Скульптуры богини Афины

В честь Афины возводилось бессчётное количество храмов. Так же много было скульптур, посвящённых Афине. Богиня войны часто изображалась с оружием, но иногда – и просто прекрасной богиней-девой в греческих одеяниях. Она покровительствовала Афинам, владычество над которыми выиграла в споре с Посейдоном. Во многих храмах были её статуи, включая храм Парфенон на Акрополе – главный храм, освящённый в 438 г. Акрополь – холм в центре Афин, венчаемый храмом. Из Парфенона Акрополя после их вывезли в другие страны, однако кое-что осталось и в храме.

Музеи Москвы

Среди музеев Москвы наибольший интерес представляет Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, содержащий огромное количество скульптур и их копий. Одна из самых известных статуй Афины, хранящейся в этой коллекции – это реконструкция Афины Лемнии работы Фидия.

Статую посвятили для афинского храма Парфенона ок. 450 г. до нашей эры греки из Аттики, которые переселились на о. Лемнос – именно поэтому Афина Лемния носит такое название. Несмотря на то, что сам бронзовый оригинал не сохранился, а реконструкцию делали по мраморным римским копиям, Афина Лемнос всё равно хорошо передаёт стиль Фидия и его мастерство.

Античный мастер отказался от привычного образа Афины, закованной в броню и держащей оружие. На этот раз перед зрителем предстаёт в первую очередь прекрасная дева. Она закутана в тяжёлое одеяние – пеплос, а сверху наброшена накидка из шкуры – эгида, украшенная также головой Медузы Горгоны. Волосы Фидий обычно изображал собранными в пышную причёску и подвязанными лентой. Сделал он такую причёску и Афине. В одной из рук богиня держала шлем, который будто протягивала жителям Лемноса. Хотя она выглядела не столь воинственной, но всё равно оставалась строгой и сдержанной богиней.

Статую посвятили для афинского храма Парфенона ок. 450 г. до нашей эры греки из Аттики, которые переселились на о. Лемнос – именно поэтому Афина Лемния носит такое название.

Римская копия Афины Парфенос из Варвакиона. Местоположение раньше – храм Парфенон. Работа Фидия. Также хранится в Пушкинском музее в Москве. Рука покоится на колонне с богиней Никой. К Афине часто приставляли части колонн, на которые она опиралась. Часто рука на фигурах колонн держала Нику.

Римская копия Статуи Афины Парфенос из Варвакиона

Государственный музей Пушкина, Москва. Уменьшенная римская скульптура богини Афины Парфенос из афинского храма на Акрополе, копия. Автор оригинала – Фидий.

Скульптура богини Афины Парфенос

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, копия Афины Джустиниани. Оригинал — V в. до нашей эры.

Копия скульптуры Афины Джустиниани

Афина из Веллетри. I в. н.э. Пушкинский музей.

Статуя Афина из Веллетри. I в. н.э. Пушкинский музей.

Музей Пушкина. Афина Медичи. Копия статуи II в. н.э., которая в свою очередь делалась с Афины Парфенос из храма Парфенона в Греции.

Копия статуи II в. н.э., которая в свою очередь делалась с Афины Парфенос из храма Парфенона в Греции.

Эрмитаж и другие музеи России

II в., римская копия с греческого оригинала от V в. до н. э. Хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, с 1922 года.

Скульптура II в., римская копия с греческого оригинала от V в. до н. э. Хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, с 1922 года.

Строгановский музей, Санкт-Петербург. Гений художеств смотрит на богиню и готовится получить от неё (аллегории императрицы) список удостоившихся лаврового венка. Конец XVII – XVIII век. Автор – М. И. Козловский.

Греческие музеи

Среди всех коллекций греческих музеев самой драгоценной считается Афина Варвакион. Эта скульптура хранится в Национальном археологическом музее Афин. Уникальна она тем, что является самой точной копией Афины Парфенос из главного храма Афины, огромной скульптуры богини из золота и слоновой кости. Храм Парфенон был домом для этой скульптуры до её разрушения.

Высота Афины Варвакион – немногим больше метра, т.е. в двенадцать раз меньше, чем оригинальная статуя богини Афины. Её материал – мрамор с горы Панделикон, расположенной около Афин. Это вторая после Парнаса гора в Аттике. С древних времён она славилась своим мрамором с совершенным белым оттенком, который под солнечными лучами отливал золотом.

