Скульптуры богини Афродиты в России

https://lh4.googleusercontent.com/HnY0m60ApDZ-7hicQOP-AbitKhPS6d8QF9KI9yliUdgHD9coLoAF5ySOpmSic8bc6XQsbKfTTva_jLSBiB7UWaqlNkw3Nm3U4dyQPCtSZstiOs6t9zPkWlI_fJ3pzAwx7-HO69GS

Самая известная скульптура богини Афродиты – Афродита Книдская Праксителя. К сожалению, статуя-оригинал не сохранилась. Она получила известность благодаря своим копиям.

Есть и другие скульптуры богини любви. Многие из них являются шедеврами мирового искусства.

Самые известные скульптуры

Наиболее известные статуи богини любви Венеры-Афродиты – это:

  • Венера Таврическая;
  • Афродита Книдская;
  • Венера Милосская.

Россия

Москва

https://lh3.googleusercontent.com/WH1iayPk1C4CAV2puV3niSOHtKlPa8WyUy1J-acYf6xMZRg2tHv2vYRV4_AP5BjC3XZ7zxRDmtn58sqq4L95pAlxh3iSiF3DtkBOU5LrFzMkcl2rigqKBaNiC4nwHOVc9R8llSDR

Каллимах Афродита в «садах». Римская копия с работы Каллимаха последней четверти V в. до н.э.. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/twa97m7YOK73cB39epBYI0uycx4b-e-RLdCgeo1w2rZFHlHTWwtMIWhe_VTOr2P2qfg_mR6cuUei__zDY3kAMrlc2SkS9zE4e8IIMRwrLhqehZ5g0lhN9AGkMHowlcXTMg6_z_Vu
Афродита Милосская. Копия с оригинала, возможно, второй половины II в. до н.э.; найден на о. Мелос в 1820 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Именно статуя Венеры задала современный стандарт женской красоты. Пропорции Венеры долгие годы считались идеалом.

Статуя богини Афродиты (Венеры):

Предполагается, что такую богиню Афродиту также создал Пракситель. Но более вероятным считается авторство Александра Антиохийского.

Скульптура хранится в Лувре.

Статуя считается совершенной. Совершенство скульптуры привело к тому, что сейчас она экспонируется без постамента.

Богиня была обнаружена на острове Милос в Греции. Вывозили е оттуда с большими приключениями: эта территория контролировалась Турцией. Власти страны не хотели выпускать из своих рук эту скульптуру.

Когда мраморная богиня Афродита прибыла во Францию, она поразила парижан. Искусствоведы, которые датировали ее, немедленно заявили о том, что это классическая скульптура.

Дело в том, что все искусствоведение того времени опиралось на теорию Винкельмана, знаменитого немецкого историка искусства.

По Винкельману, наивысший расцвет греческого искусства пришелся на эпоху классики: это был 5-4 вв до н.э. Начиная с эпохи эллинизма постепенно происходил упадок греческого искусства. Поэтому Венера Милосская не могла принадлежать никакой другой эпохе, кроме классики.

Вскоре после того, как была обнаружена сама Афродита, примерно в том же месте нашли еще и ее постамент. На этом постаменте была надпись, из которой следовало, что скульптура была изготовлена неким Александром из Антиохии. Это государство возникло уже после походов Александра Македонского, как раз в эллинистическую эпоху.

С теорией Винкельмана это не очень-то согласовывалось, но ее парижские искусствоведы уж очень уважали. Поэтому менять ничего не стали. Постамент куда-то спрятали, и его дальнейшая судьба неизвестна.

Поэтому Венера Милосская хранится без постамента.

 

https://lh3.googleusercontent.com/TQ_zdo3eKTgpecsqV0VTIlze0u2KIV3iMzS51nXIH8gbjlN1v67_zK6FXYcuqgcJM5r-rcJikgQ825jP5HeibP_FTNlODW1VqCt-5-1BT6Rh8ciTgeqjzFqRtB2GTftj9TMTIxwT

Пракситель. Афродита Книдская. Копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Точная дата создания статуи неизвестна. Исследователи сходятся в том, что Пракситель создал свою Афродиту в середине 4 в до н.э (350-360 годы). Эта датировка соотносится с сообщением Плиния, который считает, что расцвет творчества Праксителя пришелся именно на это время.

Статуя богини любви Афродиты Книдской (римская копия):

Статуя богини любви Афродиты Книдской (римская копия):

Оригинал статуи, к сожалению, был утерян.

Существует мнение: чем больше римских копий у оригинала, тем значительнее он был. Копий Афролиты Книдской очень много, они хранятся в музеях Европы, США и России.

Выделяют 2 скульптуры, которые более всего близки к оригиналу. Это Венера Колонна (эта копия хранится в музее Ватикана):

Скульптура Венера Колонна (эта копия хранится в музее Ватикана)

И Венера Бельведерская (хранится в музее Плио-Клементино, Ватикан, VA, Cdad. del Vaticano):

Статуя Венера Бельведерская (хранится в музее Плио-Клементино, Ватикан, VA, Cdad. del Vaticano):

Из этих двух памятников ближе всего к оригиналу Венера Бельведерская.

