Бог Бел

Бел (аккад., от общесемит. Балу, «владыка», «господин») в аккадской мифологии обозначение некоторых богов, прежде всего Энлиля; затем, со старовавилонского периода, могло быть эпитетом любого бога, с касситского периода — исключительно Мардука (в греч. передаче применительно к Мардуку — Белос); к 2-1-му тыс. до н. э. в единый образ «владыки» — Б. сливаются Энлиль и Мардук (в Ассирии — Энлиль и Ашшур). Такое обозначение отдельных богов нарицательными именами было свойственно и др. семитским народам. В. А. В западносемитской мифологии Б. (вариант Бол) имя бога (возникшее под аккадским влиянием), широко почитавшегося в Сирии с конца 2-го тыс. до н. э. В Пальмире Б. — верховное божество — владыка мира, глава триады богов (в нее входили также Йарихбол и Аглибол), игравших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой Баалшамем — Малакбел — Аглибол) наиболее заметную роль. Изображения Б. в образе быка или человека с головой быка свидетельствуют о том, что он, очевидно, считался носителем плодоносящей силы. В эллинистический период отождествлялся с Зевсом и Паном. Известны сказания о его борьбе с Тифоном (Йамму). Мифы о Б, вероятно, восходят к древнейшим о Балу.Место Б. (также и Баалшамема) в триадах мог занимать бог, именовавшийся «тот, чье имя благословенно в вечности» (его имя было запретным), культ которого был широко распространен в Пальмире во 2-3 вв. н. э. и, видимо, сложился как религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии.Слово «Б.» иногда служило эпитетом пальмирского бога земли Арцу, или Арду (‘rsw, «земля»): «Арцубел», т. е. «Арцу-владыка». Этот бог, очевидно, ведет происхождение от арабской богини Руда; возможно, оба они восходят к угаритской Арцай, дочери Балу.

ДревнегреческийТранслитерацияАккадскийЛатинскийРусский
Βῆλος/ˈbeɪl/bēluBelus

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ БЕЛА С ЗЕВСОМ

Беросс. Вавилонская история. F12 (Источник: Перевод с издания: Gerald P. Verbrugghe and John M. Wickersham (trans.), Berossos and Manetho, Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997.) Греческий историк. ок. 350/340 — 280/270 до н. э.

 

«Бел [Мардук] же, что в перевод значит «Зевс», разделив мрак посередине, отделил землю и небо друг от друга, и устроил космос. Животные же, не переносившие силу света, погибли. Бел, видя, что земля пустынна и плодородна, приказал одному из богов, чтобы тот отрубил ему голову, и, смешав землю с хлынувшей кровью, создал людей и зверей, способных выносить воздух».

 

Беросс. Вавилонская история. F13 (Источник: Перевод с издания: Gerald P. Verbrugghe and John M. Wickersham (trans.), Berossos and Manetho, Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997.) Греческий историк. ок. 350/340 — 280/270 до н. э.

 

«Агафий Historiae (История) 2.24: Однако в какое бы время ни процветал этот наставник и основатель священных обрядов магов, во всяком случае он (Зороастр-Зорад) изменил старые священные обычаи и создал разные порочные верования. В древности же они (персы) почитали Юпитера и Сатурна и всех прочих богов эллинов, с тем различием, что не сохранили того же названия, но Зевса называли Белом [Мардуком], Геракла Сандом, Афродиту Анаитидой и разных богов называли разными именами, как удостоверяют вавилонский Берос, Атенокл, Симак, описавшие древнейшую историю ассирийцев и мидян».

Оцените статью
Античная мифология