Арт Деметры

Древнегреческая богиня плодородия и земледелия Деметра. Кто она? В мифологии представлены два прототипа – молодая и прекрасная дева с волосами спелой пшеницы или скорбящая женщина, в бессильном отчаянии смотрящая вдаль пустым взглядом.

Два образа Деметры, одинаково символизируют облик могущественной богини-матери и одной из влиятельных монарших особ Олимпа. Древние греки почитали ее как покровительницу земледельцев, хранительницу всего живого, дарующую жизнь и принимающую смерть. Ее изображения символизировали достаток и жизненную энергию природы. Так воспринимали греки свою добрую и справедливую покровительницу. Позднее эстафету культовых иллюстраций богини подхватили древнеримские искусствоведы. Великой матери было присвоено имя Церера, а сам облик у римлян ассоциировался с держащей в руках фрукты матроной.

В современной интерпретации великую благодетельницу плодородия и земледелия художники видят как мудрую женщину, в глазах которой уже отражается печаль от разлуки с ребенком. Она снисходительно наблюдает за подопечными, слегка улыбаясь по-матерински, с добрым и немного обеспокоенным взглядом.

Обязательным атрибутом арта богини является изображение ее символических предметов – венка из злаковых культур или полевых цветов, серпа, колосьев пшеницы и горящего факела (символ гнева богини на мужа и зятя).

Арт богини Деметры

Арт богини Деметры

Арт богини Деметры

Арт богини Деметры

Арт богини Деметры

Арт богини Деметры

Арт богини Деметры

На самом деле, в древней ипостаси она и была матерью всего живого на земле. Из рукописных источников мы видим, что богиня в сознании греков ассоциировалось с обычной женщиной – умной, исполнительной, в меру кроткой и сострадательной, но подвластной эмоциям. Ей не чужды слезы, обида, негодование, наказание виновных, месть и прощение.

В летописях Деметра характеризуется как принципиальный человек с твердыми и справедливыми убеждениями.

Миф о появлении и жизни богини Деметры до замужества

В древних источниках неоднократно упоминается о мифах, как о доступном пониманию средстве отражения представлений древних людей, объясняющих происходящие события. Несмотря на фундаментальную абсурдность теории в данных повествованиях, изначально вымысел не создавался с целью забав. Скорее всего, это невинная по простоте коллективная фантазия первобытных общин. Ведь именно в такой ипостаси местные люди могли истолковать возникающие природные явления, которые как все неизведанное, вселяли в них больше ужаса, чем любопытства.

Миф о Деметре и Персефоне один из самых популярных в Древней Греции. Чтить богиню-мать греки начали со времен активного земледелия, когда урожайность посевов прямо зависела от погодных условий. Люди свято верили – она дает благотворительную силу зернам произрастать из земли, а земле поддерживать всходы семян.

Именно изобразительное искусство стало доказательством глубокого величия богини и почитание ее заслуг перед людьми. В знак благодарности за хороший урожай покровительницу часто рисовали на фоне колосящихся полей.

Картинки богини Деметры

Картинка богини Деметры

Картинки богини Деметры

Картинки богини Деметры

История Деметры

Итак, кто же такая великая богиня и благодетельница смертных в земельных делах и как она появилась на небосклоне?

Деметра – одна из сестер могучих богов-полутитанов Зевса, Аида, Гестии и Посейдона, по совместительству дочь высших божеств Реи и Кроноса. По легенде, в царственной семье жителей небесного Олимпа сложились довольно натянутые отношения. Этимология властного и безжалостного главы семейства Кроноса доподлинно не изведана. В мифах он характеризуется как жадный до власти верховный титан, съедавший наследников, рожденных от Реи. Известно, что Деметру настигла печальная участь быть поглощенной собственным отцом в младенческом возрасте.

Согласно легенде, порочный круг «пожирания себе подобных» был разорван самой матерью Реей. Чтобы спасти последнего сына Зевса, она спрятала его на острове Крит в глубокой пещере. А вместо мальчика Кроносу был преподнесен завернутый в одеяло камень.

Со временем возмужавший и подросший сын Зевс сверг отца с престола и заставил его «изрыгнуть всех братьев и сестер». Так на небесный пантеон вернулись к жизни дети-полутитаны:

  • Гестия – покровительница мира, семейного очага и жертвоприношений;
  • Деметра – богиня, олицетворяющая мать всего живого, дарующая жизнь и принимающая смерть, покровительствующая изобилию и плодородию земли;
  • Аид – могущественный повелитель подземного царства мертвых;
  • Гера – покровительница брачных уз и настоящей любви, охраняющая женщину во время родов. Считается самой главной над всеми небожителями – царица богов;
  • Посейдон – бог морей и озер, покровитель стихии воды.

Далее легенда повествует о том, что в благодарность за спасение родственники сообща вручили Зевсу отцовские атрибуты «громовую молнию с палящими лучами» и нарекли его главным среди бессмертных.

