Статуи и скульптуры Зевса

Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона. Громовержец, повелитель неба, царь и отец других богов. Его супруга – богиня брака и материнства Гера. В Риме его называли Юпитер и относились с таким же почётом, как и в Греции. За пределами этих стран бог тоже был известен. Поэтому его храмы и святилища можно было найти во многих местах. Сохранились и сами здания того или иного храма, и скульптуры оттуда. Каждая статуя Зевса бога Древней Греции – особое произведение искусства, которое несёт отпечаток времени и о многом может рассказать. Такие творения сейчас находятся в музеях и разных собраниях.

Современные скульпторы, дизайнеры тоже обращаются к греческой мифологии и создают новые статуи в честь Зевса. Например, есть т.н. скульптура скользящий Зевс – анимация скульптуры с вращающимся блоком, по которому скользит голова Зевса. Но за счёт точных расчётов она никогда не падает.

Россия

Москва

Государственный музей Пушкина в Москве хранит в себе огромное собрание различных экспонатов, связанных с античностью. Одна статуя Зевса в наше время тоже хранится там. Эта статуэтка была найдена в древнем городе Додона на территории Греции. Додона была известна своим оракулом при храме Зевса. До появления Дельфийского оракула (где прорицал Аполлон) оракул этого храма был самым известным и почитаемым. Но и потом он уступил Дельфийскому лишь немного. Додонский оракул упоминается во многих произведениях (например, в «Илиаде») и просуществовал до IV в. н. эры.

Город где находилась статуя Зевса, т.е. Додона, находился на месте, где первоначально был распространён культ богини земли. Затем туда пришло племя селлов, которые и учредили поклонение Юпитеру. Однако предыдущий культ не исчез. Богиня-земля получила имя Диона, вместе с Зевсом, который тоже покровительствовал земледелию, они стали почитаться в виде бука. Затем уже появился священный дуб.

Святилище Зевса в Додоне было особенно известным благодаря священному дубу Зевса, при помощи которого местные жрецы и делали пророчества.

Жрецы Юпитера этого храма тоже назывались селлы. Они продолжали традицию поклонения земле и её обожествления. Поэтому селлы спали прямо на земле под дубом. Они никогда не мыли ноги, чтобы на них оставались частицы земли. Это помогало поддерживать связь с матерью-землёй.

Прорицания храма Юпитера получали разным образом. Перед тем, как узнать волю богов и расшифровать её, жрецы достигали особого вдохновлённого или экстатического состояния. Использовались ритуалы, омовения, воскурения, приносились дары. Гадали чаще всего по шелесту листьев священного дуба у храма. Также слушали журчание ручья, протекающего у корней дерева. Последний вид гадания – по «додонской меди», медному тазу. Для пророчеств использовали звон, который слышался при ударах о таз.

У этой статуэтки достаточно сложная поза. При этом в ней господствуют плавные линии, мягкие развороты. Одной рукой Зевс упёрся в бедро, другой же опирается о скипетр, который был утерян. Вероятно, эту работу создавали под влиянием Лисиппа, одного из величайших греческих скульпторов. Лисипп творил в IV в. до н. эры.

Исследователи не сразу смогли идентифицировать божество, которое было изображено античным мастером. Это произошло в т.ч. из-за того, что в храмах одного бога могли находится статуэтки и других мифологических персонажей. Поэтому некоторые посчитали, что это Посейдон. Однако Посейдон, будучи богом морей и водной стихии, бурной и непредсказуемой, обычно не был так спокоен. В его облике прослеживалось беспокойство и хаос. Поэтому всё же было решено, что это Зевс.

Эта скульптура Юпитера была выполнена из бронзы. Внутри она полая, частично с формовочной смесью. Исследователи установили, что разные части статуэтки были созданы отдельно и потом соединены. К сожалению, она сохранилась не полностью. Утрачена часть ноги, а также атрибут, который Зевс держал в руке.

Вот некоторые интересные факты о статуе Зевса, которые касаются внешнего облика и анатомии:

  1. Вся статуя выполнена мастером, который явно имел обширные познания в анатомии. Так, тщательно обозначена мускулатура, жилы, вены. Все детали проработаны так, чтобы плавно перетекать друг в друга. Поэтому создаётся ощущение единства и естественности.
  2. Также хорошо проработано лицо – благородное, с правильными чертами. Выражение мягкое, благосклонное к зрителям, спокойное, как и полагается царю богов. Что интересно, нет никаких признаков статуса Зевса – отсутствует диадема или похожие украшения.
  3. Древний скульптор поработал даже над глазами верховного бога. В результате у статуи оказались даже очерчена радужка, а на месте зрачков находятся проколы.
  4. Несмотря на то, что у Зевса голова зрелого мужчины, есть борода, усы, тело у него достаточно юношеское, стройное, даже вытянутое.

Скульптура ЗЕВС ИЗ ДОДОНЫ. Греция. Третья четверть IV в. до н.э. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Зевс из Додоны (Греция). 3-я четверть IV в. до н. э. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, Россия.

 

Санкт-Петербург

Эрмитаж

Первая статуя Зевса в Эрмитаже имеет неизвестное происхождение. Первоначально она была в собрании А. Г. Лаваль, собирательницы произведений искусства и благотворительницы. В 1952 г. и статуэтка, и множество других предметов коллекции были приобретены для музея Эрмитаж. Скульптура бога Зевса относится к времени Империи, сверху её покрывает тёмно-коричневая патина. Это произведение сохранилось очень хорошо, материалом послужила бронза.

Эта скульптура Зевса в Эрмитаже имеет свои интересные особенности. С одной стороны, она показывает так называемого «Зевса, мечущего молнии». Но обычно у таких изображений бог показан в действии, динамики. Тут же поза статическая и достаточно спокойная. Зевс шагает вперёд, в его руке главный атрибут – молния. Волосы аккуратно уложены, борода тоже подстрижена. Что также любопытно, мускулатура и бёдра скульптором были выражены не очень явно.

Статуэтка Зевса. Бронза. Ровная темно-коричневая патина. Время Империи. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Статуэтка Зевса. Время Империи. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

При рассказе о том, какие скульптуры Зевса есть, стоит упомянуть также бюст, хранящийся в музее Эрмитаж. Его происхождение неизвестно, но выражение лица и другие элементы показывают, что бюст относится к императорской эпохе. Создали его, судя по всему, римские мастера. Датируется Зевс громовержец скульптура I в.

Она очень тщательно проработана, для создания использовался мрамор. Детально изображены пышные волосы и борода, которые обрамляют спокойное лицо с правильными чертами. Оно беспристрастно взирает на зрителей, как и положено главному судье среди богов. На плечи Зевса наброшен плащ, хитон (одежда наподобие рубашки без рукавов).

Вероятно, эта работа – часто композиции, которая служила для обожествления императора. В античные времена правителей часто считали потомками богов, либо их самих изображали в виде божеств. Голова Зевса была утрачена и отреставрирована, причём с большим мастерством. Реставратор хорошо передал черты, свойственные скульптурам императорского периода Рима.

