Картины Геры

Картины богини Геры появились в эпохи Ренессанса, Барокко и Романтизма. Иногда к ее сюжетам обращались и художники XX века.

Многие из этих полотен являются мировыми шедеврами.

Великая богиня Гера (Юнона) является женой всемогущего Зевса. Она считается покровительницей брака. Также древние считают ее хранительницей святости и нерушимости брачных союзов.

Пьер Корнель так писал о ней:

“Женщинам дарована богами

Столь пагубная власть над лучшими мужами!

И жены слабые, бессмертных теша взгляд,

Над сильными, увы, и смелыми царят!”

Гера – одна из самых прекрасных богинь Олимпа. Только Афродита равна ей красотой. На этом фоне у величественной супруги Зевса даже произошел конфликт с Пеннорожденной, что привело к трагическим последствиям.

В судьбе Геры много парадоксов. Например, Гера является покровительницей супружеской верности. Но сама она счастлива в браке не была.

Она посылала супругам многочисленное потомство, но своих детей у нее было только четверо: Арес, Гефест, Геба и Илифия. Еще Гера благословляла рожениц, которые обращались к ней с просьбой.

Рождение Геры, как и многих других богов, было сопряжено с драматическими событиями. Ее отцом был Кронос, тот самый великий Кронос, которому предрекли падение от руки собственного ребенка.

Гера была пятым ребенком, и ее поглотил собственный отец, ослепленный страхом. А последним, самым младшим сыном Кроноса, был Зевс, который освободил их всех, заставив отца извергнуть проглоченных им детей.

Освобожденную Геру Рея отнесла на край земли, к седому Океану. Там, вдали от Олимпа, ее воспитала великая титанида Фетида.

Россия

Москва

Карл Ван Лоо. Юнона. 1736

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Петер Пауль Рубенс. Юпитер и Юнона. XVIII век. Копия

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Карел Питерс Фабрициус. Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии (?). 1645-1647

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Жан Ресту. Юнона у Океана и Фетиды. 1723

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом (Происхождение Млечного Пути). Эскиз. Карл Павлович Брюллов

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картина, написанная в стиле неоклассицизма, была создана в 1840-х годах. Сейчас она хранится в государственной Третьяковской галерее (адрес: Лаврушинский пер., 10, Москва, Россия).

Сюжет не совсем типичный: богиня Гера – энергичная, властная богиня. Обычно ее изображали бодрствующей и очень деятельной. По мнению исследователей творчества художника, его “Спящая Юнона” “зеркалит” “Спящую Венеру” Джорджоне. Гера и Афродита – две прямые противоположности: если вторая изображена спящей на лоно природы, то Геру художник поместил в роскошную опочивальню.

Только одно их объединяет: умиротворенность: сон обеих богинь светлый и мирный.

Санкт-Петербург

Кюзель, Мельхиор I. 1626-1683. Юнона и убитый Аргус. Германия, XVII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Ресту, Жан Младший. 1692-1768. Юнона у Эола. Франция, 1727 г.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Кюзель, Мельхиор I. 1626-1683. Юнона в подземном царстве. Германия, XVII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Гидрия чернофигурная: Свадебное шествие Зевса и Геры

Создано: Аттика. около 520 г. до н.э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Амфора чернофигурная. А: Аякс с телом Ахилла. Б: Выезд Зевса и Геры на колеснице

Аттика, 530-520 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Шпалера «Юнона — Воздух». Франция, вторая половина XVIII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Австрия

Вена

Картина Франц Кристоф Яннек, “Юпитер и Юнона”

Франц Кристоф Яннек, “Юпитер и Юнона”

Картина была написана в середине XVIII века. Сейчас она хранится в Вене, в музее истории искусств (адрес: Maria-Theresien-Platz, 1010 Wien, Австрия).

На картине Гера изображена кокеткой. Скорее всего, художника заинтересовал ранний миф об ухаживаниях Зевса.

Богиня Гера обнимает Зевса, и благосклонно слушает, что он ей говорит. В глазах Зевса страсть и нежность, он тянется к ней, и тоже хочет обнять. Но богиня Гера шутливо отталкивает его: это игра, прелюдия к страстной сцене.

Давид Тенирс I — Юнона с Ио, превратившаяся в корову, и Юпитер, 1638

Музей истории искусств, Вена, Австрия

П. Рубенс 1577-1640: Парижский приговор.