Видимо за отсутствием других вариантов подходящих кандидатур, в то время Олимп славился единокровными браками. Насколько правдоподобна эта версия точно не известно, однако гипотеза не лишена первобытного смысла.

Логически можно предположить, что браки совершались исключительно на небесах, ибо греки свято верили в чистоту «божественной» крови. Откровенно говоря, в Олимпе выбор невелик – Аид был Деметре неприятен, к Посейдону она относилась с равнодушием, а вот статный красавец и перспективный мужчина Зевс сразу привлек ее внимание.

Став законной супругой Зевса, Деметра родила ему дочь Персефону. В папирусах образ девочки описывается как «прелестной и чарующей девы необыкновенной красоты, грации и благородности».

Между двумя женщинами, матерью и дочкой, была особая, незримая связь. Это видно по арт-картинкам. С каким душевным трепетом и безграничной любовью изображались эти женщины рядом друг с другом.

Картинки богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Картинка богини древней Греции Деметры с дочерью

Миф о похищении Персефоны

Этому событию из жизни олимпийских жителей посвящена целая поэма древнегреческого сказителя Гомера.

Внешние данные прекрасной дочери Зевса покорили взор и сердце его брата, царя мертвых Аида, так, что дядя захотел жениться на племяннице. С согласия авторитетного родственника, а по совместительству и будущего свекра, жених решил украсть Персефону.

В современном арте персонаж старого ловеласа содержит отрицательную энергетику, изображение бога гнетущее с элементами зловещих оттенков. Это создает глубокий контраст между образами Персефоны и Аидом, как отображение противостояния добра и зла.

Картинки богини Деметры

Картинка богини Деметры

Картинки богини Деметры

Картинки богини Деметры

Картинки богини Деметры

Картинки богини Деметры

Картинки богини Деметры

Далее легенда подробно рассказывает о месте и обстоятельствах, где собственно и произошло действие, так повлиявшее на жизнь и дальнейшую божественную деятельность Деметры. Ее юная дочь беспечно гуляет по Ниссейской долине с подружками, любуясь цветами и слушая пение птиц. Желая отвлечь Персефону от подруг, царь мертвых уговорил богиню земли Гею вырастить на поле благоухающий и чарующий ароматом необыкновенный цветок. Персефоне достаточно было только наклониться, чтобы понюхать дивный запах необычного растения, «как разверзлась перед ней земля, выскочил оттуда Аид на колеснице из золота, запряженной черными скакунами. Схватил он девушку за стан ее тонкий, и скрылся в недра земные с нею в мгновении ока. Только и успела Персефона, что вскрикнуть о помощи»

Картинки Деметры, моделирующие похищение Персефоны

Картинки Деметры, моделирующие похищение Персефоны

Картинка Деметры, моделирующие похищение Персефоны

Картинка Деметры, моделирующие похищение Персефоны

Картинка Деметры, моделирующие похищение Персефоны

Картинка Деметры, моделирующие похищение Персефоны

Быстрее лани бежала великая богиня Деметра в Ниссейскую долину, услышав крик любимой дочери, но не успела. Тщетны были ее последующие попытки найти Персефону. И тогда, «одолела материнское сердце тяжелая скорбь, одела она траурное покрывало и девять суток блуждала по земле в бессознательном состоянии, ничего не видя вокруг».

Ее страдания увидел бог солнца Гелиос. Он рассказал Деметре, что с разрешения Зевса похищена была Персефона царем подземного царства, чтобы стать супругой Аиду. Разгневалась богиня на мужа своего за такой поступок и покинула небесный пантеон, приняв лик смертного человека.

Погруженная в печаль долго странствовала она по земле, не переставая лить слезы о пропавшей дочери. За это время Деметра перестала выполнять обязанности покровительницы, и без ее благотворной силы на деревьях осыпались листья, сгнили плоды, и засохла на полях жнива. Люди перестали приносить жертву богам, и на землю пришел голод.

Арт богини Деметры скорбящей

Арт богини Деметры скорбящей

Арт богини Деметры скорбящей

Арт богини Деметры скорбящей

Арт богини Деметры скорбящей

Скитаясь по свету, Деметра пришла в город Элевсин, и присела отдохнуть возле колодца у оливкового дерева. Ее, в образе старушки, увидели царские дочери и привели к родителям – царю Келею и царице Метанире. Легенда гласит, что когда Деметра зашла в дом Келея, «хоромы буквально озарились сиянием, что увидела Метанира и поняла, что перед ней необычная гостья».

Небесной посетительнице предложили остаться жить в царском доме. За такое радушное гостеприимство богиня предложила хозяевам дома присматривать за их младенцем, младшим сыном Келея, Демофонтом.

