. Сова, её вечный спутник, ластится к своей хозяйке.

Иллюстрация Кинкуо Крафт, Афина будто вышла из сказки

Марина Кметь, Афина.

Изображение Марина Кметь, Афина.

 

Оцените статью
Античная мифология