Картинная галерея Академии изящных искусств, Вена. Австрия

Бразилия

Сан-Паулу

Юнона и Эолус Эжен Делакруа, 1863

Художественный музей MASP, Сан-Паулу, Бразилия

Великобритания

Лондон

Питер Ластман – Юнона, обнаружившая Юпитера с Ио

Британская Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Бирмингем

сэр Эдвард Крейн – Амур и Психея — Дворцовые зеленые фрески — Психея в святилищах Юноны и Цереры, 1881

Музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания

Норфолк

Картина Антонио Балестра «Юнона помещает глаза Аргуса на хвост павлина»

Антонио Балестра «Юнона помещает глаза Аргуса на хвост павлина»

Эта картина Геры была написана в 1714 году. Сейчас полотно находится в Норфолке, в Музее Крислера.

Антонио Балестра был художником эпохи Барокко. Практически все его полотна посвящены мифологическим сюжетам.

На стиль художника повлияли такие мастера, как Доменикино и Аннибале Каррачи.

Полотно выполнено в холодных оттенках. Но богиня Гера выглядит здесь очень женственной. Она преисполнена не гнева, но скорби. Она полностью поглощена своим делом.

У ее ног лежит мертвый Аргус, но почему-то Балестра “не обезглавил” его. Это достаточно интересное прочтение мифа. Глаза титана рассыпаны возле его тела. Один из юных амуров услужливо их подает богине, которая помещает их на спокойно лежащего павлина.

 

Гэвин Гамильтон – Юнона и Юпитер

Холкхэм-холл (Коллекция графа Лестера), Норфолк, Великобритания

Рикмансворт

Якопо Амигони – Юнона получает от Меркурия голову Аргуса

Мур-парк, Рикмансворт, Хартфордшир, Великобритания

Шеффилд

Гера и Зевс

Богиня Гера и Зевс были родными братом и сестрой. Оба хорошо помнили родителей, Кроноса и Рею, оба четко усвоили принципы семейной жизни. Гера была больше похожа на Рею, чем Зевс на Кроноса.

Гера, с раннего детства воспитываемая мудрой Фетидой, четко усвоила, что брак и семья – это свято. Она мечтала о муже: о сильном, храбром и могущественном. Она уже хотела любить его, она была уверена, что будет хорошей женой и замечательной матерью. Она помнила песни, которые пела ей Фетида, и мечтала петь их своим детям.

А Зевс больше всего на свете желал не быть похожим на своего отца, Кроноса. В юности он был чутким и нежным. Он хотел стать справедливым и мудрым правителем. А еще он был уверен, что жена у него будет одна, единственная. И он был горячо убежден в том, что будет любить и ее, и их совместных детей.

Но не сложилось. Громовержец был очень влюбчив, и каждый раз ему казалось, что его любовь к избраннице будет вечной. До встречи с Герой он был женат уже дважды.

Красавица Гера не сразу стала женой Зевса. До заключения брачного союза у них была долгая связь: это претило Гере, которая желала, чтобы у нее была настоящая брачная ночь, но она любила, а он был очень настойчив.

Существует миф, рассказывающий о том, как Гера долго не соглашалась стать женой Зевса, и тому пришлось пойти на хитрость. Он вызвал страшную бурю, и, приняв облик кукушки, прилетел к ногам Геры, и сел у ее ног, словно искал защиты от ветра, дождя и холода. Богиня подняла птицу и отогрела ее у себя на груди.

Тогда Зевс принял свой обычный облик. Гера, тронутая столь оригинальным способом признания в любви, согласилась стать женой бога.

Было время, когда они были очень счастливы. Громовержец баловал Геру, и проводил с ней много времени.

Этот счастливый период жизни запечатлели следующие полотна:

  • “Юпитер и Юнона на горе Ида”;
  • “Юпитер и Юнона”.

Юпитер и Юнона на горе Ида, Джеймс Барри, 1790. Художественная галерея Грейвс, Шеффилд, Великобритания.

Эта картина Геры была написана в 1773 году. Джеймс Барри, ирландец по рождению, один из представителей неоклассицизма и романтизма, взял за основу сюжет, повествующий о брачных играх Зевса и Геры.

Полотно пропитано чувственностью и страстью. Гера и Зевс еще молоды, они еще не успели причинить друг другу боль, и они искренне влюблены друг в друга.

Гера покоится в объятьях Зевса, их пальцы их рук переплетены. Громовержец наклонился к уху жены, и что-то ей шепчет. Гере явно нравится, что он ей говорит, всем телом она подалась к нему, ей хочется, чтобы он продолжал.

