Картины Зевса

Зевс – верховный бог в древнегреческой мифологии. Он считался царём богов, мудрым властителем горы Олимп. Зевс управляет небом и всем, что на нём происходило (громом, молниями, дождём), но также царствует и не земле. Здесь он построил государство, дал законы, распределил добро и зло, научил этому людей. Его звали также Кронид, т.к. Зевс был сыном бога Кроноса, времени. Этот бог был почитаем по всей Греции и за её пределами. В Риме ему соответствовал Юпитер. Зевс – также отец многих богов и героев, которые рождались от его связи с богинями, нимфами, смертными женщинами.

Кронид стал персонажем многих произведений, в честь него возводили скульптуры, другие шедевры. Есть и немало картин. То, как изображали бога Зевса, сейчас можно увидеть в самых разных музеях мира.

Россия

Москва

То, как изображался бог Зевс, можно увидеть и в российских музеях. В музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина выставлена картина Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто». Согласно древнегреческой мифологии, Каллисто была прекрасной девушкой, дочерью царя Аркадии. Она соблюдала обет безбрачия, так как когда-то стала спутницей Артемиды, богини целомудрия и невинности. Артемида была целомудренна сама и требовала этого от любой девушки, что вступала в её свиту.

Однако Зевс всё же оказался достаточно хитёр и смог подобраться к красавице Каллисто. Громовержец был известен своей способностью обращаться в разные формы, он мог становиться людьми, животными, явлениями природы. Подвластны были ему и облики других богов. На этот раз Юпитер стал самой Артемидой, и Каллисто подпустила его к себе, думая, что сама богиня навестила её. Картина бога Зевс (Юпитер) показывает именно этот момент.

Каллисто забеременела от Юпитера, а когда Артемида увидела её округлившийся живот во время купания, то пришла в ярость. За нарушение обета безбрачия девушка стала медведицей. В этом облике она и родила сына от Юпитера. Это был Аркад, родоначальник царей Аркадии, который сам также правил этой областью. Когда Аркад вырос, он едва не застрелил Каллисто из лука, приняв за медведицу. Её спасло вмешательство Юпитера, который перенёс девушку на небо и превратил в созвездие Большой медведицы.

Юпитер и Каллисто. Франсуа Буше. ГМИИ им Пушкина, Москва, Россия

Юпитер и Каллисто. Фр. Буше. Музей им. А. С. Пушкина. Москва, Россия.

Санкт-Петербург

В северной столице картины со сценами из жизни громовержца в первую очередь собраны в Государственном Эрмитаже. Зевс в Эрмитаже, к примеру, изображён на полотне Николаса Питерса Брехема, датируемого около 1680 г. Картина называется «Пастушеская сцена», но есть у неё и иное название – «Младенец Юпитер на острове Крит». Живописец обращается к легендам о детстве Зевса. Его мать, богиня Рея, не дала мужу Кроносу проглотить своего последнего сына, которым и был Зевс. Кронос поступал так из страха перед пророчеством, согласно которым трон у него отнимет собственный наследник.

Рея родила Зевса тайно на Крите, а Кроносу поднесла завёрнутый в пелёнки камень, который тот и проглотил. Младенец же остался на острове, где его воспитывали куреты и корибанты. Это мифические племена, последователи Реи. Они охраняли Зевса, чтобы его отец Кронос, вскоре разгадавший обман, не нашёл сына. Для этого куреты и корибанты кричали и били в щиты оружием. Шум заглушал плачь маленького Зевса. Тем временем мальчика кормили мёдом и поили молоком козы Амалфеи. Картины бога Зевса (Юпитера) Брехема показывает одну из сцен детства будущего громовержца.

Картина Зевс относится к позднему периоду творчества Брехема. Поначалу он проявил себя как пейзажист, и лишь затем обратился к сюжетным полотнам. То, что картина относится примерно к 1680 г., подтверждает и стиль изображения. Например, здесь видна характерная для этого динамика поз и движений. Особенность Брехема заключалась в том, что он обращался к разным элементам (пейзажам, людям, животным) и всегда мог нарисовать их мастерски.

У этой картины Зевса была необычная история. Очень долго считалось, что она не имеет отношения к легендам о Зевсе. Бытовало мнение, что полотно изображает просто сцену с пастухами. Лишь недавно истинный смысл творения был раскрыт.

Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит). Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург , Россия

Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит). Н. П. Берхем. Ок. 1680 г. Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Зевс в искусстве часто изображается соблазняющим женщин. Он известен как страстный бог-любовник, у которого было множество возлюбленных. Многие из них родили от громовержца сильных и талантливых героев. Также среди детей Зевса немало царей. Один из них – Амфрион, царь Фив, муж Ниобы, которая вызвала гнев Лето своим хвастовством. Ниоба говорила, что у неё много красивых детей, она плодовитее, чем сама Лето. Артемида и Аполлон, мстя за обиду матери, убили всю семью Ниобы, кроме Африона.

Картина бога Зевс Шарля Ванлоо «Юпитер и Антиопа», хранящаяся в Эрмитаже, показывает, как Зевс навещает Антиопу. Именно Антиопа родила от него Амфриона, а тажке его брата Зефа. По легендам, она была либо дочерью речного бога по имени Асоп, либо Никтея, мужчины из Фив. Здесь громовежец снова показывает своё мастерство перевоплощения, становясь сатиром. В дальнейшем в варианте мифа, где Антиопа – дочь Никтея, она сбежала из дома, забеременев.

Юпитер и Антиопа. Ванлоо, Шарль. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Юпитер и Антиопа. Ш. Ванлоо. Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Сюжет другой картины бога Зевса посвящён Ио – ещё одной возлюбленной бога. Художник по фамилии Ламберт на своём полотне «Юпитер и Ио» показывает встречу Зевса с девушкой. Ио – дочь речного бога Инаха, прекрасная жрица Геры. Зевс влюбился в неё и посетил красавицу в виде облака. Иногда в мифах указывают, что виной всему был любовный напиток, приготовленный девушкой по имени Йинкс. За это Йиинкс была превращена Герой в птицу, вертишейку.

Гера также заподозрила новую измену Юпитера. На картине Ламберта, по-видимому, отражён именно этот момент – когда богиня спускается с неба, чтобы застать мужа за любовными утехами. Однако Зевс успел превратить Ио в корову, сказав супруге, что это просто животное.

Согласно мифам, Гера не поверила ему и попросила корову в подарок, приставив к ней Аргуса, великана со множеством глаз. Эти глаза позволяли Аргусу никогда не спать. Лишь с помощью быстрого и хитрого бога Гермеса Юпитер смог освободить возлюбленную. Ио стала матерью Эпафа – одного из египетских царей, предка множества героев из Фив и Аргоса.

Юпитер и Ио. Сустрис Ламберт. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Юпитер и Ио. С. Ламберт. Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Другой рисунок в главном музее Питера посвящён уже не самому богу, но святилищу, когда-то возведённому в его честь. И у Зевса, и у Юпитера было множество храмовых сооружений повсюду в Греции и Риме. Культ бога-громовержца играл важную роль в жизни греков. Поэтому неудивительно, что и святилища божества поражали своей пышностью, украшениями, среди которых – скульптуры.

Многие из этих объектов стали объектом внимания художников и архитекторов. Например, в 1755 г. Шарль-Луи Клериссо, французский архитектор, живописец работал над чертежами и гравированными рисунками дворца Диоклетиана в городе Спалато (современный Сплит) в Хорватии. Этот объект известен тем, что сохранился лучше других дворцов периода Римской империи. Иногда во дворце укрывались местные жители во время набегов варваров. Сейчас дворец служит достопримечательностью, причём внутри расположены даже жилые дома и отели.

Частью дворца является также храм Юпитера. Он занимал западную часть комплекса и был возведён в 295-305 гг. После 305 г. строительство прекратилось, когда Диоклетиан перестал быть императором. С того века святилище осталось стоять. Статуя сфинкса располагалась с каждой стороны от входа в храм. На рисунке Клериссо прекрасно видно, насколько это великолепное сооружение. Художник передал игру света и тени в пустом помещении, которое пропитано духом древности, показал во всей красоте зал.

Клериссо, Шарль-Луи - Интерьер храма Юпитера во дворце Диоклетиана в Спалато. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Интерьер храма Юпитера во дворце Диоклетиана в Спалато. Ш.- К. Клериссо. Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Другой рисунок Клариссо с всё тем же строением тоже хранится в собрании Эрмитажа. Здесь уже изображён вид на сооружение снаружи. Живописец так же подробно выписывает всё строение, дома рядом, каждый элемент, давая представление о том, как выглядит древний дом божества, его скульптуры.

