Скульптуры богини Геры

Скульптуры богини Геры находятся в музеях всего мира. Многие статуи богини хранятся в музеях Ватикана. Некоторые скульптуры Геры-Юноны есть и в России.

Самые известные статуи

Наиболее известные статуи богини Геры:

  • Юнона Соспита;
  • Гера Людовизи;
  • Гера Боргезе;
  • Гера Фарнезе;
  • Гера Барберини;
  • голова Геры (ок 600 г до н.э.);
  • голова Геры (ок 420 г до н.э.).

Россия

Москва

Статуя богини т.н. Гера Барберини. Переработка греческого образца IV в. до н.э. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Статуя Геры датируется II веком. Древнегреческая богиня Гера-Юнона выполнена из мрамора.

Считается, что эта мраморная богиня Гера (Юнона) является римской копией греческого оригинала. Скульптура была обнаружена в 16 столетии. Место нахождения – Винимальский холм. Скульптура богини Геры была названа в честь своего первого владельца, кардинала Барберини.

На участке, на котором была обнаружена мраморная богиня Гера (Юнона) ранее были расположены Олимпийские термы. Чуть позже там построили храм св.Лаврентия на Панисперна.

Находку не сразу отправили в музей. Какое-то время богиня Гера-Юнона не покидала коллекцию князей Барберини. Потом ее приобрели для коллекции папы.

Рост скульптуры богини составляет 2,97 м. Сохранность статуи была достаточно хорошей: в реставрации нуждался только нос Геры и ее рука (правая).

Изначально статуя представляла собой собрание из нескольких мраморных кусков. Отдельные части мрамора были использованы скульптором для изготовления груди и левой ступни. Такая техника была популярной во времена античности. Это позволяло скульпторам работать очень экономно.

Статуя богини Геры представляет собой женщину, изображенную в тонком хитоне. Контуры тела слегка просвечиваются, кожа над левой грудью немного обнажена. В скульптуре нет ничего порочного: чувствуется, что художник (и это типично для античности) искренне восхищался красотой.

Жезл богиня Гера держит в правой руке. Судя по сильному наклону вперед, можно предположить, что ранее скульптуру устанавливали на возвышенности.

Мраморная богиня Гера отличается пышными формами, что “роднит” ее со многими скульптурами Афродиты. Хитон, который смело обнажает одно из плеч богини, увеличивает это сходство.

Осанка богини Геры очень статная, величественная, поистине царская. Одновременно богиня Гера явно благоволит к людям, которые возносят к ней мольбы: ее голова слегка склонена.

Волосы божества, разделенные пробором посередине и убранные назад, увенчаны диадемой. Лицо богини отличает строгость, серьезность, но одновременно – милосердие.

Богиня как бы делает полушаг вперед, и вся тяжесть ее тела приходится на ее левую ногу. Правая нога Геры немного отведена назад.

Исследуя скульптуру, ученые нашли ее интересное отличие от статуй эпохи Фидия: те скульптуры были изображены в сандалиях на утолщенных подошвах. А Гера (Юнона) Барберини стоит босая.

С идентификацией скульптуры богини Геры возникла сложность. Некоторые исследователи считают, что автором оригинала, который, к сожалению, не сохранился, был сам Пракситель. Некоторые уверены: скульптор – один из учеников Фидия Агоракрита, который жил и работал во 2 половине 5 столетия до н.э.

Также находят сходство этой скульптуры богини Геры со статуей Алкамена “Афродита в садах”:

Скульптура богини Геры

Согласно более точным сведениям, техника, в которой была сделана мраморная богиня Гера, более свойственна ваятелям эпохи Каллимахи (4 столетие до н.э).

В литературе, посвященной античному скульптурному наследию, озвучивалась достаточно смелая теория. Согласно ей, эта богиня Гера вовсе не богиня Гера, а Церера (Деметра).

Скульптура богини хранится в Италии, в музее Пия-Климента (адрес: VA, Cdad. del Vaticano, 00120, Ватикан).

Слепок Геры Барберини хранится в Пушкинском музее (ул. Волхонка, 12, Москва, Россия).

 

Юнона Соспита. Вторая половина II в.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

 

Скульптура Гера Боргезе
Гера Боргезе. Эта скульптура Геры была названа в честь княжеского семейства Боргезе. Точная дата создания статуи древнегреческой богини Геры неизвестна. Имя скульптора также найти не удалось.

Считается, что раньше богиня Гера-Юнона, выполненная из мрамора, “жила” на территории виллы Боргезе. Само здание галереи было построено кардиналом Ш.Боргезе, заложившим основы художественного собрания.

Скульптура хранится в музее Кастелло Арагонского в Байе (адрес: Via Castello 39 — 80070 Bacoli, Линия метро L2: станция Поццуоли, далее на такси).