Картина находится в художественной галерее Шеффилда, в Англии (48 Arundel Gate, Sheffield City Centre, Sheffield S1 2PP, Великобритания)

Германия

Берлин

Пуссен, Никола (1594-1665) — Пейзаж с Юноной и убитым Аргусом, 1634-35.

Картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия

Риччи, Себастьяно (1659-1734) — Олимпийские боги — Юпитер и Юнона, ок1700

Картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия

Карлоне, Карло (1686-1775) — Отправление Юноны, Минервы и Венеры во главе с Меркурием на суд Париса, 1727-30

Картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия

Дортмунд

Храм Юноны в Агринте, Каспар Давид Фридрих, 1828

Музей в Оствале, Дортмунд, Германия

Дрезден

Ян Брейгель Старший – Юнона в царстве Плутона, ок1592

Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Кассель

Франц Флорис 1519/20-1570: Приговор Парижа, 1548

Новая галерея, Кассель. Германия

Кёльн

Гера, Зевс и Ио. Все началось с измены. Зевс воспылал страстью к Ио, и проводил с ней много времени. О связи мужа с Ио узнала Гера, но закатывать ему очередную сцену ревности не решилась. Богиня решила действовать иначе, хитростью.

Зевс знал, что Гера будет мстить Ио, и попытался уберечь ее, превратив в корову. Животное было таким красивым, что тут же полюбилось Гере. Конечно же, она ни о чем не догадывалась.

Но, посмотрев в глаза полудеве-полутелке, она вдруг все поняла. Ее сердце сжалось от гнева и мучительной обиды. Она упросила Зевса подарить ему корову, и тот не смог отказать жене.

Тогда, как гласит миф, “Поставила богиня Гера многоглазого Аргуса стражем речной нимфы Ио, чтобы не могла она родить Зевсу полубога-героя”.

И хранил Аргус Ио, крепко хранил, потому что у него была тысяча глаз.

Но и Зевс не дремал. Он отправил к Аргусу посланца богов, Гермеса, строг наказав ему спасти несчастную Ио.

Громовержец велел Гермесу отсечь ему голову. Но Аргус был бессмертным, и помочь мог только волшебный серп Геи-Земли. Достав серп, посланец богов усыпил Аргуса, напев ему песни из Снов.

И стал засыпать Аргус. Глаз за глазом закрывался на его теле. Чуть подрагивали, мигая, их золотые ресницы. Наконец, все глаза потускнели и закрылись. Посланец богов взмахнул серпом, и отделилась голова Аргуса от тела.

Отлетела голова, и открылись на мгновение на всем теле звездного титана глаза, чудно вспыхнули, и стали, тускнея, гаснуть. Но не дала им совсем угаснуть Гера.

Она явилась на место гибели своего любимца со стаей павлинов. Она сорвала глаза Аргуса с обезглавленного тела, позвала любимого павлина, и рассыпала по его хвосту эти глаза. И заиграли глаза Аргуса на птичьих перьях павлиньего хвоста синими и зелеными радугами.

Питер Пауль Рубенс – Юнона и Аргус. Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн, Германия

Эта картина богини Геры была написана в 1611 году. Сейчас полотно находится в музее Вальрафа-Рихарца Кельн (адрес: Obenmarspforten 40, 50667 Köln, Германия).

В центре полотна изображена Гера, написанная в классической “рубенсовской” манере. Она одета в богатые одежды, выражение ее лица печально. Она не думает ни об Ио, ни о Зевсе. Сейчас ее поглощает одно: увековечить память дорогого друга и помощника.

Вероятно, художника вдохновила сцена из “Метаморфоз” Овидия. Там Гера обращается к погибшему другу и слуге так:

“Арг, лежишь ты! И свет, во многих очах пребывавший,

Ныне погас, и одна всей сотней ночь овладела.

Дочь Сатурна берет их для птицы своей и на перья

Ей полагает, и хвост глазками цветистыми полнит”.

Гера окружена свитой. Глаза погибшего Аргуса ей помогают собирать маленькие “купидончики”. Вероятно, так художник изобразил низших богов, потому что никаких амуров в свите Геры не было.

Сама картина богини Геры кажется мягкой, живой. Положение тела Аргуса говорит о том, что мучился он недолго: как-никак, Гермес знал свое дело, и садистом он не был.

Мюнхен

Гера, 470-460 до н.

Государственные антикварные коллекции, Мюнхен. Германия

Штутгарт

Франц Вутерс 1612-1659: Юпитер и Юнона на горе Ида.