Судя по описаниям древнегреческих авторов, Афина Варвакион имеет ещё множество отличий от оригинала из храма Афин. Однако она всё равно остаётся очень проработанной скульптурой по сравнению с той, что стояла в храме Парфеноне, и имеет много интересных деталей:

  • пояс в виде двух сплетающихся змей (возможно, как символ мудрости);
  • змеями украшена и накидка богини;
  • аттический шлем на статуе имеет три гребня, каждый со своим украшением; так, посередине возвышается сфинкс, а по бокам – крылатые кони пегасы;
  • на эгиде и щите есть изображение головы Медузы Горгоны, именуемое горгонейон;
  • опора щит – священный змей, который символически обозначает Эрихтония, легендарного царя Афин со змеиной нижней частью;
  • на правой руке Афины – небольшая фигурка богини Ники, приносящей победу.

Скульптура Афина Варвакион

В Национальном музее Афин хранится ещё одна копия Афины Парфенос из храма Парфенон – Афина Ленорман. Обнаруженная в 1859 году у холма Пинкс в Афинах, эта статуэтка сначала не считалась ценной в историческом плане и была помещена в комнаты храма, у которой её нашли. Лишь археолог Шарль Ленорман, поправ в храм, смог оценить её важность и то, какие знания она могла дать историкам о внешнем виде оригинала. Несмотря на небольшой размер, статуэтка показывает узоры на щите и основании Афины Парфенос из храма Парфенона.

Скульптура Афина Ленорман

Скульптура Афина Ленорман

Даже в греческих музеях нечасто встречаются оригиналы древнегреческих мастеров – многие были утрачены и оставили после себя лишь римские копии. Одна из коллекций, которая может похвастаться таким сокровищем, находится в Пирейском музее в городе Пирей на берегу Эгейского моря.

Оригинальные статуи богини Афины были найдены также в Пирее при ремонте канализации. Это было целое собрание скульптур в честь богов и героев, которые оказались одной из самых ценных находок прошлого века. Афина – одна из них. Бронзовая статуя чуть больше 2-х метров в высоту сделана из бронзы и поражает изяществом и реалистичностью деталей – даже одежда будто настоящая, а не из металла. Величественный шлем венчает её голову.

Статуя статуи богини Афины были найдены также в Пирее

Скульптуры  богини Афины были найдены также в Пирее

Италия, Ватикан

Итальянские и Ватиканские музеи – одни из тех, где можно найти множество скульптур Афины. Они тоже украшали раньше храм богини и были вывезены из Греции.

Археологический музей города Болонья в Италии содержит как раз голову копии Афины Лемнии – древнегреческой скульптуры богини Афины работы Фидия. Оригинал не сохранился, и лишь по головам и торсам найденных копий был восстановлен облик статуи и проведена его реконструкция. Что интересно, так называемая «болонская голова Лемнии» сначала считалась скульптурой юного грека. Лишь более поздняя находка ещё одной копии (уже с торсом) показала, кому принадлежит образ.

Скульптура голова копии Афины Лемнии

Ещё одну Афину можно найти в Национальном музее Палаццо Альтемпс, аристократической резиденции в Риме. Здесь богиня изображена с одним из своих священных животных – змеёй. Рептилия обвилась вокруг колонны и тянется к руке богини. Змея обозначало созидательное мужское начало, а также возрождение и бессмертие (т.к. могла «перерождаться», сбрасывая кожу). Чаще всего такие колонны несли на себе крылатую фигурку Ники. Колонны обычно ставились у одной из рук Афины.

Статуя афины в Национальном музее Палаццо Альтемпс

Два интересных экспоната находятся в Национальном археологическом музее Неаполя, Италия.

Афина, заносящая копьё.

Скульптура Афина, заносящая копьё.

Афина Албани (Фарнезе), римская копия (оригинал круга Фидия утрачен). Ок. 430 г. до н.э.

Скульптура Афина Албани (Фарнезе), римская копия (оригинал круга Фидия утрачен). Ок. 430 г. до н.э.

В Ватиканских музеях, одном из самых крупных хранилищ древних скульптур и других предметов искусства, хранится ещё одна копия Афины Парфенос, одной из величайших статуй Афины. Это Афина (или Миневра) Джустиниани, названная там по фамилии римского аристократа и коллекционера античных ценностей Винченцо Джустиниани.

Статуя была найдена в XVII в. в Риме, а после несколько раз перевозилась и содержалась в разных коллекциях. Она включена в число самых выдающихся скульптур Европы. Судя по всему, Афина Джустиниани использовалась не как украшение, а как объект поклонения храма, где находилась. Она имеет многие черты оригинала – священный змей у ног, изображение сфинкса на шлеме. Скульптура богини Афины поражает красотой и плавностью линий, которые мог вырезать только настоящий мастер.

Скульптура Афина (или Миневра) Джустиниани

Музей Кьярамонти в Ватикане хранит в коллекции бюст Афины, копию со скульптуры Афина Промахос работы Фидия – воительницы, установленной на руинах храма на Акрополе после разрушительного набега персов. Она возвышалась над остатками храма, напоминая о силе греков. Копия была изготовлена в Риме в 117-138 гг. до н.э. Её интересная особенность – пристальный, будто живой взгляд, смотрящий в душу каждого, кто приблизится. Готовая защищать храм и жителей Афин. Неудивительно, что греки приходили в храм дочери Зевса на вершине Акрополя и молились ей.