Клериссо, Шарль-Луи - Вид на храм Юпитера во дворце Диоклетиана в Спалато. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Вид на храм Юпитера во дворце Диоклетиана в Спалато. Ш.-К. Клериссо. Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Следующее сокровище, полотно Лота, обращает нас к событиям Троянской войны. В эту войну вмешались многие боги, приняв ту или иную сторону.

Афродита, богиня любви, тоже пыталась участвовать в сражении, но её ранил Диомед, царь Аргоса, который при помощи Афродиты обрёл небывалую силу. На картине Афродита обращается к Зевсу, жалуясь на произошедшее. Громовержец же советует ей оставить битвы, ведь она – богиня любви и брака, не имеющая отношения к сражениям.

Исследователи высказывали сомнения в том, что это картина Лота, т.к. в ней видна местами работа, к примеру, его ученика по фамилии Ротмайер. Вероятно, в создании участвовала мастерская Лота.

Афродита перед Зевсом. Иоганн Карл Лот (?) (1632—1698). Холст, масло. 107 × 142 см. Инв. № ГЭ 10117. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург .

Афродита перед Зевсом. И. К. Лот (?) (1632—1698) . Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Младенец Юпитер кормится молоком козы Амалфеи. Якоб Йорданс. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Младенец Юпитер кормится молоком козы Амалфеи. Якоб Йорданс. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Есть и работа, посвящена легенде об Амуре и Психее. Психея, прекрасная девушка, вызвала своей красотой гнев Афродиты. Та хотела извести красавицу, но Эрос (Амур), сын самой Афродиты, влюбился в Психею. Их легенда полна испытания для возлюбленных. В конце же Психею принимают на Олимп, она становится воплощением души и супругой Эрота. На полотне Зевс дарит девушке бессмертие и вечную молодость, а рядом стоит счастливый Амур.

 

Панно. В присутствии богов Юпитер дает приют. Морис Дени. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

В присутствии богов Юпитер дает приют. М. Дени. Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Традиционный облик Зевса – это зрелый, достаточно мускулистый мужчина. У него пышные кудри по плечи, борода, усы. Благородные черты лица наполнены мудростью, спокойствием, как и подобает царю богов. Зевс – само воплощение величия и власти. Считается, что такой образ впервые был показан известным античным скульптором Фидием. С тех пор его статуя Зевса Олимпийского служила примером для остальных творцов. На картинах разных художников тоже можно увидеть, как выглядит бог Зевс, царь богов.

Пример подобного изображения бога Зевса есть на картине А. П. Лосенко с образами самого Зевса и морской богини, прекрасной Фетиды. Фетида была морской нимфой, нереидой, одной из дочерей старца Нерея, воплощения спокойной морской глубины. Считалось, что нижняя часть её тела покрыта чешуёй. В Фетиду когда-то влюбился Зевс и даже замыслил жениться на ней, сделав женой после Геры. Но Прометей раскрыл громовержцу пророчество, согласно которому сын Фетиды от Зевса свергнет своего отца. Тогда мужем Фетиды стал царь Пелей, и она родила великого героя Ахиллеса.

Картина показывает Фетиду на коленях перед Зевсом. Она просит громовержца отомстить за обиду, которую нанёс её сыну царь Агамемнон. Ради этого нимфа взошла на Олимп.

 

Фетида и Зевс. Антон Павлович Лосенко. Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Фетида и Зевс. А. П. Лосенко. Государственный русский музей. Санкт-Петербург, Россия.

Астрахань

Баальбек. Развалины храма Юпитера и храма Солнца. 1882. Василий Дмитриевич Поленов. Астраханская государственная картинная галерея. Астрахань, Россия

Баальбек. Развалины храма Юпитера и храма Солнца. В. Д. Поленов. 1882 г. Астраханская государственная картинная галерея. Астрахань, Россия.

Австрия

Вена

Давид Тенирс I – Юнона с Ио, превратившаяся в корову, и Юпитер. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Юнона с Ио, превратившаяся в корову, и Юпитер. Д. Тенирс I (также назывался Старшим). Музей истории искусств. Вена, Австрия.

В венском музее, посвящённом истории искусства и хранящим множество ценных экспонатов разных художников, можно найти полотно Досси, где показана сцена, разыгрывающаяся между Юпитером, богом Меркурием и воплощением Целомудрия (в другом варианте названия последний персонаж – Добродетель). По некоторым предположениям Досси изобразил самого себя на полотне, став Зевсом. Громовержец изображён старцем, спокойным и рисующим бабочек. Это очень нетипичный вид для громовержца. К нему пришла Добродетель, которую осмеяли, но Меркурий, сын Зевса, мешает ей нарушить тишину и покой царя богов.

