Бог Баал-Хаммон

БААЛ-ХАММОН (финик. b’lhmn, видимо, « хозяин-жаровик») Хаммон, в западносемитской мифологии божество. Судя по значению имени, бог солнца (ср. на иврите хамма, «солнце»; имя связано со словом хамман, обозначавшим специальные алтари для воскурений, возможно, Б.-Х.). В Карфагене одно из главных божеств, бог плодородия. Отождествлялся с Сатурном и Юпитером, очевидно потому, что воспринял функции Илу. Часто выступает в паре с Тиннит.

ФиникийскийТранслитерацияРоманизированныйАнглийский переводПеревод
𐤁𐤏𐤋 𐤇𐤌𐤍‎baʿl ḥamūnLord HammonГосподин Хаммон

 

Финикийско-пунический.ТранслитерацияРоманизированныйАнглийский переводПеревод
𐤁𐤏𐤋 𐤇𐤌𐤍‎bʻl ḥmnLord HammonГосподин Хаммон

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ БАЛЛА-ХАММОНА С КРОНОСОМ

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. 20.1-18. Ливийский поход Агафокла. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)

 

«Они [Карфагеняне] также утверждали, что Крон [Ваал, или Молох] отвернулся от них, поскольку в прежние времена они имели обычай жертвовать для этого бога благороднейших своих сыновей, но в последнее время тайно купленных и выращенных детей они посылали ему в жертву; а когда было произведено расследование, выяснилось что некоторые принесённые в жертву, были подменены. Когда они задумались об этих вещах, и увидели вражеский стан под своими стенами, они переполнились суеверным страхом, потому что сочли, что они пренебрегли почитанием к богам, которые были утверждены их отцами. В своём рвении загладить вину за своё бездействие, они выбрали двести благородных детей и принесли их жертву публично, а другие, которые были под подозрением, принесли себя в жертву добровольно, в количестве не менее трёхсот человек. Был в их городе бронзовый образ Крона, простирающий свои руки ладонями вверх и наклонно к земле, так что каждый из детей помещённый на это самое (место), скатывался и падал в специальные зияющие ямы, заполненные огнём. Вполне вероятно, что это дало основу мифологическому рассказу Еврипида в его труде о жертвоприношении в Тавриде, в котором он представляет Ифигению, вопрошаемую Орестом:
Куда же прах мой отдадут, скажи?
Там есть огонь священный и ущелье.
Также передаётся среди греков рассказ из древнего мифа о том, что Крон убивал своих детей, как представляется, это имелось в виду карѳагенянами посредством соблюдение этого (ритуала)».

 

Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Город Гади­ры лежит в запад­ной части ост­ро­ва; к нему при­мы­ка­ет на краю ост­ро­ва и побли­зо­сти от ост­ров­ка свя­ти­ли­ще Кро­но­са [Баал-Хаммон]; свя­ти­ли­ще же Герак­ла рас­по­ло­же­но на дру­гой сто­роне, обра­щен­ной к восто­ку, как раз там, где ост­ров почти под­хо­дит к мате­ри­ку, остав­ляя про­лив шири­ной око­ло ста­дии».

 

Плутарх. О суеверии. (Источник: Плутарх. Сочинения. М., «Художественная литература», 1983. Перевод Э. Г. Юнца.) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):

«Не полез­ней ли было бы кар­фа­ге­ня­нам, взяв себе зако­но­да­те­лем Кри­тия или Диа­го­ра, cпоста­но­вить, что не суще­ст­ву­ет ни богов, ни демо­нов, чем при­но­сить такие жерт­вы, какие они при­но­си­ли Кро­ну [Ваалу]»?

 

Оцените статью
Античная мифология