Скульптура Афина Промахос

Французские музеи

Залы парижского Лувра хранят, пожалуй, одну из самых реалистичный и красивых скульптур Афины. Это Афина Маттеи. Своё название скульптура получила по фамилии семейства Маттеи, которому принадлежала почти два века. Сама Афина сделана из мрамора и предположительной является римской копией 100 г. до н.э. с греческого оригинала IV в. до н.э. Оригинал был найден гораздо позже копии, в конце XIX в.

В современное время скульптура претерпела множество этапов реставрации, что сказалось даже на шлеме и лице. К тому же, по сравнению с оригиналом, шлем копии украшен не совами, которые считались священными птицами богини, а менее типичными для неё бараньими головами. Левая рука, которая повернута в сторону от тела Афины, на данный момент пуста, но считается, что раньше в ней было копьё или шлем. Сейчас же из всего боевого облачения остался лишь шлем.

Интересный элемент есть на эгиде Афины, её накидке из овечьей шкуры. Это Горгонейона, изображение головы Медузы Горгоны. Считалось, что оно защищало от сглаза, порчи и любого другого зла. В античности такой талисман можно было встретить повсеместно на вещах, домах, убранстве храма. Со временем он приобрёл скорее декоративное значение.

Скульптурв Афина Маттеи

Статуя Афина Маттеи

В отделе греческих, римских и этрусских ценностей Лувра также хранится Афина Веллетри. Эта статуя богини Афины – одна из копий, сделанных в Риме с бронзового оригинала. Оригинал датируется 430 г. до н.э., его автор – скульптор Кресил. Копии с его работы были изготовлены в I в. Автора оригинала удалось не сразу установить, а лишь после сравнения Афины с другой работой – бюстом Перикла, хранящимся в Британском музее.

Скульптуру обнаружили у древнего города Виллетри, по которому Афина и получила своё название. Среди аналогичных копий она – самая известная. К тому же, она почти одного размера с оригиналом. Как и многие другие древности, Афина Виллетри несколько раз перевозилась из страны в страну, пока после заключения Флорентийского мира французское правительство не поместило её в Лувр в 1903 году. С самой Афины Виллетри тоже было сделано немало копий.

Скульптура перенесла множество реставраций. Судя по остаткам красной краски, когда-то, когда она ещё стояла рядом с храмом или в нём, её тело и одежда были разных цветов.

Статуя Афина Веллетри

Другие музеи мира

Мюнхенская глипотека – один из самых интересных музеев в плане скульптуры Древней Греции и Рима. Именно на этих шедеврах глипотека и специализируется. Коллекции находятся в собственности Баварии, федеральной земли Германии.

Среди них есть бюст Афины, копия с римской скульптуры Афины Веллетри, а та в свою очередь скопирована с бронзового оригинала из греческого храма. Несмотря на некоторые повреждения, бюст до сих пор пронизан величественностью и красотой богини, которые не могли не оценить те, кто оказывался рядом с её храмом.

Скульптура Афины Веллетри

Музей изобразительного искусства в Дрездене Альбертинум (по имени короля Альберта Саксонского) является домом для двух скульптур-реконструкций ныне утраченной Афины Лемнии (или Лемносской Афины). Оригинал – одна из прекраснейших работ известного греческого скульптора Фидия, также автора Афины Парфенос из храма Парфенона. Настоящая Афина Лемния не сохранилась, но известно, что она была создана для того, чтобы жители острова Лемнос посвятили её своему городу. Отсюда и названия Лемния.

Были обнаружили части копий с оригинала, которые потом использовались дрезденским профессором А. Фуртвёнглером для реконструкции в 1903 г. Интересная особенность статуи богини Афины – отсутствие шлема на голове. Афина показана скорее не воительницей, но прекрасной девой.

Скульптура Афины Лемнии (или Лемносской Афины)

Берлинское античное собрание – ещё одна из немногих коллекций, где можно найти оригинал статуи Афины. Найдена она была в 1880 году на территории античного города Пергама (был построен на территории Турции). Скульптура не имела головы. Последнюю обнаружили лишь спустя несколько месяцев, однако при вывозе в Советский Союз во время Второй мировой войны голова была полностью утеряна. Сейчас её заменяет гипсовый слепок.

Отличие скульптуры богини Афины от других изображений Афины заключается в её одежде. Это две отдельные эгиды, перекрещивающиеся на груди и спине. Поэтому официальное название статуи – Афина с эгидой. Датируется она 150 г. до н.э.

Статуя Афина с эгидой

Оцените статью
Античная мифология