Картины Диониса — Часть 1

Наверное, каждый человек, хоть немного интересующийся древнегреческой мифологией, слышал про бога Диониса. Он известен под разными именами — Бахус и Вакх, а в Риме его знали под именем Либер. И он послужил объектом вдохновения для многих художников, живших в разные времена. Так что, рассказать о нем чуть больше, а заодно привести наиболее известные картины бога Диониса (Вакх) однозначно стоит.

Россия

Москва

Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом. Аттика, 460 – 450 гг. до н.э.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Гиллис ван Валькенбор. Мидас чествует Вакха и Силена. 1598

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Неизвестный художник XVII века. Молодой вакх. XVII век

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Джован Баттиста Питтони. Вакх и Ариадна. XVIII век

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Джузеппе Кадес. Вакх и Ариадна. 1785-1790 гг.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Абрахам ван Дипенбек. Спящий Вакх (Вакханалия)

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

 

Немного о функциях Диониса

Начать стоит с общеизвестного факта — Дионис считался богом виноделия, а также виноградарства — с этим фактом невозможно спорить. Но в то же время отчасти он был и богом плодородия — неслучайно люди, выращивавшие виноград, приносили ему жертвы, надеясь на богатый урожай.

Вдобавок к этому Вакх считался ещё и богом вдохновения, театра и религиозного экстаза. Ведь многие скульпторы и другие деятели искусства обильно принимали вино, чтобы вдохновиться. Да и в театрах представления редко обходились без распития этого напитка.

Каким его изображали

Прежде чем приводить картины Диониса, стоит разобраться, как он выглядел по представлениям художников разных времен. В большинстве случаев это молодой, подтянутый парень, в полной мере отвечающим представлениям эллинов о богах.

Факт! Одно из прозвищ Диониса — дважды рожденный. Это связано с тем, что Зевс (отец Бахуса) случайно напугал его мать Семелу (не без участия Геры), из-за чего у той случились преждевременные роды. Чтобы младенец не скончался, Зевс зашил его в свое бедро, где он находился, пока достаточно не окреп. Отсюда и появилось прозвище дважды рожденный или Дигоном.

Но в некоторых случаях художники изображали его совсем иным — мужчиной средних лет, сильно запустившим себя, обрюзгшим. С одной стороны это противоречит тому, какими представляли себе древние греки богов. С другой — чрезмерное употребление вина (а его Дионис активно употреблял не только во время празднеств, но и в будние дни) неминуемо привело бы именно к такому результату. Поэтому и такое видение бога виноделия вполне оправдано.

 

Санкт-Петербург

Киаф чернофигурный: Дионис, два сатира, сфинксы и глаза-апотропеи

530-е гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Гидрия чернофигурная: Афина на колеснице, Аполлон, Дионис, сидящий мужчина

510-500 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Питер Пауль Рубенс – Вакх. 1636-40.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Амфора чернофигурная. А: Всадник и два юноши. Б: Дионис, Менада, два сатира

около 530 г. до н.э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Кратер краснофигурный. А: Дионис и четыре менады. Б: Четыре менады и двое мужчин. Создано: Древняя Греция, Аттика. около 470 г. до н.э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Амфора чернофигурная. А: Геракл или Тезей и бык. Б: Дионис и менада

Аттика, около 500 г. до н.э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Кратер краснофигурный: А. Сражение Б. Дионис, два сатира и две менады

Апулия, 380-365 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Кратер краснофигурный. А: Дионис, менада и паппосилен. Б: Трое юношей. 380-365 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Джордано, Лука. Сон юного Вакха. начало 1680-х гг

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Вакх и Ариадна.

Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Мария Федоровна, великая княгиня. 1759-1828

Голова Диониса с мраморного бюста. Россия, 1800 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Голциус, Хендрик — Вакх, Венера и Церера

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Шпалера «Вакх». Франция, конец XVII — начало XVIII вв.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Куапель, Антуан. 1661-1722; Одран, Жерар. 1640-1703

