Маны

МАНЫ (Manes) в римской мифологии боги загробного мира (Serv. Verg. Aen. I 143; III 63), затем обожествленные души предков (dii parentum, dii parentes, V 47). В честь М. в дни поминовения приносились жертвы: в Каристии, когда за трапезой собиралась вся родня и якобы присутствовали умершие родственники, на могилы приносили угощения; сами могилы украшались цветами; в паренталии открывался обычно закрытый «камнем М.» (lapis manalis) вход в подземелье — мундус, считавшийся входом в мир мертвых (Ovid. Fast. IV 821 след.). М., в отличие от лемуров, назывались добрыми богами, но и они вызывали опасения; с ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылавшая безумие, иногда отождествлявшаяся с матерью ларов, так же как впоследствии сами М., интерпретировавшиеся уже как души умерших, сливались с ларами и гениями. М. считались также хранителями гробниц. С конца республики вошло в обычай начинать эпитафии с посвящения М. с просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродетельную жизнь. Е. Ш.

ДревнегреческийТранслитерацияЛатиницаАнглийскийРусский
/ˈmeɪniːz/mānēsmanes

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ МАНОВ С ЭВДЕМОНОМ

Аврелий Августин. О граде Божьем. Книга 9. Глава XI (Источник: БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН ТВОРЕНИЯ (том третий) О ГРАДЕ БОЖИЕМ/ книги I—XIII/ Составление и подготовка текста к печати С. И. Еремеева/ Научно-популярное издание/ ИЗДАТЕЛЬСТВО «АЛЕТЕЙЯ» Санкт-Петербург УЦИММ-Пресс Киев 1998 ) Древнеримский богослов. 354 г.

 

«О мнении платоников, что души людей по смерти тел становятся демонами
Апулей говорит, правда, что и души людей суть демоны; что люди становятся ларами, если жили добродетельно; лемурами, или ларвами, если жили порочно; богами же манами называются-де те, о которых с точностью не известно, были ли они добродетельны или порочны. Но кто, если он человек хоть немножко мыслящий, не поймет, какая в этом мнении открывается пропасть для нравственного развращения? В самом деле, как бы люди ни были непотребны, но, думая, что они после смерти сделаются ларвами, или, по крайней мере, богами-манами, они делаются еще тем хуже, чем более в них желания вредить; так как им внушается мысль, что после смерти к ним будут обращаться даже с некоторыми жертвоприношениями в виде культа, чтобы они причиняли вред. Ибо, по словам его, ларвы суть демоны вредные, произошедшие из людей. Впрочем, это уже другой вопрос. Но отсюда, по его словам, добрые по-гречески называются εὐδαίμονες, -добрыми душами, т. е. добрыми демонами. Он подтверждает этим мнение, что души людей суть демоны».

Оцените статью
Античная мифология