Юпитер, Меркурий и Целомудрие. Доссо Досси. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Юпитер, Меркурий и Целомудрие. Д. Досси. Музей истории искусств. Вена, Австрия.

Художник Корреджо тоже обращался к легенде о красавице Ио. В сцене, написанной его рукой, показан не момент, когда Гера раскрывает любовников. Такой мотив был популярен у художников, но Корреджо отошёл от него. Согласно мифам и древним текстам, Зевс спустился к девушке в виде облака. И на полотне виден сам момент соединения двух влюблённых. Одна из частей облака, вероятно – сама рука Зевса. Геры же здесь ещё не видно – возможно, она ещё не прознала об измене.

 

Корреджо – Юпитер и Ио. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Юпитер и Ио. А. да Корреджо. Музей истории искусств. Вена, Австрия.

Бельгия

Антверпен

Обучение Юпитера. Якоб Йорданс,вторая пол. XVII в. Rockox House. Антверпен, Бельгия

Обучение Юпитера. Я. Йорданс. Вторая пол. XVII в. Музей Рококса. Антверпен, Бельгия.

Рубенс написал немало работ, посвящённых греческой мифологии. В его картинах оживают самые разные легенды. Но они всегда полны жизни и движения. Здесь же показаны Юпитер и его возлюбленная, дочь Кадма Семела. Уже произошло самое страшное – громовержец показал любимой свой истинный облик. Но это было недопустимо для богов, нельзя было, чтобы смертный увидел подобное зрелище. И Семела в ужасе погибает. У неё немного выпуклый живот – возможно, это обозначение того, что в чреве несчастной растёт сын Зевса Дионис.

Брюссель

Юпитер и Семела. Питер Пауль Рубенс. Королевский музей искусств Брюссель. Бельгия

Юпитер и Семела. П. П. Рубенс. Королевский музей искусств. Брюссель, Бельгия.

Великобритания

Лондон

Франсуа Буше – Юпитер и Каллисто 1769. Собрание Уоллес, Лондон, Великобритания

Юпитер и Каллисто. Фр. Буше. 1769 г. Собрание Уоллес. Лондон, Великобритания.

 

Детство Юпитера. Джулио Романо. Британская Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Детство Юпитера. Дж. Романо. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.

 

Юнона, обнаружившая Юпитера с Ио. Питер Ластман. Британская Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Юнона, обнаружившая Юпитера с Ио. П. Ластман. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.

Юпитер и Семела. Якопо Тинторетто. Британская Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Юпитер и Семела. Я. Тинторетто. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.

Скьявоне – ещё один художник, обратившийся к легенде о Каллисто, спутнице Артемиды. Зевс соблазнил её, став самой Артемидой. Здесь бог показан в своём истинном облике – зрелый мужчина с лицом, обрамлённым бородой и волосами. Возможно, он уже принял этот вид, когда Каллисто доверилась ему. Либо же художник подчеркнул, кто именно скрывается под обманчивым внешним видом.

Юпитер, соблазняющий Каллисто. Андреа Скьявоне. Британская Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Юпитер, соблазняющий Каллисто. Андреа Скьявоне. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.

Кормление Юпитера. Никола Пуссен. Картинная галерея Далвич, Лондон, Великобритания

Кормление Юпитера. Н. Пуссен. Картинная галерея Далвич. Лондон, Великобритания.

Несмотря на то, что супругой Зевса была богиня Гера (Юнона у римлян), он редко появляется на изображениях вместе с ней. Чаще рядом изображены другие возлюбленные бога, его любовницы, от которых рождались новые боги и герои. Но всё же Гера была тоже очень почитаемой богиней у греков. Прекрасная царица богов покровительствовала браку, дому, она дарила облегчение при родах. Гамильтон – один из мастеров, который изобразил её во всей красоте рядом с мужем.

 

Юнона и Юпитер. Гэвин Гамильтон. Collection of the Earl of Leicester, Великобритания

Юнона и Юпитер. Г. Гамильтон. Collection of the Earl of Leicester. Лондон, Великобритания.

