Богиня Тривия

Тривия (Trivia) — один из эпитетов Дианы. Когда к чисто италийским чертам богини Дианы присоединились черты греческой Артемиды, римская Диана стала почитаться как помощница при родах, как представительница горной и лесной жизни и, между прочим, охоты, как божество ночи, с ее таинственными явлениями. В этом последнем значении она была отожествлена также с греческой Гекатой, богиней ночи, подземного мира и волшебства. Будучи богиней чар и таинственных ужасов ночи Диана считалась покровительницей распутий (откуда и эпитет — Trivia), и изображалась с тремя головами, глядящими на три дороги. Как покровительницу дорог и путешествующих, путники призывали ее под именем dea Semitalis. Близ Ариции находилось посвященное Т. озеро с рощей, где Т. была известна под именем nemorensis. В честь Т. и Аполлона Августом был выстроен мраморный храм на Палатине.

ДревнегреческийТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
/tɹɪvi.ə/TriviaTrivia

 

ОТОЖДЕСТЛЕНИИ ТРИВИИ С АРТЕМИДОЙ-ДИАНОЙ

Вергилий. Энеида. VI. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Три­вии [Диане-Артемиде] с Фебом [Аполлоном] тогда я воз­двиг­ну из мра­мо­ра проч­ный
Храм, и празд­не­ства дни наре­ку я име­нем Феба».

 

Вергилий. Энеида. VI. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Он и в при­ют твой вой­ти, и к тебе обра­тить­ся сми­рен­но
Мне с моль­бой нака­зал. Над отцом и сыном, о дева,
Сжаль­ся, бла­гая, молю! Ты можешь все, и неда­ром
Три­вия [Диана-Артемида] вла­сти тво­ей пору­чи­ла Аверн­ские рощи».

 

Вергилий. Энеида. X. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Феба [Аполлона] и Три­вии [Дианы-Артемиды] жрец Гемо­нид вда­ли пока­зал­ся,
Были вис­ки у него обви­ты свя­щен­ной повяз­кой,
Пыш­ный доспех на солн­це горел и одеж­да свер­ка­ла».

 

Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений. (Источник: Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений. АН СССР (Литературные памятники). М., «Наука», 1986. Перевод С. В. Шервинского. Примечания М. Л. Гаспарова. OCR: Сергей Лебедев.) Поэт. 87 г. до н.э.

 

«В муках родов гла­го­ле­ма
Ты Люци­ной-Юно­ною;
Име­ну­ешь­ся Три­ви­ей [Дианой-Артемидой],
С чуж­дым све­том Луною!»

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ТРИВИИ С ГЕКАТОЙ

Сенека. Медея. 787 (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Вижу Три­вии здесь про­вор­ных коней,
Не тех, что она, круг­ла и ясна,
Дого­ня­ет всю ночь, но тех, на каких,
Опе­ча­лив лик, натя­нув пово­да,
На мучи­тель­ный зов фес­са­лий­ских чар
При­бли­жа­лась к зем­ле».

 

Стаций. Сильвы. 3.I.52. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 34):

 

«Близился день, когда беглым царям открытая роща
Тривии [Артемиды-Гекаты] — лес Арицийский — священным дымом
курится,
Отсветом факелов многих полны Ипполитовы кущи,
Там Диана сама заслуженных псов награждает,
Прячет стрел острия, позволяя зверям удалиться
В мире».

 

Стаций. Сильвы. 3.I.68. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 34):

 

«Тривии [Артемиды-Гекаты] день мы, по случаю, на берегу проводили
Влажном, наскучив покоями тесными, кровом привычным,
Там, под раскидистым дубом мы были укрыты от солнца».

Оцените статью
Античная мифология