Самая известная скульптура богини Афродиты – Афродита Книдская Праксителя. К сожалению, статуя-оригинал не сохранилась. Она получила известность благодаря своим копиям.
Есть и другие скульптуры богини любви. Многие из них являются шедеврами мирового искусства.
Самые известные скульптуры
Наиболее известные статуи богини любви Венеры-Афродиты – это:
- Венера Таврическая;
- Афродита Книдская;
- Венера Милосская.
Россия
Москва
Каллимах Афродита в «садах». Римская копия с работы Каллимаха последней четверти V в. до н.э.. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия
Афродита Милосская. Копия с оригинала, возможно, второй половины II в. до н.э.; найден на о. Мелос в 1820 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия
Именно статуя Венеры задала современный стандарт женской красоты. Пропорции Венеры долгие годы считались идеалом.
Статуя богини Афродиты (Венеры):
Предполагается, что такую богиню Афродиту также создал Пракситель. Но более вероятным считается авторство Александра Антиохийского.
Скульптура хранится в Лувре.
Статуя считается совершенной. Совершенство скульптуры привело к тому, что сейчас она экспонируется без постамента.
Богиня была обнаружена на острове Милос в Греции. Вывозили е оттуда с большими приключениями: эта территория контролировалась Турцией. Власти страны не хотели выпускать из своих рук эту скульптуру.
Когда мраморная богиня Афродита прибыла во Францию, она поразила парижан. Искусствоведы, которые датировали ее, немедленно заявили о том, что это классическая скульптура.
Дело в том, что все искусствоведение того времени опиралось на теорию Винкельмана, знаменитого немецкого историка искусства.
По Винкельману, наивысший расцвет греческого искусства пришелся на эпоху классики: это был 5-4 вв до н.э. Начиная с эпохи эллинизма постепенно происходил упадок греческого искусства. Поэтому Венера Милосская не могла принадлежать никакой другой эпохе, кроме классики.
Вскоре после того, как была обнаружена сама Афродита, примерно в том же месте нашли еще и ее постамент. На этом постаменте была надпись, из которой следовало, что скульптура была изготовлена неким Александром из Антиохии. Это государство возникло уже после походов Александра Македонского, как раз в эллинистическую эпоху.
С теорией Винкельмана это не очень-то согласовывалось, но ее парижские искусствоведы уж очень уважали. Поэтому менять ничего не стали. Постамент куда-то спрятали, и его дальнейшая судьба неизвестна.
Поэтому Венера Милосская хранится без постамента.
Пракситель. Афродита Книдская. Копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия
Точная дата создания статуи неизвестна. Исследователи сходятся в том, что Пракситель создал свою Афродиту в середине 4 в до н.э (350-360 годы). Эта датировка соотносится с сообщением Плиния, который считает, что расцвет творчества Праксителя пришелся именно на это время.
Статуя богини любви Афродиты Книдской (римская копия):
Оригинал статуи, к сожалению, был утерян.
Существует мнение: чем больше римских копий у оригинала, тем значительнее он был. Копий Афролиты Книдской очень много, они хранятся в музеях Европы, США и России.
Выделяют 2 скульптуры, которые более всего близки к оригиналу. Это Венера Колонна (эта копия хранится в музее Ватикана):
И Венера Бельведерская (хранится в музее Плио-Клементино, Ватикан, VA, Cdad. del Vaticano):
Из этих двух памятников ближе всего к оригиналу Венера Бельведерская.
Во времена Праксителя Афродита Книдская регулярно подвергалась нападению со стороны тех, кто пылал к ней страстью. Плиний говорит, что после одного из эпизодов осквернений на статуе осталось пятно.
Один из страстных поклонников после неудачной попытки соития со статуей в отчаянии бросился в воду, и, по словам Лукиана, который был свидетелем этого события, “соединился с Афродитой навеки”.