Во времена Праксителя Афродита Книдская регулярно подвергалась нападению со стороны тех, кто пылал к ней страстью. Плиний говорит, что после одного из эпизодов осквернений на статуе осталось пятно.

Один из страстных поклонников после неудачной попытки соития со статуей в отчаянии бросился в воду, и, по словам Лукиана, который был свидетелем этого события, “соединился с Афродитой навеки”.

 

 

 

https://lh5.googleusercontent.com/dtuCEFL-sznGUBVoLJ4dRkHrW-2DtNAKPFq8VjiWLV7b8PjOFc40sF2wVVyc3F9uQ16UwTw43m832toXBLuUEVSZNmjRhb-Y5yuSeyrZMzNPbJaHyvuhMdPdC__GPw0iV3-dY4Uo

Афродита. Мраморная копия со статуи работы Фидия (?), ок 430 г. до н.э.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/Odh6eFXRZpdsbKANYdEH14XpmKLswbcjQOAMCjcR6kfpfLLFFWY90ldtr-uKYiEQnX-YvTPJJxnYTb0Rtm1bdLYdQ30Ace6nR10Whhvv0675MPzOd4TzQNFRYtePz0iJ-ibnLjEa

АФРОДИТА ХВОЩИНСКОГО

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

 

Санкт-Петербург

https://lh4.googleusercontent.com/wOnrEE7AFBoGIjE4IGehxMRJOq0bZ6U-vYoSh4nWGwyy4Grb-QXsffiLpNv6uFO0M2TTnPMnrR1QiH7XEh9_gJLkfy9JcYyy5eVYfIhtnCaVLGfXXoTQzvrEZ4-FSQWpIKwWz6i-

Афродита с Эротом («Афродита на корточках») III в. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/CI-y8wmR1o0Jr-W4eu0ZycjgTkaAy-v07kW_JoyDlVj-X7vurCcMzuobO5KTsgYW3s7ZzktwUIXqbBngbTIjzOIvddCIq3xkgpgbccWuwDSl7wfb8ayvV8kWe7jDZsRG8uqcgbfn

Терракотовая статуэтка: Афродита с дельфином

Создано: Боспорское Царство. I в. до н.э. — I в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/GRR5Dp08Yb2kwj3uMO1vKIWf5wykdfJ86BZFaK3cyAGgRpG4MdmTtvrOag29o7mZxzSqXLTrY5DwacndlCA97LuUvs1mH8qjdHs1Tw4Et1ZFTZbYbR8kH5ZPbPZBQwdSVciRKY8A
Афродита (Гримани-Нани)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/dV8S4GPMMccIjjOd3GVw-oR6Qo4jQS3Y_Nah548jRvkg6FZod4reZegI3_3_VbndPJc_xhGwf5zF6cwdLH3SL0mGWtIG3hHnWpOwllO3d89tuZ4nfm8U_t1hzPp-atW3feHSxp1k

Афродита с Эротом

Создано: Центральная Греция (?); Мегара (?). I в. до н.э. — I в. (голова Афродиты — не античной работы)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/HnY0m60ApDZ-7hicQOP-AbitKhPS6d8QF9KI9yliUdgHD9coLoAF5ySOpmSic8bc6XQsbKfTTva_jLSBiB7UWaqlNkw3Nm3U4dyQPCtSZstiOs6t9zPkWlI_fJ3pzAwx7-HO69GS

Афродита, стоящая у пилона

Создано: Танагра (?). 300-200 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/ri6z2pT7tNM-Yp4anpH_4odiqUHL7z4anZ40ygW8Y9dAr48MoGcrBo3CTmwwt_f4BwQs_zlnxQs1l7SNKZErH8mvRowFPVZyUqkzSerNs7Q08nhLJiUtmtYH2qPTK6WzY3AU0EIf

Афродита, являющаяся из яйца (?)

Создано: Коринф. первая половина IV в. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/QwUW1qTlh7bIixWDCGS3TxG1zOgisMkd9feZoN0PTutoXlHs1Ok6QWNH8FGhUlHuFWZs1Cpusru__njNRDOUJX7UVMdn1hOAOg4yofkVokYJcsfZ5b0age4xSgGLNA2dxyzdq7cS

Афродита с Эротами

Создано: Малая Азия, Мирина (?). II — начало I в. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/smD4StXCt1j_8ZXETvSwti9xg0sp7qObRUHWPG39WFhmrcNkXY9lyjjpZ0C9wKNmHcLKyrqRp8-eud9Jm1Sc42DUoE2_u7zdHwg1-woB19LqU4-k18ePtTEDnCZVPmCZDmNsyEBX
Афродита

Древний Рим, III в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/pSeGyBsZMcS79_QRBrdp7-G3fE0LWgNHGHuvPAHLHNqaxatYv1-ADqAvQh-SE73de0cjf8wS_vkcuUFXVby9bc1ZgzCi9dNQDFVNqMBWx1TcFVUDdUaF5TJHjV_A7WhMWz4BwSWs

Афродита (тип Венеры Капитолийской)

