Аль­бруна, Веледа — Провидицы в Германии и Риме

Провидица — это женщина , которая, как говорят, обладает способностью предсказывать будущие события и творить колдовство . Их также называют многими другими именами, означающими «пророчица», «носительница посоха», «мудрая женщина» и «колдунья», и их часто называют ведьмами или жрицами как в ранних источниках, так и в современных исследованиях.

ОБЩЕЕ

Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении германии. [События 47—48 гг. н. э.] (Источник: Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко.) (Древнеримский историк. 56 г.)

 

«Как рас­ска­зы­ва­ют, неод­но­крат­но быва­ло, что их уже дрог­нув­ше­му и при­шед­ше­му в смя­те­ние вой­ску не дава­ли рас­се­ять­ся жен­щи­ны, неот­ступ­но молив­шие, уда­ряя себя в обна­жен­ную грудь, не обре­кать их на плен, мысль о кото­ром, сколь бы его ни стра­ши­лись для себя вои­ны, для гер­ман­цев еще нестер­пи­мее, когда дело идет об их женах19. Вот поче­му проч­нее все­го удер­жи­ва­ют­ся в пови­но­ве­нии пле­ме­на, кото­рым было предъ­яв­ле­но тре­бо­ва­ние выдать в чис­ле залож­ни­ков так­же деву­шек знат­но­го про­ис­хож­де­ния. Ведь гер­ман­цы счи­та­ют, что в жен­щи­нах есть нечто свя­щен­ное и что им при­сущ про­ро­че­ский дар, и они не остав­ля­ют без вни­ма­ния пода­вае­мые ими сове­ты и не пре­не­бре­га­ют их про­ри­ца­ни­я­ми20. В прав­ле­ние боже­ст­вен­но­го Вес­па­си­а­на мы виде­ли сре­ди них Веледу, дол­гое вре­мя почи­тав­шу­ю­ся боль­шин­ст­вом как боже­ство; да и в древ­но­сти они покло­ня­лись Аль­бруне и мно­гим дру­гим, и отнюдь не из лести и не для того, чтобы впо­след­ст­вии сде­лать из них богинь»

 

Страбон. География. VII. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Пере­да­ют, что у ким­вров суще­ст­ву­ет такой обы­чай: жен­щин, кото­рые участ­во­ва­ли с ними в похо­де, сопро­вож­да­ли седо­вла­сые жри­цы-про­ри­ца­тель­ни­цы, оде­тые в белые льня­ные одеж­ды, при­креп­лен­ные [на пле­че] застеж­ка­ми, под­по­я­сан­ные брон­зо­вым поя­сом и босые. С обна­жен­ны­ми меча­ми эти жри­цы бежа­ли через лагерь навстре­чу плен­ни­кам, увен­чи­ва­ли их вен­ка­ми и затем под­во­ди­ли к мед­но­му жерт­вен­но­му сосу­ду вме­сти­мо­стью око­ло 20 амфор3; здесь нахо­дил­ся помост, на кото­рый вос­хо­ди­ла жри­ца и, накло­нив­шись над кот­лом4, пере­ре­за­ла гор­ло каж­до­му под­ня­то­му туда плен­ни­ку. По сли­вае­мой в сосуд кро­ви одни жри­цы совер­ша­ли гада­ния, а дру­гие, раз­ре­зав тру­пы, рас­смат­ри­ва­ли внут­рен­но­сти жерт­вы и по ним пред­ска­зы­ва­ли сво­е­му пле­ме­ни победу. Во вре­мя сра­же­ний они били в шку­ры, натя­ну­тые на пле­те­ные кузо­ва пово­зок, про­из­во­дя этим страш­ный шум».

АЛЬБРУНА

Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении германии. [События 47—48 гг. н. э.] (Источник: Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко.) (Древнеримский историк. 56 г.)

 

«В прав­ле­ние боже­ст­вен­но­го Вес­па­си­а­на мы виде­ли сре­ди них Веледу, дол­гое вре­мя почи­тав­шу­ю­ся боль­шин­ст­вом как боже­ство; да и в древ­но­сти они покло­ня­лись Аль­бруне и мно­гим дру­гим, и отнюдь не из лести и не для того, чтобы впо­след­ст­вии сде­лать из них богинь».

 

ВЕЛЕДА

Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении германии. [События 47—48 гг. н. э.] (Источник: Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко.) (Древнеримский историк. 56 г.)

 

«Ведь гер­ман­цы счи­та­ют, что в жен­щи­нах есть нечто свя­щен­ное и что им при­сущ про­ро­че­ский дар, и они не остав­ля­ют без вни­ма­ния пода­вае­мые ими сове­ты и не пре­не­бре­га­ют их про­ри­ца­ни­я­ми20. В прав­ле­ние боже­ст­вен­но­го Вес­па­си­а­на мы виде­ли сре­ди них Веледу, дол­гое вре­мя почи­тав­шу­ю­ся боль­шин­ст­вом как боже­ство; да и в древ­но­сти они покло­ня­лись Аль­бруне и мно­гим дру­гим, и отнюдь не из лести и не для того, чтобы впо­след­ст­вии сде­лать из них богинь».

Оцените статью
Античная мифология