Афродита. Мраморная копия со статуи работы Фидия (?), ок 430 г. до н.э.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия
АФРОДИТА ХВОЩИНСКОГО
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия
Санкт-Петербург
Афродита с Эротом («Афродита на корточках») III в. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Терракотовая статуэтка: Афродита с дельфином
Создано: Боспорское Царство. I в. до н.э. — I в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита (Гримани-Нани)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита с Эротом
Создано: Центральная Греция (?); Мегара (?). I в. до н.э. — I в. (голова Афродиты — не античной работы)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита, стоящая у пилона
Создано: Танагра (?). 300-200 гг. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита, являющаяся из яйца (?)
Создано: Коринф. первая половина IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита с Эротами
Создано: Малая Азия, Мирина (?). II — начало I в. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита
Древний Рим, III в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита (тип Венеры Капитолийской)
Древний Рим, II в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Сидящая Афродита
Создано: Танагра. 330-200 гг. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита в раковине
Южная Италия, III — II в. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Статуэтка: Афродита с Эротом у гермы
Создано: I в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита
Италия, XIX в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита с зеркалом
Создано: Египет. III в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Стоящая Афродита
Создано: Беотия, (найдена в Фисбе ?). IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Стоящая Афродита
Создано: Малая Азия, Мирина (?). конец I — II в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Подставка зеркала — Афродита с эротами
Создано: Древняя Греция. около 480 г. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита — подставка зеркала (?).
Бронза.
2-я пол. III в. до н. э.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Венера.
Бронза. I в.
Римская работа I века н. э. по эллинистическому образцу II века до н. э.
Патина зеленовато-коричневая.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.
Мрамор. 150—175 гг. н. э.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Статуэтка Афродиты, играющей с Эросом, из Танагры, конец 4-го века до нашей эры
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Афродита (Венера Павловская)
Древний Рим, I в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Статуэтка женщины — Туран (Афродита)
Создано: Умбрия. V в. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Сидящая Афродита с младенцем Эротом
Создано: Танагра. 300-275 гг. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Стоящая Афродита
Создано: Беотия. 330-200 гг. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Афродита (Венера Таврическая). Древняя Греция, II в. до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
Фото скульптуры богини Афродиты Таврической.
В Эрмитаже (Россия, Спб, Дворцовая пл.,2) хранится прекрасная статуя, созданная в 3 веке до н.э. Изображает она богиню любви, Афродиту.
На ее пьедестале начертано следующее: “Императору Петру I в угодность подарил Клемент Одиннадцатый”.
Это была не угодность, а, скорее, взаимовыгодный обмен. В 1719 году Петр получил из Рима восторженное письмо от своего резидента, Юрия Кологривова. Он писал следующее: “Купил статую мраморную Венеры старинную”.
По существовавшему тогда запрету папы, предметы древности из Рима вывозить было нельзя, и покупку конфисковали. От огорчения Кологривов заболел: он сообщил царю, что лучше ему умереть, чем лишиться статуи. Такова была колдовская сила этой прекрасной богини.
Прототипом статуи послужила Афродита Книдская древнегреческого ваятеля Праксителя, который создал одну из первых скульптур обнаженной богини.
По легенде, своей работой Пракситель вызвал удивление даже у самой богини. Легенда приписывает Афродите следующие слова: “Меня видели обнаженной Парис и Адонис. Но где и когда меня мог видеть ты?”
Скульптор не стал объяснять Афродите, что моделью для создания статуи послужила его подруга Фрина, афинская гетера, отличавшаяся необыкновенной красотой.
Когда афиняне увидели творение Праксителя, то разразился ужасный скандал. Фрину обвинили в осквернении культа богов, и в нанесении оскорбления Афродите. Далее последовало более серьезное обвинение: возмущенные афиняне были уверены в том, что дерзкая гетера пытается “внедрить” свой собственный культ.
На суде звучали гневные требования предать ее смерти, а речь защитника никто не хотел слушать. Тогда он, в отчаянии схватив Фрину за руку, и подтащив ее к судейскому месту, воскликнул: “Мне нечего больше сказать в ее защиту. Пусть защищается сама”. С этими словами он сорвал с обвиняемой одежду. Перед судом предстала красивейшая женщина, которая если и не составляла конкуренцию Афродите, то была готова назваться ее достойной сестрой.
Когда к судьям вернулся дар речи, они единогласно провозгласили невиновность Фрины.