Древний Рим, II в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/jh-6PJ6B2MrUtZ_Eaq_u7cIJK8O_WenAD9k-mDlW7cPkmi7PELmc3X4BxnsOfjSA7VnoOpDxnUUMPNzLJdUc2YAobaLlQjgE3IldlHLIDX5ABi1Yb5YwujvBn3ecEtqj81aoy71S
Сидящая Афродита

Создано: Танагра. 330-200 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/_gnlojnJicfKrpPDtK5xAEgCC304ZkUGLDK8TdoYUBppJOYFeQ0UvWb_iGviUD2vyadqtA4R84Pbspk1gCp8QX3G4qOuZXkjiPyxR-3B0YLFwMl5jJo_sFi1Q71RDLA7Dgzu_bKw

Афродита в раковине

Южная Италия, III — II в. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/ueAqpgA1wpajwrwp00ByPyXpFSkUlkriSlOMpOHwb1MiH1Yz4w9ON9hWHGUF0VoGro2UgT8fukloRuNM-9xSDpaxxWc_9-f0CjkRuEJFLGd4cr-iZitlyvJMhIPcPxmBqTeLPuF-

Статуэтка: Афродита с Эротом у гермы

Создано: I в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/wXJlcb4aK0qXhefOqLrTkgL0tfU5aGMigwhFN6CyMXe6nAf_ByCAQIjdnvWSSW3YiHPBRfltRybXo_h5Bs3mY0MzV51tQq5-F_Fx5vfN-5rTith4FxovReowQPQe2ERJHIsJtjoX
Афродита

Италия, XIX в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/CFVTwpAeJwejcb8wznfwzmU5wpex2UziQLu-gl112k2qq6DavMLeJQqflU6TCBTSTRG49nlG1PHmZzNmSfPbSBaZdd0TEW8B0yFe15MC6pedJURXW8aNvNYH8WkfSu1SYEjFPBFz

Афродита с зеркалом

Создано: Египет. III в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/NQwpEOzwHTSsiKX3nrpThg5pNhGeFdBBfwRExQWgEhRs54RPXf0v0Gf6BghGTAGJ_yKRjfFVafOOthdzlPBYv_L_RP4QKo3V9CsXW8vxP07Ona9919zGJ_xmvRrN3XZjgVa9oZf-

Стоящая Афродита

Создано: Беотия, (найдена в Фисбе ?). IV в. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/y05xuLTcFWrJg2yoUreyOuJRk4clVHtsHihHvA2ewatFVbO7wAjuwj3uYg9hPw9t2sSpqTpRWFJd6abWhW2i7ENbj6Mt6CtgYHVI7bcudgh3QHShUadJxHBLs2wca7L6aBgE46Dm

Стоящая Афродита

Создано: Малая Азия, Мирина (?). конец I — II в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/IPcbxaFc7nmVZz7ygOWjKQOhvuKhAr0qJDKfY2ISZRfLhCtBH9M96AtczPl2kNV2H345QHfHEtRQ1xgn-nxqbySUNzGKBTVYAZZ0N_wn6R1kkiPR8dP8oXTE7ShTnR-BPmWAcEvk

Подставка зеркала — Афродита с эротами

Создано: Древняя Греция. около 480 г. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/MjQiGvcZcyrGOvfx5yFiHmYfUkDv3aD-9wviqkf-QLIFLfnA9GOQ40Pf3Dnwsq7eqsFKCf0_dy3_lLq9lwSEfdiFyHEnDQ69-nm7ehwuenZPkgblKkwYp2WFsA3CIdcMUsbkIucV

Афродита — подставка зеркала (?).

Бронза.

2-я пол. III в. до н. э.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/tJtuugtmTzcR6Mw3GQ07fe2GwCV-Q-bqiMwozIXV6ubE4SdSJ-S4uYk4zuOBm6vOlZZVXpsB2kD4MzUk00Eh_xgvji2jU0w3blU8ZlnWP0VUckwhu6QppOZx3Dag1H9Z_81552Ak

Венера.

Бронза. I в.

Римская работа I века н. э. по эллинистическому образцу II века до н. э.

Патина зеленовато-коричневая.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/C1m3fzjcl5Fe6GfZqReW9rMZvIOCfF7qoPGJkNXfuzbWYyJ7WwESiF812vWyC4xW7lUgo65IPc3F-r3B75m5KrkG4M6KNsxt3x2CjhgEa0_SN44YLm8kgs86CWz-34BAoeS4E4-S

Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.

Мрамор. 150—175 гг. н. э.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/YcMm6MAKOLu1NZVonhGqeOCZLx_PRjhNfWugPhXnhrQxpZOQkj7KdCg16XVA_S-UYkyzb-1AMJhn2hw_dAhucVZOUdbF_4ZReZ9mkgtb5RH0k7QSHE_kMYpkDfeLRcMcA37hrBTK

Статуэтка Афродиты, играющей с Эросом, из Танагры, конец 4-го века до нашей эры

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

 

https://lh4.googleusercontent.com/6zW15MlpTkUzDUgjUazwUl1jDnKlgb_6S20Xa6VnA8zYSTc95gBs9g7SwqeBy2ESjkt1THhBKvnQzULUG6Uwpq6mH2WdDBwRIeFsGAvR9cRqtRbeNZM_KkGteY8NLElefyz6823g

