Картины Деметры

Небесная покровительница плодородия и земледелия Деметра (Demeter) самая почитаемая древнегреческая богиня, во имя и для поклонения которой создано культовое служение – мистерии.

Часть ее имени «meter» на греческом языке означает мать. Для античных людей она была олицетворением истинного земного начала, хранительницей жизни и смерти. В мифологии ей посвящен гимн Гомера, повествующий о жертвенной привязанности Деметры к дочери Персефоне. Потерявшая в один миг своего ребенка, любящая мать становится карающей воительницей, несущей смерть и засуху. Ее гнев заставляет богов уступить. И с тех пор созидающее влияние Деметры на природные жизненные силы зависит от появления дочери из царства мертвых. Изложенной в гимне истории о похищении и возвращении Персефоны греки придали колоритную «божественность», объясняющую смену времен года, в которую потом поверил весь древний мир.
Мировое признание покровительница земледелия и плодородия Деметра получила после континентального распространения микенской культуры на окружающую этническую атмосферу.

В раннем древнегреческом искусстве богиня выглядит как нежная и молодая дева с волосами цвета спелой пшеницы. Более поздний период культурного наследия изображает Деметру почтенной и внушительной женщиной. Традиционно рядом с ней художники рисуют символические атрибуты – рог изобилия, корзина или стог колосьев, серп, цветы маков и факел.

Благодаря разностороннему этническому пониманию лика матери-земли мы можем наблюдать глобальное понимание деятельности древней богини на уникальных полотнах художников разных эпох.

Россия

Москва

«Аллегория»
Изображение Цереры (в Древнем Риме имя Деметры) в компании аллегорических младенцев, символизирующих четыре стихии – вода, огонь, земля и воздух. Картина из коллекции Л.И Толстого. Нарисована по дереву маслом нидерландским мастером в XVI в. Категория европейской живописи XV-XX веков.
Санкт-Петербург

Коллекция Л. И. Толстой. Москва, Россия

Санкт-Петербург

Знаменитая экспозиция голландского гравера Х. Гольциуса датирована 1606 годом. Монументальный рисунок наглядно демонстрирует популярную в XVI-XVII веках цитату древнеримского Теренция «Без Цереры и Вакха Венера замерзнет». Композиционный центр гравюры – эротическая влюбленность, остывающая без застолья и вина.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

 

«Статуя Цереры». Рисунок маслом принадлежит кисти французского художника П.П. Рубенса и относится к категории Фламандской живописи XVII-XVIII века. До 1768 года экспозиция была в частной коллекции К. Кобенцля (Брюссель). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Австрия

Вена

«Деметра и четыре элемента» Картина Яна Брейгель (старшего) и Хендрика ван Балена 1617год. В античной и средневековой натурфилософии под значением «элемент» понималась одна из стихийных первооснов – земля, воздух, вода или огонь. На холсте аллегорическое изображение Деметры как матери-земли. Музей истории искусств. Вена. Австрия

 

«Бахус, Церера и Купидон» 1610 год. Иллюстрация художника Ханса фон Аахена из категории немецкой живописи XV-XVI веков. По рассказам очевидцев, полотно обладает сильным эротическим магнетизмом. Автору удалось передать эмоциональность чувственного желания нагой красотой женского тела. Культ Бахуса (Вакха) позаимствован из южно-итальянских греков. Божеству поклонялись как покровителю распущенности и безнравственности. Художнику удалось добиться некой двусмысленности изображения – кокетливый взгляд Цереры направлен к зрителю, как бы адресуя авторский посыл произведения. Музей истории искусств. Вена, Австрия

 

«Без Цереры и Вакха Венера мерзнет» 1590 год. Репродукция фламандского гравера Бартоломеуса Спрангера из категории голландской живописи XVI века, характеризующейся не штампованным (правдивым) изображением в характерных колоритах светотени и перспективы.
Музей истории искусств. Вена, Австрия

Брейгель, Ян Старший (1568-1625). Церера и четыре элемента. 1604.

Музей истории искусств. Вена, Австрия

Великобритания

Лондон

«Деметра оплакивает Персефону» 1906 год. Иллюстрация английской художницы Эвелин де Морган, последовательницы прерафаэлита – направления живописи XIX века против условностей викторианской эпохи. Картина выполнена в духе авангардизма, без слепого подражания классическим традициям того времени. Центр де Морган. Лондон, Великобритания.

