Агатодемон (божество) (ἀγαθοδαίμων — благой дух) — позднеантичное божество полей и виноградников, которому совершали возлияния неразбавленным вином.
Плутарх. Застольные беседы III 7, 1. (Источник: Академия Наук СССР. Литературные памятники. Издание подготовили. Я. М. Боровский, М. Н. Ботвинник. Н. В. Брагинская, М. Л. Гаспаров. П. И. Ковалева. О. Л. Левинская. Ленингра Д. «Наука». Ленинградское отделение. 1990.) (греческий историк 1-2 вв. н. э.):
В Афинах в одиннадцатый день месяца Антестериона отведывают
молодое вино, и этот день носит название Питойгии. Исстари, очевидно,
повелось, что прежде всего совершают возлияние с молитвой о том, чтобы
Застольные беседы. Книга третья 59
пользование этим напитком приносило благополучие· У нас же в Беотии
этот месяц называется Простатерием, и на шестой его день полагается принести жертву Благому Демону
и отведать молодое вино после того, как
подует зефир: ибо этот ветер более всех других воздействует на вино, и то,
которому он не повредил, может считаться пригодным и для продолжительного хранения.
Плутарх. Застольные беседы VIII 10, 3. (Источник: Академия Наук СССР. Литературные памятники. Издание подготовили. Я. М. Боровский, М. Н. Ботвинник. Н. В. Брагинская, М. Л. Гаспаров. П. И. Ковалева. О. Л. Левинская. Ленингра Д. «Наука». Ленинградское отделение. 1990.) (греческий историк 1-2 вв. н. э.):
А в месяцы листопада, приближающиеся
к зиме, когда дозревают хлеба и более мелкие и морщинистые древесные
плоды, эти плоды уже лишены силы, сообщающей нам способность воспринять божественное внушение. Вот ведь π молодое вино отведывают
не ранее как в месяце Антестерионе, по миновании зимы, и этот день у нас
Ε называется днем Благого ДемонаАвторы жизнеописаний августов: Элий Лампридий. Жизнеописания Августов. XVII. Антонин Гелиогабал.
Он имел в Риме маленьких египетских змей, которых египтяне называют агатодемонами106. Были у него также гиппопотамы, крокодил, носорог и все другие египетские животные, природа которых позволяет держать их.
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 39. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Что касается прорицалища, то там установлен такой порядок посещения. Если какой-либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, то прежде всего он должен прожить определенное число дней в особом здании; это здание — храм доброго Демона и доброй Тихи (Случая).