Афродита (Венера Павловская)

Древний Рим, I в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/_d5lPRB8vxCn-Z1fZOS54jwWSTPTeCZXEpPBzWVt02LC_T-cD0N4TnYUykkKMruknTwOR7nPKJ21i-C2wzusp737x_6ge3BPzkC9nc7PBikqfzn_fXESH-9K1BSiQSl_CKcMcS1v

Статуэтка женщины — Туран (Афродита)

Создано: Умбрия. V в. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/VPv9pbmNJOYKdlhoJdH_JrRfoJUuHbHOqQx54ykGAluCvW5Q6Tq7zXcAuLYHGrKm7jjmw3Iu0SEzwaDwn4jdJHRaxbQxF27o7rpRUpYg9TtGDI3DPMwbvqbECHgYK9K0GPULNrXd

Сидящая Афродита с младенцем Эротом

Создано: Танагра. 300-275 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/HQLr9tbVB1MXup7poS9AW5D5xx4HqMJEIkAlEZjYa5fCUfKce_CIR2btwiNCwK9Hx3-B0KL4Tv83PBGDkpj7UIswEiC2Z7zfCF-pGWlmwF0PZPh9i4RUAnnsYYrs9B1rTDIonxIJ

Стоящая Афродита

Создано: Беотия. 330-200 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/OLj_Hmv0uPHLwKW9WysbbMlXHY_IJuLIy5d6GCGhRx8Om39EwyZ-sZeau_v9zqyci4XbRNBN1eeX2zhg901w7QMIW2EkUaYHwL47ryLPxL3a1bco4jCUtkRxfD9m-0Ktnw1dIFym
Афродита (Венера Таврическая). Древняя Греция, II в. до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

 

 

Фото скульптуры богини Афродиты Таврической:

Фото скульптуры богини Афродиты Таврической.
В Эрмитаже (Россия, Спб, Дворцовая пл.,2) хранится прекрасная статуя, созданная в 3 веке до н.э. Изображает она богиню любви, Афродиту.

На ее пьедестале начертано следующее: “Императору Петру I в угодность подарил Клемент Одиннадцатый”.

Это была не угодность, а, скорее, взаимовыгодный обмен. В 1719 году Петр получил из Рима восторженное письмо от своего резидента, Юрия Кологривова. Он писал следующее: “Купил статую мраморную Венеры старинную”.

По существовавшему тогда запрету папы, предметы древности из Рима вывозить было нельзя, и покупку конфисковали. От огорчения Кологривов заболел: он сообщил царю, что лучше ему умереть, чем лишиться статуи. Такова была колдовская сила этой прекрасной богини.

Прототипом статуи послужила Афродита Книдская древнегреческого ваятеля Праксителя, который создал одну из первых скульптур обнаженной богини.

По легенде, своей работой Пракситель вызвал удивление даже у самой богини. Легенда приписывает Афродите следующие слова: “Меня видели обнаженной Парис и Адонис. Но где и когда меня мог видеть ты?”

Скульптор не стал объяснять Афродите, что моделью для создания статуи послужила его подруга Фрина, афинская гетера, отличавшаяся необыкновенной красотой.

Когда афиняне увидели творение Праксителя, то разразился ужасный скандал. Фрину обвинили в осквернении культа богов, и в нанесении оскорбления Афродите. Далее последовало более серьезное обвинение: возмущенные афиняне были уверены в том, что дерзкая гетера пытается “внедрить” свой собственный культ.

На суде звучали гневные требования предать ее смерти, а речь защитника никто не хотел слушать. Тогда он, в отчаянии схватив Фрину за руку, и подтащив ее к судейскому месту, воскликнул: “Мне нечего больше сказать в ее защиту. Пусть защищается сама”. С этими словами он сорвал с обвиняемой одежду. Перед судом предстала красивейшая женщина, которая если и не составляла конкуренцию Афродите, то была готова назваться ее достойной сестрой.

Когда к судьям вернулся дар речи, они единогласно провозгласили невиновность Фрины.

Пракситель продал статую городу Книду. Из всех частей земли сюда стали приезжать поэты, чтобы воздать почести прекрасной Афродите Книдской. Приезжали в Книд и скульпторы, чтобы попытаться повторить ее в своих творениях. Одна из таких копий и оказалась у Кологривова. И вот, ее безнадежно отобрали у него люди папы.

Пришлось вмешаться самому Петру I. Он предложил папе обменять языческого идола на мощи католической святой Бригитты. Отказаться от такого предложения понтифик просто не мог. Это и решило исход дела.

В 1720 году Венера прибыла в Летний сад. В средней галерее на набережной Невы, под охраной двух солдат, античная богиня ослепляла всех своей красотой. Обыватели дали богине прозвание “Языческий идол Венус”. Было и другое прозвание, более обидное: “Белая дьяволица”.

Фото скульптур богини Афродиты Таврической:

Фото скульптур богини Афродиты Таврической:

Фото скульптур богини Афродиты Таврической

После смерти Петра статую поместили в грот. Потом, в 70 годы 18 столетия, она попала в Таврический дворец. Уже оттуда в 1850 году богиня переехала в Эрмитаж.

