Амон (греч., егип. спрятанный), высшее египетское божество; Амон изображался человеком с двумя перьями на голове или с бараньей или гусиной головой. Священными животными в культе Амона считались баран и нильский гусь. Со 2-го тыс. до н. э. центром его культа стали египетские Фивы, где Амон почитался как бог-создатель и бог плодородия. Позднее его стали связывать с богом солнца Ра и богом плодородия Мином. С 16 в. храмы Амона становятся в Фиванской области наиболее могущественными в экономическом отношении, их жрецы начинают оказывать большое влияние на политическую жизнь страны. Во время культовых праздников Амон делал предсказания. Ок. 1000 до н. э. верховный жрец Амона захватил политическую власть на Юге Египта. Греки приравнивали Амона к Зевсу. Идентичность оракульного бога Аммона, центр культа которого находился в Ливийской пустыне, в оазисе Сива, с египетским Амоном точно не установлена. Культ Амона существовал также в Спарте и греческих Фивах.
Древнегреческий | Древнеегипетский | Транслитерация | Английский | Перевод |
Ἄμμων | jmn | aˈmoːn | — | — |
Цитаты классической древнегреческой литературы
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АМОНА С ЗЕВСОМ
Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )
Также многие полагают, что собственно египетское имя Зевса — Амун (или Аммон, как неправильно произносим мы).
Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)
«Поэтому-то египтяне и изображают Зевса [Амона] с ликом барана, а от египтян переняли такой способ изображения аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов). По-моему, и свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Аммоном. Так вот, фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице».
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АМОН-РА С ЗЕВСОМ
Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)
«В Фиванской области есть священные змеи, отнюдь не «пагубные» для людей. Они маленькие, с двумя рогами на голове. Мертвых змей погребают в храме Зевса [Амон-Ра], так как они, по словам египтян, посвящены этому богу».
Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)
«Этот город, как говорят, — столица всей Эфиопии. Жители его признают только двух богов — Зевса [Амон-Ра] и Диониса [Осирис] — и почитают их весьма усердно. Там находится также прорицалище Зевса. В поход они выступают, когда и куда бог укажет им своим изречением».
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АМОНА С КНЕФОМ
Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )
Еще рассказывают, что все египтяне приносят предписанные продукты для гробниц почитаемых животных и ничего не дают одни фнванцы, ибо они не чтут никакого подверженного смерти бога, но только того, кого они называют Кнеф,— несотворенного и бессмертного.
[Кнеф — имя древнего фиванского бога-змея, чей культ слился с культом Амона.]