Вакх и Ариадна. Франция, 1693 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Меллан, Клод. 1598-1688. Вакх. Франция, 1669 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Маркезини, Алессандро. 1664-1738. Вакх и Ариадна. Италия, конец XVII — начало XVIII вв.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо), круг. 1571-1610. Вакх.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Эрни, Ганс. 1909-2015. Вакх в винограднике. Швейцария, после 1909 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Лот, Иоганн Карл. 1632-1698. Вакх. Германия, XVII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Понцоне, Маттео, ок. 1586-после 1663. Вакх, Церера и Купидон. Италия, Венеция, 1640-е гг.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Сент-Обен, Огюстэн де. 1736-1807. Вакх. Франция, Париж, 1770- 1780-е гг.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Неизвестный художник. Вакх и Ариадна. Франция, начало XIX в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Надеждин (Надежин), Афанасий Дмитриевич. 1799-1879. Вакх (этюд)

Россия, первая половина XIX в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Дициани, Гаспаре. 1689-1767. Лежащий Вакх

Италия, первая половина XVIII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Санредам, Ян Питерс. 1565-1607. Вакх. Голландия, XVI в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Вакх в окружении танцующих сатиров и вакханок

Голландия.: Вертанген, Даниел (?), ок. 1600-1681

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Кюзель, Мельхиор I. 1626-1683. Вакх и Ариадна. Германия, XVII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Виллартс, Корнелис Адамс, ок. 1600-1666. Вакх и Ариадна на Наксосе. Голландия,

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Турки, Алессандро (Алессандро Веронезе, Л’Орбетто). 1578-1649

Вакх и Ариадна. Италия, начало 1630-х гг.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Тербуш-Лисиевская, Анна Доротея. 1722-1782

Вакх. Германия, середина XVIII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Гойя-и-Лусиентес, Франсиско Хосе де. 1746-1828

Пьяницы (Вакх). Испания, 1778 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Преннер, Антон Иозеф фон. 1683-1761

Ребёнок Вакх с дудкой в руках. Австрия, 1733 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Дени, Морис. 1870-1943. Вакх и Ариадна. Франция, 1907 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Санредам, Ян Питерс. 1565-1607. Вакх, Венера и Церера. Голландия, 1604 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Неизвестный французский художник. XVIII в.

Вакх и Ариадна. Франция, XVIII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Войс, Ари де. 1632/35-1680. Раненый охотник (Вакх ?). Голландия, конец 1670-х-1680-е гг.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Ла Гир (Ла Ир), Лоран де. 1606-1656. Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание

Франция, 1638 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Корнелиссен ван Харлем, Корнелис. 1562-1638. Вакх и сатир. Голландия, 1618 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Эйтенбрук, Мозес ван, ок. 1590-до 1647. Триумф Вакха. Голландия, 1625 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Франча, Франческо (Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини), ок. 1450-1517/18

Жертвоприношение Вакху. Италия, 1490-е гг.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Неизвестный французский художник. XVIII в. Воспитание Вакха. Франция, XVIII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Кюзель, Мельхиор I. 1626-1683. Пентей отказывается признать божественность Вакха

Германия, XVII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Тардьё, Пьер Франсуа. 1711-1771. Колесница Вакха. Франция, 1747 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Шпалера «Триумф Вакха»

Россия, Санкт-Петербург, начало XIX в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Бурдон, Себастьян. 1616-1671. Мидас возвращает Силена Вакху. Франция, 1637 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Руссель, Кер Ксавье. 1867-1944. Триумф Вакха (Сельский праздник). Франция, 1911-1913 гг.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

 

Свита Диониса

На некоторых картинах бог виноделия из Древней Греции изображен в гордом одиночестве. На других же его окружает веселая свита. В первую очередь это сатиры — веселые, постоянно полупьяные полулюди полукозлы, они воплощают в себе те черты, которые эллины считали худшими — несдержанность, повышенную похоть, чрезмерную любовь к вину.

Также нередко Диониса сопровождали вакханки — женщины, которые употребили слишком много вина и впали в экстаз. В некоторых случаях они уступают место нимфам, некоторые из которых также были подвержены чрезмерной любви к зеленому змию.

Культ Диониса

Многие картины Диониса изображают его культ в полной красе. Увы, изящным и утонченным, как многое в Элладе, его назвать нельзя. Если большинство богов принуждало людей быть сдержанными, сильными и мудрыми, то как раз Вакх предлагал простым смертным полную свободу — от нравственности, традиций, правил. Неудивительно, что одной из особенностей Диониса и всего его культа было безумие. Причем оно характерно как для самого бога, так и для его последователей.