Государственная галерея, Штутгарт. Германия

Дания

Копенгаген

Олимпийцы. Зевс, Гера, Гермес и другие.

Музей Фредериксборга (Музей национальной истории в замке Фредериксборг), Копенгаген. Дания

Испания

Мадрид

Питер Пол Рубенс 1577-1640: суд Парижа.

Национальный музей Прадо, Мадрид. Испания

Италия

Рим

Картина “Юпитер и Юнона”

Художники любили изображать Геру и Зевса вместе. Не стал исключением и Аннибале Карраччи. Его “Юпитер и Юнона” относятся к шедеврам мировой живописи.

Картина была создана между 1597 и 1602 г. Сейчас она хранится в Риме, в Галерее Боргезе (Piazzale Scipione Borghese, 5, 00197 Roma RM, Италия). Сюжет рассказывает о том, как Гера соблазнила Зевса. Не пылкая страсть ею руководила, а тонкий расчет: ей было нужно отвлечь его от событий Троянской войны.

К этому моменту отношения Зевса и Геры стали совсем натянутыми (согласно одной из версий мифа, в итоге они развелись). Сам Зевс уже не особо интересовался женщинами, но перед очарованием Геры, на которой был надет волшебный пояс Афродиты, он не смог.

Полотно Гая Хэда, “Юнона, одалживающая пояс у Венеры”, как раз повествует об этом событии:

Гера особо не распространялась, а Афродита не спрашивала. В этой войне они были по разные стороны баррикад: Афродита поддерживала троянцев, а Гера – ахейцев. Но разве она могла отказать царственной супруге Зевса?

Карл Брюллов, представитель классицизма и романтизма, также обратился к греческой мифологии, и создал полотно “Спящая Юнона”:

Рафаэль Санти – Венера с Юноной и Церерой (мастерская), 1517-19

Вилла Фарнезина, Рим, Италия

Аннибале Карраччи – Юпитер и Юнона

Галерея Боргезе, Рим, Италия

 

Флоренция

Гера-ревнивица. Хотя Гера и являлась покровительницей брака, ее супружеская жизнь не была безоблачной. Богиня постоянно ссорилась с изменяющим ей Зевсом, противоречила ему, и стремилась настоять на своем, если не силой, то хитростью и коварством.

Как-то раз, уговорив Посейдона помочь ей, Гера попыталась отстранить Зевса от власти. Заговор не увенчался успехом, и Зевс, узнавший об этом, сковал богиню золотыми цепями, и подвесил между небом и землей с тяжелыми наковальнями на ногах.

А причиной разногласий Геры и Зевса были постоянные измены последнего. В греческой мифологии известно много сюжетов, повествующих о неверности громовержца. Самой большой любовью Зевсе была Алкмена, дочь царя Микен Электриона, и мать Геракла.

Свою ревность Гера перенесла и на самого Геракла, что привело к драматическим, и даже фатальным событиям.

Художникам эпох Возрождения и Барокко больше нравились другие сюжеты, менее драматичные, и, если можно так выразиться, более комичные.

Правда, жертвам Геры так не казалось.
Картина Юнона превращает Каллисто в медведицу
Юнона превращает Каллисто в медведицу.

Эта картина богини Геры является очень редкой. Это гравюра Чезио с фрески Анибале Каррачи. В центре сюжета Гера, которая превращает соблазненную Зевсом нимфу Каллисто в медведицу.

Это только один из вариантов древнего мифа. Согласно другому мифу, в медведицу Каллисто превратил сам Зевс, который пытался таким образом уберечь возлюбленную от ревности мстительной Геры.

Далее миф повествует о том, как медведица была поднята Зевсом на небо, что в итоге привело к образованию созвездия Большой Медведицы.

Картина находится в Палаццо Веккьо (адрес: Piazza della Signoria, 50122 Firenze FI, Италия).

 

Геркуланум

Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги.

Фреска IV стиля. 50—79 гг.

Геркуланум, Здание августалов, Италия

Венеция

Веронезе – Юнона и Сатурн, 1553 г

Дворец дожей, Палаццо Дукале, Венеция, Италия

Неаполь

Свадьба Геры и Зевса на горе Ида. Помпеи

Национальный археологический музей, Неаполь. Италия

Амуры и Психея, совершающие жертвоприношение.

Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).

Неаполь, Национальный археологический музей. Италия

Суд Париса. Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 15). 45—79 гг.