Копия статуи хранится в пушкинском музее (адрес: ул. Волхонка, 12, Москва), в цветаевской коллекции слепков ГМИИ.

Статуя - Голова Геры Около 600 г. до н.э
Голова Геры Около 600 г. до н.э. Голова скульптуры Геры была найдена в 19 столетии, в Олимпии. Считается, что это древнейшая мраморная богиня Гера (Юнона), и она была очень большого размера.

Голова богини была сохранена достаточно хорошо. Это заставляет предположить, что сама скульптура, которой она принадлежала, располагалась в стенах храма. Исследователи предполагают, что Гера-Юнона была выполнена в сидячей позе. Вероятно, она сидела на троне. Рядом стоял Зевс-громовержец, облаченный в ратные доспехи.

Согласно описанию скульптур, данному Павсанием, они были выполнены в очень простом стиле.

Позднее было установлено, что голова богини, обнаруженная в Олимпии, являет собой яркий пример архаического периода лаконской школы. Богиня имеет несколько удлиненный овал лица, который к подбородку заостряется. Глаза смотрят прямо, их контур – треугольный. Рот небольшой, узкие губы сложены в “архаической улыбке”.

Лицо богини не моделировано, и в пространстве его черты не сокращается. Они словно вычерчиваются на передней плоскости.

Уши богини словно вывернуты, распластаны. Спереди их хорошо видно.

Изображение очень упрощено, его пространство кажется одномерным. Все это не вполне отвечает задачам круглой скульптуры.

Некоторые исследователи сомневаются в атрибуции головы богини. По их мнению, это не фрагмент полной скульптуры, а маска, которая некогда служила культовым целям.

Голова хранится в Пушкинском музее. Там же, в зале № 16, находятся фронтоны знаменитого храма Зевса.

 

 

Санкт-Петербург

Статуя Гера Фарнезе

Гера Фарнезе. Это копия скульптуры, которая, предположительно, была сделана Поликлетом в 5 в до н.э. Оригинал, к сожалению, был утрачен. Копия хранится в Государственном Эрмитаже (адрес: Дворцовая пл., 2, Санкт-Петербург)

Гера. Камелла мастера Гилла. Сардоникс. I в.
Это трехслойный сардоникс (Рим, 1 в н.э.) Он хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Россия

Суд Париса. Италия. Вторая половина XVI века.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Россия

Саркофаг со сценами бракосочетания (саркофаг супругов).

Мрамор. III в. н. э.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Гера. Древний Рим, cередина II в

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Скульптура «Гера». Германия, вторая половина XIX в.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Тарсиа, Антонио. 1662-1739. Юнона. Италия. Венеция, 1717-1718 гг.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Венецианский скульптор, втор. пол. XVI в. Юнона с павлином

Италия. Венеция, вторая половина XVI в. (по модели вторая половины 1570-х гг.)

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Скульптурная группа «Юнона и павлин»

Германия, 1730-1734 гг. (?)

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

 

Скульптура Юнона - скульптура Большого каскада Петродворца

Юнона — скульптура Большого каскада Петродворца. Эта скульптуры богини Геры, как и весь проект, была создана в 1715 году, по специальному заказу. Позолоченная богиня Гера находится по адресу: Россия, Правленская ул., Санкт-Петербург.

Австрия

Вена

Двусторонняя треугольная вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену. Листовая бронза, чеканка.

Музей истории искусств. Вена, Австрия

Греция

Афины

Скульптура Голова Геры (около 420 г до н.э)

Голова Геры (около 420 г до н.э). Древнейшее догреческое божество и самая главная из олимпийских небожителей, старшая дочь Крона и Реи, сестра и супруга Зевса, богиня Гера считалась покровительницей женщин. И, как законная жена отца всех богов, эта богиня покровительствовала женам и браку вообще.

Можно сказать, что богиня Гера – это воплощенная ипостась сил природы, воплощенных в образе Зевса.

По одному из сказаний, брак богини и Зевса долгое время оставался тайным. Затем громовержец все-таки объявил ее своей женой, и тогда боги отпраздновали пышную свадьбу.

Мифы наделили Геру властностью, жестокостью, неумолимостью. Она ревниво преследовала всех возлюбленных своего царственного супруга. Доставалось и детям громовержца, и особенно сильно от ее интриг пострадал Геракл.

Гера долго преследовала беременную Лето, а участью царевны Семелы стала ее трагическая гибель.

Особенно ярко трения между супругами были выражены в мифе о Тиресии. Как-то Зевс и Гера поспорили о том, кто из них получает большее удовольствие во время любовного акта, мужчина или женщина.

Тиресий, которому Зевс даровал возможность получить и тот и другой опыт, ответил, что удовольствие мужчины составляет 1/9 часть от удовольствия женщины.