Германия

Берлин

Олимпийские боги – Юпитер и Юнона. Риччи, Себастьяно. Государственные музеи Берлина. Картинная галерея старых мастеров. Берлин, Германия

Олимпийские боги – Юпитер и Юнона. С. Риччи. Государственные музеи Берлина, Картинная галерея старых мастеров. Берлин, Германия.

Кормление Юпитера молоком козы Амалтеи. Никола Пуссен. Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия

Кормление Юпитера молоком козы Амалтеи. Н. Пуссен. Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия.

Дрезден

Филемон и Бавкида – жители Фригии, которых однажды посетили Гермес и Зевс. До этого боги обошли многие дома под видом обычных путников. Везде им отказывали в ночлеге. Филемон и его жена Бавкида, совсем бедные старики, соблюли гостеприимство. За это боги их наградили – дом превратили в роскошный храм, сделали жрецами. Согласно желанию супругов, они умерли в один день и стали деревьями.

Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды. Адам Эльсхаймер. Дрезденская галерея, Дрезден, Германия

Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды. А. Эльсхаймер. Дрезденская галерея. Дрезден, Германия.

Кассель

Юпитер и Каллисто – 1611. Питер Пауль Рубенс. Государственный музей Кассель, Германия

Юпитер и Каллисто. П. П. Рубенс. 1611 г. Государственный музей. Кассель, Германия.

Бремен

Детство Зевса. Ловис Коринт, 1905. Бременская картинная галерея. Бремен, Германия

Детство Зевса. Л. Коринт. 1905 г. Бременская картинная галерея. Бремен, Германия

Италия

Рим

Юпитер, Нептун и Плутон. Микеланджело Меризи да Караваджо. Casino di Villa Boncompagni Ludovisi, Рим, Италия

Юпитер, Нептун и Плутон. М. М. да Караваджо. Casino di Villa Boncompagni Ludovisi. Рим, Италия.

Аннибале Карраччи – Юпитер и Юнона. Галерея Боргезе, Рим (Galleria Borghese, Roma), Италия

Юпитер и Юнона. А. Карраччи. Галерея Боргезе. Рим, Италия

Юпитер и Антиопа, Бенинь Ганьеро. Галерея Боргезе, Рим (Galleria Borghese, Roma), Италия

Юпитер и Антиопа. Б. Ганьеро. Галерея Боргезе. Рим, Италия.

Геркуланум

Интересная фреска хранится в городе Геркуланум, древний город на территории Италии, разрушенный землетрясением I века н.э. Считалось, что он был построен Гераклом (в Риме – Геркулес), сыном Зевса. Фреска находится в Здании августалов в Археологическом парке. Она датируется 50-79 годами. Изображение посвящено Зевсу, его сыну Геркулесу и другим богам. Боги собрались, чтобы принять Геракла на Олимп после того, как тот погиб и стал уже бессмертным.

Геракл был зачат Зевсом, чтобы стать великим героем. Ревнивая супруга Зевса, Гера, преследовала героя, часто строя козни. Но в конце жизни Геркулеса и она, и другие боги приняли героя в свои ряды. Геракл даже взял в жёны дочь Геры Гебу. На фреске показан именно этот момент. Зевсом принят облик радуги.

Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги. Фреска IV стиля. 50—79 гг. Геркуланум, Здание августалов

Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги. 50-79 гг. Здание августалов, Геркуланум, Италия.

Неаполь

Зевс и Эрот. Фреска из Геркуланума. 1—37 гг. 83 × 168,5 см. Инв. № 9553. Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVIII.

Зевс и Эрот. Фреска из Геркуланума. 1-37 гг. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия.

Зевс на троне, увенчиваемый Никой. 62—79 гг. 96 × 70 см. Инв. № 9551. Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.

Зевс на троне, увенчиваемый Никой. 62-79 гг. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия.

Европа верхом на быке. Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18, g). I в. н. э. Национальный археологический музей, Зал LXX. Неаполь, Италия

Европа верхом на быке. Фреска из Помпей (Дом Роковой любви). I в. н. э. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия.

Мантуя

Разрушение гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те, Мантуя, Италия

Разрушение гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.

Зал гигантов, стена с сокрушением гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те, Мантуя, Италия

Зал гигантов, стена с сокрушением гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.

Милан

Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто. Джузеппе Босси. Пинакотека Брера, Милан, Италия

Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто. Джузеппе Босси. Пинакотека Брера. Милан, Италия.