Некоторые исследователи полагают, что безумие на бога наслала Гера — в отместку за то, что её законный супруг Зевс «нагулял» его на стороне и родила его простая смертная по имени Семела. Однако большинство сходятся на том, что Дионис предавался безумию вполне сознательно, просто употребляя вино без всякой меры. Зачастую празднества в его честь заканчивались пьяными оргиями — неудивительно, что само слово вакханалия дошло до нашего времени из Греции. Нередко случались и убийства из-за пустячных или надуманных поводов. Так что, культ был во многом отвратительным — неслучайно некоторые исследователи считают, что Дионис вообще был придуман не в Древней Греции, а перенят из восточных стран, возможно, из Персии или иных, расположенных на территории Ближнего Востока.

Поэтому со временем власти Эллады приняли решение ограничивать культ. Устраивать праздники в честь Диониса позволялось лишь один раз в два года, оргии заменялись костюмированными представлениями, а кровавые жертвы — приношением плодов земли.

Саратов

Триумф Вакха. Джорджо Вазари. 1560-1570 гг

Радищевский музей, Саратов, Россия

 

Наиболее распространенные сюжеты

Зачастую художники, работающие с мифологическими сюжетами, вдохновляются одними и теми же легендами. К примеру, для Персефоны это сцена её похищения Аидом, для Геракла — один из его подвигов. А что же характерно для бога виноделия? Обычно картина Диониса (Вакха) изображает в момент распития вина. Что и понятно, какой же бог вина без этого важного ритуала? Большинство художников изображали его именно в этот момент. Правда, если одни старались показать красоту ритуала, то другие — всю несдержанность молодого бога, его распущенность. На вакханалиях часто присутствуют не только люди, но и сатиры — преданные спутники бога виноделия. Вообще жители Олимпа и простые смертные откровенно презирали их, уж больно похотливыми, глупыми, агрессивными они были — что с них взять, ведь они люди лишь наполовину. Но в свите Бахуса они присутствовали очень часто и здесь казались вполне к месту.

Кроме того, довольно часто художников вдохновлял миф о первой встрече Диониса и Ариадны — его будущей супруги. Бедная девушка, которая пожертвовала всем, чтобы спасти Тезея — своего возлюбленного — была предана им и покинута. Она уже собиралась броситься со скалы в море, когда рядом появился Дионис. Он влюбился в несчастную и взял в жены, а впоследствии уговорил своего отца Зевса сделать её бессмертной. Легенда красивая, поэтому неудивительно, что художники разных веков и стран стремились изобразить именно её.

Италия

Болонья

Франческо Брицио, 1623: Бакко и Арианна.

Пинакотека Национале, Болонья. Италия

Рим

Маска Диониса.

Фреска в колумбарии Гая Скрибония Менофила. I в. до н. э. — I в. н. э.

Рим, Колумбарий Гая Скрибония Менофила. Италия

Кастелламмаре-ди-Стабия

Настенная фреска триклиния. IV стиль.54—68 гг.

Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Ариадны, Италия

Дионис встречает Ариадну на острове Наксос.

Фреска IV стиля. 54—68 гг.

Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Ариадны, Италия

Неаполь

Вакх и Везувий.

Фреска из Помпей.

Неаполь, Национальный археологический музей. Италия

Дионис и Ариадна.

Фреска в Помпеях в Доме Новой охоты (VII. 10. 3) (in situ).

Неаполь, Национальный археологический музей. Италия

Медальон с бюстами сатира, менады и младенца Диониса.

Фреска из Помпей.

Неаполь, Национальный археологический музей. Италия

Вакх, находящий Ариадну. Фреска из Помпей.

Неаполь, Национальный археологический музей. Италия

Дионис

Национальный археологический музей, Неаполь. Италия

Дионис и Ликург

Национальный археологический музей, Неаполь. Италия

Дионис. Эрколано.

Национальный археологический музей, Неаполь. Италия

Аннибале Карраччи, Дионис. 1590-91 ок.

Дворец Каподимонте и Национальная галерея, Неаполь.Италия

Помпеи

Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну: Гипнос окропляет Ариадну.

Фреска IV стиля. 60—79 гг.

Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев. Италия

Фреска с религиозной процессией со статуей Кибелы на носилках и ниша-эдикула с гермой Диониса.

