Бог Элагабал

Элагабал Elagabal, «Эл горный», т. е. «бог (первоначально — «сильный, могучий») горный», см. ИЛУ, Гелиогабал Heliogabalus, «солнце гор»; народная этимология: «гелио», греч. «солнце», «габал», семит, «горный»), в западносемитской мифологии бог. Культ Э. сложился, по-видимому, в арамейский период (1-е тыс. до н. э. — 1-й в. н. э.) и получил наибольшее значение в римское время. Очевидно, бог солнца и плодоносящих сил природы. Отождествлялся с Гелиосом (отсюда «Гелиогабал») и Юпитером. Культовый центр Э. находился в городе Эмоса, где ему был воздвигнут огромный, богато украшенный храм. Э. почитался в облике большого черного камня конической формы, закругленного снизу и острого вверху (аэролит); считалось, что он упал с неба и был нерукотворным изображением солнца. Для культа Э. были характерны пышные оргиастические обряды. Элагабал, римский император в 218-222, являвшийся жрецом Э. (отсюда его имя в историографии, первоначально — Варий Авит), пытался возвести Э. в «ранг» верховного божества римского официального пантеона. На Палатине был построен храм Э., куда Элагабал, стремясь к тому, чтобы жречество Э. держало в своих руках тайны всех местных культов, пытался перенести изображения и других богов. Он объявил женой Э. Афину Палладу, а затем, поскольку Э. «отверг» ее, Уранию (Тиннит), как лунное божество. и. ш. Шифман.

ДревнегреческийТранслитерацияЛатиницаАрабскийАрамейский
/ˌɛləˈɡæbələs/Elagabalusإله الجبل𐡁𐡋‎𐡄𐡂‎𐡀𐡋
Ήλιογάβαλος*/ˌhiː.li.oʊˈɡæb.ə.ləs/Heliogabalus
Elagabal

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЭЛАГАБАЛА С ГЕЛИОСОМ

Кассий Дион Кокцеян. Римская история. Книга LXXX. (ИсточникЖ Кассий Дион Коккейан РИМСКАЯ ИСТОРИЯ КНИГИ LXIV-LXXX Перевод с древнегреческого под редакцией А. В. Махлаюка Комментарии и статья А. В. Махлаюка Редактор Л. А. Соловьева Корректоры В. О. Кондратьева, Л. А. Макеева Технический редактор Ε. Μ Денисова Художественное оформление С. В. Лебединского ). Римский историк. 155 г.

 

«Некий Евтихиан, потешив [зрителей] забавами и гимнастическими упражнениями, и по этой причине … который узнав о ненависти солдат к Макрину (ибо …. и не лагерь когда-либо) и отчасти Гелиосом, которого они называют Элагабалом и которого ревностно почитают,
а также побужденный некоторыми другими прорицаниями, решился свергнуть Макрина и сделать вместо него императором Авита, внука Месы, хотя тот был еще ребенком».

 

Зозим. Новая история. Книга I. (Перевод выполнен по изданию: Zosimus. Historia nova / Ed. L. Mendelsohn. – Lips., 1887 с учетом новейшего – Paschaud F. Zosime. Histoire nouvelle. – P., 1974-… (издание продолжается), а также английского перевода Zosimus. New history / Ed. R. Ridley. – Canberra, 1984)

 

«В это время Аврелиан построил роскошный храм Солнца 59, который он украсил приношениями и жертвами из Пальмиры, и в котором он поставил статуи Гелиоса и Бела. После этих успехов Тетрик и другие мятежники были легко побеждены и наказаны так, как они того заслуживали».

Оцените статью
Античная мифология