Пракситель продал статую городу Книду. Из всех частей земли сюда стали приезжать поэты, чтобы воздать почести прекрасной Афродите Книдской. Приезжали в Книд и скульпторы, чтобы попытаться повторить ее в своих творениях. Одна из таких копий и оказалась у Кологривова. И вот, ее безнадежно отобрали у него люди папы.
Пришлось вмешаться самому Петру I. Он предложил папе обменять языческого идола на мощи католической святой Бригитты. Отказаться от такого предложения понтифик просто не мог. Это и решило исход дела.
В 1720 году Венера прибыла в Летний сад. В средней галерее на набережной Невы, под охраной двух солдат, античная богиня ослепляла всех своей красотой. Обыватели дали богине прозвание “Языческий идол Венус”. Было и другое прозвание, более обидное: “Белая дьяволица”.
Фото скульптур богини Афродиты Таврической:
После смерти Петра статую поместили в грот. Потом, в 70 годы 18 столетия, она попала в Таврический дворец. Уже оттуда в 1850 году богиня переехала в Эрмитаж.
В октябре 1917, сразу после штурма Зимнего дворца, одному из вооруженных матросов была дана команда всеми силами охранять мраморную красавицу. Он отправился занимать свой сторожевой пост. Подойдя к богине, и увидев воочию то, что он должен защищать, он не смог сдержать гнева. Он воскликнул: “Кто ей руки обломал?! Ноги повыдергиваю!” О том, что было дальше, история умалчивает.
Но Афродита Таврическая и по сей день является подлинным украшением коллекции античной скульптуры в Эрмитаже.
В Лувре (Франция, Париж, Rue de Rivoli) находится несколько Венер с похожими фигурами и лицами. Но только Афродита из Эрмитажа считается уникальной. И только она полностью оголена.
Торс Афродиты
Древний Рим, I в. н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Статуя Венеры (Афродиты)
Древний Рим, римская копия вторая четверть I в. по греческому оригиналу конца V в. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Венера и Амур.
Пьетро Тенерани (1798—1869).
Мрамор. 1849 г.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Фигура Венеры.
Фландрия, мастерская П. П. Рубенса, ок. 1639 г.
Слоновая кость, порфир.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Кусту, Гийом (?). 1677-1746. Венера спящая. Франция, первая половина XVIII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор. XVIII в. Венера с голубями. Франция, XVIII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Матисс, Анри. 1869-1954. Венера в раковине I. Франция, 1930 г. (модель), 1954 г. (отлив в бронзе)
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Венера Морская. Италия. Флоренция, начало XVII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Неизвестный скульптор, нач. XVII в. Венера с Амуром. Италия, начало XVII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Немецкий скульптор (?), кон. XVI в.; Французский скульптор (?), кон. XVI в. Венера с Амуром. Германия, XVI в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор. XVIII в. Венера и Амур. Франция, XVIII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор, нач. XVIII в. Венера после купания. Франция, XVII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор, перв. пол. XVIII в. Венера, ласкающая купидона
Франция, первая половина XVIII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Падуанский скульптор, сер. XVI в. (?) Венера после купания
Италия. Падуя, середина XVI в. (?) (подножие и ваза — вероятно, поздняя работа)
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор. XVII в. Венера на холме. Франция, XVII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор (?), нач. XVII в. Венера. Франция (?), начало XVII в
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Матисс, Анри. 1869-1954. Венера, опустившаяся на колено
Франция, около 1918/1919 гг. (модель), 1950 г. (отлив в бронзе)
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор. XVIII в. Венера, обезоруживающая Амура. Франция, XVIII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Венера Италийская
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор. XVIII в. Венера и Амур. Франция, начало XVIII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Гужон, Жан, круг. 1510-1565. Венера с Амуром. Франция, около 1568 г.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Римский скульптор, нач. XVIII в. (?) Венера и Амур (?) Италия, начало XVIII в. (?)
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Венера, отнимающая колчан у Амура. Франция, XVIII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Итальянский скульптор, перв. четв. XIX в. (?). Венера на корточках
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Римский скульптор, нач. XVIII в. (?) Венера и Амур. Италия, начало XVIII в. (?)