Фасад Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1). I в. н. э.

Помпеи, Археологический парк, Дом Венеры и четырех богов. Италия

Дионисийские мистерии.

Фрески триклиния. 70—50 гг. до н. э.

Помпеи, Археологический парк, Вилла Мистерий. Италия

Слева направо: молодой Дионис читает ритуал посвященного; женщина-инициатор наблюдает и держит в левой руке «объем»; молодая женщина, делающая подношение, подходит к жрице.

Вилла Мистери, Помпеи, Италия

Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну.

Фреска IV стиля. 60—79 гг.

Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев, Италия

Южная стена северной экседры-пинакотеки с центральной картиной «Дионис и Ариадна».

Четвертый стиль. 60—79 гг.

Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев, Италия

Дионис и Ариадна.

Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI. 17. 42).

Помпеи, Антиквариум. Италия

Дионис (вероятно, «Силен и молодой Вакх»).

Помпеи. Италия

 

 

Дионис на картинах

Теперь стоит перейти к самому интересному, а именно, привести картины бога Диониса (Бахуса). Его изображали художники разных стран и эпох, причем видение некоторых совпадало, в то время как другие изображали бога очень по-разному. В число художников, изображавших его, вошли:

  • Микеланджело,
  • Тициан,
  • Рубенс,
  • Гвидо Рении,
  • Шарль-Жозеф Натуар и многие другие.

Пожалуй, одной из самых известных картин является «Вакх», принадлежащий кисти итальянского художники Микеланджело Меризи да Караваджо. Он изобразил молодого бога в весьма неприглядном виде. Голова его украшена листьями и гроздьями винограда — символом Диониса. Лицо раскраснелось от чрезмерного употребления вина, само тело обрюзгшее, ослабевшее. Перед ним на столе стоит чаша с плодами — яблоками, виноградом, гранатами. Причем их художник изобразил специально подгнившими, со следами гусениц. Скорее всего, тем самым он хотел подчеркнуть неприглядность бога виноделия, его путь, ведущий к деградации. Картина создана в 1596 году, и сегодня хранится в итальянском городе Флоренция в галерее Уффици.

Дионис на картинах

Пожалуй, более интересен и насыщен сюжет этой картины — «Вакх и Ариадна», которую начал рисовать художник Рафаэль, а после его смерти завершил Тициан. Картина создавалась три года — с 1520 по 1523 годы. Она изображает первую встречу Диониса и Ариадны. Последняя только что брошена Тезеем, корабль которого ещё виднеется на горизонте. В центре картины находится сам бог виноделия, примчавшийся на остров Наксос на колеснице, запряженной двумя леопардами. Не обошлось и без обязательной компании, которая окружает Диониса — разнузданные женщины и мужчины, жаждущие праздника. Неудивительно, что Ариадна испугана — появлением не столько бога, сколько его почитателей.

Картина Диониса

Пожалуй, одно из самых отталкивающих изображений Диониса принадлежит кисти Рубенса. Его картина бога Диониса (Бахуса) изображает как молодого, но обрюзгшего мужчину. За плечи его обнимает женщина, наливающая вино в кубок. Слева от него сатир пьёт вино прямо из амфоры, что считается признаком несдержанности, необузданности желаний. Дополнительную неприязнь создают два путти (ангелоподобные младенцы, каких часто можно увидеть на картинах художников Ренессанса). Один из них ловит ртом капли вина, выплескивающиеся из кубка бога, а другой неприкрыто мочится, что выдает крайнюю степень алкогольного опьянения. Под ногой у Диониса находится огромная, толстая и ленивая кошка. Видимо, в неё превратился гордый и яростный гепард, какой был запряжен в колесницу бога виноделия. Конечно, для Рубенса вообще характерны чрезмерно пышные формы, но здесь художник явно превзошел сам себя. Точная дата создания картины неизвестна — примерно 1634-1640 года. Сегодня она хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

Картина Вакха
А вот художник Гвидо Рении, создавший в 1619-1620 годах картину «Вакх и Ариадна» постарался изобразить его стройным, подтянутым мужчиной. Бог виноделия легко узнается по одному из главных своих атрибутов — венку из виноградных листьев на голове. Судя по всему, он также захотел изобразить встречу Диониса и Ариадны. Правда, в отличие от Тициана он постарался ограничиться минимумом деталей, чтобы дополнительные персонажи не отвлекали внимание зрителя от основных персонажей. Сегодня картину можно увидеть в галерее Лос-Анджелеса.