Это противоречило мнению Геры, и разъяренная богиня ослепила Тиресия. Чтобы как-то утешить слепца, Зевс наделил его даром прорицания.

Эта статуя изображает молодую женщину. Скульптура, которая, скорее всего, была культовой, к сожалению, не сохранилась. Голова выполнена в простой технике. Эта богиня Гера хранится в Национальном археологическом музее в Афинах (адрес: 28is Oktovriou 44, Athina 106 82, Греция).

Голова Геры. Мрамор. 420 г. до н. э.

Национальный археологический музей. Афины, Греция

Дельфы

Гигантомахия. Гера нападает на одного из гигантов.

Фриз Сокровищницы сифнийцев в Дельфах.

Мрамор. 525 г. до н. э.

Археологический музей. Дельфы, Греция

Олимпия

Голова статуи Геры. Известняк около 560 года до н. э.

Археологический музей, Олимпия. Греция

Венгрия

Будапешт

Голова Юноны

Музей Аквинкум, Будапешт, Венгрия

Германия

Берлин

Вотивный рельеф Юпитеру Доличену и Юноне, Юпитер с тиарой, мечом, топором и связкой молний, ​​Юнона имеет зеркало и скипетр, III век нашей эры, из Рима,

Новый музей, Берлин.Германия

Юнона-Соспита-Антефикс

Старый музей, Берлин, Германия

Потсдам

Юнона и Эолус

Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия

Дания

Копенгаген

Гера Боргезе (восстановленная)

Кролевская литейная коллекция, Копенгаген.Дания

Гера Людовизи. I в.

Королевская литейная коллекция, Копенгаген.Дания

Гера Барберини. Греческая, римская копия.

Королевская литейная коллекция, Копенгаген. Дания

Гера Фарнезе. около 435 г

Королевская литейная коллекция, Копенгаген.Дания

Италия

Рим

Гера Барберини. Мрамор. Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.

Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда. Рим, Италия

Скульптура Гера Людовизи
Гера Людовизи. Эта скульптура богини Геры, согласно общему мнению, была изготовлена в первой половине I века н.э. Гера-Юнона представлена в виде громадной головы. Голова богини выполнена из мрамора.

Также считается, что за образ богини был взят образ Антонии Младшей. Это была дочь самого Марка Антония, знатная римская матрона. Она была племянницей императора Августа, матерью императора Клавдия и Германика.

Статуя богини стала знаковой для вермарцев, живших в 18-19 столетиях. Эта скульптура богини привлекла внимание Иоганна Иоахима Винкельмана, известного немецкого искусствоведа, основоположника современных представлений об археологии и об античном искусстве.

Богиня, выполненная в мраморе, на целое столетие стала воплощением идеала древнегреческого искусства. По мнению Винкельмана, мраморная древнегреческая богиня является воплощением всего “возвышенного и прекрасного”. Статуей богини восхищался Гете: он много говорил о ней и писал Шиллеру.

К.Ф. Мориц так писал об этой древней скульптуре богини Геры: “древнегреческая богиня вызывает представление о возвышенной, соединенной с властностью красоте”.

Статуя богини Геры находится в Национальном музее Рима (адрес: Largo di Villa Peretti, 2, 00185 Roma RM, Италия).

Троянская плита (Tabula Iliaca). Кальцит. I в. до н. э.

Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.Рим, Италия

Саркофаг супругов (фронтальная панель).

Мрамор. Эпоха Антонинов, ок. 180 г. н. э.

Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик. Рим, Италия

Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.

Фронтальная панель. Мрамор. 240—260 гг. н. э.

Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах. Рим, Италия

Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки. Фронтальная панель.

Мрамор. 270—280 гг. н. э.

Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах. Рим, Италия

Капитолийская триада. Мрамор. II в. н. э.

Римский национальный музей, Термы Диоклетиана. Рим, Италия

Статуя Юноны Соспиты. Мрамор. II в. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда. Рим, Италия

Считается, что это культовая статуя богини Геры. Возраст – примерно II в н.э. Информации об этой скульптуре очень мало. Сейчас она хранится в Риме, в музеях Ватикана (точный адрес: музей Пия-Климента, Ротонда, 19).

По некоторым данным, богиня изображена в типично этрусском стиле. Поверх одежды накинута козлиная шкура. Обувь – классическая этрусская. В руках богиня держит копье и щит.

Манера, в которой выполнена статуя, считается архаизирующей. Богиня застыла на одном месте, ее корпус строго фронтален. Нога слегка выдвинута в шаге вперед. Но одновременно прием обработки мрамора типичен для антониновской эпохи.

Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.

Мрамор. III в. н. э.

Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.Рим, Италия

Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (фронтальная панель). Мрамор. III в. н. э.

Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей. Рим, Италия

Терракотовый антефикс, изображающий голову Юноны Ланувийской.

Нач. V в. до н. э.

Национальный этрусский музей виллы Джулия.Рим, Италия

Терракотовый антефикс, изображающий Юнону Ланувийскую.

IV в. до н. э.

Римский национальный музей. Рим, Италия

Суд Париса (фрагмент рельефа).

Мрамор.Эпоха Адриана.

Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.Рим, Италия

Гера. Мрамор.

Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.Рим, Италия

Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески). Фронтальная панель со сценами бракосочетания.

Мрамор. Ок 210—220 гг. н. э.

Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Рим, Италия

Фронтон храма Юпитера Капитолийского (деталь рельефа «Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому»). Мрамор. 176—180 гг. н. э.

Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница. Рим, Италия

Фрагмент саркофага с эпизодами жизни покойного.

Паросский мрамор. Середина II в. н. э.

Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини. Рим, Италия

Беневенто

Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора.

Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.

Мрамор. 114—117 гг.

Арка Траяна. Беневенто, Италия

Мантуя

Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена concordia.

Мрамор. II в. н. э.

Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага). Мантуя, Италия

Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.

Лунский мрамор. Середина II в. н. э.

Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага). Мантуя, Италия

Неаполь

Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.

Мрамор. IV в. н. э.

Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Гера Фарнезе. Реплика II в. от оригинала второй половины V в. до н. э. Современный бюст.

Национальный Археологический Музей, Неаполь. Италия

Палермо

Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.

Плотный известняк из Менфи. 560—550 гг. до н. э.

Региональный археологический музей Антонио Салинаса. Палермо, Италия

Зевс и Гера. Метопа из храма Геры в Селинунте (Сицилия). 480—460 гг. до н. э.

Региональный археологический музей Антонио Салинаса. Палермо, Италия

Зевс и Гера (деталь). Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.

Известняк, мрамор. 460—450 гг. до н. э.

Региональный археологический музей Антонио Салинаса. Палермо, Италия

Перуджа

Погребальная урна женщины со сценой гигантомахии.

Травертин. II в. до н. э.

Национальный археологический музей Умбрии.Перуджа, Италия

Пиза

Саркофаг в форме портика с арками.

Мрамор. Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.

Кампосанто.Пиза, Италия

Равенна

Алтарный рельеф с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев (правый фрагмент). Мрамор. 42—43 гг. н. э.

Национальный музей, Первый клуатр.Равенна, Италия

США

Нью-Йорк

Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами.

Мрамор. Третья четверть III в. н. э.

Метрополитен-музей. Нью-Йорк, США

Франция

Париж

Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.

Мрамор. Ок. 235 г. н. э.

Лувр.Париж, Франция

Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).

Мрамор. Ок. 235 г. н. э.

Лувр. Париж, Франция

 

Статуя, посвященная Херамисом Гере
Статуя, посвященная Херамисом Гере. Одна из древнейших статуй Геры (575-550 гг до н.э.) была обнаружена на о.Самос. Согласно преданию, именно на этом острове когда-то жила сама богиня Гера.

Надпись, высеченная на каменных одеждах божества, сообщает о том, что Херамис (автор) посвятил эту скульптуру Гере.

Здесь изображена не сама Гера, а дароносица: в левой руке, которая, к сожалению, не сохранилась, девушка держала приношение богине.

Статуя выполнена в характерном для ранней архаики стиле. Фигура напоминает столб или колонну, которая устремляется вверх. Нераздельные части плавно перетекают одна в другую. А начало берется от круглого плинта, который полностью сливается с одеждой девушки.

Нижняя часть скульптуры напоминает монолитный ствол. Вся масса мерно струится, а правая рука слегка прихватывает ткань.

Одновременно статуя не лишена объема. В своем внешнем движении она скована.

Оригинальная скульптура хранится в Лувре (адрес: Rue de Rivoli, 75001 Paris, Франция), а ее слепок – в Пушкинском музее.

Богиня часто выполнялась “в миниатюре”. К сожалению, небольшие статуэтки, которые были элементом декора в домах знатных господ, не сохранились. Сейчас можно приобрести только стилизованные статуэтки, выполненные из искусственного мрамора.

Гера Самосская. Мрамор.

1-я половина VI в. до н. э.

Лувр. Париж, Франция

Тулуза

Голова Юноны

Музей Святого Раймонда, Тулуза, Франция

Швеция

Стокгольм

Юнона.

Художественная академия, Стокгольм. Швеция

Лунд

Гера Людовизи. V в Музей древностей, Лунд, Швеция.

Голова Геры или Сфинкса, вероятно, из Гераиона в Олимпии, около 600 г. Оригинальный известняк в Гераионе в Олимпии.

Музей Древностей, Лунд.Швеция

 

Оцените статью
Античная мифология