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Неизвестный скульптор, нач. XVII в. Венера и Амур. Италия. Флоренция, начало XVII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Финелли, Карло. 1782-1853. Венера в раковине. Италия, 1847 г.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Венера и Амур на ложе. Италия, начало XVIII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор. XVII в. Венера Медицейская. Франция, XVII в
.Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Майер, Эдуард. 1812-1881. Венера
.Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Неизвестный скульптор, перв. пол. XVII в. Венера Урания (копия). Италия. Флоренция, первая половина XVII в.
.Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Венера Каллипига. Франция, 1773-1780 гг. (модель 1768 г.)
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Группа «Венера и амуры». Франция, 1771 г.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Группа «Венера с амуром». Германия, По модели 1762-1766 гг.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Скульптурная группа «Венера, наказывающая Амура». Россия, 1906 г.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Тенерани, Пьетро. 1789-1869. Венера и Амур, вынимающий ей занозу из ноги
Италия, 1845 — 1850 гг.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Итальянский скульптор. XIX в.
Венера Италийская
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор, сер. XVIII в. Венера и Меркурий обучают Амура чтению
Франция, середина XVIII в.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Венера и грации, увенчивающие Красоту. Франция, 1775-1780 гг.
Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург, Россия
Малоизвестные скульптуры
Одна из редких и малоизвестных статуй – “Афродита и Эрот”, II век.
Скульптура богини Афродиты выглядит так:
Это глиняная Афродита. На коленях у богини сидит ее сын, Эрот (Эрос), который играет игрушкой-волчком.
Это уникальное произведение хранится в государственном Эрмитаже. Больше копий нет: это единственный вариант.
По мнению искусствоведов, в этой фигуре проявилась характерная черта эллинистического искусства – жанровость.
Достаточно хорошо сохранилась раскраска, которая была нанесена неизвестным скульптором по белой обмазке. Это позволяет сделать вывод, что изначально скульптура выполнялась в теплой цветовой гамме.
Эта статуя богини Афродиты является редкой римской репродукцией, сделанной во II веке н.э:
Хранится скульптура в музее Гетти (США, Getty Center Dr, Los Angeles).
Учитывая объект изображения (Афродита), масштабы работы и материал, можно утверждать, что эта скульптура являлась частью домашнего интерьера.
Она не выставлялась в храме, а была частью обихода – скорее всего, чьей-то личной вещью, камерной скульптурой.
Вероятно, эта Афродита была просто украшением дома, но весьма полезным: она говорила об эрудиции хозяина дома, о его познаниях в греческой скульптуре: в те времена римская знать любила коллекционировать предметы искусства напоказ.
Эта скульптура со временем изменилась. В музее Гетти выставляется совершенно мраморная Афродита (белый мрамор). Это прекрасный податливый материал, почти прозрачный, мерцающий.
Фото скульптуры в полный рост:
Если внимательнее присмотреться к складкам ткани, к глазам, волосам и к головной повязке, становится понятно, что раньше статуя выглядела немного иначе. Там сохранились следы краски.
Обращаясь к классическим античным скульптурам, важно помнить одну вещь: изначально все они были раскрашены. В основном это касалось драпировки и волос: они были окрашены в технике энкаустики – пигментом, смешанным с расплавленным пчелиным воском.
Помимо этого, статуя лишилась еще нескольких деталей, присутствовавших в оригинале. Кроме красок, не хватает еще и вставных глаз, которые вероятнее всего были выполнены из стекла, камня или кости. У статуи проколоты уши: вероятно, там раньше висели серьги.
Интересна поза статуи: левой рукой Афродита подбирает драпировку, наброшенную на кувшин с водой у ее ног. Правой рукой она прикрывает гениталии, якобы отчаянно защищая их, но на самом деле – привлекая к ним внимание. Так что ее скромность абсолютно ложная.
Искусствоведы не имеют ни малейшего понятия о том, как выглядела одетая Афродита. По их мнению, это характеризует как греческо-римское искусство, так и самих жителей той давней эпохи.
Смотрите также:
Скульптуры богини Афродиты Часть 2 — Англия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Испания