Эта скульптура несёт в себе аллегорический смысл. Зевс был царём богов, самым могущественным и мудрым. И здесь он воплощает всемогущество, всесилие, господство над всем существующим.

В самой основе композиции – венок славы. Но его попирает своими ногами орёл, несущий уже на себе изображение Зевса. Орёл – это священная птица Юпитера, тоже символ власти. Сам бог порой принимал его облик, чтобы являться смертным. Появление орла в небе ознаменовало победу над жестоким титаном Кроносом, против которого выступили боги во главе с Зевсом.

Скульптура Зевс. Мрамор. I в. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Зевс. I в. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Следующий экспонат Эрмитажа – это алтарь из мрамора, созданный в I в. н. э. Он интересен тем, что показывает поклонение не только Зевсу как отдельному богу, но также египетскому солнечному божеству, Аммоном. Аммон тоже считался владыкой всего мира. Аммон изображался в виде барана, и на этом алтаре это отчётливо видно. Так, у маски Зевса на лицевой стороне присутствуют по бокам головы рога барана. На боковых частях алтаря есть черепа жертвенных баранов.

Скульптура Алтарь. I в. н. э. Мрамор. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Алтарь. I в. н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

В Государственном Эрмитаже можно также найти колоссальную статую Юпитера работы римского мастера. Она действительно поражает размерами, ведь её высота превышает 3 метра, а если добавить постамент, то достигает 5 метров. Вес тоже огромен – 16 тонн. Это один из самых ценных памятников всей римской скульптуры.

Но эта скульптура Юпитера уникальна не только размерами и красотой. Она также является самой достоверной копией статуи Зевса из Олимпии (Зевса Олимпийского), творения Фидия и одного из Семи чудес света.

Статуя Зевса скульптора Фидий стала третьим чудом света и единственным из них, которое располагалась в материковой Европе. Она стояла в зале храма в Олимпии, построенном в честь Олимпийских игр. Долгое время сам храм стоял без статуи, т.к. роскошное сооружение требовало соответствующего изображения бога. Наконец создание скульптуры поручили Фидию, афинскому мастеру.

Фидий к тому времени уже прославился своими статуями Афины (одна из них, Афина Парфенос, украшала главный храм богини, Парфенон, в Афинах). Но уже статуя Зевса в Афинах не была сделана, для этого выбрали именно город Олимпия.

Древнегреческая статуя Зевса тоже создавалась в течение долгого времени. Фидий очень ответственно подошёл к работе, тщательно подбирал материалы, особенно слоновую кость, которую использовал для тела божества. Ещё одним ценным материалом было чистое золото. В качестве украшений использовались драгоценные камни. Также применялось дерево. Все работы проводились в специальной мастерской рядом со зданием самого храма, на расстоянии в 80 м. от него. Фидий потребовал, чтобы мастерская по размеру точно соответствовала святилищу.

Статуя Зевса в Олимпии краткое описание можно встретить у разных античных авторов. Например, о скульптуре писал Павсаний в своём труде «Описание Эллады», своеобразном путеводителе тех времён. Зевс Олимпийский скульптура выглядела следующим образом:

  1. Тело выполнено из слоновой кости.
  2. Часть тела укутана в накидку, которая в свою очередь покрыта золотом. Павсаний пишет, что на одежде был узор из животных и цветов.
  3. В левой руке статуя Зевса Фидий держит скипетр с орлом, священной птицей Зевса. Этот атрибут украшен драгоценными металлами.
  4. В правой – скульптура Ники, богини победы, помощницы и соратницы Зевса. Она тоже была выполнена из слоновой кости и золота.
  5. Голову венчал венок из оливковых ветвей. Согласно Павсанию, венок и повязка были и у Ники.
  6. Ноги Зевса были поставлены на скамеечку, скамеечку же поддерживали скульптуры двух львов.
  7. Трон скульптуры тоже славился своими украшениями. Там были рельефы в честь самого Зевса. Также встречались другие сюжеты, например, с подвигами героев Геракла и Тесея. Ножки трона украшали четыре Ники, застывшие в танце.

Факты о статуе Зевса также поражают воображение размерами работы. Вместе с пьедесталом Зевс Олимпийский был в высоту примерно 12-17 м. Иногда называют даже 20 м. Пьедестал был 1 м. в высоту и 6 м. в ширину. Статуя Зевса Олимпийского Фидия была такой высокой, что казалось, в полный рост она была выше самого храма. Причём сам храм в Олимпии, выполненный из мрамора, тоже был огромным, самым большим в то время.

Статуя Зевса в Олимпии сейчас уже утеряна, как и почти все остальные Семь чудес света. До этого она была повреждена во время землетрясения II в. до н. эры, но подверглась реставрации. В конце этого века Зевс Олимпийский снова пострадал – на этот раз из-за гражданских потрясений и набегов враждебных соседей. Последний раз эта статуя Зевса в Греции упоминается в 363 году н. эры.

Не сохранилось текстов, которые бы говорили, где находится статуя Зевса точно на момент своей гибели. Либо она была утрачена в 426 г., во время пожара храма, либо также сгорела в 475 г., но уже в Константинополе.

Скульптура Юпитера в Эрмитаже, копия работы Фидия, относится ко времени правления римских императоров Флавиев. В это время значительно укрепилась римская государственность и власть императоров. В свою очередь также произошёл расцвет культуры и искусства. Само искусство стало пышным, монументальном, что как нельзя лучше проявляется в этом изображении Зевса.

К династии Флавиев относился император Домициан, который, вероятно, и был заказчиком статуи. На это указывает тот факт, чтобы именно на вилле Домициана скульптура и была впоследствии найдена. Антиквар Томас Дженкинс обнаружил её во время раскопок. Это были части статуи, в частности торс. Затем её подвергали реставрации. В частности, воссоздали голову, поместили возле ног орла.

В конце концов скульптура оказалась в коллекции маркиза Джана Пьетро Кампана. Кампана был археологом из Италии и коллекционером произведений искусства. Он смог приобрести огромное количество древнеримских и древнегреческих предметов. Однако маркиза в конце концов ждало разорение. Его коллекция была продана в различные музеи мира.

С. А. Гедеонов, русский историк, первый директор Императорского Эрмитажа до начала торгов сделал так, чтобы Александр II приобрёл множество экспонатов для Эрмитажа. Скульптура Зевса оказалась среди них. Но сначала статую снова реставрировали. В частности, доработали руки и посох.

Только после этого огромную статую Зевса отправили в Санкт-Петербург. Из-за больших размеров её пришлось разделить. В результате статую упаковали в три ящика, после чего перевезли в Кронштадт, город-порт. Следующим пунктом был уже сам Петербург и Эрмитаж, куда ценный груз доставляли по воде. Для выгрузки и дальнейшей сборки понадобилось несколько десятков человек, а весь процесс занял почти неделю.

Статую собирались поставить в здании Нового Эрмитажа (часть Государственного Эрмитажа, первое в России здание, построенное специально под музей). Сначала это хотели сделать со стороны набережной, но не получилось из-за размеров. Тогда пришлось занести статую через дворцовый двор, но сначала её всё равно разобрали. Более того, пол Эрмитажа в принципе не был рассчитан на подобный вес, и под него пришлось установить дополнительный столб.