Испания

Мадрид

Юпитер и Антиопа. Пьер, Жан-Батист-Мари. Музей Прадо. Мадрид, Испания

Юпитер и Антиопа. Жан-Батист-Мари Пьер. Музей Прадо. Мадрид, Испания.

Пейзаж с Психеей и Юпитером. Пауль Бриль и Питер Пауль Рубенс. Музей Прадо. Мадрид, Испания

Пейзаж с Психеей и Юпитером. Пауль Бриль и П. П. Рубенс. Музей Прадо. Мадрид, Испания.

 

Молния – это известный атрибут богов Зевса и Юпитера. Другое название – перун. Они по-разному изображались в разных источниках – в основном как вилы с несколькими зазубринами и зубьями. В живописи более поздних эпох молнии выглядели как несколько пучков пламени. Это оружие Юпитера, которым он может побеждать врагов (например, титанов) или же карать провинившихся. Поэтому скульпторы и другие мастера часто изображали Зевса с молнией в руке.

Молнии, низвергающиеся с неба, считались проявлением Зевса, его волей, предзнаменованием. Каждая молния была священной, как и место, куда она ударяла.

Поначалу молнии Зевсу ковали одноглазые великаны циклопы, которых громовержец освободил из Тартара. Но циклопов убил Аполлон, когда Зевс молниями пронзил его сына Асклепия. Тогда изготовителем божественного оружия стал бог Гефест, умелый кузнец. В Риме его называли Вулкан. Именно к этому персонажу обращается Рубенс на полотне «Вулкан кует молнии Юпитеру», которое сейчас демонстрируется в мадридском Музее Прадо.

Вулкан кует молнии Юпитеру. Рубенс, Питер Пауль. Музей Прадо. Мадрид, Испания

Вулкан кует молнии Юпитеру. Питер Пауль Рубенс. Музей Прадо. Мадрид, Испания.

 

Осуждение Аполлона Юпитером и другими богами. Харлем, Корнелис ван. Музей Прадо. Мадрид, Испания

Осуждение Аполлона Юпитером и другими богами. Корнелис ван Харлем. Музей Прадо. Мадрид, Испания.

Юпитер и Ликаон. Коссьер, Ян. Музей Прадо. Мадрид, Испания

Юпитер и Ликаон. Ян Коссьер. Музей Прадо. Мадрид, Испания.

Латвия

Рига

Орест Адамович Кипренский – Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду. Художественный музей. Рига, Латвия

Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду. О. А. Кипренский. Художественный музей. Рига, Латвия.

Нидерланды

Гаага

Младенчество Зевса. Николас Питерс Берхем Старший, 1648. Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Младенчество Зевса. Н. П. Берхем Старший. 1648 г. Королевская галерея Маурицхёйс. Гаага, Нидерланды.

США

Вашингтон

Пуссен, Никола (последователь). Нимфы, кормящие младенца Юпитера. Национальная галерея искусств. Вашингтон, США

Нимфы, кормящие младенца Юпитера. Никола Пуссен (последователь). Национальная галерея искусств. Вашингтон, США.

Нью-Йорк

Юпитер в облике Дианы и Каллисто. Франсуа Буше. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Юпитер в облике Дианы и Каллисто. Франсуа Буше. Музей Метрополитен. Нью-Йорк, США.

Эгина принимает Юпитера. Жан-Батист Грез. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Эгина принимает Юпитера. Жан-Батист Грез. Музей Метрополитен. Нью-Йорк, США.

Филадельфия

Юпитер и Каллисто. Спиринкс, Карель. Музей искусств Филадельфии. Филадельфия, США

Юпитер и Каллисто. Карель Спиринкс. Музей искусств Филадельфии. Филадельфия, США.

Франция

Париж

Юпитер и Антиопа. Ватто, Жан-Антуан (1684 Валансьен - 1721 Ножан-сюр-Марн). Лувр, Париж, Франция

Юпитер и Антиопа. Жан-Антуан Ватто (1684 Валансьен — 1721 Ножан-сюр-Марн) . Лувр. Париж, Франция.

Юпитер и Даная. Иоахим Эйтевал. Лувр, Париж, Франция

Юпитер и Даная. Иоахим Эйтевал. Лувр. Париж, Франция.

Гольциус, Хендрик (1558 Мюльбрахт - 1617 Харлем) – Юпитер и Антиопа. Лувр, Париж, Франция

Юпитер и Антиопа. Хендрик Гольциус (1558 Мюльбрахт — 1617 Харлем) . Лувр. Париж, Франция.

