Бог Гор

ГОР (егип., греч. Ho­ros — дале­кий, лат. Ho­rus), еги­пет­ский бог неба и солн­ца, изо­бра­жал­ся в виде соко­ла. Пер­во­на­чаль­но иден­ти­фи­ци­ро­вал­ся с фара­о­ном (бог-царь), в мифе об Оси­ри­се — сын Иси­ды и Оси­ри­са, кото­рый в каче­стве наслед­ни­ка сво­его отца мстил за его смерть Сету (Тифо­ну), борец со злом (оли­це­тво­ряв­шем­ся в кро­ко­ди­ле). У гре­ков Гор соот­вет­ст­ву­ет Апол­ло­ну, со вре­мен Алек­сандра Македон­ско­го к нему про­яв­ля­ет­ся допол­ни­тель­ный инте­рес. Его почи­та­ние воз­рас­та­ло преж­де все­го в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем мисте­рий Иси­ды. Он изо­бра­жал­ся в виде маль­чи­ка (Гар­по­крат), как ребе­нок на руках Иси­ды (тип мадон­ны) или как воин с яст­ре­би­ной голо­вой.

ДревнегреческийДревнеегипетскийЛатиницаАнглийский переводПеревод
ὯροςḥrHōrusFalconСокол

Цитаты классической древнегреческой литературы

РОЖДЕНИЕ ГОРА

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

А вот и сам миф в пересказе по возможности самом кратком, с удалением всего ненужного и лишнего. Говорят, что когда Гелиос узнал о том что Рея тайно сочеталась с Кроном, он изрек ей проклятие, гласящее, что она не родит ни в какой месяц и ни в какой год. Но
Гермес, влюбленный в богиню, сошелся с нею, а потом, играя с луной в шашки, отыграл семидесятую часть каждого из ее циклов, сложил из них пять дней и приставил их к тремстам
шестидесяти; и до сих пор египтяне называют их «вставленными» и «днями рождения богов». Рассказывают, что в первый день родился Осирис, и в момент его рождения некий голос изрек: владыка всего сущего является на свет. Иные же говорят, что некто Памил, черпавший воду в Фивах, услышал из святилища Зевса голос, приказавший ему громко провозгласить, что родился великий царь и благодетель — Осирис; за это якобы он стал воспитателем Осириса, которого ему вручил Крон, и в честь него справляют праздник Памилий.
напоминающий фаллические процессии. На второй день родился Аруэрис, которого называют Аполлоном, а некоторые также старшим Гором.

 

 

СОЗВЕЗДИЕ ГОРА

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

Созвездие Исиды, которое у египтян зовется Софис, греки называют Псом, созвездие Гора — Орионом, а Тифона — Медведем
[Обычно астральные сферы богов распределялись следующим образом: Ра — солнце, Гор — небо (луна и солнце — его очи), Осирис — Орион, Сет — Большая Медведица.]

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ГОРА С АПОЛЛОНОМ

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

На второй день родился Аруэрис, которого называют Аполлоном, а некоторые также старшим Гором.

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

Исида и Осирис, полюбив друг друга, соединились во мраке чрева до рождения. Некоторые говорят, что от этого брака и произошел Аруэрис, которого египтяне называют старшим Гором, а эллины — Аполлоном
[Отождествление Гора и Аполлона произошло из-за причастности обоих к солнечному культу]

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. 28. Метиоха и Мениппа [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений» и Коринна в книге I «Героев»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

Тифон, сын Геи, был богом непомерной силы и чудовищной внешности, ибо выросло у него множество голов, рук и крыльев, а с боков выступали страшными извивами змеи; он кричал на разные голоса, и никто не мог противостоять его силе. Тифон возжелал захватить власть Зевса, и его натиску не мог противостоять никто из богов, но в страхе все бежали в Египет, остались только Афина и Зевс. Тифон преследовал богов по пятам, они же из предосторожности во время бегства изменили свою внешность в образы животных. И Аполлон стал коршуном [то есть формой египетского Гора], Гермес — Ибисом [Тот]… Артемида — кошкой [то есть формой египетской Баст].

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ГОРА С ГАРПОКРАТОМ

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

Осирис же сочетался с Исидой после смерти, и она произвела на свет Гарпократа [Гор ребенок] родившегося преждевременно и имевшего слабые ноги.

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ГОРА С АРЕСОМ

Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)

«В Гелио­поль и Буто егип­тяне соби­ра­ют­ся толь­ко для жерт­во­при­но­ше­ний. А в Папре­ми­се при­но­сят жерт­вы и совер­ша­ют свя­щен­но­дей­ст­вия так же, как и в дру­гих местах. Вся­кий раз, когда солн­це скло­ня­ет­ся к запа­ду, лишь немно­гие жре­цы хло­по­чут око­ло ста­туи бога, боль­шин­ство же с дере­вян­ны­ми дубин­ка­ми ста­но­вит­ся при вхо­де в свя­ти­ли­ще. Про­тив них сто­ит тол­пой боль­ше тыся­чи бого­моль­цев, выпол­ня­ю­щих обет (так­же с дере­вян­ны­ми дубин­ка­ми). Ста­тую же бога в дере­вян­ном позо­ло­чен­ном ков­че­ге в виде хра­ма пере­но­сят ночью в канун празд­ни­ка в новый свя­щен­ный покой. Несколь­ко жре­цов, остав­ших­ся у ста­туи бога, вле­чет на четы­рех­ко­лес­ной повоз­ке ков­чег со ста­ту­ей бога. Дру­гие же жре­цы, сто­я­щие перед вра­та­ми в пред­две­рии хра­ма, не про­пус­ка­ют их. Тогда бого­моль­цы, свя­зав­шие себя обе­том, засту­па­ют­ся за бога и бьют жре­цов, кото­рые [в свою оче­редь] дают им отпор. Начи­на­ет­ся жесто­кая дра­ка на дубин­ках, в кото­рой они раз­би­ва­ют друг дру­гу голо­вы, и мно­гие даже, как я думаю, уми­ра­ют от ран66. Егип­тяне, прав­да, утвер­жда­ют, что смерт­ных слу­ча­ев при этом не быва­ет. Про­изо­шло же это празд­не­ство, по сло­вам мест­ных жите­лей, вот поче­му. В этом хра­ме жила мать Аре­са [Гора]. Арес [Гор] же был вос­пи­тан вда­ли от роди­те­лей. Когда он воз­му­жал и захо­тел посе­тить мать, то слу­ги мате­ри, нико­гда преж­де его не видав­шие, не допу­сти­ли его к ней и задер­жа­ли. Тогда Арес при­вел с собой людей из дру­го­го горо­да, жесто­ко рас­пра­вил­ся со слу­га­ми и вошел к мате­ри. От это­го-то, гово­рят, и вошла в обы­чай пота­сов­ка на празд­ни­ке в честь Аре­са».

Оцените статью
Античная мифология