Помещение Нового Эрмитажа, где находится Зевс из коллекции Кампана, называется Залом Юпитера.

Большие размеры скульптуры определили также то, что с тех пор, как её доставили в музей в 1861 г., она больше не перевозилась никуда из Эрмитажа. Когда во время Второй мировой войны остальную коллекцию эвакуировали, Зевс по-прежнему оставался в своём зале. Более того, помещение стало хранилищем для некоторых других экспонатов. Также в нём укрывались во время бомбардировок.

Изначально эта статуя была выполнена из мрамора и бронзы. Мраморным было тело самого бога, а бронзовой, к примеру, его накидка. Немраморные части в итоге оказались утрачены. Позже их заменили при реставрации деталями из бронзированного гипса. В частности, это жезл в руке бога, орёл, фигурка богини Ники (Виктории), а также ткань, накинутая на плечо, бёдра и ноги бога. Статуэтка Ники появилась лишь в XIX в., когда Зевс уже выставлялся в Эрмитаже.

 

Статуя Юпитера. Мрамор. Кон. I в. н. э. Драпировка, жезл, фигуры орла и Виктории — тонированный гипс. XIX в. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Статуя Юпитера. Конец I в. нашей эры. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Следующая скульптура посвящена не сколько Юпитеру, сколько императору Октавиану Августу. Октавиан Август здесь изображён в виде Зевса, а точнее его римского аналога Юпитера. Скульуптура датируется I в. н. э. и была вырезана неизвестным мастером уже после смерти Августа. Сам император был против подобного обожествления. Но всё же его приемники начали развивать имперский культ, частью которого и стала эта скульптура.

В качестве материала использовался прекрасный итальянский мрамор белоснежного цвета. Имелся также темноватый налёт (патина). Руки императора с атрибутами (статуэтка Ники и скипетр) оказались утеряны. Их восстановили при реставрации, воссоздали из бронзы.

Скульптура была создана по примеру Зевса Олимпийского работы Фидия.

Как и Зевс Фидия, Октавиан Август изображён сидящим, будто на троне. Его правая рука вытянута вперёд, в ней император держит сферу, державу, символ власти. На этой сфере расположилась статуэтка Ники, богини победы. Левая чуть опущена, ею мужчина опирается о посох, который играет роль скипетра.

Интересно расположение одежды у скульптуры. Император полуобнажён, одеяние лишь укрывает его плечо и ноги. Так обычно изображали именно богов. У людей же всегда имелась одежда, гораздо больше скрывавшая тело.

Лицо скульптуры максимально приближено к внешности самого Октавиана, но всё же они идеализированы. Выражение лица строгое, сам император собран, хотя он принял простую и даже спокойную на вид позу. Но всё же во всей статуе видно величие и монументальность. Отсутствует пышность и стремление произвести эффект на зрителя. Скульптура показывает внутреннюю силу, властность, которая прячется за мнимой расслабленностью. Отсутствует всё то, что появится в более поздний этап римского искусства, который будет дальше от реализма и ближе к желанию впечатлить.

Эта статуя тоже относится к коллекции маркиза Кампана. Причём в собрании Кампана скульптура Октавиана считалась одним из самых ценных экспонатов. Как и другие произведения искусства, она была выставлена на торги после разорения владельца. Александр II приобрёл статую для Эрмитажа. Первоначально же эта работа была найдена в XIX в., в Южной Италии, в городе Кумы. Кумы служил первой колонией греков на территории Италии.

Статуя Августа в образе Юпитера. Мрамор. I в. н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Статуя Августа в образе Юпитера. I в. н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Среди экспонатов Эрмитажа есть также изображения Зевса на различных камнях. В частности, это так называемая «Камея княгини Голицыной», которая получила своё название по фамилии предыдущей владелицы. Камея – это камень с вырезанным изображением. Причём изображение именно на камее получается выпуклым.

Работа с головой Зевса, представленная в Эрмитаже – один из прекрасных примеров так называемой «живописи в камне», когда автор талантливо и умело использует особенности камня, чтобы создать нужное изображение.

Для создания этой работы использовался сардоникс из Индии. Это разновидность оникса, которая отличается сочетанием красного или даже огненного цвета, а также бурого, чёрного оттенков. Между ними – молочные, серо-голубые, розоватые слои. Камея была создана мастером из Александрии в II в. до н. э.

Сардоникс такого оттенка не зря выбран именно для изображения Зевса. Этот бог был громовержцем, его главный атрибут – молния. Зевс даже назывался огнём, пылающей, горячей субстанцией, которая находится в небе, в эфире, и даёт начало всему живущему. Он же упорядочивает Вселенную, определяет её законы и следит за их соблюдением. Поэтому огненный камень стал хорошим решением для того, чтобы передать величие царя богов. Александрийский мастер вырезал детали изображения на разных слоях, чтобы придать им нужный оттенок.

Непосредственно сам профиль Зевса, его голова вырезаны в слое белого цвета. Весь облик бога проникнут властностью, гордостью. Его подбородок приподнят, лоб наморщен, так что видна складка. Губы слегка приоткрыты, а глаза смотрят прямо вперёд. За счёт такого расположения профиля в камне кожа получается молочно-белой.

Пышные кудри и волосы же вырезались в том месте, где камень уже огненно-красный. В результате кожа и волосы красиво контрастируют друг с другом. Последний слой изображения, его фон, уже золотистый. Он тоже контрастен по отношению к остальным. Но всё переходы достаточно плавные, мягкие. Можно заметить в таких переходят тени лилового оттенка.

Скульптура Зевс. Сардоникс. III в. до н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

Зевс. Камея из сардоникса. III в. до н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Музей-заповедник Петергоф около Санкт-Петербурга тоже известен различными статуями античных богов. Они были созданы различными авторами и украшают сады, фонтаны. Среди них – Зевс с рогом изобилия на краю одного из фонтанов. Возникший первоначально как слобода Петра I, Петергоф со временем стал настоящим музеем. Кроме Зевса здесь есть и другие римские и греческие боги. Но громовержец представлен даже не в одной работе.

Зевс расположился на краю фонтана в лежачем положении. В его руке – рог изобилия, символ из древнегреческой мифологии. Этот атрибут тесно связан с Зевсом, хотя и не является напрямую одним из его символов. По легенде, это рог козы Амалфеи, которая кормила младенца-Зевса своим молоком. За это громовержец затем поместил её на небо. В некоторых мифах указывается, что при этом коза потеряла свой рог. В других историях сам Зевс случайно отламывает ей рог.

На статуе в Петергофе рог изобилия изображён в традиционной манере широкой частью вверх. Внутрь помещены цветы, можно увидеть плоды. Иногда этот атрибут располагается широкой частью вниз, и тогда различные символы изобилия и богатства высыпаются из него. Считается, что плоды, цветы, золото, другие атрибуты изобилия могут извергаться из него непрерывно. С рогом изобилия часто изображали других богов, например, покровителя богатства Плутоса.