В октябре 1917, сразу после штурма Зимнего дворца, одному из вооруженных матросов была дана команда всеми силами охранять мраморную красавицу. Он отправился занимать свой сторожевой пост. Подойдя к богине, и увидев воочию то, что он должен защищать, он не смог сдержать гнева. Он воскликнул: “Кто ей руки обломал?! Ноги повыдергиваю!” О том, что было дальше, история умалчивает.

Но Афродита Таврическая и по сей день является подлинным украшением коллекции античной скульптуры в Эрмитаже.

В Лувре (Франция, Париж, Rue de Rivoli) находится несколько Венер с похожими фигурами и лицами. Но только Афродита из Эрмитажа считается уникальной. И только она полностью оголена.

 

https://lh3.googleusercontent.com/0yHaow7B_wcb4_ERIkRHn3_GXpIuKhWIpS0qkGmnwwpXdiwN_bPlOKdq35Kon2JolVYtb2rQh_6K_uZO___IsOSWK6PRhYxuSp2YWs4-hD2qYcP7GcKKClHva4s1hv4bYguyl7CX

Торс Афродиты

Древний Рим, I в. н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/itB-c6hwxvWd_JCRguaQMS-J982Wt3CPHwxRRcdJn56fdLfaYS4k0awm41SrTNQza3O53UMgUI6VPhS3RTfO5TC4rcyog25eauy9ntMwel0SJ1T7oGxlWN0pIdfBTfOOe8cLUJ4h
Статуя Венеры (Афродиты)

Древний Рим, римская копия вторая четверть I в. по греческому оригиналу конца V в. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/nmT_-80_f_idMlHQLP93yfFqxYVaLdYqmYnClaITP7qyHSW8HzR_Wshiy3S43wyWjCjyvmD2W5N966HLwoFuZ36oPar49TYnBLHKGk6a46vyWD-Y32IbMTfbEiRfDBaEE261RpC_

Венера и Амур.

Пьетро Тенерани (1798—1869).

Мрамор. 1849 г.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/cD_o6jS7BWXCWkXCPl3a5Mppy3YLTmQzuH3q3RqjH19LgDknxBTsik6FbVaf977yzYzQ1GUab1v5ZVt_Ord7-3a1Ma1uY9Q8weTgohQu1pxNUKddEiIrup0WO-jrGhIUdA5CKZur

Фигура Венеры.

Фландрия, мастерская П. П. Рубенса, ок. 1639 г.

Слоновая кость, порфир.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/CUmqi8-HJxcnV-cdvZhpuvgEHquCvdP5L4016Jg4g5_ewBT7nk1EUB-HeSXmumIof8VvzNOPXR5MylobDVTaJYh_TNNqJN52x2QFAzFrXEUrnV_f-zRxah9kV_1P9PogEaDiO_7R

Кусту, Гийом (?). 1677-1746. Венера спящая. Франция, первая половина XVIII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/S9fUP5CMaDDELnZR_qOQyoqikbYJVzZlNSh7je8a91BXfdNxgRIB0hTyYVSwjNwEvYu_o5bw-1AmCyQSTVgeYvTP3Ix7yn7PH52KFkvBiuMh4JiipQfmupzqXFdzFMmq-8SCFg44

Французский скульптор. XVIII в. Венера с голубями. Франция, XVIII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/ZGjkc9GWdBezImqvWc99qr2CAxm9oSvFsKdYoaPgQXuRyDWdrTv7Sqaz9mwGcdVmpaYFdm2TFLEkPsHLO2ucSPBh2AC-P3CURlza_sU20FiGtZNRP0RziYubQO2j-qrITB7jvLHm

Матисс, Анри. 1869-1954. Венера в раковине I. Франция, 1930 г. (модель), 1954 г. (отлив в бронзе)

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/LdJV0Szkc68VAYIfwMuU4fNapQhnJh9s3nLMTF0lEPuhVs2RkWZVtS_ZsFjYdYtMxcv19ZW5IhumLdowd1tG934ARw4i3FXzCqsspu2GIcgs1Ltm8lnIFYbG0Pz6HmnCov0iyXAE

Венера Морская. Италия. Флоренция, начало XVII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/dt0RSd_hKK_Ef-9nA5m-uvDjKUD1DiAnlTfCxCcvqmP6qnHdC38ZZvou50UHsjUE1XxFHLFPqCMMd2k7_kHhUKhoIyfv3zXqSxKnVff0gmOGA0YRt5YFizcmo66rYaM1soat4WQr

Неизвестный скульптор, нач. XVII в. Венера с Амуром. Италия, начало XVII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/iHQYAHEzdJD3grbvwo5W-ZbOV8HWOoAX4HUK9MO4UgNoJ8vEUihdTxWpLxsXmHy2tsKZ5Xw52SNyTwJ8lkPwq9g1lKpHODkObbt3fWRZr2eUNrom3ZYzHC10fWPpTS5hCtVg6cn1