Лид

«Возвращение Персефоны» 1891 год. Картина художника Фредерика Лейтона из категории английской живописи XIX века. Светлая экспозиция с завораживающими эмоциями персонажей. Музей искусств Лидс. Великобритания

 

«Церера и купидоны, собирающие урожай». Полотно кисти французского монументалиста Симона Вуэ. Аллегорический религиозный сюжет был выполнен на заказ для королевского дворца. В работе Вуэ прослеживается свободная зарисовка светотени венецианской школы, напоминающая палитру Веронезе.
Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания

 

Германия

Берлин

«Церера, сидящая на краю источника» Картина провокационного венецианца-авангардиста эпохи Возрождения Себастьяно дель Пьомбо (Лучиани). Изображение мастерски лавирует между чувственной духовностью и сексуальной божественностью. Творчество художника в период контрреформации попадает под влияние Микеланджело. В красках мрачная суровость и уравновешенная строгость, присущая кризису художественных принципов того времени.
Государственные музеи Берлина. Картинная галерея старых мастеров. Берлин,

Кассель

«Венера, Амур, Вакх и Церера» 1612 год. Работа нидерландского основоположника барокко Питера Пауля Рубенса. При жизни его творчество неоднократно подвергалось критике за фигуристую полновесную материальность персонажей. Сейчас его авторские иллюстрации поражают свободным разнообразием ренессансной эпохи.
Государственный музей. Кассель. Германия

Вюрцбург

Фреска «Аполлон сопровождает Беатрис Бургундскую в качестве невесты императору Фридриху Барбароссе» фрагмент с изображением аллегорических фигур Вакха, Цереры и Венеры 1752 год. Работа венецианского живописца Джованни Батиста Тьеполо, известного мастера настенной росписи храмов и дворцов Венеции.
Вюрцбургская резиденция, Вюрцбург, Германия

Испания

Мадрид

«Церера и две нимфы» 1624 год. Совместная работа Франса Снейдерса и Питера Пауля Рубенса. Иллюстрация о добродетельных деяниях богини.
Музей Прадо, Мадрид, Испания

«Церера и Стеллио» 1659 год. Картина немецкого художника Иоганна Вильгельма Бауэра. Изображение передает отрывок истории о деяниях богини из римской мифологии. Когда великая мать странствовала в поисках дочери, она увидела хижину, и попросила у хозяйки воды. Рядом стоял сын женщины – мальчик Стеллио. Увидев, как жадно пьет воду уставшая Церера, он стал смеяться. Разгневанная дерзким поступком мальчишки, богиня превратила его в ящерицу.
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Питер Пауль Рубенс и Франс Снейдерс. Деметра и сатир. Холст, масло. 177х279. 1615.

Музей Прадо. Мадрид, Испания

Италия

Рим

Фреска лоджии Психеи «Венера, Церера и Юнона» 1509 год. Картина итальянского классика умбрийской школы эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Художник был одним из первых живописцев обнаженной женской натуры особой реалистичности. Мягкие, округлые и изящные формы тел на фоне маленьких несовершенств, типичных для изысканного творчества ученика Перуджино.
вилла Фарнезина, Рим, Италия

Франция

Париж

«Церера» Совместная работа Рафаэля и одного из его талантливых учеников-последователей Джулио Романо (Пиппи).
Лувр, Париж, Франция

Шербуре-Октевиле

«Церера отвергает атрибуты войны» Репродукция французского художника Симона Вуэ. Картина демонстрирует аллегорию благоразумия и добродетели, которые ведут к миру и изобилию.
Музей изящных искусств Томаса Генри. Шербуре-Октевиле, Франция

Отен

«Церера» Картина французского художника эпохи рококо Натуар Шарль Жозеф. Аллегорическая иллюстрация стихии земля.

Художественный музей Ролин, Отен, Франция

Частные коллекции

«Деметра Эринния» Шедевр французского путешественника Рене Кайе, который иллюстрирует миф о существовании культа «гневной» богини. Она превратилась в кобылицу, с которой сочетался в образе жеребца бог моря Посейдон. От этой связи родился дикий конь Арейон и нимфа Деспойна. Есть предположение о проведении каких-то таинств, освобождающих разрушающие человеческие эмоции, посредством развития этого мифа в малоизвестных культурах. Научно эта теория не доказана.

«Церера» 1660 год. Рисунок итальянского живописца Джованни Франческо Романелли. Аллегория элемента земли в виде древнеримской богини плодородия.

«Деметра» 1600-е годы. Работа итальянского художника, яркого поклонника стиля барокко Алессандро Рози. Картина символизирует достаток и плодородие в виде аллегорической фигуры богини.

«Деметра» 1900-1903 гг. Работа немецкого художника Дрезденской академии Осмара Шиндлера. Произведение написано в стиле позднего импрессионизма, с характерной открытостью композиции, акцентированной на точном изображении светотеней.

Венера, Вакх и Церера

Питер Пауль Рубенс

Частная коллекция

«Церера отдает дань уважения Венеции» 1575 год. Картина итальянского художника венецианского школы эпохи позднего Возрождения Паоло Кальяри Веронезе. Иллюстрация фрагмента из росписи дворцов дожей Венеции.

Оцените статью
Античная мифология