Картина Вакх и Ариадна

Совсем другого принципа придерживался художник Шарль-Жозеф Натуар — он постарался в одной картине воплотить целую сцену и назвал её «Вакханалия». Молодой и крепкий Дионис, чья голова также украшена венком из виноградных листьев, находится в центре картины. В одной руке он держит кубок, который наполняет вином девушка, а другой берет из чаши гроздь аппетитного винограда. Его окружают молодые, привлекательные юноши и девушки. На земле и в небе можно увидеть нескольких путти. На земле лежит опустевшая амфора и вообще кипит веселье. На заднем фоне видны веселые девушки, а в правом углу — фавн со своей знаменитой свирелью. Тонкости проработки могут позавидовать даже современные художники! Создана эта картина Диониса (Вакха) примерно в середине восемнадцатого века. Сегодня же она находится в Хьюстоне, в Музее изящных искусств.

Картина Диониса Вакханалия

Вообще Шарль-Жозеф Натуар любил персонажа Диониса. Ведь его кисти также принадлежит другая картина — «Вакх и Ариадна», написанная в 1742 году. Картина также насыщена деталями — изучать её можно довольно долго. В центре находится Дионис со своей возлюбленной. Его окружают веселящиеся и резвящиеся товарищи — начиная от нимф, заканчивая фавном — согласно традиции он ухаживает за одной из девушек из свиты Бахуса. Находится картина в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

Картина Диониса - Вакх и Ариадна

Не слишком привлекателен и Бахус, которого изобразил на своем полотне «Триумф Вакха» фламандский художник Корнелис де Вос. Картина написана им в семнадцатом веке и изображает бога виноделия в окружении верных поклонников, среди которых есть как люди, так и сатиры. Младший из них активно поедает виноград, в то время как остальные веселятся. В колесницу Диониса запряжены львы, хотя согласно мифам её тащили гепарды. Бог здесь откровенно обрюзгший, совершенно не подходящий на других жителей Олимпа. Да и любитель вина, устроившийся на ослике справа, выглядит ничуть не лучше. Что ж, безудержное употребление дара Диониса ещё никому не принесло пользы. Находится картина в музее Прадо, Испания.

Картина Диониса - "Триумф Вакха"

Весьма необычное сочетание героев для картины выбрал другой нидерландский художник — Питер ванн Линт. Он изобразил на ней Вакха, Цереру, Прозерпина и Плутона. И картина названа по их именам. Датирована картина примерно серединой семнадцатого века. Дионис здесь по телосложению напоминает всех других богов Эллады — подтянут, с хорошей фигурой. Интересно, что здесь собраны все атрибуты Диониса. В первую очередь это кубок, наполненный вином, который он держит в левой руке. В правой руке у него жезл или тирс. Он украшен шишкой — их использовали для приготовления вина в Элладе. Наконец, набедренная повязка и венок на голове изготовлены из листьев плюща. В Древней Греции существовало поверье о том, что это растение помогает не захмелеть. Неслучайно многие люди, собираясь на пиршество, надевали венок из плюща, чтобы на захмелеть и не совершить дурных поступков. Правда, неизвестно насколько им это помогало.

Картина - Вакх, Церера, Прозерпина и Плутон

Немалый интерес представляет для исследователей эллинской мифологии и поклонников искусства и приведенное ниже творение. Правда, это не картина, а мозаика, причем не полностью восстановленная. Но всё-таки привести это произведение искусства стоит, так как здесь изображён известный миф, который почему-то не собрались изобразить на полотне художники Ренессанса.