Романо, Джулио (Джулио Пиппи) (1499 Рим - 1546 Мантуя) – Юпитер и Даная. Лувр, Париж, Франция

Юпитер и Даная. Джулио Романо (Джулио Пиппи) (1499 Рим — 1546 Мантуя) . Лувр. Париж, Франция.

Детство Зевса. Якоб Йорданс, 1640. Лувр, Париж, Франция

Детство Зевса. Якоб Йорданс. 1640 г. Лувр. Париж, Франция.

Юпитер и Антиопа. Тициан Вечеллио. Лувр, Париж, Франция

Юпитер и Антиопа. Тициан Вечеллио. Лувр. Париж, Франция.

Низвержение Юпитером пороков. Веронезе. Лувр, Париж, Франция

Низвержение Юпитером пороков. Веронезе. Лувр. Париж, Франция.

Юпитер и Эгина. Грёз, Жан-Батист. Лувр, Париж, Франция

Юпитер и Эгина. Жан-Батист Грёз. Лувр. Париж, Франция.

Юпитер в образе Сатира и Антиопа. Селлар, Винсент. Лувр, Париж, Франция

Юпитер в образе Сатира и Антиопа. Винсент Селлар. Лувр. Париж, Франция.

Юпитер и Антиопа. Жан Огюст Доминик Энгр. Музей Орсе, Париж

Юпитер и Антиопа. Жан Огюст Доминик Энгр. Музей Орсе. Париж, Франция.

Рене-Антуан Уасс -- Рождение Минервы из головы Юпитера. Версальский дворец, Париж, Франция

Рождение Минервы из головы Юпитера. Рене-Антуан Уасс. Версальский дворец. Париж, Франция.

Ноэль Куапель . Юпитер на колеснице между Правосудием и Благочестием. Версальский дворец, Париж, Франция

Юпитер на колеснице между Правосудием и Благочестием.Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.

Мишель Корнель младший. Ирида и Юпитер. Версальский дворец, Париж, Франция

Ирида и Юпитер. Мишель Корнель младший. Версальский дворец. Париж, Франция.

Младенец Юпитер среди корибантов. Ноэль Куапель. Версальский дворец, Париж, Франция

Младенец Юпитер среди корибантов. Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.

Юпитер в образе Дианы и Каллисто. Ноэль Алле. Версальский дворец, Париж, Франция

Юпитер в образе Дианы и Каллисто. Ноэль Алле. Версальский дворец. Париж, Франция.

В Доме-музее Гюстава Моро есть полотно этого французского художника, посвященное Зевсу и Семеле, его возлюбленной и матери Диониса. Семела была дочерью Кадма, основателя Фив. Юпитер пообещал ей исполнить любое желание – и девушка по наущению Геры попросила показать бога истинный облик. Зевсу ничего не оставалось, кроме как явиться в блеске среди молний – но это погубило Семелу, ведь та была смертной. Её ребёнка, бога Диониса, Зевс выносил сам, зашив себе в бедро.

Однако на этой картине Юпитер изображён неожиданно спокойным и даже равнодушным к Семеле, лежащей у него на коленях. Девушка с ужасом смотрит на истинный облик громовержца. Лицо же того ничего не выражает, как у статуи. Вокруг – колонны пышного зала, множество других фигур. Например, есть смерть с белой лилией, а также персонажи из подземного царства внизу композиции. Картина изобилует деталями, тщательно прописанными художником, цветочными узорами. Моро писал её с 1889 г. до 1894-95 гг.

Юпитер и Семела. Гюстав Моро. Дом-музей Гюстава Моро, Париж, Франция

Юпитер и Семела. Гюстав Моро. 1889-1895 гг. Дом-музей Гюстава Моро. Париж, Франция.

Картина в Версальском дворце посвящена не столько самому Зевсу, сколько его культу. Полотно Ноэля Куапеля изображает жертвоприношение богу. Однако и сам Юпитер здесь изображен – в виде статуи. Громовержца сопровождает орёл, его священная птица.

Жертвоприношение Юпитеру. Ноэль Куапель. Версальский дворец, Париж, Франция

Жертвоприношение Юпитеру. Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.

Труа

Похищение Ганимеда Юпитером. Шарль-Жозеф Натуар. Музей изящных искусств, Труа, Франция

Похищение Ганимеда Юпитером. Шарль-Жозеф Натуар. Музей изящных искусств. Труа, Франция.