Великая мать очень привязалась к мальчику и захотела сделать его равным богам, подарив бессмертие. Но обряд инициации был прерван матерью малыша Метанирой, которая не поверила богине и отобрала мальчика. Этим поступком женщина навлекла гнев богини. Деметра «тут же явилась всем в своей божественной красе и повелела построить ей храм с жертвенником на высокой городской горе, куда удалится она, чтобы оплакивать свою тяжелую материнскую долю». Желание великой матери было выполнено.

Согласно легенде, у царя был еще один сын, страдающий неизлечимой болезнью – Триптолем. Сменив гнев на милость, в благодарность за радушие и гостеприимство хозяев, Деметра исцелила его и одарила божественным даром проповедничества. Мальчик вырос и стал проповедником земледельческого культа богини Деметры, путешествуя по миру и обучая людей пахать землю.

Картинки Деметры с Триптолемом

Картинки Деметры с Триптолемом

Картинка Деметры с Триптолемом

Картинки Деметры с Триптолемом

Тем временем Зевс, наблюдая людские страдания от голода и засухи, решил исправить ситуацию, и договорился с братом о возвращении Персефоны. Но хитрый Аид, не желая расставаться надолго с любимой женщиной, дал ей съесть зернышко граната, как символ верности мужу. По согласованию богов, девушка должна была гостить у матери на поверхности ¾ года и одну треть проводить под землей с мужем.

Арт Деметры как инсталляция возвращения Персефоны

Арт Деметры как инсталляция возвращения Персефоны

Арт Деметры как инсталляция возвращения Персефоны

Арт Деметры как инсталляция возвращения Персефоны

Арт Деметры как инсталляция возвращения Персефоны

Велика была радость Деметры, когда она увидела свою дочь Персефону. На землю снизошли ее благородные силы, наделяя пашни плодородием, а деревья плодовитостью – нежная зеленая листва укрыла сады, раскрылись цветы на лугах и заколосились пашни. Согласно легендам, именно с тех пор, Персефона приобретает статус древнегреческой богини растительности и вместе с матерью олицетворяет прошлый, настоящий и будущий урожай.

Именно в такой ипостаси древние греки понимают смену времен года. Когда наступает весна – это Персефона возвращается к матери из мрачного подземелья мужа, с осенью увядает природа, которая символизирует тоску и отчаяние Деметры по ушедшей к Аиду дочери.

Другие мифы о богине плодородия и изобилия Деметре

В гимнах богиня Деметра славится как «дающая юность и счастье, радующая многими хлопотами и трудами, хранящая семена и всходы, оберегающая посевы и урожай кормилица смертного люда». Однако мало кто знает, что великая мать обладала не только разрушительной божественной силой, но и обычной человеческой любовью.

Например, о существовании у Деметры других детей поведали рукописи одного из исторически точных древнегреческих рапсодов, поэта Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.). Как повествует легенда, женщина воспылала страстной любовью к смертному Иасиону, получившему из ее рук зерна пшеницы для обучения земледелию других.

От божественной страсти у Деметры родились сыновья:

  1. Плутос, которого древние греки почитали как божественный символ богатства. Существовало народное поверье – если встретить благостного бога на пути, обретешь богатство и счастье.
  2. Филомел. Парню реально не повезло. Его чтили и боялись как бога бедности, и молились о его отсутствии, пытаясь тем самым уберечь свой дом от запустения и голода. Чтобы хоть как-то быть полезным человечеству, по преданию, Филомел приобрел у родного брата плуг и стал первым хлебопашцем.

Смертному возлюбленному Деметры была уготована печальная участь. В Гомеровской «Одиссее» есть отрывок про «безумного в ревности Зевса, убившего огненным громом Иасиона». Более поздние литературные источники причисляют любимого Деметры к линейке божеств земледелия.

Картинки богини древней Греции Деметры

Картинки богини древней Греции Деметры

Картинки богини древней Греции Деметры

Древнеримский писатель и поклонник платоновской философии наделяет богиню другими чертами. Например, в мифе про Психею и Амура, Церера отказывает Психее в пристанище, мотивируя тем, что не хочет ссориться из-за девушки с давней подругой – богиней Венерой. Автор показывает ее равнодушие, цинизм и личные мотивы по отношению к чужому горю. Далее читаем «сказала она Психее – уходи из моего храма и благодари, что я не задержала тебя». Этой фразой автор подчеркивает сострадание Деметры по отношению к беглянке, богиня дает возможность уйти той, которая разгневала ее подругу и убегает от справедливой кары.

О том, насколько глубока и священна мысль человечества о богине злаков Деметре и о богине растительности Персефоне, можно понять исходя из долгого существования земледельческого культа элевсинских мистерий (до конца XIX века) как источника самовыражения любви и уважения смертных по отношению к богине. Тандем дочери с матерью находит свое отражение не только в древнем искусстве – изображения богинь идентичны и синхронны, атрибутика и одеяния тождественны. Это дает понимание целостного единства их предназначений. Не зря древние греки двух богинь воспринимали как воплощение одной божественной субстанции.

Оцените статью
Античная мифология