Миф рассказывает о том, что однажды морские Тирренские разбойники захватили в плен Диониса. Они радовались тому, что смогли поймать столь красивого и крепкого юношу — планировалось выручить немалые деньги, продав его в рабство. Уже на борту корабля они постарались заковать его в цепи. Однако кандалы спадали с рук Вакха, который только смеялся, глядя на усилия пиратов. И тут одного из них осенило — он догадался, что в руки им попал бог. Несчастный пират даже пытался отговорить своих подельников от столь страшного поступка — продать в рабство бога. Но другие не слушали его. Капитан приказал поднять паруса и поскорее уплыть подальше, чтобы продать раба вдали от родины, откуда он не смог бы вернуться домой. В этот момент Дионис превратился в страшного льва, море вокруг начало пузыриться, становясь красным вином, а виноградные лозы опутали мачты корабля. Тогда пираты поняли, что замахнулись на бога, но было уже поздно. Разозлившийся Бахус (он вообще очень легко впадал в настоящее безумие, особенно если окружающие не хотели признавать в нем бога) и в образе льва разорвал капитана пиратов, а остальных своих захватчиков обратил в дельфинов. Такой печальной участи избежал лишь один из пиратов — тот, который раньше других догадался о божественной сущности пленника. Именно эту легенду изобразил на мозаике неизвестный мастер. Сегодня бесценная мозаика находится в Национальном музее Бардо, Тунис.

Мозаика Вакха

А вот на этой картине под названием «Менады» Дионис вообще не изображен. Тем не менее, она представляет собой немалый интерес для исследователей, да и просто полезна для составления полного мнения о свите Вакха. Менадами или вакханками называли женщин, из которых состояла свита Диониса. И если слово вакханки произошло от одного из имен бога виноделия, то термин «менады» означает безумные или неистовствующие.

Факт! Менады также виноваты в гибели Орфея — когда величайший поэт и певец Эллады усомнился в том, что Дионис является могущественным богом, женщины из его разъяренной свиты просто разорвали несчастного на куски.

На картине изображен момент охоты. Свора женщин, вдохновившись вином и войдя в настоящий религиозный экстаз, бежит по лесу, стараясь поймать и прикончить несчастного козленка, а затем, вполне возможно, разорвать на части и съесть сырым — такие случаи действительно отмечались в Элладе, после чего культ Диониса был насильно укрощен. Женщины наполовину обнажены, находящаяся на переднем плане сжимает в руках змей. Некоторые из тех, что бегут сзади, играют на музыкальных инструментах, добавляя какофонию в общий шум охоты. Здесь же находится одна, удерживающая на привязи двух леопардов — животных, считавшихся спутниками Диониса. Полотно принадлежит кисти Джона Кольера и было создано в 1886 году.

Картина Диониса - Джона Кольера

Древняя роспись

Конечно, изображали Диониса и греческие художники времен могущества Эллады. До нас же картины того времени просто не дошли — всё-таки бумага и холст не самые долговечные материалы. К счастью, художники Древней Греции очень активно использовали в качестве полотен для своих картин глину. Довольно много амфор, кратеров и других предметов посуды дошло до наших дней, чтобы раскрыть целые страницы мифологии. А уж Дионис очень часто становился героем подобных росписей — на чем же ещё изображать бога вина, если не на посуде, предназначенной для хранения и распития этого напитка?

Интересным образцом является кратер, приведенный ниже. На переднем плане находятся Ариадна и Дионис — последнего можно безошибочно узнать по чаше для вина в правой руке и посоху с навершием в виде шишки в левой. Их окружают сатиры, собирающие крупные кисти винограда — ещё одного символа Вакха. Датирован кратер примерно 380-360 годами до нашей эры. Сегодня ценная посуда хранится в Музее искусства города Толедо, Испания.

Ариадна и Дионис

Эта чаша украшена изображением сюжета, уже упомянутого выше — а именно, захвата Диониса пиратами с последующим их обращением в дельфинов. Сам бог вина устроился с комфортом прямо на палубе. Вокруг корабля плавает множество дельфинов, а мачта оплетена виноградной лозой. Всё в точности как говорится в мифе. Возраст чаши более чем серьезный — она была изготовлена ещё в шестом веке до нашей эры! Дойдя до наших дней, бесценный артефакт хранится в Государственном античном собрании в городе Мюнхен, Германия.

Чаша Диониса

Конечно, многочисленные картины, мозаики и роспись не всегда позволяют с точностью воссоздать мифы славной Эллады. Но благодаря им можно восполнить многие проблемы, разобраться со спорными моментами. Полотна же, созданные в позднее время, демонстрируют мастерство художников и поэтому также представляют немалый интерес для ценителей искусства.

Оцените статью
Античная мифология