Скульптура Зевс с рогом изобилия, Петродворец. Санкт-Петербург, Россия

Зевс с рогом изобилия. Петродворец. Санкт-Петербург, Россия.

В Петергофе есть ещё одна скульптура Зевса, на этот раз она украшает Большой каскад, один из самых огромных фонтанов мира. Большой каскад состоит из нескольких фонтанов поменьше, водопадных лестниц, гротов – и огромного количества различных скульптур.

Скульптура Зевса выполнена в золотых цветах, что только подчёркивает величие бога. Это достаточно мускулистый, зрелый мужчина, с пышными волосами и бородой. Одежда тоже традиционна для скульптур Юпитера. Плащ накинут на одно плечо и пояс, ноги. Торс фактически обнажён. Богов в античное время часто изображали лишь с небольшой частью одежды. Бог спокойно взирает на зрителей, во всём его облике видна древняя мудрость.

Скульптура Юпитер, 1801, Петергоф. Санкт-Петербург, Россия

Юпитер. 1801 г. Петергоф. Санкт-Петербург, Россия.

 

Австрия

Вена

Музей истории искусств в Вене тоже выставляет одну из древних скульптур Зевса. В данном случае это скульптура голова Зевса, а если точнее – голова Юпитера, римского бога-громовержца. Произведение было создано в I в. в Риме. Однако автор скульптуры Зевса обращался при этом к греческим моделям, которые оказали влияние на конечный результат.

Это не отдельная голова, раньше она присоединялась к статуе. Такой вывод исследователи сделали, обнаружив на шее следы спайки – там, где она соединялась с телом.

Для создания головы Зевса использовали особую технологию, которую изобрели греческие литейщики в V в. до н.э. При этом использовалось литьё по восковой модели. Модель создавали по частям, потом их соединяли. В процессе отливки статуя не разрушалась, что было главным плюсом такого метода. Он подходил для разных работ – бронзовых статуй большого размера, крупных статуэток.

Статуя выполнена очень детально, она притягивает взгляд множеством интересных элементов. Спокойствие в выражении лица сочетается со строгостью, даже непреклонностью. Зевс часто изображался таким – мудрым божеством, который хладнокровно взирает на окружающую действительность. Украшения у статуи прямо указывают на власть, которой обладает бог. В тщательно проработанные волосы, обрамляющие лицо, вплетена диадема – символ царя, властителя.

Древний мастер уделил много внимания каждой черте лица. Рот Зевса слегка приоткрыт, что тоже встречается достаточно часто. Губы выглядят необработанными, но на них раньше была нанесена золотая или серебряная фольга, подчеркивающая уста. Нос можно назвать изящным, прямым, с аккуратными ноздрями. Щеки гладкие, а лоб чуть выгнут, он низкий и в основном скрыт под волосами. Глаза статуи были утеряны, но изначально их выполнили из камня, стекла и слоновой кости.

Скульптура Голова Юпитера. Бронза, полое литье. Римская работа I в. Музей истории искусств. Вена, Австрия

Голова Юпитера. Римская работа I в. Музей истории искусств. Вена, Австрия.

В Музее истории искусств находится также вотивная табличка, посвящённая Юпитеру и Юноне. Она была найдена в самой Австрии, в месте под названием Мау­эр-ан-дер-Урль. Клад, обнаруженный там, включал в себя два таблички, и эта – первая из них.

Вотивные предметы – это вещи, которые приносились в дар богам. Подобная традиция считается формой жертвоприношения, причём достаточно мягкой, т.к. здесь были задействованы только неживые объекты. Такие предметы были непосредственно связаны с исполнением желания или исцелением. За подобную помощь человек обещал сделать жертву, которую и выполнял при помощи вотивного предмета.

Часто их закапывали, но, в отличие от кладов, откапывать подобные вещи было нельзя. Среди вотивных предметов нередко встречаются различные фигурки, статуэтки. Подобные обряды известные ещё с пещерных времён и продолжили быть популярны в античность.

На этой жертвенной табличке есть надпись, которая, судя по всему, обозначает человека, принёсшего жертву. Указывается его название его профессии, а именно декурион. Но такое название относилось сразу к двум должностям. Это мог быть командир декурии (эскадрона конницы) или же один из членов городского совета.

Сама табличка посвящена Юпитеру Долихену – божеству с востока, из Сирии, которое отождествлялось с Юпитером, было на него похоже. Некоторое время оно почиталось и в Риме.

Культ Юпитера был популярен с II в. до середины III в. н. э. У этого божества было также полное имя – Юпитер Наилучший Величайший Долихен. В основном этому богу поклонялись военные, но во время династии императоров Северов его приравняли к государственному культу Юпитера Капитолийского. Как и у Зевса и Юпитера, у него была супруга – богиня Юнона. Её тоже именовали с использованием эпитета Долихен – Юнона Долихена.

Изображения Юпитера Долихена похожи по атрибутам на самого Юпитера-Зевса. В его руке можно было увидеть пучок молний. Поэтому исследователи предполагают, что в Сирии он был местным богом молний. В другой руке Долихен часто держал лабрис, двухсторонний топор. Такое оружие было связано и с Зевсом, оно обозначало царскую власть и тоже могло символизировать молнию. Одежда в основном была такой же, как на римских полководцах. Голову украшала персидская тиара или же фригийская заострённая шапочка.

Священными животными этого бога были, судя по всему, орёл и бык. Юпитер Долихен часто стоял на изображениях на бычьей спине. Это животное, вероятно, воплощало тёмные силы. Но оно также нередко ассоциировалось с жизненной силой, плодовитостью. Орёл – воплощение власти, он был неразрывно связан с Зевсом. Юнона Долихена в свою очередь восседала на корове. Иногда корову заменял олень.

Особенности культа этого божества почти не известны. Более того, сам культ был закрытым, в нём играли важную роль мистерии, закрытые посвящения. Только после прохождения всех необходимых ритуалов открывался доступ в святилище. Храмы же были очень распространены, их можно найти на всей территории Римской империи. Например, один такой храм находится в Балаклаве, Крым.

Вотивная табличка в Музее истории искусств разделена на несколько частей. Каждая отделена от других горизонтальной линией. В нижней расположились Юпитер Долихен и Юнона Долихен. Они как раз стоят на своих священных животных – быке и корове. Богиня Ника (Виктория), покровительница победы и частая спутница громовержца, балансирует между ними на шаре. В её руке – венок, которым она собирается увенчать Юпитера.

По обе стороны от сцены расположены штандарты. Они отличаются по своим украшениям:

  1. У левого древко стоит на полумесяце. Дальше расположены шесть венков, между которыми висят также диски. Почти в самом верху – перекладина с кисточками. Венчает это сооружение раскрытая ладонь.
  2. Правый штандарт похож на предыдущий. По сути, отличается лишь количество венков. На древке висят шесть штук.

