Амфитрион

АМФИТРИО́Н (Ἀμφιτ­ρύων), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын тиринф­ско­го царя Алкея и доче­ри Пело­па Асти­да­мии, внук Пер­сея. Амфи­т­ри­он при­нял уча­стие в войне про­тив оби­тав­ших на ост­ро­ве Тафос теле­бо­ев, кото­рую вёл его дядя микен­ский царь Элек­три­он. В этой войне погиб­ли сыно­вья Элек­три­о­на. Отправ­ля­ясь в поход, Элек­три­он пору­чил Амфи­т­ри­о­ну управ­ле­ние государ­ст­вом и дочь Алк­ме­ну. Во вре­мя про­во­дов Амфи­т­ри­он неча­ян­но убил царя дубин­кой, бро­шен­ной в коро­ву, и ему при­шлось бежать из Микен, взяв Алк­ме­ну и её млад­ше­го бра­та. Они нашли при­ют у фиван­ско­го царя Кре­он­та, кото­рый очи­стил Амфи­т­ри­о­на от гре­ха неча­ян­но­го убий­ства. Алк­ме­на согла­ша­лась стать его женой толь­ко после того, как он ото­мстит теле­бо­ям за смерть её бра­тьев. Кре­онт обе­щал Амфи­т­ри­о­ну помощь в войне с теле­бо­я­ми, если он уни­что­жит разо­ряв­шую окрест­но­сти Фив сви­ре­пую тевмес­скую лису, ухо­див­шую от всех пре­сле­до­ва­те­лей. Зна­ме­ни­тый афин­ский охот­ник Кефал одол­жил Амфи­т­ри­о­ну чудес­ную соба­ку, дого­няв­шую любо­го зве­ря. Состя­за­ние меж­ду зве­рем, кото­ро­го никто не мог пой­мать, и соба­кой, от кото­рой никто не мог убе­жать, завер­ши­лось реше­ни­ем Зев­са пре­вра­тить обо­их живот­ных в кам­ни. Зару­чив­шись под­держ­кой Кре­он­та, Кефа­ла и дру­гих геро­ев, Амфи­т­ри­он опу­сто­шал ост­ро­ва теле­бо­ев, но сто­ли­цу нель­зя было захва­тить, пока там пра­вил Пте­ре­лай, кото­ро­го Посей­дон сде­лал бес­смерт­ным, вырас­тив на его голо­ве один золо­той волос. Дочь Пте­ре­лая Коме­то, влю­бив­шись в Амфи­т­ри­о­на, вырва­ла у отца этот волос, отче­го тот умер, и обес­пе­чи­ла тем самым победу фиван­цам. Амфи­т­ри­он захва­тил все ост­ро­ва теле­бо­ев; убив Коме­то и захва­тив добы­чу, он отплыл в Фивы. Пока Амфи­т­ри­он отсут­ст­во­вал, Зевс, при­няв его образ, явил­ся к Алк­мене и от него она зача­ла Герак­ла. Амфи­т­ри­он узнал о неволь­ной измене жены, но при­ми­рил­ся с ней; Алк­ме­на одно­вре­мен­но роди­ла Ифик­ла от Амфи­т­ри­о­на и Герак­ла от Зев­са. Амфи­т­ри­он полю­бил обо­их сыно­вей и был учи­те­лем Герак­ла в искус­стве вожде­ния колес­ни­цы. Когда миний­цы — жите­ли бео­тий­ско­го Орхо­ме­на нало­жи­ли на Фивы дань, Амфи­т­ри­он отваж­но сра­жал­ся вме­сте с Герак­лом про­тив них и погиб в этой войне.

Цитаты классической древнегреческой литературы

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

Когда Элек­три­он был царем Микен, при­шли сыно­вья Пте­ре­лая вме­сте с тафий­ца­ми65 и ста­ли тре­бо­вать воз­вра­ще­ния уде­ла, при­над­ле­жав­ше­го Место­ру, деду Тафия с мате­рин­ской сто­ро­ны. Когда же Элек­три­он отка­зал­ся это сде­лать, те ста­ли уго­нять его коров. Сыно­вья Элек­три­о­на пыта­лись обо­ро­нять­ся, и тогда их вызва­ли на бой, в кото­ром про­тив­ни­ки пере­би­ли друг дру­га. Из сыно­вей Элек­три­о­на уце­лел толь­ко один Ликим­ний, кото­рый был тогда еще очень юным, а из сыно­вей Пте­ре­лая — Эвер, кото­рый сто­ял на стра­же у кораб­лей.

Те из тафий­цев, кото­рые смог­ли убе­жать, отплы­ли, захва­тив угнан­ный скот, и пере­да­ли его царю элей­цев Полик­се­ну, но Амфи­т­ри­он выку­пил скот и при­гнал его обрат­но в Мике­ны. А Элек­три­он, желая ото­мстить за гибель сво­их сыно­вей, пере­дал прав­ле­ние, а так­же свою дочь Алк­ме­ну Амфи­т­ри­о­ну и, взяв с послед­не­го клят­ву, что он оста­вит Алк­ме­ну до его воз­вра­ще­ния девуш­кой67, решил отпра­вить­ся в поход на теле­бо­ев. Во вре­мя пере­да­чи ста­да, когда одна из коров отби­лась и ста­ла убе­гать, Амфи­т­ри­он мет­нул в нее дуби­ну, кото­рую дер­жал в руке; дуби­на от рогов коро­вы рико­ше­том попа­ла в голо­ву Элек­три­о­ну и уби­ла его напо­вал.

 

Геродот. История. Книга V. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

И мне само­му при­шлось видеть в свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Исме­ния в бео­тий­ских Фивах кад­мей­ские пись­ме­на43, выре­зан­ные на несколь­ких тре­нож­ни­ках и боль­шей частью сход­ные с ионий­ски­ми. Над­пись на одном тре­нож­ни­ке гла­сит:

Амфи­т­ри­он меня посвя­тил, одолев теле­бо­ев.

Эта над­пись, быть может, отно­сит­ся ко вре­ме­нам Лаия, сына Лаб­да­ка, вну­ка Полидо­ра, пра­вну­ка Кад­ма.

Оцените статью
Античная мифология