Алкмена

АЛКМЕ́НА (Ἀλκμή­νη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь Элек­три­о­на, жена тиринф­ско­го царя Амфи­т­ри­о­на, отли­чав­ша­я­ся исклю­чи­тель­ной кра­сотой. За неча­ян­ное убий­ство сво­его тестя Амфи­т­ри­он вме­сте с Алк­ме­ной был изгнан из Микен и посе­лил­ся в Фивах. Там он, выпол­няя пору­че­ния фиван­ско­го царя, совер­шил мно­го подви­гов, сра­жа­ясь с пле­ме­на­ми теле­бо­ев; в отсут­ст­вии мужа, при­вле­чён­ный кра­сотой Алк­ме­ны, Зевс явил­ся к ней. Пока дли­лась их брач­ная ночь, солн­це трое суток не под­ни­ма­лось над зем­лёй. Вско­ре у Алк­ме­ны одно­вре­мен­но роди­лись сыно­вья — Ификл от мужа и Геракл от Зев­са. В сра­же­нии с пле­ме­на­ми мини­ев погиб Амфи­т­ри­он, а Алк­ме­на, остав­шись вдо­вой, пра­ви­ла в Тирин­фе. После смер­ти Герак­ла Алк­ме­ну пре­сле­до­вал Эври­сфей и она бежа­ла к афи­ня­нам, кото­рые отра­зи­ли напа­де­ние Эври­сфея и взя­ли его в плен. Алк­ме­на насто­я­ла на пре­да­нии Эври­сфея смер­ти (тра­гедия Еври­пида «Герак­лиды»). Пере­не­сён­ная после смер­ти на ост­ро­ва бла­жен­ных, Алк­ме­на всту­пи­ла там в брак с Рада­ман­фом  Культ Алк­ме­ны суще­ст­во­вал в Фивах, Атти­ке и дру­гих местах Гре­ции.

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Антонин Либерал. Метаморфозы. [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

У Прета в Фивах родилась дочь Галинфиада. Эта девушка была подругой в играх Алкмены, дочери Электриона. Когда же у Алкмены наступили роды Геракла, Мойры и Илифия, чтобы сделать приятное Гере, продлевали ее мучения. Они сидели вокруг нее, обхватив ее руками, Галинфиада же, боясь, как бы Алкмена не обезумела от тяжких мук, прибежала к Мойрам и Илифии и возвестила, что по воле Зевса у Алкмены родился мальчик, а оказываемые им почести отменены. При этом <известии> оцепенение напало на Мойр, и они тотчас отпустили руки, а Алкмена избавилась от мучений, и родился Геракл. Мойр же охватило горе, и за то, что, будучи смертной, Галинфиада обманула богов, они лишили ее женской природы, превратили ее в хитрую ласку и назначили ей жить в скрытных местах и вступать в неестественный союз: ибо потомство она зачинает через уши, а будучи беременной, изрыгает его горлом. Геката сжалилась над ней, претерпевшей такое превращение, и сделала ее своей священной прислужницей. Геракл же, когда вырос, вспомнил об оказанной ею услуге, поставил статую Галинфиаде у своего дома и приносил ей жертвы. Этот священный обычай фиванцы хранят до сих пор и перед праздником Геракла первой приносят жертвы Галинфиаде.

 

 

Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

Сыном могу­чим Алк­ме­ны пре­крас­но­ло­дыж­ной, Герак­лом,
Был тот орел умерщ­влен, а сын Иапе­та избав­лен

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

Алк­ме­на роди­ла и, опа­са­ясь рев­но­сти Геры, отнес­ла мла­ден­ца в то место, кото­рое назы­ва­ет­ся теперь Герак­ло­вым полем44. Немно­го пого­дя туда при­шла вме­сте с Герой Афи­на и, вос­хи­щен­ная видом ребен­ка, упро­си­ла Геру дать ему грудь. Но когда ребе­нок силь­нее, чем мож­но было ожидать для его воз­рас­та, сжал сосок, Гера, почув­ст­во­вав боль, отбро­си­ла мла­ден­ца, Афи­на же отнес­ла дитя к мате­ри и веле­ла кор­мить его.

 

Плиний Старший. Естественная история. Книга VII. (Источник: Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. Наука, Москва, 2007. С. 287—366.
Перевод с лат., комментарии и послесловие Б. А. Старостина.) (Древнеримский писатель. 24 г. н. э.)

 

Но когда меж­ду дву­мя зача­ти­я­ми про­шло совсем мало вре­ме­ни, то рож­да­ют­ся оба, как это было в слу­чае с Герак­лом и его бра­том Ифи­к­лом и с той, кото­рая [Алкмена] роди­ла двой­ня­шек: одно­го, похо­же­го на мужа, а дру­го­го — на любов­ни­ка

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

Алк­ме­на роди­ла и, опа­са­ясь рев­но­сти Геры, отнес­ла мла­ден­ца в то место, кото­рое назы­ва­ет­ся теперь Герак­ло­вым полем. Немно­го пого­дя туда при­шла вме­сте с Герой Афи­на и, вос­хи­щен­ная видом ребен­ка, упро­си­ла Геру дать ему грудь. Но когда ребе­нок силь­нее, чем мож­но было ожидать для его воз­рас­та, сжал сосок, Гера, почув­ст­во­вав боль, отбро­си­ла мла­ден­ца, Афи­на же отнес­ла дитя к мате­ри и веле­ла кор­мить его. Воз­мож­но, необыч­ность это­го про­ис­ше­ст­вия вызо­вет удив­ле­ние: мать, кото­рой над­ле­жит любить, бро­си­ла соб­ст­вен­ное дитя на про­из­вол, а нена­видев­шая его маче­ха по неведе­нию спас­ла дитя, враж­деб­ное ей по при­ро­де.

Оцените статью
Античная мифология