Неаполь, Национальный археологический музей. Италия

Парма

Муцци. Юнона и Эол

Палаццо Санвитале в Парме, Италия

Нидерланды

Амстердам

Николас Питерс Берхем – Гера приказывает Аргусу стеречь Ио. 1655-83

Государственный музей, Амстердам, Нидерланды

Польша

Варшава

Луи Младший Булонь. Юнона просит Эола отпустить ветры

Лазенковский дворец, Варшава, Польша

Франция

Париж

Герунг, Матиас (ок1500 Нердлинген — 1568-70 Лауинг) — Разрушение Трои и суд Париса, фрагмент — Артемида, Гера и Афродита. ок1540

Лувр, Париж, Франция

Грегорио де Феррари (1647 Порто Маурицио — 1726 Генуя) — Юнона и Аргус

Лувр, Париж, Франция

Рубенс, Питер Пауль (1577 Зиген — 1640 Антверпен) — Иксион, обманутый Юноной, ок1615

Лувр, Париж, Франция

Гюстав Моро – Павлин, жалующийся Юноне, 1881

Национальный музей Гюстава Моро, Париж, Франция

США

Лос-Анджелес

Рембрандт Харменс ван Рейн – Юнона. 1662-65. Музей Хаммера, Лос-Анджелес. США

Одна из самых известных картин богини Геры – “Юнона” Рембрандта Хармеса Ван Рейна.

Геру художник изобразил в царственном облике. Исследователи творчества великого художника уверены, что, изображая Геру, Рембрандт имел в виду свою супругу Саскию.

На картине изображены все основные атрибуты Геры: покрывало, диадема, кукушка и павлин. Покрывало, в котором легко угадывается королевская мантия, небрежно наброшено на плечи богини. Позолоченная диадема напоминает корону. Павлин едва заметен на картине: его художник поместил в левый нижний угол полотна.

Величественная дочь Кроноса смотрит спокойно и мягко: это ей несвойственно. Но вся ее фигура кажется сильной и властной.

Картина находится в музее Хаммера, а Лос-Анджелесе (адрес: 10899 Wilshire Blvd, Los Angeles, CA 90024, Соединенные Штаты).

Нью-Хейвен

сэр Чарльз Лок Истлейк – Вид на Джирдженти на Сицилии с храмом Согласия и Юноны, около 1818

Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона, Нью-Хейвен, США

Форт-Уэрт

Юнона просит Эола выпустить ветер , Франсуа Буше , 1769

Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас, США

Хьюстон

Джованни Баттиста Тьеполо – Юнона и Луна. 1735-45.

Музей изящных искусств, Хьюстон, США

Швеция

Стокгольм

Питер Ластман – Жертва Дидоны Юноне

Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Александр Мёрлинг – Юнона, богиня брака, 1765

Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Георг Энгельхард Шрёдер – Юнона или Аллегория Элемента Воздуха

Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Частные коллекции

Картина Яков Варчаг "Гера в повозке, запряженной павлинами"

Яков Варчаг «Гера в повозке, запряженной павлинами».

Это очень редкое полотно. Предположительно, оно было создано в эпоху барокко, примерно с 1725-1750 гг. Где хранится эта картины богини Геры, к сожалению, неизвестно.

О самом художнике тоже ничего неизвестно. Вероятно, он вдохновлялся словами мифа, говорящего следующее:

“Когда в эту ночь смотрели титаны и полубоги-герои на небо, не было на небе звезд. Только огромный белый павлин, весь в радужных глазах на оперении пышного хвоста, медленно пролетал, сверкая, неведомой кометой по небуЮ и мерцал позади него путь его полета”.

Картина Дандини Чезаре, “Гера и павлин”

Дандини Чезаре, “Гера и павлин”.

Еще одна редкая картина, посвященная Гере. Дата создания неизвестна, место хранения картины – тоже.

Считается, что Чезаре был приверженцем стиля флорентийского сентиментального барокко. Поэтому он уделил особое внимание работе с цветом, а также плавности линий. Его Гера-Юнона изображена художником в образе римской матроны. Вероятно, мастер тяготел к аллегоричности, но богиня у него получилась слишком странной, непропорциональной и невозможной.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что верхнюю часть полотна писал не сам Чезаре, а один из его учеников. Такое предположение высказывается потому, что художник был замечательным мастером миниатюры и прекрасным портретистом: он создавал живые и достоверные женские образы. Вероятно, это полотно было его не слишком удачным экспериментом.

 

Ян Брейгель Младший – Юнона в загробном мире

Частная коллекция

Арман Поинт – Юнона

Частная коллекция

Эол и Юнона — Лусио Массари

Частная коллекция

 

 

Оцените статью
Античная мифология