Следующие части таблички имеют следующие изображения:

  1. Вторая снизу тоже включает в себя Юпитера и Юнону, стоящих на их животных. Между ними – некая конструкция, столб, на нём нечто, похожее на огонь.
  2. Третья снизу показывает богов луны и солнца. Эти божества входили в пантеон Юпитера Долихена. Здесь оба бога восседают на колесницах, запряжённых лошадьми.
  3. Четвёртая снизу часть снова посвящена лунному и солнечному божеству.
  4. В самом верху треугольной таблички есть ещё одна, маленькая треугольная часть. В неё помещено небольшое изображение орла.

Табличка выполнена из листовой бронзы методом чеканки. Это очень детальная и проработанная вещь, с множеством изображений и продуманной композицией.

 

Вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену. Листовая бронза, чеканка. Музей истории искусств. Вена, Австрия

Вотивная табличка посвящением Юпитеру Долихену. Листовая бронза, чеканка. Музей истории искусств. Вена, Австрия.

Германия

Берлин

В Берлине античные произведения искусства в первую очередь можно найти в Берлинском античном собрании. Оно было основано в 1671 году. Большое количество скульптур и других работ дополняется также геммами – резными полудрагоценными камнями. Беря этот материал, древние мастера вырезали в камнях всевозможные изображения, сцены, портреты. Можно найти подобные изображения Зевса, очень детальные. Подобные работы тоже настоящие произведения искусства.

Голова Зевса и Олимпии, представленная в Берлине, была вырезана в сердолике, красном камне с различными прожилками. Использовался его подвид, карнелиан или карнеол. Красный камень как нельзя лучше подходит Юпитеру, которого считали богом грозы, молний. Он – огонь или «горячая, огненная субстанция», которая находится в небе, эфире. От Зевса происходит вся жизнь, он же упорядочивает её, задавая законы Вселенной.

Гемма относится ко второй четверти II в. до н. э. Она наглядно демонстрирует, каких высот достигли камнерезы из Древней Греции. Камень был совсем небольшой, 2,25 × 1,93 см. Но даже на таком участке мастер смог воссоздать детальный и полный жизни, властности профиль верховного бога Олимпа. Выражение лица может показаться безучастным, но вместе с тем оно серьёзное и спокойное, взгляд устремлён вдаль. Зевс практически всегда изображался именно таким – рассудительным мудрым царём.

Резчик изобразил профиль, традиционный для Древней Греции и популярный в ней. Между лбом и носом показан прямой переход. Пышные кудри обрамляют лицо. Это зрелый мужчина с бородой и усами, гладкими щеками. Обычно в волосах у Зевса можно увидеть тиару или другое украшение, намекающее на его царственность как верховного бога. Но здесь кудри поддерживает олива.

На плечи бога ниспадают три пышные раздельные пряди. Такой элемент был взят от древних статуй куросов периода архаики. Курос – скульптура в виде юноши-атлета, мемориальная или культовая.

По мнению исследователей, образ Зевса не был создан воображением мастера. Резчик использовал в качестве модели какого-либо известного человека. На это как раз указывает оливковая ветвь, нетипичный атрибут для Зевса. Ветвь оливы давали в качестве приза во время знаменитых Олимпийских игр, посвящённых громовержцу. Видимо, кто-то из победителей и удостоился быть запечатлённым в камне.

Скульптура Голова Зевса из Олимпии. Сердолик. 2-я четверть II в. до н. э. Государственные музеи, Античное собрание. Берлин, Германия

Голова Зевса из Олимпии. Сердолик. 2-я четверть II в. до н. э. Государственные музеи, Античное собрание. Берлин, Германия.

В Пергамском музее на Музейном острове в Берлине хранится огромное сооружение, Пергамский алтарь, посвящённый, как традиционно считается, Зевсу. Такое название алтарь получил из-за того, что был создан и затем обнаружен в городе Пергам на западе Анатолии. Исследователи называют разные даты его возведения. Есть предположения насчёт II и III веков до н. э.

Уникальность Пергамского алтаря заключается в том, что это не просто место поклонения. Алтарь стал отдельным монументальным сооружением. Пергамский музей был специально построен для его хранения.

Исследователи приводят различные варианты того, что послужило причиной для возведения столь масштабного сооружения. В частности, это победы различных пергамских царей над вторгшимися племенами варваров-галлов. Часто упоминают императора Аттала I. Но более распространённая версия указывает на Эвмена II и дату между 180-159 гг. до н. э.

Вероятно, алтарь был посвящён не только Зевсу, но и другим двенадцати олимпийским богам, которые почитались больше всего. В другой версии говорится о посвящении алтаря Афине и Зевсу, либо только Афине. Особенности алтаря не позволяют точно установить, в честь какого божества он был возведён.

В Пергаме алтарь располагался чуть ниже акрополя, но при этом хорошо просматривался со всех сторон. Вид с этого места тоже открывался очень красивый. Пергамский алтарь предназначался для совершения обрядов под открытым небом. Жертвенник находился внутри, за колоннадой сооружения. На крыше строения установили в качестве украшения статуи. Очень интересными являются рельефы на фризах алтаря. Это целые сцены из легенд, подчас с аллегорическим смыслом.

Центральной темой этих скульптур стала гигантомахия, сражение богов Олимпа и гигантов со змеиными ногами и крыльями. Гиганты были порождены богиней земли Геей. Она подговорила их напасть на олимпийцев за то, что те свергли титанов во главе с Кроносом и заключили их бездну Тартар.

Но здесь гиганты – не только мифологические персонажи, но также воплощение галатов, варваров и их культуры. Её побеждают олимпийцы, воплощение греков и их культуры, более продвинутой, цивилизованной. Боги находятся сверху композиции, они – божественный верхний мир. Гиганты же внизу, они имеют животные черты, и относятся к нижнему, хтоническому, дикому миру.

На фризе также помещены Зевс, Афина, Дионис и Геракл, которые выступают обозначением династии царей Пергама. Все имена персонажей были вырезаны на самом алтаре, поэтому их легко идентифицировать. Различия в фигурах, элементах указывают на то, что над алтарём работали разные мастера. Но Пергамский алтарь всё равно выглядит единым и гармоничным сооружением.

Интересен также и стиль, в котором выполнен рельеф на алтаре. Это так называемый горельеф, высокий рельеф, когда фигуры очень сильно выдаются над поверхностью, некоторые их части даже отделены от неё. На таких рельефах глубокие тени позволяют легко различать все детали. Фигуры на Пергамском сооружении изображены в разных позах, подчас сложных, даже повёрнутых.

Таких персонажей очень много, они заполняют всё пространство. К богам и титанам добавляются хищные звери, змеи. Все эти фигуры находятся в движении, они сражаются друг с другом. Авторы намерено не оставили ни одного свободного места в пространстве композиции. Это подчёркивало эпохальность битвы, её всеобъемлющий характер. При этом соблюдается некое равновесие между разными частями алтаря.

Все скульптуры алтаря полны энергии и экспрессии. В эпоху эллинизма авторы стали отходить от традиций классики, когда все изображения были спокойными. Здесь же в каждой фигуре видны отголоски битвы. Персонажи очень эмоциональны. Боги напряжены, в них чувствуется сила и восторг победителей. Гиганты же уже погружены в отчаяние из-за скорого проигрыша.