Немецкий скульптор (?), кон. XVI в.; Французский скульптор (?), кон. XVI в. Венера с Амуром. Германия, XVI в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/kagOhZz2Lud4clrGKHYH3MgzXTBzl7BzIDubSkZJIp85lEPWS1_BLVej1jR0mDeSi6oCCXMDV_GU-Q6O4dITzsTmxhvjD6OzfzH5IEhR43aH3zPXVlZDO4_gXuT6AZfolEKmiNtt

Французский скульптор. XVIII в. Венера и Амур. Франция, XVIII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/dgX6IhqItKjkfjSJlcd5f4c-7vfgFz54i91pVYMmT-OMyvtFRqG_tR5-qu2kuJ7OPNgTAVKh-2m7HKATFfxAKCsXz1FwoHVu48T6MVYRkuAoN4JSYrxfXXTesXTflwvGsXHW1bXl

Французский скульптор, нач. XVIII в. Венера после купания. Франция, XVII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/KD6yu87SBzBbKPqyoEvfdchchhZLmdU7NUwvHm_dmo6P3568YyYAD3_VwOuRW82mA6yjEk47PrEY7BtxbDUmHMx-yBZJI9gt6yJ1d-1TEksrRioT67IaYAc8TZ3QaPp0NccSZu81

Французский скульптор, перв. пол. XVIII в. Венера, ласкающая купидона

Франция, первая половина XVIII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/CE2Nw9a-Y0i7lEsUyKP0H2xwJjhXCcHjxt9iQkzsCTpxi3lFjP2HK7ZfvrmiYkLii65-Or_G06sGiMxIdtRBoGDueP3xAXxOVvlj0At9LWvq5dg54HKBEotKjdH8q3fm2AFSw_al

Падуанский скульптор, сер. XVI в. (?) Венера после купания

Италия. Падуя, середина XVI в. (?) (подножие и ваза — вероятно, поздняя работа)

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/I1C6Kgsw-XmHkHKZRlCUaHqHAaFLAKlx4L7OmET6geHjnuE4FdfOrzHaUbtBT8UQsjRUz7Ii95UWkGz-bjhbPOOT_SJUaTfiGlAQc-9OYkmZ8DsD4b3GbfUn3AisBZZNqgjczx1g

Французский скульптор. XVII в. Венера на холме. Франция, XVII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/c6FaVa26OcB-xbRioFoUclHupegc_VoUnD3P6lNxbtJUvgIwB5qfa1vRwRYUDQT6ny7RFhJL9kkYSfUnGfnUOvJeBWPv_TuFhnpWfPLWvCwdGrwXJVy8S9HKlIyCpAKZD8TwwRfx

Французский скульптор (?), нач. XVII в. Венера. Франция (?), начало XVII в

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/MMLoDF9N2eg-SCQBkw0__g0mOu851lTJjDoc64xvyIRqkKOglphsBU6VkaqglUQz2n5B8bG38rvUewTcXEhdTe85wOwxmRjXw1Dt7qMY6qE8II3YUBx89ZfU0E9fE2N9Lv1NVe9f
Матисс, Анри. 1869-1954. Венера, опустившаяся на колено

Франция, около 1918/1919 гг. (модель), 1950 г. (отлив в бронзе)

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/5uWuCzWfdcnvRkQGLLvHrR8DP1Is4KXlZwO8F0f0lFqj3usU6P7CkiNt9tetVxuAzYTBejIY8kSwRvOLx4OBrIseuxBBEVPN20co4P6AzTgYX9dqCceKZZv_05Lsh9StwH0bSz6-

Французский скульптор. XVIII в. Венера, обезоруживающая Амура. Франция, XVIII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/vBAVJmrwVc0ErEAFTDaPuvB9w0CVhAD2atjX7qExA7PZRSFxjERFtmJ5WtxPkNzFsiaEVgm_Qhl5LfuOISXVF9h8DdZrYHoSarTPmkODmc7VI6B_2XYQo72iPoHjsq0ng4YBX6wx

Венера Италийская

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/nC8t94ff3NOdhamzwTDiwxPHoHofVsheLEgR4RPUeyOYHwKJeByzJXaDvMrC9iXar24gav7gAbvNurC2tfu_gYyMSA-2m4mL0Er0f0rUeDjWPotzorap0SFItnyNp4zsWgxgrK5d

Французский скульптор. XVIII в. Венера и Амур. Франция, начало XVIII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/SjePdDj4RP9Dg3wOWQ-xEhfmH4aFa0kIO1ByiLh1Ysas_nc9mJyZ2wPYoNYaTa-72RJn_qkz_4FqSDWeSGoCh9UTyQqi3QDcrvQU4Qy6VCc8ZjZZQiVKIVRHV5MThRSwwwFjL-Qb

Гужон, Жан, круг. 1510-1565. Венера с Амуром. Франция, около 1568 г.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/CN772o0aLzhbjqCxNDw7RVvZZFRAH1WAq2jh_pUO7unIcpfWGqInZ29N8Q70wbG5mMRjLUUnPeop92YzxGgt6whTbb8UVw74vr7jCqmuzo0G24LUdiWvjuAZ7W_UovjJ0zQh0KsZ

Римский скульптор, нач. XVIII в. (?) Венера и Амур (?) Италия, начало XVIII в. (?)

