Бог Дагон

ДАГОН (финик.) Даган (угаритск., аккадск.) (dgn; dâgôn, «колос» или уменьшительное от даг, dâg, «рыба»), западносемитский (ханаанейско-аморейский, позже также филистимлянский) бог. Судя по значению имени, покровитель земледелия или рыбной ловли; видимо, первоначально бог — податель пищи. В Угарите Д. связан с богом бури и плодородия Балу (Алиййану-Балу; ср. Д. в аккадской мифологии), отцом которого считался наряду с верховным богом Илу [согласно Евсевию Кесарийскому, одна из наложниц Урана (в данном случае соответствующего, очевидно, Илу), мать Балу, попала к Д. уже будучи беременной от Урана]. По финикийской теогонии Санхонйатона — Филона, Д. — сын Урана — неба (соответствующего, по-видимому, Баалшамему) и Геи — земли, брат Эла (Илу). У филистимлян в конце 2 — начале 1-го тыс. до н. э. Д. — верховное божество, бог войны; вероятно, это представление заимствовано от дофилистимского (ханаанейского) населения палестинского побережья. В городе Бет-Шеан (Северная Палестина) Д. связан с Астартой. И. ш. Д. почитался также в аккадской мифологии как бог невавилонского происхождения, покровитель населения долины среднего Евфрата. Супруга Д. — богиня Шала (возможно, хурритская), она же — супруга бога бури Адада. В одном старовавилонском тексте из Северной Месопотамии Д. назван отцом Адада. Иногда отождествлялся с Энлилем.

ДревнегреческийТранслитерацияИвритЛатиницаАнглийскийШумерскийАккадскийФиникийский
DāgōnDāgōn
da-gan𒀭𒁕𒃶
Dāgān𐤃𐤂𐤍
/ˈdeɪ.ɡɒn/

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ДАГОНА С ЗЕВСОМ

Филон Библский. Финикийская история. (Источник: Финикийская мифология. — Сост. Н.К. Герасимова. — Под общ. ред. Ю.С. Довженко. — СПб.: «Летний сад», Журнал «Нева», 1999. — 331 с., илл.) (Историк, 50 г., Библ.)

«И от Дионы
он имел девочек, и от Астарты снова двух мальчи-
ков: Пофа и Эрота. Дагон же, так как он изобрел
хлеб и плуг, был прозван Зевс Аротрий».

Оцените статью
Античная мифология