Алтарь в итоге оказался разрушен и погрёбен под слоем земли. К тому же, сам Пергам подвергся разрушениям в 713 г. Найден он был в XIX в., во время нескольких археологических компаний. В Пергамском музее демонстрирует реконструкцию алтаря вместе с найденными элементами декора. Это не полная копия, лишь часть здания.

Скульптура Пергамский алтарь Зевса. Пергамский музей. Берлин. Германия

Пергамский алтарь Зевса. Пергамский музей. Берлин, Германия.

Потсдам

В 1745-1747 гг. в Потсдаме по проекту Фридриха Великого был построен парк и дворец Сан-Суси. Название с французского переводится как «без забот». Это – один из объектов ЮНЕСКО, сочетающий в себе самые разные направления искусства. Сан-Суси поражает красотой архитектуры и паркового искусства. В нём можно найти множество скульптур, среди которых есть созданные по древнегреческой мифологии.

Большинство статуй на территории Сан-Суси – это работы Франсуа Гаспара Адама. Это французский скульптор, работавший в стиле рококо. Он создал также скульптуру «Юпитер с Ио». Она посвящена известной легенде о любви Зевса и девушки по имени Ио, дочери речного бога Инаха. Инах и сама Ио стали предками царей города Аргос.

Ио была невероятно красивой, но она также служила жрицей Геры. Зевса привлекла её красота. По другой версии, его влечение было вызвано любовным напитком, приготовленным девушкой по имени Йинкс. Сама Йинкс считалась дочерью бога Пана. Гера отомстила девушке, превратив её в птицу вертишейку. С тех пор Йинкс также была обречена быть использованной в обрядах. Например, птицу привязывали к вращающемуся колесу.

Но в любом случае Зевс воспылал страстью к Ио и спустился к ней с Олимпа. Для этого он превратился в облако. Однако Гера, известная своей ревностью и мстительностью по отношению к любовницам мужа, появилась в этот момент рядом. Но прежде чем царица богов увидела Ио, Зевс превратил возлюбленную в белую тёлку. Он попытался убедить жену, что то обычное животное. Гера же не поверила и вынудила Зевса в доказательство подарить ей красивое животное.

Гера всё ещё не верила громовержцу и потому приказала сторожить тёлку Аргусу, великану с множеством глаз. Пока часть его глаз спала, остальные бодрствовали. Таким образом сам великан никогда не спал и был хорошим стражем. У Овидия упоминается, что однажды Инах увидел тёлку и понял, что это Ио. Аргус не позволил им воссоединиться и прогнал Инаха, когда тот обнимал дочь за шею, горюя.

Зевс в итоге смог освободить Ио при помощи бога Гермеса, хитрого покровителя торговли и магии. Придя к Аргусу, Гермес долгое время пытался усыпить его историями и игрой на свирели. В итоге великан во время очередного рассказа всё же заснул. Тогда бог убил его. Но Гера узнала про это и на этот раз наслала на Ио овода. Будучи всё ещё в облике коровы, несчастная проделала немалый путь, спасаясь от жалящего насекомого.

У Эсхила упоминаются разные варианты путешествия Ио. Но в любом случае она проходила мимо скалы, к которой приковали Прометея, укравшего огонь для людей. Прометей обладал даром предсказания и сказал девушке, что её ждёт избавление от всех страданий в Египте. Также предки Ио станут великими героями. Человеческий облик она действительно вернула себе в Египте.

У некоторых авторов в корову её превращает сам Зевс, который мучился виной из-за страданий девушки. Также есть версия, в которой он просит Геру смилостивиться над Ио. Гера соглашается в ответ на обещание никогда не делить больше с девушкой ложе. Но в любом случае у Ио и Зевса родился сын, Эпаф. По легендам, он стал царём Египта и основал Мемфис. Также он стал предком героев из городов Аргос и Фивы.

Скульптура демонстрирует Зевса рядом с Ио, уже обращённой в корову. По-видимому, это момент, когда Гера попыталась застать их вместе. Но верховный бог пытается защитить возлюбленную, скрытую под обликом животного.

Скульптура Юпитер с Ио. Франсуа Гаспар. Сан-Суси, Потсдам, Германия

Юпитер с Ио. Франсуа Гаспар. Сан-Суси. Потсдам, Германия.

Греция

В этой стране сохранилось не так уж много памятников божеству. Многие из них были вывезены после раскопок, попали в различные музеи по всему миру. Сказалось и то, что немало произведений просто погибло в результате различных войн, катаклизмов.

Олимпия

Город Олимпия известен как один из важных центров культа Зевса, а также место зарождения и проведения Олимпийских игр. Город где находилась статуя Зевса чудо света, Олимпия, расположен на полуострове Пелопоннес. Неизвестно, кто именно основал эти игры и когда они начались. Датой самых первых принято считать 776 г. Долгое время здесь не было храма Зевса, а когда он был всё же построен, то стал самым большим святилищем тех времён.

Скульптура Зевса в Олимпии относится к Семи чудесам света, причём это единственный объект из списка, который находится на территории материковой Европы.

Статуя Зевса Олимпийского не сразу появилась здесь, т.к. изображение верховного бога должно было полностью соответствовать великолепному храму. В итоге создателем статуи выбрали Фидия, афинского мастера, автора множества работ. В античных легендах говорится, что сам Зевс решил спуститься к скульптору, чтобы позировать ему. В итоге статуя Зевса в Олимпии семь чудес света получилась величественной, огромной (в разных источниках можно найти высоту от 12 до 17 м.) и поражающей своей проработкой и красотой.

Статуя Зевса в Олимпии была выполнена из золота и слоновой кости, украшена драгоценными камнями. На золотой одежде изображались птицы и цветы. Роскошный трон тоже был покрыт различными рельефами, в первую очередь прославлявшими деяния Зевса.

В легендах говорится, что по окончанию работы автор скульптуры Зевса в Олимпии Фидий обратился к самому Зевсу. Фидий хотел узнать, нравится ли тому скульптура Фидия Зевс Олимпийский, доволен ли Юпитер работой. И громовержец не стал медлить с ответом. Вскоре началась гроза, и рядом со статуей в храме ударила молния. Это посчитали хорошим знаком, а на месте удара молнии в зал поставили чашу из меди. Молнии всегда считались волеизъявлением Зевса, его священным атрибутом и проявлением.

Скульптура Зевса в Древней Греции была торжественно открыта в Олимпии в 435 г. до н. эры. На эту церемонию пришли влиятельные греки, и работа Фидия не разочаровала их. Эта скульптура Зевса в Греции  была не просто красивой, она показывала Зевса почти как живым. У него сверкали глаза, а вокруг головы и плеч сиял свет.

Этого Фидий добился за счёт интересного трюка. У статуи вырубили бассейн, но налили в него не только воду, но и оливковое масло поверх неё. В результате на воде образовалась тёмная маслянистая плёнка, от которой отражался свет солнца, заливавший зал. Он и окружал сиянием скульптуру бога.