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/7Wj0k4DrDh6ESMJckA_NQxbBXW3pDqhubtmFA_uCN1WwtXAX8bdMO7eaa5SlTzu4nTARqDUWg3tSHrPYqMfQCSoIWELq5BesOzHs7HFiWEv090SVFy-O2mtHINNv_G_s1Gw_J3yX

Венера, отнимающая колчан у Амура. Франция, XVIII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/FohVMoxwx_OUKAmkXKeOLpvCBfwFWFrbGx9p4IlFsD3ZmCqY0491Or4DaeP53o7j_AMeEGaxoo4hhjqbWzyM5wp4neNbMiXlDlWv6xp0TJGK9E0luy6xplCNVYSRRJn6AzGwNUd1

Итальянский скульптор, перв. четв. XIX в. (?). Венера на корточках

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/B7pYDvRRQe6TFK0z0IJlMgcp7SRTuKv149suEaQhSljxnzM1LbOe_wlYk5CFELG5DRJs5hPR2keRi6dOBOcvWQj5UPuS7RaCRsA0LZDIpo283KeyXUbaKu4Cu6oi5poDi3vov7eN

Римский скульптор, нач. XVIII в. (?) Венера и Амур. Италия, начало XVIII в. (?)

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/TbrtwaD_c4zGaNDJ8AXKE87o3oyyi9hqGW1PYTUvOB2tOB-M30abTLXISpUU4eCfBJEwiPkRbILDqAsvQwJljsoq-6YvId5ndt151uvaMV2qk2UP7G9lpjVlPdXD3IkSp0VE3bSl

Неизвестный скульптор, нач. XVII в. Венера и Амур. Италия. Флоренция, начало XVII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/BbigIQE_FLS7AM4iIAD0zALA3PkbGu2s5nwjgQP1YskzhopgxvNBXspIHmT9WdrNK0gEXI1bTHTHBmJYFLYaaqaTcgizNSW_eYVyuZV_N1adyhbxcS2G2_DXMIacKtc2dU73eWaG

Финелли, Карло. 1782-1853. Венера в раковине. Италия, 1847 г.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/2bV8q5ncZsSiBdamWNGMrcRgDPaXDHWQLDhLhPIDWA_QzgZKPbrxLJz0rhPx3eHk8s_zWBKEZxpRCSbWM6GIwTRS-fqTg46Gkb9DKnJOcliIx1ANXVoFY4kyIaK1wSos5RaLzXha

Венера и Амур на ложе. Италия, начало XVIII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/BLS0_0tH-TtCPUvu7s579D5bpZMz9FtRUHuRkQQFhwS2ybtGrGmVi9ihA2Oem0j7GAPOdx9w0HIKvt5vaU65i75L1ZI3_0MDy4KYf4Y2tPERkk83xx0urD2IXfKVas2yUp2Y7iWM

Французский скульптор. XVII в. Венера Медицейская. Франция, XVII в

.Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/F_dsuVtePoJdCKqKzWA_H2Lh76iQbpntMPQMr5whVApalJzs7iicxxp8sYFQhCzC-RCzfPPbkQjtn_TN8bUhCUO8rtXXWjCDh7c0ZRaeSU86LwiH8WzVQGJrsKe4gxeZu7mh-2X4
Майер, Эдуард. 1812-1881. Венера

.Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/kZM4K82M_sl-fmbUyYyzM90EhXePCe7jZCBLPYHLDpbZlLdDr6KqRy5XMxHQnVqjlfW60hJ6jGJwxNS50yJ5aW0a8xk0IOygUUq4zVd_VRMFtXvmy0rSJx4EzXmqStTmTnjxwOAr

Неизвестный скульптор, перв. пол. XVII в. Венера Урания (копия). Италия. Флоренция, первая половина XVII в.

.Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/AGw9C0LQhNfuGMC56I_GpPaLcW0By8Q9KzZBt_fYCWPZ2ggR-92XS8WWcf77XkHFkkMZmx94Pf-US8jn8oiyaaOAvT0umuI95RddQ_P-Y9QrY0zkvkUMlr4wfreMddOA9s-7Wz43

Венера Каллипига. Франция, 1773-1780 гг. (модель 1768 г.)

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh5.googleusercontent.com/EvQzwqvxihlhGf8YLGAETr0ZmIOqoJRRwT__VP35VovVVWSMfwyIvHU1o58f2Pq4rgR_v94TLekgw9JtrXQ6XHVuPthtOAWSZyjaV-BP2MAuxOh3uRHlsCabZXvGL5w-cZNykzj8

Группа «Венера и амуры». Франция, 1771 г.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/659yIw1MMeGSXECHTIgZg-hGw2c_M9I8_hghd9qDwrlt09HDTnHR4jbYVXhR4fgapg_1jvskKs9EGokSToTnJXLeckvhQSdWPpz6X6J-h0r-XRDJ6HU9heMlfZGlUaF57Y0fdbQ3
Группа «Венера с амуром». Германия, По модели 1762-1766 гг.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/F75mJJggKs89lw3zm2ByDLWnaoSNANR-NmQzebUbI3BMjHOVyk2ahpgcbasWq4gLD_5qW3AhqmexWSfD0uxlFXygr6c7pr7F0WRSOEOU9K9S1Ygng3eu-dqLQN9m0hcE7CsMoNxf

