Другие имена Диониса

Растения и священные животные Диониса

Ник­те­лий — Ноч­ной

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 40. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

За свя­щен­ным участ­ком, посвя­щен­ным Зев­су, если идти на акро­поль, кото­рый по име­ни Кара, сына Форо­нея, и в наше еще вре­мя назы­вал­ся Кари­ей, нахо­дит­ся храм Дио­ни­са Ник­те­лия (Ноч­но­го); есть еще и свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Эпи­стро­фии (Вызы­ваю­щей склон­ность).

Саота — спаситель

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 37. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Эти ста­туи сде­ла­ны из мра­мо­ра, а в дру­гом месте, в самом хра­ме [У ручья Амимона в Арголиде] , есть дере­вян­ная ста­туя Дио­ни­са Саота (Спа­си­те­ля) в позе сидя­ще­го.

Фли­о­ном — изоби­лу­ю­щий

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 3. 41. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963)(греческий ритор 2-3 вв. н. э.):

 

Древ­ние обо­зна­ча­ли гла­го­лом φλύειν спо­соб­ность при­но­сить бога­тый уро­жай, поэто­му они назы­ва­ли Дио­ни­са Фли­о­ном, Протри­ги­о­ном, Ста­фи­ли­том, Омфа­ки­том и дру­ги­ми подоб­но­го рода име­на­ми [Phléon — «изоби­лу­ю­щий», Protrýgaios — «уро­жай­ный», Sta­phylítes — «испол­нен­ный гроз­дьев», Om­phakítes — «вино­град­ный»]

Протри­ги­о­ном — уро­жай­ный

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 3. 41. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963)(греческий ритор 2-3 вв. н. э.):

 

Древ­ние обо­зна­ча­ли гла­го­лом φλύειν спо­соб­ность при­но­сить бога­тый уро­жай, поэто­му они назы­ва­ли Дио­ни­са Фли­о­ном, Протри­ги­о­ном, Ста­фи­ли­том, Омфа­ки­том и дру­ги­ми подоб­но­го рода име­на­ми [Phléon — «изоби­лу­ю­щий», Protrýgaios — «уро­жай­ный», Sta­phylítes — «испол­нен­ный гроз­дьев», Om­phakítes — «вино­град­ный»]

Омфа­ки­том — вино­град­ный

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 3. 41. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963)(греческий ритор 2-3 вв. н. э.):

 

Древ­ние обо­зна­ча­ли гла­го­лом φλύειν спо­соб­ность при­но­сить бога­тый уро­жай, поэто­му они назы­ва­ли Дио­ни­са Фли­о­ном, Протри­ги­о­ном, Ста­фи­ли­том, Омфа­ки­том и дру­ги­ми подоб­но­го рода име­на­ми [Phléon — «изоби­лу­ю­щий», Protrýgaios — «уро­жай­ный», Sta­phylítes — «испол­нен­ный гроз­дьев», Om­phakítes — «вино­град­ный»]

Пириген — рожденный из огня

Страбон. География. Книга 13. 4. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

Стра­на Ката­ке­кав­ме­на [Выжжен­ная» область в вер­хо­вьях Гер­ма и его при­то­ков.]… Над ними лежат ска­ли­стые хол­мы, обра­зо­вав­ши­е­ся, веро­ят­но, от рас­ка­лен­ных глыб, извер­жен­ных из недр зем­ли. То, что такая поч­ва пре­крас­но при­спо­соб­ле­на для вино­град­ни­ков, под­твер­жда­ет­ся на при­ме­ре поч­вы Катан­ской обла­сти, покры­той пеп­лом и теперь даю­щей мно­го пре­крас­но­го вино­гра­да. Поэто­му неко­то­рые писа­те­ли, судя по таким мест­но­стям, ост­ро­ум­но заме­ча­ют, что Дио­ни­са спра­вед­ли­во назы­ва­ют «Рож­ден­ным от огня» [Py­ri­genēs]

Бахус, Вакх — шубный, буйный

Эвен Паросский. 2. (древнегреческий поэт, софист. V век до н. э.)

 

Лучшая мера для Вакха — без лишку, ни много, ни мало;
Иначе к буйству он нас или к унынью ведет.
Любит он с нимфами смесь, если три их и сам он
четвертый;
Больше всего и к любви он расположен тогда.
Будучи ж крепким, он духом своим отвращает эротов
И нагоняет на нас сходный со смертию сон.

 

Мельпоменом — Ведущий хороводы

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 2. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«От ворот до Керамика [в Афинах] идут крытые галереи и перед ними — бронзовые статуи… заключает в себе святилища богов и так называемый гимнасий Гермеса. Сюда же входит и дом Пулитиона, где, говорят, не какие-либо неизвестные лица, а самые знатные из афинян кощунственно пародировали Элевсинские мистерии; в мое время этот дом был посвящен Дионису. Этого Диониса называют Мельпоменом (Ведущим хороводы) в том смысле, в каком Аполлона называют Музагетом (Предводителем Муз). Тут же статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном — посвящение и создание Эвбулида, и из числа спутников Диониса — Демон Акрат (несмешанного вина): на стене изображено лишь одно его лицо.»