Чудо света статуя Зевса в Олимпии была возведена в V в. до н. эры. В VI и V вв. игры переживали также большой расцвет, однако затем они начали терять своё культовое значение. Понемногу Олимпийские игры превращались в простой спорт. Сам же храм и статуя Зевса чудо света в нём простояли до V в. н. эры. Статуя Фидия, вероятно, погибла не в самом храме, который сгорел, но была перевезена в Константинополь. Однако и там её настиг пожар.

Как и остальные чудеса света, скульптура Зевса Фидий была полностью утеряна. Фото статуи Зевса в Олимпии могут показать только её копии, которых сохранилось гораздо больше. Поза статуи была неоднократно воспроизведена другими скульпторами. Также существуют реконструкции, сделанные с помощью компьютерных программ, рисунки, описания древних авторов. Они восхищались работой Фидия, его мастерством.

Скульптура Статуя Зевса, Фидий. Олимпия, Греция

Статуя Зевса. Фидий. Олимпия, Греция.

Дания

Копенгаген

В этом городе демонстрирует ещё одну скульптура римского императора в виде громовержца и верховного бога Юпитера. Это Марк Кокцей Нерва, чаще известный как Нерва, первый из пяти хороших императоров. Эти императоры известны спокойствием и стабильностью, отсутствием репрессий. Сам Нерва хоть и правил недолго, но успел восстановить права сената, с которым советовался в делах. Он же привёл в порядок казну, сделал алиментный фонд для отпрысков бедных семей.

Нерва стал императором после Домициана из династии Флавиев, чьё правление было известным стремлению к роскоши. Но Домициан ограничивал влияние сената, строил роскошные здания, из-за которых страдала экономика. В итоге он был убит в результате заговора и предали «проклятию памяти». Такое проклятие подразумевало уничтожение всех материальных свидетельств о человеке.

Мраморная скульптура, которая датируется 96-98 гг., возможно, тоже была первоначально скульптурой Домициана. Затем её переделали в портрет Нервы, чтобы прежний император ушёл в забвение. На правой стороне шеи находятся несколько волос – единственное, что осталось от облика Домициана. Высота статуи составляет 2 м. Белый мрамор имеет желтоватый налёт. При реставрации мастера восстановили руки и часть одеяния. Но некоторые элементы (ухо и нос) так и остались утраченными.

Скульптура Нерва в образе Юпитера. Мрамор. 96—98 гг. Новая Карлсбергская глиптотека.Копенгаген, Дания

Нерва в образе Юпитера. Мрамор. 96—98 гг. Новая Карлсбергская глиптотека. Копенгаген, Дания.

Италия

Рим

В Ватикане есть один из музеев, который собрал большое количество античных произведений искусства. В нём хранится скульптура императора Тиберия в образе Юпитера Капитолийского, найденная в городе Черветери в центральной Италии. Эта мраморная скульптура изображает сидящего императора. Она выполнена из мрамора, а датой создания считается середина I в. н.э.

Американский археолог Чарльз Брайан Роуз высказал мнение, что изначально это была статуя Калигулы, которую потом изменили. На это указывает, к примеру, разный тип мрамора у головы и туловища. Голова сама по себе обработана отдельно, чтобы затем быть присоединённой к остальной скульптуре. Однако есть также версия, что черты лица изменили, чтобы соответствовать чертам лица Тиберия.

Скульптура Сидящая статуя Тиберия в образе Юпитера Капитолийского. Мрамор. Середина I в. н. э. Ватиканские музеи, Григорианский светский музей. Рим, Италия

Сидящая статуя Тиберия в образе Юпитера Капитолийского. Мрамор. Середина I в. н. э. Ватиканские музеи, Григорианский светский музей. Рим, Италия

 

Тиберий не раз изображался в виде этого божества. Другая мраморная статуя относится к 20-30 гг. н.э. Одеяние здесь типично для подобных работ. В ткань облачно только одно плечо, бёдра и колени. И это опять же подчёркивает, что перед зрителями не простой человек, но император, обладающий божественной властью.

Статуя Тиберия из Привернума в позе Юпитера. Мрамор. 20—30-е гг. н. э. Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XXI. 3.Рим, Италия

Статуя Тиберия из Привернума в позе Юпитера. Мрамор. 20-30-е гг. н. э. Ватиканские музеи. Музей Кьярамонти. Рим, Италия

В Музее Пио-Клементино, в Галерее бюстов, можно найти статую Юпитера, так называемый Юпитер Вероспи. Материалом послужил мрамор, как и для многих других античных работ. Однако от изначального произведения искусства осталось не так много – лишь верхняя часть туловища до ног. Всё остальное – большая часть лица, волос, руки были сделаны во время реставрации XVIII века. Приводятся разное время создания этой скульптуры – III в. н. э. либо 80-100 гг.

Сидящая статуя Юпитера (т. н. Юпитер Вероспи). Мрамор. Датировка: 80—100 гг. (Спинола) / III в. н. э. (другие ученые). Античной является только верхняя часть тела до ног; руки, части лица и волос и остальная часть тела дополнены в XVIII веке. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов. Рим, Италия

Сидящая статуя Юпитера (т. н. Юпитер Вероспи). Мрамор. Датировка: 80—100 гг. (Спинола) / III в. н. э. (другие ученые). Античной является только верхняя часть тела до ног; руки, части лица и волос и остальная часть тела дополнены в XVIII веке. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов. Рим, Италия

Следующий экспонат, бюст Юпитера, тоже относится к мраморным работам. Его выполнен римский мастер, который работал по греческому образцу. Последний же был выполнен в IV в. до н. э. Это типичный во всём облик Зевса – пышные кудри, суровое лицо. Строгость всё же немного соседствует с мягкостью.

 

Скульптура Голова Зевса Отриколийского. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда. Рим, Италия

Голова Зевса Отриколийского. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда. Рим, Италия

Другую скульптуру можно найти в Палаццо Альтемпс, где находится одна из частей коллекции Римского национального музея. Эта резиденция стала хранилищем для уникальных предметов античного искусства. Среди них – голова Зевса из мрамора и алебастра, частично отреставрированная. Бюст был создан в II в. н.э. римским мастером. Тот мастерски выполнил копия с оригинала уже греческого скульптура  (V – начало IV вв. до н. эры.). Подобные творения были нередки в античное время.

Скульптура Зевс. Мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца конца V — начала IV вв. до н. э. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Рим, Италия

Зевс. Мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца конца V — начала IV вв. до н. э. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Рим, Италия

Императора Клавдия тоже обожествляли и придавали ему черты Зевса. Скульптура из обычного для таких работ материала (мрамора) была создана в 40-50-е гг., I в. н. э. Мужчина стоит, опираясь на посох, с лавровым венком, знаком победителя. Рядом с ним – орёл, символ верховного греческого бога. Такой атрибут редко вырезался рядом с императорами, но здесь птица ещё больше подчёркивает царственность и величие.

