БААЛ-ХАММОН (финик. b’lhmn, видимо, « хозяин-жаровик») Хаммон, в западносемитской мифологии божество. Судя по значению имени, бог солнца (ср. на иврите хамма, «солнце»; имя связано со словом хамман, обозначавшим специальные алтари для воскурений, возможно, Б.-Х.). В Карфагене одно из главных божеств, бог плодородия. Отождествлялся с Сатурном и Юпитером, очевидно потому, что воспринял функции Илу. Часто выступает в паре с Тиннит.
Финикийский | Транслитерация | Романизированный | Английский перевод | Перевод |
𐤁𐤏𐤋 𐤇𐤌𐤍 | — | baʿl ḥamūn | Lord Hammon | Господин Хаммон |
Финикийско-пунический. | Транслитерация | Романизированный | Английский перевод | Перевод |
𐤁𐤏𐤋 𐤇𐤌𐤍 | — | bʻl ḥmn | Lord Hammon | Господин Хаммон |
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ БАЛЛА-ХАММОНА С КРОНОСОМ
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. 20.1-18. Ливийский поход Агафокла. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
«Они [Карфагеняне] также утверждали, что Крон [Ваал, или Молох] отвернулся от них, поскольку в прежние времена они имели обычай жертвовать для этого бога благороднейших своих сыновей, но в последнее время тайно купленных и выращенных детей они посылали ему в жертву; а когда было произведено расследование, выяснилось что некоторые принесённые в жертву, были подменены. Когда они задумались об этих вещах, и увидели вражеский стан под своими стенами, они переполнились суеверным страхом, потому что сочли, что они пренебрегли почитанием к богам, которые были утверждены их отцами. В своём рвении загладить вину за своё бездействие, они выбрали двести благородных детей и принесли их жертву публично, а другие, которые были под подозрением, принесли себя в жертву добровольно, в количестве не менее трёхсот человек. Был в их городе бронзовый образ Крона, простирающий свои руки ладонями вверх и наклонно к земле, так что каждый из детей помещённый на это самое (место), скатывался и падал в специальные зияющие ямы, заполненные огнём. Вполне вероятно, что это дало основу мифологическому рассказу Еврипида в его труде о жертвоприношении в Тавриде, в котором он представляет Ифигению, вопрошаемую Орестом:
Куда же прах мой отдадут, скажи?
Там есть огонь священный и ущелье.
Также передаётся среди греков рассказ из древнего мифа о том, что Крон убивал своих детей, как представляется, это имелось в виду карѳагенянами посредством соблюдение этого (ритуала)».
Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Город Гадиры лежит в западной части острова; к нему примыкает на краю острова и поблизости от островка святилище Кроноса [Баал-Хаммон]; святилище же Геракла расположено на другой стороне, обращенной к востоку, как раз там, где остров почти подходит к материку, оставляя пролив шириной около стадии».
Плутарх. О суеверии. (Источник: Плутарх. Сочинения. М., «Художественная литература», 1983. Перевод Э. Г. Юнца.) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):
«Не полезней ли было бы карфагенянам, взяв себе законодателем Крития или Диагора, cпостановить, что не существует ни богов, ни демонов, чем приносить такие жертвы, какие они приносили Крону [Ваалу]»?