Античную Грецию можно смело назвать цивилизованной страной, обладающей огромным потенциальным влиянием на мировое искусство в целом. Это общество, сформировавшее нестандартное переплетение мифологического воображения в философскую интерпретацию и сумевшее внедрить свою концепцию, как осознанное восприятие природной действительности на раннюю стадию эволюции мировой религии. Например, оперируя характерным отражением причинно-родовой связи в стиле тотемов или культового наследия предков.
Фундаментальным аспектом культового влияния наследия древней Греции на другие античные культуры является одушевленно-разумное и абсолютное божество. Мифологические существа воспринимаются как первоначальная субстанция, обладающая вечной неизменностью. В понимании греков, только почитая и преклоняясь тотемным изображениям, можно снискать себе небесную благодарность и помощь в мирских делах.
Одной из очень влиятельных в Древней Греции небожителей является богиня плодородия и земледелия Деметра. Она считалась покровительницей сил природы, благодетельницей землепашцев и садоводов, великой матерью, дающей жизнь и принимающей смерть. Ее благосклонность даровала способность плодоношения не только почве, растениям и животным, но и людям.
Яркими примерами архетипичного искусства греков в мировом почитании Деметры являются архитектурные памятники.
Скульптуры богини Деметры в России
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Гипсовая реплика скульптурного рельефа «Деметра, изображенная с колосьями». Символизирует рост и духовное возрождение. Копия мраморного оригинала I век до н. э., Греция.
Восточный фронтон небесного пантеона – изображения Персефоны и Деметры. Композиция является зрелой частью скульптурной декорации древнегреческого архитектора Фидия, 440 год до н.э. Несмотря на повреждения, памятник монументален в своей величественной красоте и равного ему нет в мировом творчестве.
Статуя богини плодородия Деметры из Ватикана (реплика). Римское изображение богини 430 г. до н.э.
Эрмитаж г. Санкт-Петербург
Образ Деметры. Мраморное изображение начало I века до н.э. Бюст интерпретирует царицу Ливию в подобии богини плодородия. Идеализация лицевого контура надменно и властно подчеркнута автором. Аналогия Деметры с Ливией в том, что «она была прекрасной матерью и тихой женою» (Анналы, Тацит V песнь)
Вотивный мраморный рельеф V в. до н.э. Частичное изображение обряда элевсинских мистерий Персефона и Деметра, сидящая на стуле. Найден в раскопках г. Керчи 1851 год. Считается, что скульптура принадлежит к виду редких монументов Причерноморья.
Скульптуры богини плодородия Деметры в других странах
«Деметра». Копия мраморной статуи 45г. до н.э. Древний Рим (художественный музей Лувра, Париж, Франция)
Фронтальная мраморная панель саркофага «Сцена похищения Персефоны» около 200 г. до н.э. (монументальное кладбище Кампо-Санто, Пиза, Италия)
Фрагментарное изображение элевсинских мистерий «Деметра, Персефона с Триптолемом» Мраморная копия с оригинального рельефа 27г. до н.э. Древний Рим. (музей искусства Метрополитен, США)
Мраморная статуя Деметры. (Черниговская область, усадьба Галаганов, Украина)
Истоки мирового господства культа Деметры берут начало из крито-микенской цивилизации. Минойские художники же успели запечатлеть три основных образа женского божества, выполняющего однородные функции гаранта земного благополучия, почвенного изобилия и духовного возрождения. Этим и объясняется популяризация Деметры как ипостаси земли-матери и благотворящей энергии злакового роста.
Список скульптур в странах и городах
Россия
Москва
Деметра с колосьями. Скульптурный рельеф. Мрамор. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, Россия
Скульптуры восточного фронтона Парфенона, Деметра и Кора. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, Россия
Рельеф с изображением Элевсинских богов. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, Россия
Статуя богини т.н. Деметра из Ватикана. Копия римского времени греческой статуи 430-420 гг. до н.э. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, Россия
Санкт-Петербург
Германик и Агриппина в образе Триптолема и Деметры. Сардоникс. I в. до н. э. — I в. н. э. 2,3 × 3 см. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Голова Ливии в образе Деметры. Мрамор. Нач. I в. н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами. Мрамор. 150—175 гг. н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Вотивный рельеф с Деметрой и Персефоной. Мрамор. V в. до н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Деметра. Зимний Дворец, Санкт-Петербург, Россия
Австрия
Вена
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом. Мрамор. Начало III в. н. э. Музей истории искусств. Вена, Австрия
Греция
Афины
Деметра, Триптолем, Персефона. Мрамор. 440—430 до н. э. Национальный археологический музей. Афины, Греция
Испания
Мадрид
Деметра. Мадрид, Испания
Италия
Рим
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII в образе Деметры. Мрамор. Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста. Рим, Италия
Статуя Деметры. Мрамор. Римская копия греческой работы ок. 420 г. до н. э. (школа Фидия). Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонд. Рим, Италия
Деметра. Мрамор. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Рим, Италия
Палермо
Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте. Плотный известняк из Менфи. 560—550 гг. до н. э. Региональный археологический музей Антонио Салинаса. Палермо, Италия
Рельеф с тремя божествами. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте. Плотный известняк из Менфи. 560—550 гг. до н. э. Региональный археологический музей Антонио Салинаса. Палермо, Италия
Пиза
Саркофаг со сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель). Мрамор. 200—220 гг. н. э. Выс. 0,67 м; дл. 2,18 м; шир. 0,65 м. Кампосанто. Пиза, Италия
США
Нью-Йорк
Деметра, Персефона и Триптолем. Фрагмент Великих Элевсинских мистерий. В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии. Мрамор, гипс. Ок. 27 до н. э. — 14 н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк, США
Украина
Сокиринцы
Деметра. Мрамор. Усадьба Г. Галагана. Сокиринцы, Украина
Франция
Париж
Ливия в образе Цереры. Мрамор. Рим (?). 15—45 гг. н. э. Лувр. Париж, Франция