Статуя Клавдия в образе Юпитера. Мрамор. 40—50-е гг. I в. н. э. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда. Рим, Италия

Статуя Клавдия в образе Юпитера. Мрамор. 40—50-е гг. I в. н. э. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда. Рим, Италия

 

Скульптура Голова Зевса. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э. Высота 38 см. Капитолийские музеи. Рим, Италия

Голова Зевса. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э. Высота 38 см. Капитолийские музеи. Рим, Италия

Храм Юпитера Капитолийского или Капитолий – один из самых значимых храмов в Риме. Он расположен на вершине холма, у которого сама столица империи и была построена. В одном из музеев можно увидеть фронтон с этого святилища. Там показано жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому. Это проработанная и детальная сцена из мрамора в виде рельефа со множеством персонажей.

Скульптура Фронтон храма Юпитера Капитолийского (деталь рельефа «Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому»). Мрамор. 176—180 гг. н. э. Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница. Рим, Италия

Фронтон храма Юпитера Капитолийского (деталь рельефа «Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому»). Мрамор. 176—180 гг. н. э. Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница. Рим, Италия

 

Скульптура Капитолийская триада. Мрамор. II в. н. э. Римский национальный музей, Термы Диоклетиана. Рим, Италия

Капитолийская триада. Мрамор. II в. н. э. Римский национальный музей, Термы Диоклетиана. Рим, Италия

 

Скульптура Рея подает Кроносу запеленутый камень. барельеф, III в. до н.э. музей Капитолия, Рим, Италия

Рея подает Кроносу запеленутый камень. барельеф, III в. до н.э. музей Капитолия, Рим, Италия

Скульптура Коза Амалфея, вскормившая младенца Зевса, и сатир. Джованни Лоренцо Бернини, 1615 г. Галерея Боргезе, Рим, Италия

Коза Амалфея, вскормившая младенца Зевса, и сатир. Джованни Лоренцо Бернини, 1615 г. Галерея Боргезе, Рим, Италия

 

Статуя бога Зевса в фонтане четырёх рек Бернини на площади Пьяцца Навона.  Рим, Италия

Статуя бога Зевса в фонтане четырёх рек Бернини на площади Пьяцца Навона. Рим, Италия.

Римини

Арка Августа в этом городе – старейшая арка из всех, что были когда-то возведены в Риме. Когда-то на её вершине находилась колесница с четырьмя лошадьми, но этот элемент не сохранился. Но по-прежнему можно увидеть рельеф, один из которых посвящён Зевсу.

Скульптура Юпитер. Рельеф на арке Августа, тондо на юго-восточной стороне. 27 г. до н. э. Римини, Италия. Беневенто

Юпитер. Рельеф на арке Августа, тондо на юго-восточной стороне. 27 г. до н. э. Римини, Италия. Беневенто

На другой арке (Трояна) показаны уже сразу несколько богов. Они застыли в ожидании появления правителя. Слева направо показан герой Геркулес, богиня мудрости и войны Минерва, рождённая из головы Зевса, Вакх (покровитель вина, веселья, самый необычный бог в мифологии), сам Юпитер, Церера (или Деметра, дарующая урожай), Юнона, Меркурий (Гермес, быстрый и хитрый бог).

Скульптура Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий. Мрамор. 114—117 гг. Арка Траяна, Беневенто, Италия

Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий. Мрамор. 114—117 гг. Арка Траяна, Беневенто, Италия

Верона

Скульптура Миф о Фаэтоне. Стенка саркофага. Мрамор. III в. Музей-лапидарий Маффеи. Верона, Италия

Миф о Фаэтоне. Стенка саркофага. Мрамор. III в. Музей-лапидарий Маффеи. Верона, Италия

Скульптура Декоративная подвесная маска (oscillum). Мрамор. II в. н. э. Музей-лапидарий Маффеи. Верона, Италия

Декоративная подвесная маска (oscillum). Мрамор. II в. н. э. Музей-лапидарий Маффеи. Верона, Италия

Неаполь

Скульптура Император Август в образе Юпитера Капитолийского. Мрамор. 45—50 гг. н. э. Голова современная. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Император Август в образе Юпитера Капитолийского. Мрамор. 45—50 гг. н. э. Голова современная. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

В этом же городе хранится ещё одна гемма. Это очень детальный рисунок победы громовержца над гигантами. Тщательно вырезана каждая чешуйка на ногах гигантов, которые представляю собой змей.

Скульптура Зевс на квадриге поражает гигантов молнией. Камея. Никелин. III—II вв. до н. э. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Зевс на квадриге поражает гигантов молнией. Камея из минерала никелина. Никелин. III—II вв. до н. э. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Другое воплощение Клавдия в виде Юпитера принадлежит 49-50 гг. Голова скульптуры не сохранилась, её восстановил Ф. Тальолини. Невероятно красивый мрамор сверкает и подчёркивает тщательно проработанные изгибы и детали.

Скульптура Император Клавдий в образе Юпитера Капитолийского. Мрамор. 49—50 гг. н. э. Голова современная, работы Филиппо Тальолини. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Император Клавдий в образе Юпитера Капитолийского. Мрамор. 49—50 гг. н. э. Голова современная, работы Филиппо Тальолини. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Палермо

Сидящая статуя Зевса из Солунта. Известняк, мрамор. II—I вв. до н. э. Региональный археологический музей Антонио Салинаса.Палермо, Италия

Сидящая статуя Зевса из Солунта. Известняк, мрамор. II—I вв. до н. э. Региональный археологический музей Антонио Салинаса. Палермо, Италия

Флоренция

Бронзовая статуэтка в археологическом музее в этом городе – воплощение Зевса-громовержца. Бронзовая работа относится к римскому времени. Глаза бога смотрят прямо, его взгляд твёрдый и пронизывающий.

Скульптура Юпитер с пучком молний. Бронза. Римское время. Национальный археологический музей.Флоренция, Италия

Юпитер с пучком молний. Национальный археологический музей. Флоренция, Италия.

Франция

Париж

Многие произведения античности были утрачены, но авторы восстанавливают их по текстам древности, по каким-то отдельным свидетельствам. Так, существует рисунок рельефа со сценой жертвоприношения перед храмом Юпитера Капитолийского. Этот рельеф когда-то находился на стенах самого святилища.

Скульптура Фронтон храма Юпитера Капитолийского. Утраченная часть рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского». Графика Пьера Жака (1576 г.). Лувр, Париж, Франция

Фронтон храма Юпитера Капитолийского. Утраченная часть рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского». Графика Пьера Жака (1576 г.). Лувр, Париж, Франция

Турция

Стамбул

Скульптура Адриан. Мрамор. Ок. 117—138 гг. н. э. Археологический музей. Стамбул, Турция

Адриан. Мрамор. Ок. 117—138 гг. н. э. Археологический музей. Стамбул, Турция

США

Балтимор

Статуэтка сидящего Юпитера. Литая бронза. I в. н. э. Инв. № 54.750. Художественный музей Уолтерсов.Балтимор, США.

Статуэтка сидящего Юпитера. Литая бронза. I в. н. э. Художественный музей Уолтерсов. Балтимор, США.

Оцените статью
Античная мифология