Бог Амон

Амон (греч., егип. спря­тан­ный), выс­шее еги­пет­ское боже­ство; Амон изо­бра­жал­ся чело­ве­ком с дву­мя перья­ми на голо­ве или с бара­ньей или гуси­ной голо­вой. Свя­щен­ны­ми живот­ны­ми в куль­те Амо­на счи­та­лись баран и ниль­ский гусь. Со 2-го тыс. до н. э. цен­тром его куль­та ста­ли еги­пет­ские Фивы, где Амон почи­тал­ся как бог-созда­тель и бог пло­до­ро­дия. Позд­нее его ста­ли свя­зы­вать с богом солн­ца Ра и богом пло­до­ро­дия Мином. С 16 в. хра­мы Амо­на ста­но­вят­ся в Фиван­ской обла­сти наи­бо­лее могу­ще­ст­вен­ны­ми в эко­но­ми­че­ском отно­ше­нии, их жре­цы начи­на­ют ока­зы­вать боль­шое вли­я­ние на поли­ти­че­скую жизнь стра­ны. Во вре­мя куль­то­вых празд­ни­ков Амон делал пред­ска­за­ния. Ок. 1000 до н. э. вер­хов­ный жрец Амо­на захва­тил поли­ти­че­скую власть на Юге Егип­та. Гре­ки при­рав­ни­ва­ли Амо­на к Зев­су. Иден­тич­ность ора­куль­но­го бога Аммо­на, центр куль­та кото­ро­го нахо­дил­ся в Ливий­ской пустыне, в оази­се Сива, с еги­пет­ским Амо­ном точ­но не уста­нов­ле­на. Культ Амо­на суще­ст­во­вал так­же в Спар­те и гре­че­ских Фивах.

ДревнегреческийДревнеегипетскийТранслитерацияАнглийскийПеревод
Ἄμμωνjmnaˈmoːn

 

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АМОНА С ЗЕВСОМ

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

Также многие полагают, что собственно египетское имя Зевса — Амун (или Аммон, как неправильно произносим мы).

 

Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)

«Поэто­му-то егип­тяне и изо­бра­жа­ют Зев­са [Амона] с ликом бара­на, а от егип­тян пере­ня­ли такой спо­соб изо­бра­же­ния аммо­нии (они про­ис­хо­дят от егип­тян и эфи­о­пов, а язык у них сме­шан­ный из язы­ков этих наро­дов). По-мое­му, и свое имя аммо­нии заим­ст­во­ва­ли от Зев­са; ведь в Егип­те Зев­са назы­ва­ют Аммо­ном. Так вот, фиван­цы не при­но­сят в жерт­ву бара­нов; они счи­та­ют бара­нов свя­щен­ны­ми по упо­мя­ну­той выше при­чине. Толь­ко в един­ст­вен­ный день в году на празд­ни­ке Зев­са они зака­лы­ва­ют одно­го бара­на и, сняв руно, наде­ва­ют его на ста­тую Зев­са, как это сде­лал неко­гда сам бог. Затем они при­но­сят к ней дру­гую ста­тую Герак­ла. После это­го все жите­ли хра­мо­вой окру­ги опла­ки­ва­ют бара­на и потом погре­ба­ют в свя­щен­ной гроб­ни­це».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АМОН-РА С ЗЕВСОМ

Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)

 

«В Фиван­ской обла­сти есть свя­щен­ные змеи, отнюдь не «пагуб­ные» для людей. Они малень­кие, с дву­мя рога­ми на голо­ве. Мерт­вых змей погре­ба­ют в хра­ме Зев­са [Амон-Ра], так как они, по сло­вам егип­тян, посвя­ще­ны это­му богу».

 

Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)

«Этот город, как гово­рят, — сто­ли­ца всей Эфи­о­пии. Жите­ли его при­зна­ют толь­ко двух богов — Зев­са [Амон-Ра] и Дио­ни­са [Осирис] — и почи­та­ют их весь­ма усерд­но. Там нахо­дит­ся так­же про­ри­ца­ли­ще Зев­са. В поход они высту­па­ют, когда и куда бог ука­жет им сво­им изре­че­ни­ем».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АМОНА С КНЕФОМ

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

Еще рассказывают, что все египтяне приносят предписанные продукты для гробниц почитаемых животных и ничего не дают одни фнванцы, ибо они не чтут никакого подверженного смерти бога, но только того, кого они называют Кнеф,— несотворенного и бессмертного.
[Кнеф — имя древнего фиванского бога-змея, чей культ слился с культом Амона.]

Оцените статью
Античная мифология