Скульптурная группа «Венера, наказывающая Амура». Россия, 1906 г.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh3.googleusercontent.com/4ojSmKMz5xiEksO5Gzc2nqXB4vsmbIhhFH8g9Chay2z7-KBEuAqQWpKY7E1pdR5CjVrQiFhSw59v-Mcj-3bJkKsu_MYLX-KxnJQO4P87xdcALPigeFIWhaJ_-mkQgbWzfatiMNvT

Тенерани, Пьетро. 1789-1869. Венера и Амур, вынимающий ей занозу из ноги

Италия, 1845 — 1850 гг.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/3jTZwrT34uEOGvEPh2C4S6PP4CWtrFFKhi586EUlf21lR5neDgOtOIk64SmSCpmPs9Pmqg32gOXrWcvHHJqylg57Wj4gXNIByBBURFMzANdp40aMH09c6cNr-VtcCBB791-jvU_v
Итальянский скульптор. XIX в.

Венера Италийская

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh6.googleusercontent.com/7rDR2Ju3VY2pQFlWYo9SOiWtkyZKL-J8pdid3BHln6kdVXEk2ty2TYgvDfvkT-BDHyrk061kgplUC-HhwczASsyyfFGi_lo2VoKR77vAGOiehm3fScldIRy2EuPZSVJTk_s5x9PF

Французский скульптор, сер. XVIII в. Венера и Меркурий обучают Амура чтению

Франция, середина XVIII в.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

https://lh4.googleusercontent.com/Vby4D0wp0OPBGnK2QavA1zOps-gWTmxR4j9ZVSEzhgjiQAyYr4zLwO9JDcx6sjUHkdX_peHaUAYoW83wNAS1yXXYOmxZgU0G5NqegzZGubKi9eSAZhPQjVi265-tWv90nAHQNf-1

Венера и грации, увенчивающие Красоту. Франция, 1775-1780 гг.

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия

Малоизвестные скульптуры

Одна из редких и малоизвестных статуй – “Афродита и Эрот”, II век.

Скульптура богини Афродиты выглядит так:

Скульптура богини Афродиты “Афродита и Эрот”, II век.

Это глиняная Афродита. На коленях у богини сидит ее сын, Эрот (Эрос), который играет игрушкой-волчком.

Это уникальное произведение хранится в государственном Эрмитаже. Больше копий нет: это единственный вариант.

По мнению искусствоведов, в этой фигуре проявилась характерная черта эллинистического искусства – жанровость.

Достаточно хорошо сохранилась раскраска, которая была нанесена неизвестным скульптором по белой обмазке. Это позволяет сделать вывод, что изначально скульптура выполнялась в теплой цветовой гамме.

Эта статуя богини Афродиты является редкой римской репродукцией, сделанной во II веке н.э:

Статуя богини Афродиты

Хранится скульптура в музее Гетти (США, Getty Center Dr, Los Angeles).

Учитывая объект изображения (Афродита), масштабы работы и материал, можно утверждать, что эта скульптура являлась частью домашнего интерьера.

Она не выставлялась в храме, а была частью обихода – скорее всего, чьей-то личной вещью, камерной скульптурой.

Вероятно, эта Афродита была просто украшением дома, но весьма полезным: она говорила об эрудиции хозяина дома, о его познаниях в греческой скульптуре: в те времена римская знать любила коллекционировать предметы искусства напоказ.

Эта скульптура со временем изменилась. В музее Гетти выставляется совершенно мраморная Афродита (белый мрамор). Это прекрасный податливый материал, почти прозрачный, мерцающий.

Фото скульптуры в полный рост:

Фото скульптуры Афродиты в полный рост:

Если внимательнее присмотреться к складкам ткани, к глазам, волосам и к головной повязке, становится понятно, что раньше статуя выглядела немного иначе. Там сохранились следы краски.

Обращаясь к классическим античным скульптурам, важно помнить одну вещь: изначально все они были раскрашены. В основном это касалось драпировки и волос: они были окрашены в технике энкаустики – пигментом, смешанным с расплавленным пчелиным воском.

Помимо этого, статуя лишилась еще нескольких деталей, присутствовавших в оригинале. Кроме красок, не хватает еще и вставных глаз, которые вероятнее всего были выполнены из стекла, камня или кости. У статуи проколоты уши: вероятно, там раньше висели серьги.

Интересна поза статуи: левой рукой Афродита подбирает драпировку, наброшенную на кувшин с водой у ее ног. Правой рукой она прикрывает гениталии, якобы отчаянно защищая их, но на самом деле – привлекая к ним внимание. Так что ее скромность абсолютно ложная.

Искусствоведы не имеют ни малейшего понятия о том, как выглядела одетая Афродита. По их мнению, это характеризует как греческо-римское искусство, так и самих жителей той давней эпохи.

 

 

Смотрите также:

Скульптуры богини Афродиты Часть 2 — Англия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Испания

Скульптуры богини Афродиты Часть 3 — Италия, Кипр, Колумбия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Стокгольм, Частные коллекции

Оцените статью
Античная мифология