Анубис (греч., егип. собачка), египетский бог смерти. Изображался в виде лежащего шакала или собаки, а также в виде человека с шакальей или собачьей головой. Анубис покровительствовал мумифицированию и исполнял ряд обязанностей в суде по отношению к умершим, например, рассказывал о них судьям. В связи с этим греческие писатели отождествляли его с Гермесом Психопомпом. В позднеегипетских текстах и у Плутарха Анубис значится сыном Осириса.
Древнегреческий | Транслитерация | Древнеегипетский | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Ἄνουβις | aˈnu.β̞is | jnpw | jaˈnaːpaw | Anūbis | — | — |
Цитаты классической древнегреческой литературы
Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )
Исида узнала, что любящий Осирис по ошибке сочетался с ее
сестрой как с ней самой, и увидела доказательство этого в венке из лотоса, который он оставил у Нефтиды, то она стала искать дитя, ибо Нефтида, родив, тотчас удалила его из страха
перед Тифоном; ребенок был найден с большим трудом и с помощью собак, которые вели
Исиду; она вскормила его, и он, названный Анубисом, стал ее защитником и спутником, и
говорят, что он сторожит богов как собаки — людей.
Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. — Л.: Academia, 1931. — C. 167) (роман 2 в. н. э. на латинском языке)
Вот наводящий ужас посредник между небесным и подземным миром, с величественным ликом, то темным, то золотым, высоко возносит свою песью голову Анубис, в левой руке
держа кадуцей, правою потрясая зеленой пальмовой ветвью. Сразу же вслед за ним — корова 42, ставшая на дыбы, воплощенное плодородие всеродительницы богини
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АНУБИСА С ГЕРМЕСОМ
Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )
Гермеса, например, называют собакой не в собственном смысле слова, но, как
говорит Платон, связывают с хитроумнейшим из богов бдительность этой твари, ее неутомимость и мудрость, ибо она различает дружественное и враждебное по своему знанию или
незнанию предмета.[Гермеса отождествляли с собакоголовой обезьяной Титом (общая причастность к мудрости) и с шакалом Анубисом (общая связь с преисподним миром).]