 

Элевтерий — Несущий освобождение

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 20. 2 – 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«[Статуя] Сатир еще юный, протягивающий кубок; стоящего вместе с Сатиром здесь же Эрота и Диониса сделал Фимил. Самое древнее святилище Дионису находится около театра. В его ограде стоят два храма и два изображения Диониса; один называется Элевтерий (Несущий освобождение), а другой — это тот, которого сделал Алкамен из слоновой кости и золота. Здесь есть и картина: Дионис, ведущий на небо Гефеста. Все это было нарисовано, равно как и Пенфей и Ликург, несущие наказание за то, что они оскорбили Диониса; были там нарисованы и спящая Ариадна, и Тесей, уходящий в открытое море, и Дионис, пришедший, чтобы похитить Ариадну.»

 

Мельпомен — Поющий

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Есть еще [в Аттике] дем Ахарны; жители его чтут . . . Диониса Мельпоменом (Поющим) [т. Е. Мельпомене, музе трагедии], этого же бога они называют Киссом (Плющом), говоря, что тут впервые появился плющ как растение.»

 

Антий — Весеннее цветение

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«У флийцев же и у мирринусиев [в Аттике] — у первых есть жертвенники Аполлона Дионисодота (Дионисом данного) и Артемиды Селасфоры (Светоносной), Диониса Антия (Весеннего цветения).»

 

Дасиллий — Густолиственный

Павсаний. Описание Эллады. 1. 43. 5(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Полиид [мифический царь Мегары] построил храм и Дионису и воздвиг деревянное изображение, которое в мое время все было закрыто (одеждой), кроме лица; оно одно только и было видно. Рядом с ним стоит Сатир, творение Праксителя, из паросского мрамора. Это изображение Диониса они называют «Отеческим»; другого же Диониса, которого они называют Дасиллием (Густолиственным), по их рассказам, посвятил Эвхенор, сын Койрана, внук Полиида.»

 

 

Лисий — освободитель

Павсаний. Описание Эллады. 2. 2. 6 – 7 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«На агоре <главной площади> [Коринфа], где особенно много святилищ, находятся . . . деревянные изображения Диониса, у которых все покрыто позолотой, кроме лиц: их лица окрашены красной краской; одного из них называют Лисием (Освободителем), а другого — Вакхом (Приводящим в безумие). То, что рассказывают об этих деревянных изображениях, сообщу и я: говорят, что Пенфей [мифический царь Фив] относился неуважительно к Дионису и позволял себе многое против него; в конце концов он отправился на Киферон, чтобы подсмотреть оргии женщин (вакханок) и, взобравшись на дерево, он увидел все, что там совершалось, но когда женщины увидали Пенфея, они тотчас стащили его с дерева и разорвали его на части. Впоследствии же, как говорят коринфяне, Пифия в своих пророчествах велела им найти это дерево и впредь воздавать ему почет, равный с богом. И вот потому-то они и сделали для себя эти изображения из дерева.»

Вакх — приводящий в безумие

Павсаний. Описание Эллады. 2. 2. 6 – 7 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«На агоре <главной площади> [Коринфа], где особенно много святилищ, находятся . . . деревянные изображения Диониса, у которых все покрыто позолотой, кроме лиц: их лица окрашены красной краской; одного из них называют Лисием (Освободителем), а другого — Вакхом (Приводящим в безумие). То, что рассказывают об этих деревянных изображениях, сообщу и я: говорят, что Пенфей [мифический царь Фив] относился неуважительно к Дионису и позволял себе многое против него; в конце концов он отправился на Киферон, чтобы подсмотреть оргии женщин (вакханок) и, взобравшись на дерево, он увидел все, что там совершалось, но когда женщины увидали Пенфея, они тотчас стащили его с дерева и разорвали его на части. Впоследствии же, как говорят коринфяне, Пифия в своих пророчествах велела им найти это дерево и впредь воздавать ему почет, равный с богом. И вот потому-то они и сделали для себя эти изображения из дерева.»

 

Либер

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы.130(Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. Ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

 

«Эригона повесилась на дереве над телом отца [убитого афинскими крестьянами]. За это Отец Либер [Дионис] подверг такой же каре дочерей афинян. Об этом они послали вопросить Аполлона и получили ответ, что это потому, что они пренебрегли смертью Икария и Эригоны. Получив такой ответ, они наказали пастухов и установили в честь Эригоны праздник качелей [т. Е. Айора, третий день Антестерии] по причине той болезни, <которая поразила афинских девушек>. Они также постановили, чтобы во время сбора винограда первое возлияние было Икарию и Эригоне. »

 

Оцените статью
Античная мифология