Культ Эрота

Обычно Эросу поклонялись вместе с богиней Афродитой. Но также у него были и собственные “культовые центры”.

Культ бога Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях: там изначально изображением божества служил грубый необработанный камень. Еще один культовый центр находился на Геллеспонте (пролив Дарданеллы).

В Феспиях каждые 4 года совершалось празднество в честь Эрота – Эротидии. Оно сопровождалось гимнастическими и музыкальными состязаниями.

 

Культ в Аттике (юго-восточная Греция)

Павсаний пишет так: “За пределами Афин, перед входом в Академию, находится алтарь бога Эроса. На нем значится надпись, гласящая, что некий Хармос был первым афинянином, воздвигшим алтарь этому божеству”.

У Плутарха читаем так (“Жизнь Солона”): “Говорят же так: был у писистрата Хармос, мальчик-любовник. Именно он поставил в Академии статую бога Эрота с факелом. И теперь бегуны, участники священной гонки, тоже зажигают свои факелы”.

Культ в античном Херсонесе

Культ Эроса и Афродиты известен с начального периода формирования полиса. Но первостепенную роль в херсонесском пантеоне раннего периода и в эллинистической эпохе он не играл.

Тем не менее, культ Купидона и Венеры был в числе популярных, хотя и оставался долгое время в сфере частных культов. Государственным он стал в Херсонесе лишь в первые века нашей эры.

Иконография божеств выработалась в Афинах в 4 в до н.э. Были найдены фрагментированные терракоты. Самая известная херсонесская терракота называется “Афродита и Эрот”. К сожалению, были утрачены ноги Эрота, а также голова и нижняя часть фигуры Афродиты.

Культ в Афинах

Святилище Эрота и Афродиты было обнаружено на северном склоне акрополя в Афинах.

По словам Бронира, культ бога Амура, как и другие культы, представленные древнейшими святилищами, расположенными на склонах акрополя Афин, был тесно связан с растительным миром, с плодородием. Он уверен, что камни, найденные на алтариках и просто на полу, являются фаллическими символами.

Культ в Коринфии и в Арголиде

Павсаний пишет так: “В Коринфе, на вершине Акрокоринфа, находится храм Афродиты. В нем присутствуют Афродита, Гелиос и Эрос, вооруженный луком”.

Согласно Павсанию, в Арголиде (Южная Греция), в Леуктре имеется роща, посвященная Эросу, а также храм.

Культ в Элиде (Южная Греция)

У Павсания читаем так: “В одной из школ имеется барельеф, изображающий Эроса (Любовь) и Антероса (Возвращенную Любовь). В руках у Эрота находится пальмовая ветвь (так называемая “пальма первенства”), а Антерос пытается ее отнять”.

Еще Павсаний упоминает о святилище Харитов. Там находятся изображения Эрота в позолоченной одежде: руки, ноги и лицо божества выполнены из белого мрамора. Несколько статуй эротов находятся рядом с изображениями харит.

Культ в Ахее

В одном из ахейских городов находится изображение Фортуны, которая несет рог изобилия. Рядом с ней находится статуя крылатого Эрота. Согласно Павсанию, мораль такова: успех в любви зависит не от внешней красоты, а исключительно от удачи.

Культ в Беотии

В прежние времена Феспия (Беотия) была хорошо известна благодаря Эроту Праксителя. Многие путешественники направлялись в этот город, который не стоило бы и посещать, если бы не чудесная статуя бога любви, изваянная Праксителем.

Каллистрат так описывает эту статую: “Она выглядела ярко и свежо. И хотя Эрот был лишен реального движения, оно все равно как бы подразумевалось.

Прочно закрепленный на пьедестале, юный бог любви заставлял думать, что вот-вот он взлетит. Он был весь преисполнен какой-то детской радости, его взгляд казался пылким и нежным. Он стоял, склонив к голове правую руку, а левой поднимал лук.

Туловище было наклонено влево, а легкая поза была создана благодаря слегка выступающему левому бедру.

На голове у Эрота были вьющиеся юношеские пряди. А какая это была чудесная бронза! Казалось, что волосы божества мягкие на ощупь. Когда я смотрел на эту статую, мне казалось, что Пракситель вложил в этот образ разум и страсть”.

Культ в Геллеспонте

Павсаний писал, что жители Геллеспонта поклоняются Эросу больше, чем любому другому богу.

В Абидосе находится статуя Афродиты и Эроса. Опасаясь ее стрел, она как будто успокаивает своего расшалившегося сына. Но все-таки ей не удалось избежать их.

 

Оцените статью
Античная мифология