Детство Юпитера. Любен Божен. Музей изобразительных искусств. Труа, Франция

Детство Юпитера. Любен Божен. Музей изобразительных искусств. Труа, Франция.

Экс-ан-Прованс

Музей Гране в городе Экс-ан-Прованс известен своей картиной «Юпитер и Фетида» Жана Огюста Доминика Энгра. Написанная в 1811 г., она тоже посвящена Троянской войне, точнее тому, что происходит вне поля боя. Персонажи картины – сам Зевс, а также нимфа Фетида, мать Ахиллеса. Фетида умоляет громовержца помочь её сыну Ахиллу, но весь вид бога и его поза показывают неумолимость и властность. На то, что судьба в лице Зевса всё же будет жестока к Ахиллу, намекает также и выжженный, коричневый пейзаж на заднем фоне.

Особенностью картины является то, что поза Юпитера здесь повторяет позу статуи Зевса из Олимпии работы Фидия V века до н.э..

Сама скульптура была утеряна ещё в древние времена, но остались её копии и изображения (например, на монетах). Например, такая скульптура-копия хранится в Эрмитаже. Эта работа неизвестного римского мастера I века н.э. Скульптура хранилась в коллекции маркиза Кампана, затем её выкупил император Александр II и уже тогда перевёз в Эрмитаж. С XIX века она находится там.

По сравнению со статуей Фидия изображение Юпитера показано зеркально, также изменено положение рук. В левой руке скульптура держит статую Нику. Здесь же в руке ничего нет, она лежит на облаке. Фигура Фетиды уменьшена по сравнению с громовержцем. Нимфа в мольбе тянет руку к Зевсу, восседающему на троне, её одежды, кажется, вот-вот соскользнут с тела.

Юпитер и Фетида. Жан Огюст Доминик Энгр. Музей Гране, Экс-ан-Прованс (Musée Granet, Aix-en-Provence), Франция

Юпитер и Фетида. Жан Огюст Доминик Энгр. 1811 г. Музей Гране. Экс-ан-Прованс, Франция.

Чехия

Прага

Детство Юпитера. Николас Питерс Берхем. Национальная галерея, Прага, Чехия

Детство Юпитера. Н. П. Берхем. Национальная галерея. Прага, Чехия.

Швеция

Стокгольм

Юпитер и Каллисто. Шарль-Жозеф Натуар. Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Юпитер и Каллисто. Шарль-Жозеф Натуар. Национальный музей., Стокгольм, Швеция.

Юпитер с орлом и молнией. Неизвестный художник. Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Юпитер с орлом и молнией. Неизвестный художник. Национальный музей, Стокгольм. Швеция.

Частные коллекции

Различные полотна и картинки бога Зевса можно также найти и в частных коллекциях. Сюда тоже входят сцены из мифов, как популярных, так и малоизвестных. Например, в число подобных картин входит работа «Юпитер и Даная» известного фламандского художника и самого яркого представителя барокко П. П. Рубенса. Даная – персонаж древнегреческой мифологии, дочь царя Аргоса по имени Акрисий. Акрисию было предсказано, что его ждёт смерть от руки собственного внука.

Тогда царь построил под землёй зал с медными стенами и запер там Данаю вместе со служанкой, которая должна была следить за царевной. Однако красота Данаи привлекла Зевса, который проник через все препятствия в виде золотого дождя и сошёлся с девушкой. Даная родила Персея, героя, который позже убил Медузу Горгону. На картине показан момент встречи Данаи и Юпитера. В отличие от других подобных работ, здесь Зевс показан в человеческом облике.

Юпитер и Даная. Питер Пауль Рубенс, Частная коллекция

Юпитер и Даная. П. П. Рубенс. Частная коллекция.

Николас Питерс Берхем – Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто. Частная коллекция

Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто. Н. П. Брехем. Частная коллекция.

Николас Питерс Берхем – Юпитер и Каллисто. Частная коллекция

Юпитер и Каллисто. Н. П. Брехем. Частная коллекция.

Детство Юпитера. Николас Питерс Берхем. Частная коллекция

Детство Юпитера. Н. П. Берхем. Частная коллекция.

Юпитер и Каллисто. Жан Оноре Фрагонар. Частная коллекция

Юпитер и Каллисто. Жан Оноре Фрагонар. Частная коллекция.

Оцените статью
Античная мифология